Научная статья на тему 'Интерактивные технологии при изучении курса "Методика преподавания предмета “Окружающий мир”" как средство развития профессиональных компетенций студентов'

Интерактивные технологии при изучении курса "Методика преподавания предмета “Окружающий мир”" как средство развития профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / ЛЕКЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / STUDENTS / COMPETENCES / BUSINESS GAME / BRAINSTORMING / LECTURE / DISTANCE LEARNING / THE WORLD AROUND US

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маладаева Ольга Климентьевна, Бабиков Владимир Александрович

В статье рассматривается применение наиболее эффективных интерактивных технологий, применяемых при изучении курса «Методика преподавания предмета “Окружающий мир”». Для развития профессиональных компетенций студентов необходимо совершенствование образовательного процесса в направлении изменения содержания образования, применения разнообразных педагогических, в том числе интерактивных технологий, активизации их самостоятельной работы. Интерактивные технологии основаны на принципах взаимодействия, активности студентов, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. В высшем учебном заведении создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Будущий учитель начальных классов с помощью интерактивных технологий учится использовать естественно-научные и обществоведческие знания для ориентирования в современном информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES WHILE LEARNING THE COURSE “TEACHING METHODS OF THE SUBJECT “THE WORLD AROUND US” AS A MEANS OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS

The article discusses the most effective use of interactive technologies used while the learning the course “Teaching methods of the subject “The world around us”. For the development of professional competences of students it is necessary to improve the educational process towards the change the educational content, the use of various pedagogical, including interactive technologies to enhance their independent work. The interactive technologies are based on the principles of interaction, students’ activity, relying on group experience, mandatory feedback. In higher educational institution the environment of educational communication is created which is characterized by openness, interaction of participants, equality of their arguments, accumulation of joint knowledge, possibility of mutual evaluation and control. A future teacher of primary school while using the interactive technologies learns to apply scientific and social science knowledge for orientation in the modern information space.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии при изучении курса "Методика преподавания предмета “Окружающий мир”" как средство развития профессиональных компетенций студентов»

УДК 378.016:502/504

doi: 10.18101/1994-0866-2017-7-94-98

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

© Маладаева Ольга Климентьевна

кандидат географических наук, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: maladaeva@bk.ru

© Бабиков Владимир Александрович

кандидат географических наук, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: mien_bsu@mail.ru

В статье рассматривается применение наиболее эффективных интерактивных технологий, применяемых при изучении курса «Методика преподавания предмета "Окружающий мир"». Для развития профессиональных компетенций студентов необходимо совершенствование образовательного процесса в направлении изменения содержания образования, применения разнообразных педагогических, в том числе интерактивных технологий, активизации их самостоятельной работы. Интерактивные технологии основаны на принципах взаимодействия, активности студентов, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. В высшем учебном заведении создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Будущий учитель начальных классов с помощью интерактивных технологий учится использовать естественно-научные и обществоведческие знания для ориентирования в современном информационном пространстве. Ключевые слова: интерактивные технологии; студенты, компетенции; деловая игра; мозговой штурм; лекция; дистанционное обучение; окружающий мир.

В современном курсе «Окружающий мир» активно обновляются содержание и методы начального образования, ведется поиск наиболее эффективных технологий ознакомления младших школьников с окружающим миром. Все это обусловило изменение содержание курса по предметной подготовке будущих учителей, которые должны свободно ориентироваться в современных программах, владеть базовыми и новыми технологиями знакомства младших школьников с окружающей действительностью.

Основные задачи интерактивных технологий обучения заключаются в том, чтобы обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическую подачу учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена студентами самостоятельно из доступных источников; научить студентов самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения в конкретной ситуации; сформировать умение работать в команде; уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения, высказы-

В. А. Бабиков, О. К. Маладаева. Интерактивные технологии при изучении курса «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» как средство развития...

вать собственное мнение, опирающееся на определенные факты, аргументированно отстаивать его [5].

В связи с активным ростом объема информации необходимо вводить формы многосторонней коммуникации, когда студент становится активным участником образовательного процесса [1]. Современный подход к обучению должен включать новизну и интерактивность, ориентир на личность студента и творческую свободу [2].

В процессе многолетней работы при изучении курса «Методика преподавания предмета "Окружающий мир"» нами были апробированы различные виды интерактивных технологий обучения, посредством которых формируются общекультурные и профессиональные компетенции.

На практическом занятии по теме «Оценка возможностей применения безотметочного обучения младших школьников в курсе "Окружающий мир"» нами была использована работа в малых группах. Работа в малых группах предоставляет возможность развивать в студентах компетентность «способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность обучающихся, развитие их творческих способностей (ПК-7)». Небольшое количество участников в группе обеспечивает более продуктивную работу. Студенты предлагали различные способы безотметочного обучения младших школьников, выявляли среди них наиболее эффективные для организации контроля и оценки обучающихся.

На некоторых практических занятиях применялись дискуссии. Дискуссия позволяет студентам научиться отстаивать свое мнение, слушать других, а также принимать замечания. Элементы дискуссии использовались нами при рассмотрении проблемного вопроса «Экология города Улан-Удэ: задача каждого жителя или экологических организаций?». Проведение дебатов и дискуссий способствовало формированию компетенции «развивать навыки командной работы студентов, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия» (ОК-5).

Достаточно эффективным методом для моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности путем поиска новых способов ее выполнения является деловая игра. К примеру, на одном из практических занятий была применена деловая игра: «Каким будет учитель начальных классов через десять лет?» Она имитировала различные профессиональные ситуации, погружала студентов в специфику их профессиональной деятельности. Некоторые студенты сталкиваются с проблемами, связанными с профориентацией, поэтому необходимо решать их в настоящее время, пока студент еще обучается в вузе. Каждый участник формулировал такие проблемы и записывал их на листке бумаги. Затем все сворачивали свои листки и опускали их в корзину. После того, как все анкеты были собраны, образовали пары. По одному человеку из пары вынимали записки из корзины. Так у каждой «мини-группы» появлялась «вытянутая» проблема, затем студентам давалось 3-5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения. После этого каждая пара излагала проблему и предлагала свое решение. Остальные участники игры могли дополнять выводы по решаемой проблеме новыми предложениями. Такой метод позволил находить решения в сложных нестандартных ситуациях, использовать установленные правила обсуждения,

стимулировать творческую и поисковую активность студентов. Преподаватель становился ведущим, моделировал ход игры и обеспечивал продуктивное общение между студентами [3].

Для выяснения информированности и отношения участников к определенному вопросу нами использовалась технология мозгового штурма. Студентам задавался вопрос для обсуждения: докажите необходимость комплексного использования средств обучения в курсе «Окружающий мир» в процессе работы со младшими школьниками. Предлагалось высказать свои мысли по этому поводу. Все участники высказывали свое мнение за относительно короткое время (5 минут). Далее проводилось обсуждение всех вариантов ответов и выносилось общее решение.

Лекция-беседа. Эта форма интерактивного вовлечения студентов в процесс обучения является наиболее распространенной и часто нами используется. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя со студентами. Основным преимуществом лекции-беседы является привлечение внимания студентов в процессе изложения учебного материала к наиболее важным или спорным вопросам темы. В качестве примера такой лекции нами было проведено занятие на тему «Система средств обучения младших школьников в курсе "Окружающий мир"».

Тренинг как форма интерактивного обучения вот уже несколько лет активно используется в Педагогическом институте БГУ. Одним из основных достоинств тренинга является активное вовлечение всех студентов в процесс обучения, создание комфортной среды для профессионального роста. Взаимодействие студентов превращает обычную учебную группу в наглядную модель. Тренинг удобен тем, что в таком формате студенты получают не только новые знания, но и учатся применять их на практике.

Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов. Перед самостоятельным просмотром документального фильма Люка Бессона и Яна Артюс-Бертрана «Дом. Свидание с планетой» задавались ключевые вопросы. Фильм демонстрировал красоту различных участков и ландшафтов планеты Земля и последствия разрушений, нанесенных ей антропогенной деятельностью. Затем был проведен диалог по изучаемой теме и выведена проблема, которая дала основу для дальнейшего обсуждения, по его завершению делались выводы и подводились итоги. Студенты совместно входят в близкое эмоциональное состояние и переживают созвучные чувства, что сопутствует принятию и осуществлению решения задачи.

Дистанционное обучение позволяет совмещать в себе самостоятельную познавательную деятельность студента с разнообразными источниками информации, учебными материалами, различными механизмами обратной связи и контроля. В рамках дистанционного обучения мы чаще осуществляем общение со студентами как руководители выпускных квалификационных и курсовых работ. Этот метод и способы его реализации совершенствуются с каждым годом и предоставляют возможность все более удобного и интенсивного взаимодействия со студентами.

Несмотря на множество положительных моментов применения интерактивных технологий при изучении курса «Методика преподавания предмета "Окружающий мир"», мы выявили ряд отрицательных моментов:

В. А. Бабиков, О. К. Маладаева. Интерактивные технологии при изучении курса «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» как средство развития.

- для физического комфорта и более продуктивной работы целесообразнее применять интерактивные технологии на практических занятиях с небольшим количеством студентов (до 25 человек);

- требуется большее количество времени на подготовку к занятиям;

- сложность индивидуального оценивания;

- небольшой объем изученного материала;

- преподаватель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения.

Мы как преподаватели переосмысливаем и творчески преобразовываем стереотипы своего личного и профессионального опыта, вовлекаемся в непривычные системы межличностных и деловых отношений. Интерактивные технологии позволяют формировать у нас профессиональные компетенции проектирования образовательного процесса по своим учебным дисциплинам в совместной деятельности со студентами, анализировать собственную преподавательскую деятельность в условиях взаимодействия.

Таким образом, применение некоторых интерактивных технологий в рамках дисциплины «Методика преподавания предмета "Окружающий мир"» позволяет сформировать следующие компетенции:

- способность использовать естественно-научные знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3) — просмотр и обсуждение учебных видеофильмов, лекция-беседа;

- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) — работа в малых группах, деловая игра, ролевая игра, мозговой штурм;

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) — дистанционное обучение;

- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддержать активность, инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) — тренинги, мозговой штурм.

Хотелось бы отметить, что интерактивные технологии слабо формируют компетенцию «способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса» (ПК-4), т. к. преподаватель имеет меньше времени на контроль над объемом и глубиной изучения материала, и ходом обучения. Для формирования данной компетенции более уместно применение традиционных методов обучения.

В интерактивных технологиях заложен большой потенциал, способствующий повышению профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. Общество ставит перед образованием цель: подготовить будущее поколение учителей к разнообразной самостоятельной и профессиональной деятельности, готовых решать любые проблемы, способных к самокритичному анализу своей работы и презентации результатов своей проектных исследований.

Литература

1. Бордовская Н. В., Даринская Л. А., Костромина С. Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2017. 442 с.

2. Ершова О. В., Муллина Э. Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих конкурентноспособность на рынке труда // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 9. С. 133-136

3. Интерактивные технологии обучения в экологическом и межкультурном образовании учащихся: учеб.-метод. пособие / И. Г. Актамов [и др.]. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. 146 с.

4. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов н/Д: Феникс, 2004. 384 с.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

6. Селевко Г. К. Классификация образовательных технологий // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 87-92.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES WHILE LEARNING THE COURSE

"TEACHING METHODS OF THE SUBJECT "THE WORLD AROUND US"

AS A MEANS OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS

Olga K. Maladaeva

Cand. Sci. (Geography),

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: maladaeva@bk.ru

Vladimir A. Babikov

Cand. Sci. (Geography), A/Prof.,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: mien_bsu@mail.ru

The article discusses the most effective use of interactive technologies used while the learning the course "Teaching methods of the subject "The world around us". For the development of professional competences of students it is necessary to improve the educational process towards the change the educational content, the use of various pedagogical, including interactive technologies to enhance their independent work. The interactive technologies are based on the principles of interaction, students' activity, relying on group experience, mandatory feedback. In higher educational institution the environment of educational communication is created which is characterized by openness, interaction of participants, equality of their arguments, accumulation of joint knowledge, possibility of mutual evaluation and control. A future teacher of primary school while using the interactive technologies learns to apply scientific and social science knowledge for orientation in the modern information space.

Keywords: interactive technologies; students; competences; business game; brainstorming; lecture; distance learning; the World around us.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.