Научная статья на тему 'Интерактивные возможности проектного подхода'

Интерактивные возможности проектного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ВЕБ-СЕРВИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров О. Ю.

Исследуются проектный подход и интерактивные методы в преподавании истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE POSSIBILITIES OF THE PROJECT-BASED APPROACH

The author explores the project-based approach and interactive methods in teaching history.

Текст научной работы на тему «Интерактивные возможности проектного подхода»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 117-119

УДК 373.6

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА © 2014 г. О.Ю. Макаров

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 14.11.2014

Исследуются проектный подход и интерактивные методы в преподавании истории.

Ключевые слова: проектный подход, интерактивные образовательные технологии, интерактивность, социальная сеть, веб-сервис.

Образование как элемент духовной культуры специфическим образом отражает общественную практику и, влияя на неё, зависит от неё и вынуждено откликаться на её запросы. Современная молодёжь, которой адресованы образовательные услуги, имеет характерные черты, которые высшая школа должна учитывать.

Во-первых, рыночная действительность делает приоритетом в саморазвитии личности молодого человека стимулирование предпринимательской способности. Именно по этой причине традиционные пассивные и активные, связанные с возможностями памяти и репродуктивными действиями, образовательные приёмы уходят в прошлое. На смену им приходит учебное творчество и сотрудничество преподавателя и обучающегося, в частности проектный метод.

Во-вторых, современные молодые люди -сетевое поколение, предпочитающее электронный способ получения и усвоения учебной информации. Следовательно, коммуникационные технологии в образовании в виде комплекса интерактивных обучающих практик являются сегодня самыми передовыми и эффективными.

При всём этом как проектный метод, так и интерактивность в обучении являются лишь средствами достижения образовательных и воспитательных целей и задач, предусмотренных ФГОС. Тематический раздел рабочей программы преподавателя по-прежнему должен быть реализован в полном объёме. Это означает, что и проект, и интерактивность, и сумма знаний в отдельности - лишь фрагменты целого. Это образовательное целое определим здесь как проектно-интерактивный подход.

Проектный подход в единстве с его интерактивными возможностями сегодня может быть реализован посредством электронного обучения

(e-leaming). Электронное обучение - это образовательные услуги при помощи электронных курсов, мультимедиа-учебников и других информационных технологий, связанных с сетью Интернет. Такое обучение предполагает постоянный контакт студента с преподавателем через интерактивные формы занятий, обеспеченность обучающихся непрерывно обновляющимися мультимедиа-учебниками, обучение в любое удобное время и в любом удобном месте, в том числе дома.

Проектно-интерактивный подход разработан и применяется нами в преподавании студентам факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) дисциплины «Отечественная история». Как цель, так и формы занятий должны быть студентам интересны и понятны, как близкие к выбранной ими профессии. Именно поэтому в преподавании истории математикам и программистам обязательно широко применять информационные технологии. Упор в использовании этих технологий сделан, во-первых, на интерактивном характере учебной деятельности, во-вторых, на инновационной концепции сотрудничества преподавателя с обучающимися. Для этого в рабочей программе преподавателя предусмотрены, во-первых, инновационные (лекция-провокация, лекция вдвоём, семинар - доказательство исторической теоремы и т.д.), во-вторых, интерактивные (авторский веб-сайт преподавателя; учебно-исследовательские веб-страницы студентов и т.д.) формы занятий и образовательные технологии. Для наглядности приведём фрагмент программы.

Концепция сотрудничества базируется на представлении о том, что учебная деятельность преподавателя и студентов есть постоянное многостороннее учебное общение - как очное,

118

О.Ю. Макаров

Раздел III. Русские земли и Европа в период политич. раздробленности (XII - XV вв.).

Русские земли в середине XII -середине XIII века. I 4 Проблемная лекция - беседа (2 часа). Ответы на вопросы студентов, совместное выяснение проблемных моментов лекции.

С/р студентов: составление таблицы с мнениями историков о влиянии на Русь ордынского ига (выложить в Сети) - 2 часа. Проверка состояния студенческих сайтов (страниц), комментарии в гостевых книгах - 1 час.

Монголо-татарское завоевание и возрождение независимости (ЯШ^ вв.). I 4 Семинар-дискуссия о влиянии ордынского ига на русскую историю (2 часа). Ведение дискуссии, комментирование групповых и личных студенческих мнений и суждений.

С/р студентов: работа над индивидуальным сетевым проектом - 2 часа. Интерактивные консультации студентам и общение в режиме реального времени (Moodle, ICQ, SKYPE) - 1 час.

так и дистанционное. Преподаватель должен быть доступен студенту в процессе его самостоятельной работы, а результаты этой работы должны быть в любое время видимы преподавателю и другим студентам.

Специфика факультета ВМК делает возможной эту перманентную интерактивность, поскольку большинство студентов владеет или легко может овладеть основами веб-мастерства. В любом случае все студенты сегодня имеют страницы в социальных сетях. Поэтому дисциплина «Отечественная история» реализуется для математиков и программистов в виде проекта по разработке и созданию в процессе аудиторной и самостоятельной работы персонального исторического интернет-ресурса студента, презентация которого представляет собой форму промежуточной аттестации.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов организуется в виде проекта по созданию каждым студентом персонального исторического ресурса в сети. Студент регистрирует домен и сайт, используя один из бесплатных сервисов1 (но в принципе, для работы может быть достаточно страницы в одной из социальных сетей).

На консультации с преподавателем выбирается индивидуальное, обязательно творческое, задание-проект. Например, можно предложить студенту определить основные положения учебника по истории Великой Отечественной войны, а затем в течение семестра проводить экспертизу этих положений по исследовательской литературе и историческим источникам.

Скажем, студент записывает на созданной самостоятельно (работа с кодом) веб-странице или в блоге положение о Сталинградской и Курской битвах как коренном переломе в ходе войны 1941-1945 гг. Затем он занимается поиском альтернативных мнений, которые форму-

лирует и также выкладывает в Сети с собственными комментариями. При том обязательно указывается источник информации. Важно, что студент работает постоянно, его авторский ресурс еженедельно пополняется и просматривается преподавателем.

Методика позволяет преподавателю и студенту непрерывно дистанционно сотрудничать, когда они находятся вне стен университета. Используя электронную почту, ICQ, SKYPE, гостевую книгу студента, открытые в его проекте, преподаватель консультирует обучающегося, корректирует его работу. Поскольку другие студенты через Сеть не только за всем этим наблюдают, но и непосредственно могут во всём участвовать (комментировать, возражать, спрашивать), достигается интерактивность учебного процесса.

Интернет позволяет перевести в нужное место и на нужное время значительную часть и аудиторной работы. Пассивные методы обучения сегодня устарели, поэтому лекции уже не могут быть просто потоком информации в одну сторону. Применяем алгоритм: прослушал лекцию - выполни по её материалу творческое задание (эссе, тезисы, планы, логические схемы). Но делают всё это студенты дома, выкладывая свои работы на персональных сайтах для преподавателя и друг друга. Там же размещаются и конспекты выполненных семинаров в виде доказательств исторических теорем и решения исторических задач.

Преподаватель также работает при помощи собственного проекта в Интернете. Наш преподавательский сайт находится на хостинге ННГУ по адрусу: http://hist.unn.ru/methist/. Персональный сайт преподавателя - это сам преподаватель, только виртуальный. Здесь можно взять планы и задания семинаров, скачать инструкции по их выполнению, тексты

Интерактивные возможности проектного подхода

119

учебников и исторических документов. Здесь преподаватель выкладывает всю текущую информацию: результаты студенческих эссе, исторических диктантов и других работ, рекомендации, объявления и т.д. Наконец, здесь с преподавателем можно непосредственно общаться в реальном времени, например, при помощи ICQ, SKYPE.

Проектно-интерактивный подход позволяет избавиться и от рутины традиционного экзамена, который обычно проводится по принципу «выучи и расскажи». Студент в семестре работал над своим веб-проектом, дополняя его выполненными заданиями по лекциям и семинарам. Преподаватель в e-leaming-аудитории или при помощи ноутбука с Wi-Fi на экзамене может подвести итоги, подсчитав баллы за все виды аудиторной и самостоятельной работы.

Методика проектно-интерактивного подхода для преподавания истории студентам факульте-

та ВМК была разработана несколько лет назад. Сегодня она поднимается на новый уровень благодаря возможностям использовать в практике е-1еагш^ среду дистанционного обучения (СДО). СДО - это программа, представляющая собой систему управления содержимым (контентом) образовательного сайта. Наиболее распространённой среди предназначенных для преподавателей СДО является сегодня система Moodle, в практическом применении которой ННГУ, к сожалению, отстаёт от передовых в этом отношении университетов.

Примечания

1. Например, такой проект может быть размещён на бесплатном хостинге www.hostinger.ru. Ресурсы хостинга для проектной деятельности студентов достаточны, реклама на сайтах, созданных пользователями, отсутствует.

INTERACTIVE POSSIBILITIES OF THE PROJECT-BASED APPROACH

O.Yu. Makarov

The author explores the project-based approach and interactive methods in teaching history.

Keywords: project-based approach, interactive educational technology, interactivity, social network, Web service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.