Научная статья на тему 'Интерактивные технологии как средство развития критического мышления у студентов'

Интерактивные технологии как средство развития критического мышления у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1545
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМАНДНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / CRITICAL THINKING / INTERACTIVE TECHNOLOGY / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEAM-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионова Наталья Владимировна, Арсенова Марина Алексеевна, Тимошина Елена Игоревна

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов с помощью интерактивных методов обучения. Автор предлагает поэтапную технологию развития критического мышления с использованием компьютерного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive technology as a means of developing critical thinking in students

This article addresses the problem of formation of professional competencies in students through interactive teaching methods. The author proposes a phased technology development of critical thinking with computer equipment.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии как средство развития критического мышления у студентов»

Секция 7. Педагогика

Для того чтобы развить духовные силы учеников, обучение должно быть взаимным, т. е. главной целью учителя становится создать проблемную ситуацию для решения, как в самом классе, так и вне класса, и в умении убедиться в самостоятельном решении этих ситуаций. Только при самостоятельном получении ответа на тот или иной вопрос, он может стать поучительным для всех остальных учеников. Только ответы товарищей поддерживают напряжение и интерес в классе, т. к. они предназначаются для всех учеников. П. Г. Редкин придерживается точки зрения, что в классе немногословных или даже молчаливых учителей, но умеющих поддержать в постоянном возбуждении содействие учеников господствует гораздо большее напряжение внимания, нежели на уроках тех учителей, которые пытаются говорить в большей степени сами [1, 392]. Напрашивается вывод, что для поддержания интереса обучающихся совсем необязательно повышать голос для привлечения внимания и много, но бестолково говорить.

Кроме того исследователь отмечает, что иногда полезно учителю отдать свою роль, роль спрашивающего, кому-то из учеников. Такой метод тоже стимулирует внимание и поддерживает интерес всего класса, т. к. замечания и поправки со стороны своего товарища действуют гораздо сильнее, чем со стороны учителя. Поддержать интерес можно не только на устных

занятиях, но и при проведении письменных работ, взяв некоторых учеников себе в помощь. Детям нравится, когда взрослые делегируют им некоторую долю ответственности, они сразу чувствуют себя нужными и полезными. И поэтому ничего так не утомляет учеников и не наскучает им, как когда учитель в классе занимается подробным разбором отдельных письменных работ с отдельными учениками [1, 393].

И еще один момент, на который указывает П. Г. Редкин и на который стоит обратить внимание при обучении. Нельзя не доверять во всем и всегда ученикам, нельзя во всех их действиях видеть злой умысел. Автор убеждает, что ученикам необходимо давать некоторую долю свободы, которая также будет способствовать развитию интереса в обучении. Не все действия учеников нужно предавать огласке, что-то можно остановить одним взглядом, легким намеком, а что-то может исчезнуть само по себе. Маленькие вольности, которые могут быть без вреда дозволены ученикам, во многом способствуют поддержанию в них бодрости духа, веселости, охоты к учению и готовности повиноваться. Снисхождение, способность не заострять внимание на мелкие проступки учеников со стороны учителя возбуждает в них любовь и преданность к нему. Мы разделяем точку зрения П. Г. Редкина, что во многом успех учения зависит от добрых взаимных отношений между учителем и учениками [1, 388].

Список литературы:

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)/Сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, - 1987. - 560 с.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в./Сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, - 1990. - 608 с.

3. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики/Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. -М.: Народное образование, - 2001. - 448 с.

Ionova Natalia Vladimirovna, Ph. D. in Philology Arsenova Marina Alekseevna, Ph. D. in Pedagogy Timoshina Elena Igorevna, Ph. D. in Pedagogy, Cherepovets State University, Department of Preschool Education

E-mail: ionovanv2k9@mail.ru

Interactive technology as a means of developing critical thinking in students

Abstract: This article addresses the problem of formation of professional competencies in students through interactive teaching methods. The author proposes a phased technology development of critical thinking with computer equipment.

Keywords: critical thinking, interactive technology, professional competence, team-learning.

75

Section 7. Pedagogy

Ионова Наталья Владимировна, кандидат филологических наук

Арсенова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук

Тимошина Елена Игоревна, кандидат педагогических наук, Череповецкий государственный университет, кафедра дошкольного образования E-mail: ionovanv2k9@mail.ru

Интерактивные технологии как средство развития критического мышления у студентов

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов с помощью интерактивных методов обучения. Автор предлагает поэтапную технологию развития критического мышления с использованием компьютерного оборудования.

Ключевые слова: критическое мышление, интерактивные технологии, профессиональные компетенции, командные формы обучения.

Современный мир находится на этапе перехода от индустриальной к информационной эпохе. Изменения, происходящие в различных областях жизнедеятельности (промышленность, политика, экономика), не могут не сказаться на сфере образования. Знания, которые даются студентам ВУЗов, стремительно устаревают. Выпускник, получивший диплом, оказывается совершенно неподготовленным к изменившейся профессиональной среде. Очевидно, что необходимо преобразование самой сущности образовательной системы. У современных студентов важно развивать такие качества как инициативность, мобильность, гибкость, потребность к саморазвитию. В связи с этим объективной необходимостью становится применение современных образовательных технологий, позволяющих не только транслировать знания, но и формировать умения учащихся добывать знания самостоятельно.

Одним из путей повышения эффективности обучения может стать развитие критического мышления через внедрение в образовательный процесс ВУЗа интерактивных технологий обучения. Использование компьютерного оборудования и Интернета позволяет создать оптимальные условия для совершенствования мыслительных навыков, самореализации и профессиональной самоактуализации студента.

Проблема развития критического мышления впервые была разработана в конце XX столетия в США (Д. Стилл, Ч. Темпл и др.). В ней воплотились идеи коллективного и группового обучения, а также методы развивающего обучения и сотрудничества.

Под критическим мышлением в современной педагогике понимается «совокупность умений, навыков и качеств мыслительной деятельности, обусловливающих высокую степень формирования исследовательской культуры студентов и преподавателей» [1]. Критическое мышление характеризуется предельным уровнем развития всех психических процессов, максимальной объективностью при восприятии, понимании и интерпретации учебного материала.

Д. Халперн выделила основные качества, которыми, по ее мнению должен обладать человек, пользующийся критическим мышлением: «гибкость, готовность исправлять ошибки, осознание, готовность к планированию, настойчивость, поиск компромиссных решений» [4].

Студент, умеющий критически мыслить, умеет доказывать свою точку зрения, эффективно взаимодействует с информационным пространством, эффективно использует самые разнообразные ресурсы.

Трудность формирования такого типа мышления на современном этапе развития отечественного образования связана с тем, что учащиеся зачастую используют только известные стратегии решения задач, действуют импульсивно и мыслят шаблонно.

В связи с этим, мы считаем, что в практике современного высшего образования для увеличения вероятности получения желаемого результата в обучении необходимо использовать специальные когнитивные навыки и стратегии, в том числе интерактивного обучения.

76

Секция 7. Педагогика

Интерактивная технология — «специальное программное обеспечение, позволяющее работать в режиме диалога с пользователем, управляя процессом обучения» [2].

Проведение учебных занятий в современном ВУЗе с использованием интерактивной доски и компьютерных технологий позволяет сменить традиционные наглядные пособия мультимедийными.

Однако основная цель использования интерактивных технологий не сводится к замене старых методов новыми. Благодаря компьютеризации образовательного процесса создаются условия для развития профессиональных компетенций студентов, формирования у них навыков интерпретации материала, гибкости, настойчивости, то есть для развития компонентов критического мышления.

На кафедре дошкольного образования Череповецкого государственного университета активно используются интерактивные технологии. Здесь имеются аудитории, оборудованные всем необходимым для лекционных и практических занятий, включая мультимедиа комплексы, интерактивную доску, теле-, видео, аудио оборудование; учебно-методические ресурсные центры; компьютерные классы; лаборатория развития ребенка, укомплектованная диагностическими программами, лабораторным оборудованием.

Такие условия позволили нам разработать и внедрить поэтапную технологию развития компонентов критического мышления у студентов в рамках дисциплины «Дошкольная психология» с использованием интерактивных методов и приемов обучения.

Логика работы со студентами представлена в пошаговой реализации пяти этапов: 1) мотивация к изучению дисциплины; 2) осознание; 3) развитие креативности; 4) рефлексия и закрепление материала; 5) контроль и самоконтроль.

Вся работа строится вокруг формирования ключевых компетенций, задания, на развитие которых предложены на трех уровнях для каждого этапа: учебная деятельность; учебно-исследовательская деятельность; профессиональная деятельность. На каждом этапе используются специфические интерактивные методы, способствующие развитию основных компонентов критического мышления (гибкость, готовность исправлять ошибки, осознание, готовность к планированию, настойчивость, поиск компромиссных решений).

На первом этапе главная задача преподавания — созданиеиллюзиинезнания,мотивациякизучению дисциплины. Вводные занятия по изучению дисциплины

начинаются с проблемных лекций, на которых студентам предлагаются вопросы и задания, ответы и решения на которые заведомо находятся вне рамок их уровня знаний и компетенций на начальном этапе.

Основной метод развития критического мышления с применением интерактивной доски, который используется на начальном этапе освоения учебного материала:

- демонстрация (изучение объекта, анализ деталей и компонентов)

С целью развития такого компонента критического мышления, как готовность к планированию, рекомендуется использовать такие приемы, как:

• «Ассоциация» (всем студентам предлагается перечислить все возникшие ассоциации на конкретный термин, связанный с темой занятия);

• «Перепутанные логические цепочки» (студентам предлагается проанализировать цитаты, найти логические ошибки, проинтерпретировать идеи, изложенные в тексте).

На втором этапе студенты осваивают деятельностный подход в образовательной деятельности с целью осознания основного материала дисциплины. Используются различные типы лекций: лекция — «обратная связь», направляемая лекция, проблемная лекция и т. д. Семинарские занятия могут проходить в виде деловых игр, коллоквиумов, дискуссий, прессконференций, защиты проектов и т. д. В результате у студентов на этом этапе формируется мотивация к обучению, развиваются такие компоненты критического мышления, как осознание и гибкость.

Основные интерактивные методы, которые используются на данном этапе:

- моделирование (создание собственных моделей на основе известных данных, параметров);

- решение задач (поиск выхода из проблемы в различных новых ситуациях).

Для развития компонентов критического мышления (осознание, гибкость) можно использовать такие приемы, как:

• «Пометки на полях» (студентам предлагается проанализировать предложенный текст, в котором необходимо проставить соответствующие пометки, обозначающие знание-незнание материала, новизну или проблему);

• «Лист решения проблемы» (студентам предлагается занести данные в таблицу по предложенной теме, где следует сформулировать проблему, известное и неизвестное, варианты решения).

77

Section 7. Pedagogy

На третьем этапе преподавания дисциплины создаются условия для развития креативности и компонентов критического мышления у студентов. Важно, чтобы знания не давались в готовом виде, а в процессе поиска недостающих знаний студенты проявляли свои творческие способности, склонности и интересы.

При этом повышается мотивация студентов к изучению дисциплины и дальнейшей профессиональной деятельности в целом.

Интерактивные методы, которые применяются на этом этапе:

- конструирование (формирование новых объектов из виртуальной коллекции);

- решение задач (поиск выхода из проблемы в различных новых ситуациях).

Для развития компонентов критического мышления (гибкость, настойчивость) можно использовать такие приемы, как:

• «Ромашка Блума» (студентам предлагается ответить на один из вопросов на выбор: простой, уточняющий, оценочный, практический или творческий вопрос);

• «Шесть шляп критического мышления» (студентам предлагается проинтерпретировать проблему, исходя из цвета шляпы: белая — факты, желтая — плюсы, черная — минусы, синяя — анализ, зеленая — идеи, красная — эмоции) [3].

На четвертом этапе идет закрепление и применение изученного материала. После изучения каждой темы студентам предлагаются задания для самостоятельной работы для закрепления и применения полученных знаний.

Среди интерактивных методов развития компонентов критического мышления наиболее эффективными, на этом этапе, являются:

- конструирование (формирование новых объектов из виртуальной коллекции);

- исследовательская работа (изучение готовых моделей, развитие умений делать выводы).

В конце каждой темы с целью самопроверки развития компонентов критического мышления и установления «обратной связи» с преподавателем можно включать такие приемы, как:

• «Эссе» (студентам предлагается поразмышлять над тем, что они узнали, задать вопросы, оставшиеся непонятными);

• «Самоанализ» (студентам предлагается оценить свой собственный уровень развития основных компонентов критического мышления).

На пятом этапе с целью итоговой проверки формирования компетенций и уровня развития компонентов критического мышления используются различные формы контроля и самоконтроля. В процессе изучения дисциплины предполагаются промежуточные и итоговые формы контроля, оценки успешности овладения студентами ключевыми компетенциями каждого уровня. Промежуточный контроль проводится в виде творческих заданий, написания самостоятельных контрольных работ, решения практических ситуаций и т. п. на каждый из трёх уровней учебной деятельности. Итоговый контроль предполагает экзамен, в который также включены задания трех уровней — это тестовые задания и защита проектов. Тестовые задания каждый студент выполняет индивидуально. Защита проектов осуществляется публично.

На этом этапе используются интерактивные методы:

- тестирование (проверка знаний студентов по определенной теме);

- тренаж (отработка практических умений и навыков).

Таким образом, представленная нами схема изучения дисциплины «Дошкольная психология» нацелена на формирование такой позиции студента, которая связана с общественно и личностно-значимым преобразованием информационной среды на основе освоения социально-профессионального опыта и проявляется в собственной творческой деятельности, волевом поведении и профессиональном общении. В процессе реализации данной технологии за счет использования интерактивных методов и приемов обучения активизируется эмоциональная сфера учащихся, актуализируется личностная значимость профессиональной информации, восполняется недостаток социального знания о самом себе субъекта деятельности, осознаются личностно-профессиональные проблемы, формируются основные компоненты критического мышления.

Список литературы:

1. Иванова Н. В. Развитие представлений о среде в педагогической науке/Н. В. Иванова, М. А. Виноградо-ва//Вестник ЧГУ Научный журнал. - 2011. - № 4. - Том 3. - с. 150-154.

2. Осипова О. П. Применение интерактивного оборудования в образовательном процессе. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», - 2009. - 133 с.

78

Секция 7. Педагогика

3. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Учебно-методическое пособие. -Саратов: Издательский центр «Наука», - 2009. - 52 с.

4. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб: Издательство «Питер», - 2010. - 512 с.

Markheva Oksana Ievgenievna, Nationale Universität Krywyj Rih, Lehrerin, Lehrstuhl für Deutsch, deutsche Literatur und Methodik des Deutschunterrichts E-mail: markheva@mail.ru

Qualifikationsrahmen der Fremdsprachenlehrer im System der nationalen Berufsqualifikationen der Ukraine

Abstrakt: In dem vorliegenden Artikel werden die Begriffe “Bildungs-” und “Berufsqualifikationen” “Berufsqualifikationen der Fremdsprachenlehrer”, “Qualifikationsrahmen der Fremdsprachenlehrer” erforscht. Es wird der Entwicklungsstand der Bildungs- und Berufsqualifikationen analysiert und die Stellung der Berufsqualifikationen der Fremdsprachenlehrer im System der Berufsqualifikationen der Ukraine festgelegt.

Keywords: Bildungs- und Berufsqualifikationen, Qualifikationsrahmen der Fremdsprachenlehrer, Europäischer Qualifikationsrahmen, Nationaler Qualifikationsrahmen.

Мархева Оксана Евгеньевна, Криворожский национальный университет преподаватель, кафедра немецкого языка и литературы с методикой преподавания E-mail: markheva@mail.ru

Рамка квалификаций учителей иностранных языков в системе Национальных квалификаций Украины

Аннотация: в статье изучаются понятия “образовательные” и “профессиональные” квалификации, “профессиональные квалификации учителей иностранных языков”, “рамка профессиональных квалификаций учителей иностранных языков”. Анализируется состояние разработанности образовательных и профессиональных квалификаций и определяется место профессиональных квалификаций учителей иностранных языков в системе профессиональных квалификаций Украины.

Ключевые слова: образовательные и профессиональные квалификации, рамка профессиональных квалификаций учителей иностранных языков, Европейская рамка квалификаций, Национальная рамка квалификаций.

Интеграционные процессы в Европейском пространстве высшего образования (далее — ЕПВО) обуславливают дальнейшую стратегию реформирования украинской системы образования. Сегодня перед ней стоит задача развития человеческого потенциала, расширения возможностей получения образования, личностного и профессионального развития граждан на протяжении всей жизни. Эти перспективные задачи должны реализовываться в рамках унификации профессиональных требований к трудящимся стран-участниц Болонского процесса. Таким образом, в ЕПВО начались процессы гармонизации национальных систем квалификаций. При этом в качестве инструмента гармонизации была разработана Европейская

рамка квалификаций, а на уровне каждого отдельного государства стали использоваться согласованные с ней Национальные рамки квалификаций.

Анализ исследований учёных (Т. Десятова, Ю. Зиньковского, Б. Королёва, В. Кременя, В. Курило, В. Лугового, М. Степко, Я. Сухого, О. Шевчука и др.) показал, что проблеме Европейской и Национальной рамок квалификаций уделяется достаточно пристальное внимание. Однако вопрос о профессиональных квалификациях учителей иностранных языков (далее ИЯ) остаётся недостаточно изученным. В связи с этим, целью нашей статьи является изучение сущности понятий “профессиональные квалификации учителей ИЯ”, “рамка профессиональных квалификаций

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.