Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИСТАВКИ / ПРОЕКТОРЫ / ДИСПЛЕИ / МОБИЛЬНЫЙ ПЛАНЕТАРИЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДОСКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Абросимова Мария Алексеевна, Смирнова Жанна Венедиктовна

Особенность современной системы образования состоит в том, что она развивается в рамках глобальных процессов информатизации. Интерактивные средства обучения представляют собой потенциальные возможности для развития личности обучающихся, направлены на обогащение коммуникативного и общественного опыта. Интерактивные средства обучения оказывают значительный эффект на повышение качества образования, поскольку образовательный процесс реализуется на основе диалогового обучения. С помощью интерактивных средств обеспечивается возможность подготовить студентов к самостоятельному изучению учебного материала, освоению информации, повысить навыки реализации различных форм и видов образовательной деятельности. На занятиях студенты учатся работать в коллективе, развивают навыки межличностного общения, получают опыт коммуникации, повышают интерес к изучаемому предмету. В качестве функций интерактивных средств обучения выделяются: справочная, информативная, результативная, невербальная, консультирующая. В процессе исследования был проведен опрос 98 педагогических работников высших учебных заведений о востребованных интерактивных средствах обучения. Педагогам предлагалась анкета с вариантами интерактивных средств обучения, использование которых позволит достичь высоких образовательных результатов. Полученные результаты позволили установить, что наиболее результативными интерактивными средствами являются интерактивные приставки, проекторы, дисплеи, мобильный планетарий, интерактивные доски, интерактивный стол, интерактивный пол, конструкторы LEGO. Благодаря интерактивным средствам повышается уровень саморазвития, активности обучающихся. Интерактивные средства активизируют мыслительную деятельность, критическое мышление, навыки взаимодействия. Использование рассмотренных средств открывает новые возможности организации межличностного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Абросимова Мария Алексеевна, Смирнова Жанна Венедиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE LEARNING TOOLS AS AN EFFECTIVE TOOL FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

A feature of the modern education system is that it develops within the framework of global informatization processes. Interactive learning tools are potential opportunities for the development of the personality of students, aimed at enriching the communicative and social experience. Interactive learning tools have a significant effect on improving the quality of education, since the educational process is implemented on the basis of interactive learning. With the help of interactive tools, it is possible to prepare students for independent study of educational material, assimilation of information, improve skills in the implementation of various forms and types of educational activities. In the classroom, students learn to work in a team, develop interpersonal communication skills, gain communication experience, and increase interest in the subject being studied. The functions of interactive learning tools are: reference, informative, productive, non-verbal, consulting. In the course of the study, a survey was conducted of 98 teaching staff of higher educational institutions about the popular interactive teaching aids. Teachers were offered a questionnaire with options for interactive teaching aids, the use of which will achieve high educational results. The results obtained made it possible to establish that the most effective interactive tools are interactive set-top boxes, projectors, displays, a mobile planetarium, interactive whiteboards, an interactive table, an interactive floor, LEGO constructors. Thanks to interactive means, the level of self-development, the activity of students increases. Interactive tools activate mental activity, critical thinking, interaction skills. The use of the considered means opens up new possibilities for organizing interpersonal interaction.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Абросимова Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Особенность современной системы образования состоит в том, что она развивается в рамках глобальных процессов информатизации. Интерактивные средства обучения представляют собой потенциальные возможности для развития личности обучающихся, направлены на обогащение коммуникативного и общественного опыта. Интерактивные средства обучения оказывают значительный эффект на повышение качества образования, поскольку образовательный процесс реализуется на основе диалогового обучения. С помощью интерактивных средств обеспечивается возможность подготовить студентов к самостоятельному изучению учебного материала, освоению информации, повысить навыки реализации различных форм и видов образовательной деятельности. На занятиях студенты учатся работать в коллективе, развивают навыки межличностного общения, получают опыт коммуникации, повышают интерес к изучаемому предмету. В качестве функций интерактивных средств обучения выделяются: справочная, информативная, результативная, невербальная, консультирующая. В процессе исследования был проведен опрос 98 педагогических работников высших учебных заведений о востребованных интерактивных средствах обучения. Педагогам предлагалась анкета с вариантами интерактивных средств обучения, использование которых позволит достичь высоких образовательных результатов. Полученные результаты позволили установить, что наиболее результативными интерактивными средствами являются интерактивные приставки, проекторы, дисплеи, мобильный планетарий, интерактивные доски, интерактивный стол, интерактивный пол, конструкторы LEGO. Благодаря интерактивным средствам повышается уровень саморазвития, активности обучающихся. Интерактивные средства активизируют мыслительную деятельность, критическое мышление, навыки взаимодействия. Использование рассмотренных средств открывает новые возможности организации межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: интерактивные средства, образовательная деятельность, интерактивные приставки, проекторы, дисплеи, мобильный планетарий, интерактивные доски.

Annotation. A feature of the modern education system is that it develops within the framework of global informatization processes. Interactive learning tools are potential opportunities for the development of the personality of students, aimed at enriching the communicative and social experience. Interactive learning tools have a significant effect on improving the quality of education, since the educational process is implemented on the basis of interactive learning. With the help of interactive tools, it is possible to prepare students for independent study of educational material, assimilation of information, improve skills in the implementation of various forms and types of educational activities. In the classroom, students learn to work in a team, develop interpersonal communication skills, gain communication experience, and increase interest in the subject being studied. The functions of interactive learning tools are: reference, informative, productive, non-verbal, consulting. In the course of the study, a survey was conducted of 98 teaching staff of higher educational institutions about the popular interactive teaching aids. Teachers were offered a questionnaire with options for interactive teaching aids, the use of which will achieve high educational results. The results obtained made it possible to establish that the most effective interactive tools are interactive set-top boxes, projectors, displays, a mobile planetarium, interactive whiteboards, an interactive table, an interactive floor, LEGO constructors. Thanks to interactive means, the level of self-development, the activity of students increases. Interactive tools activate mental activity, critical thinking, interaction skills. The use of the considered means opens up new possibilities for organizing interpersonal interaction.

Key words: digitalization, interactive tools, educational activities, interactive set-top boxes, projectors, displays, mobile planetarium, interactive whiteboards.

Введение. На современном этапе развития общества одним из основополагающих направлений является развитие системы образования, которая сопровождается заметными изменениями в педагогической теории и практике. Особенность современной системы образования состоит в том, что она развивается в рамках глобальных процессов информатизации. Информационные технологии используются в различных направлениях жизнедеятельности [4]. В обучении информационные технологии занимают приоритетное место. Мультимедиа используется практически в каждом образовательном процессе, поскольку позволяет сделать учебный материал наглядным и понятным. Интерактивные средства обучения представляют собой потенциальные возможности для развития личности обучающихся, направлены на обогащение коммуникативного и общественного опыта.

Организовать педагогический процесс, отвечающий современным требованиям, возможно при использовании интерактивных средств обучения. Применение данных средств является результативным методом формирования необходимых знаний, умений и навыков студентов. При реализации интерактивного обучения осуществляется отбор знаний, имеющих значение для участников педагогического процесса, отвечающих их внутренним целям и задачам обучения.

Интерактивные средства обучения оказывают значительный эффект на повышение качества образования, поскольку образовательный процесс реализуется на основе диалогового обучения. Рассматриваемая система повышает уровень интереса студентов к обучению, возрастает мотивация, развиваются необходимые навыки, которые можно использовать в будущей профессиональной деятельности.

Благодаря интерактивным средствам становится возможным решить важные задачи в системе обучения студентов вуза. С помощью интерактивных средств обеспечивается возможность подготовить студентов к самостоятельному изучению учебного материала, освоению информации, повысить навыки реализации различных форм и видов образовательной деятельности. На занятиях студенты учатся работать в коллективе, развивают навыки межличностного общения, получают опыт коммуникации, повышают интерес к изучаемому предмету. В качестве функций интерактивных средств обучения выделяются: справочная, информативная, результативная, невербальная, консультирующая. Диалоговый формат обучения

способствует развитию личностных качеств обучающихся. Для интерактивных средств характерна гибкость и вариативность [9]. Данные средства будут иметь высокую эффективность на любом этапе процесса обучения. Например, в качестве подготовки к развитию умений и способностей обучающихся, при закреплении учебного материала. Интерактивные средства используются в процессе самоподготовки, исследовательской, проектной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Д.В. Лучанинов в своих исследованиях, отмечает, что в процессе любого обучения можно использовать различные варианты образовательных средств. Автор говорит о таких интерактивных средствах, которые поддаются цифровизации. Он относит в этот список лекционные занятия (в содержание входит текст с анимацией, аудио и видео-фрагменты), набор текстовых упражнений (тренировочные, контрольные тесты), практические задания с разнообразными формами обучения. Д.В. Лучанинов отмечает, что для дистанционного обучения использование интерактивных средств может сопровождаться внедрением личного кабинета студента, где будут располагаться его достижения, задания для последующего выполнения. Автор предлагает использовать социальные сети для реализации интерактивных средств обучения. Коллективная деятельность с использованием интерактивных средств обучения может быть реализована посредством таких функций социальных сетей как сообщества, беседы, группы. Важным преимуществом является наличие возможности закрепить конкретный учебный материал, загрузить определенную информацию и хранить файлы на одном ресурсе [8].

А.В. Фомина, Л.А. Осипова, И.В. Сликишина в качестве одного из результативных интерактивных средств выделяют метод кейсов. Студенты в рамках работы над кейсом сталкиваются с реальной жизненной ситуацией. В это время обучающиеся актуализируют все имеющиеся у них знания, учатся анализировать информацию, применять их на практике. В процессе работы с кейсом обучающиеся используют учебный материал курса и иные источники информации, что позволяет сделать процесс обучения осмысленным. Благодарякейс-методу становится возможным развить у студентов способность самостоятельно изучать учебную информацию, коллективно обсуждать ситуации, прогнозировать развитие ситуаций, проектировать ситуации и проводить их рефлексию[12].

О.И. Ваганова, И.Р. Воронина, Д.А Лошкарева в своих исследованиях отмечают, что использование интерактивных средств обучения направлено на формирование доступности образовательного процесса для всех обучающихся. В своем исследовании авторы выделяют интерактивную доску как одну из эффективных интерактивных средств. Она представляет собой совокупность аппаратных и программных средств. Педагоги, применяемые интерактивную доску в процессе обучения, обеспечивают возможность студентам овладеть новыми умениями и навыками [3]. Программное обеспечение позволяет работать с Интернет-ресурсами, видео- и аудиоматериалами, делать заметки, сохранять информацию в доступных форматах. Интерактивная доска, по мнению авторов, позволяет студентам развивать творческое мышление, делает процесс обучения наглядным.

Интерактивность представляет собой понятие, которое выражает уровень и характер взаимодействия между участниками определенного процесса [10]. В образовательной деятельности под интерактивностью понимается взаимодействие студентов с педагогом и учебным материалом.

В процессе исследования был проведен опрос 98 педагогических работников высших учебных заведений о востребованных интерактивных средствах обучения. Педагогам предлагалась анкета с вариантами интерактивных средств обучения, использование которых позволит достичь высоких образовательных результатов. Педагогам необходимо было проставить баллы по шкале от 1 до 10 (где 1 - не результативный, а 10 - высоко результативный). Результаты представлены на рисунке 1.

90

Рисунок 1. Результаты опроса педагогов о востребованных интерактивных средствах в процессе обучения

студентов

Полученные результаты позволили установить, что наиболее результативными интерактивными средствами являются интерактивные приставки, проекторы, дисплеи (82%) мобильный планетарий (81%), интерактивные доски (67%), интерактивный стол (62%), интерактивный пол (54%), конструкторы LEGO (37%).

Интерактивные приставки, проекторы и дисплеи значительно облегчают обучение и способствуют повышению качества образования [6]. Интерактивные приставки представляют собой устройства, прикрепленные к проектору, проецирующие изображение на специальную поверхность. Презентация становится интерактивной и появляется

возможность управлять ею. Интерактивные проекторы обладают качеством универсальности, поскольку педагогом в таком случае не нужно устанавливать отдельно интерактивную доску, компьютер и проектор. Интерактивные дисплеи являются альтернативой интерактивной доски.

Мобильный планетарий представляет собой проектор, благодаря которому можно проецировать изображения на куполообразный экран, управлять движением. Данное интерактивное средство является сравнительно новым. Мобильный планетарий является перспективной концепцией, применяемой на различных формах обучения. Благодаря мобильному планетарию становится возможным полностью погрузить обучающихся в учебный процесс [1]. Из-за красочных декораций, необычной подачи материала студенты гораздо быстрее осваивают информацию.

Интерактивные доски являются современным способом восприятия информации, поскольку с малого возраста дети получают информацию с электронных носителей. Благодаря интерактивным доскам дети развивают мелкую моторику, творческое мышление, зрительное восприятие. Образовательный процесс становится более красочным и динамичным. Интерактивная доска может помочь реализовать дидактическую игру или творческий проект, коллективную работу или овладеть коммуникативными навыками. Рассматриваемый инструмент позволяет реализовывать самостоятельную работу обучающихся, создает положительный эмоциональный фон занятия [5].

Интерактивный стол - это современный учебный центр с сенсорной поверхностью. Управление интерактивным столом осуществляется с помощью прикосновения рук человека [11]. Благодаря данному средству становится возможным замотивировать обучающихся участвовать в образовательном процесса, проявлять инициативу и предлагать собственные идеи. Современные интерактивные столы позволяют одновременно применять до 40 касаний, что делает его востребованным средством обучения в больших коллективах.

С помощью интерактивного стола можно проводить командные игры и викторины. Педагог может готовить любые формы заданий и внедрять их с помощью интерактивного стола. Это могут быть вопросы, игры, фотографии, аудио и видеодорожки. Данный способ направлен на обеспечение взаимодействия в процессе работы над конкретной проблемой.

Интерактивный пол так же является инновационной разработкой, основанной на современных технологиях. Он позволяет использовать почти любое покрытие как игровую поверхность, которая будет находиться под управлением людей. Это оригинальный способ вовлечь обучающихся в процесс обучения. Интерактивный пол удачно подойдет для внеучебной деятельности. Данное оборудование подойдет для эмоциональной разгрузки обучающихся.

LEGO WeDo - современный инструмент, направленный на развитие взаимодействия студентов. Благодаря интерактивному средству можно научиться основам робототехники. Конструкторы LEGOявляются менее популярными, поскольку не все образовательные организации реализовывают деятельность в данном направлении. Благодаря рассмотренному способу обучения обучающиеся могут конструировать модели, управлять ими с помощью компьютерных программ [7].

Использование перечисленных интерактивных средств в процессе обучения направлено на создание возможности самостоятельно организовывать свою деятельность. Все действия происходят в режиме реального времени, однако всего одно движение способно погрузить участников процесса обучения в желаемое пространство.

Интерактивные средства являются востребованным методом развития личностных качеств обучающихся. В процессе обучения участники занятия учатся самостоятельно получать знания, анализировать информацию из различных источников. С повышением уровня самостоятельности, увеличивается эффективность самого образовательного процесса, поскольку у участников обучения появляется интерес и вера в собственные силы.

Выводы. Обучающиеся формируют социальные навыки взаимодействия. Они учатся четко формулировать собственную точку зрения, грамотно выстраивать доводы, учатся слышать и слушать противоположное мнение. Обучающиеся учатся с уважением относиться к иным взглядам на ситуацию. С использованием интерактивных средств обучающиеся учатся взаимодействовать в коллективе и занимают свое положение. Благодаря интерактивным способам обучения развиваются творческие навыки. Педагог поощряет обучающихся за активное участие в процессе обучения, поэтому они проявляют активность и инициативу.

Таким образом, благодаря интерактивным средствам повышается уровень саморазвития, активности обучающихся. Интерактивные средства активизируют мыслительную деятельность, критическое мышление, навыки взаимодействия. Использование рассмотренных средств открывает новые возможности организации межличностного взаимодействия.

Литература:

1. Аюпов, Р.Х. Использование новых интерактивных программно-технических средств в высшем образовании / Р.Х. Аюпов // Наука и образование сегодня. - 2021. - № 4(63). - С. 8-9. - EDN UUPMXK.

2. Бычкова, Н.В. Использование современных средств наглядности для формирования общекультурных компетенций у студентов среднего профессионального образования / Н.В. Бычкова // Сфера культуры. - 2021. - № 1(3). - С. 79-88. - DOI 10.48164/2713-301X_2021_3_79. - EDN IMMHYT.

3. Ваганова, О.И. Интерактивные средства обучения как эффективный инструмент образовательной деятельности / О.И. Ваганова, И.Р. Воронина, Д.А. Лошкарева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 3(32). - С. 135-139. - DOI 10.26140/bgz3-2020-0903-0030. - EDN EOKMDY.

4. Методические аспекты организации процесса обучения с использованием современных интерактивных дидактических средств / О.И. Ваганова, Л.А. Хохленкова, Е.А. Челнокова, Е.А. Алешугина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 3(32). - С. 29-33. - DOI 10.26140/bgz3-2020-0903-0005. - EDN TWZKDS.

5. Желтухина, М.Р. Скрайбинг как средство интерактивной визуальной коммуникации / М.Р. Желтухина, Е.Б. Пономаренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 95-100. - EDN DZNTGI.

6. Здор, Д.В. Применение интерактивных презентаций в условиях реализации дистанционных технологий обучения / Д.В. Здор, Д.М. Журавлев, О.Е. Федореева // Образование и право. - 2021. - № 3. - С. 320-324. - DOI 10.24412/2076-15032021-3-320-324. - EDN OEPVAU.

7. Карпасюк, И.В. Применение компьютерных средств визуализации, мультимедийных и интерактивных технологий при дистанционном обучении математическим дисциплинам / И.В. Карпасюк // Мир науки. Педагогика и психология. -2021. - Т. 9. - № 2. - EDN ITJFQT.

8. Лучанинов, Д.В. Использование интерактивных средств для организации дистанционного обучения / Д.В. Лучанинов // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2020. - № 4(41). -С. 84-92. - DOI 10.24412/2227-1384-2020-4-84-92. - EDN PIJRKM.

9. Попова, Л.А. Интерактивные видеолекции как средство дистанционной поддержки школьников в процессе подготовки к итоговой аттестации / Л.А. Попова // Научно-методический электронный журнал Калининградский вестник образования. - 2021. - № 1(9). - С. 54-62. - EDN OHNDCF.

10. Русскова, Ю.Н. Вопросы интерактивного обучения в высшей школе / Ю.Н. Русскова, М.П. Апухтин, С.Ю. Ильин // Государственная служба и кадры. - 2020. - № 5. - С. 258-260. - DOI 10.24411/2312-0444-2020-10310. - EDN JSDHGZ.

11. Танаева, З.Р. Интерактивные симуляторы и виртуальные тренажеры в системе электронных средств обучения будущих сотрудников правоохранительных органов / З.Р. Танаева, Л.Ф. Иванова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2020. - Т. 20. - № 1. - С. 13-18. - DOI 10.14529/^200102. - EDN MTPVSN.

12. Фомина, А.В. Интерактивное обучение как средство формирования профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования / А.В. Фомина, Л.А. Осипова, И.В. Сликишина // Современное педагогическое образование. -2020. - № 12. - С. 65-69. - EDN LXECXV.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Зубкова Яна Владимировна Московский городской педагогический университет (г. Москва); магистрант Абросимова Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Персонализированное обучение и разработка персонализированных образовательных траекторий личностного и профессионального роста студентов являются актуальной задачей современной системы образования. В рамках реализации персонализированного подхода критерием успешности обучения выступает в первую очередь достижение цели студента, а затем и достижение цели образовательной программы. С целью определения персонализированных технологий обучения было проведено исследование среди педагогов. Педагоги определяли содержание технологий, обеспечивающих самостоятельное определение студентами цели обучения; технологий, обеспечивающих выбор темпа и уровня освоения знаний; технологий, направленных на построение персонализированной траектории обучения. В рамках исследования были выделены платформы, способствующие реализации персонализированного подхода в обучении.Развитие персонализации в образовании обусловило ускорением изменений профессиональных технологий, формированием нового социокультурного пространства, интегрирующего реальную и виртуальную реальность.Результатом персонализированного подхода в обучении является самореализация студентов в образовательной сфере и прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: цифровизация, самоопределение, высшее образование, персонализированная траектория обучения, тьютор, веб-квест, онлайн-образование.

Annotation. Personalized learning and the development of personalized educational trajectories of personal and professional growth of students are an urgent task of the modern education system. As part of the implementation of the personalized approach, the criterion for the success of training is primarily the achievement of the student's goal, and then the achievement of the goal of the educational program. In order to determine personalized learning technologies, a study was conducted among teachers. Teachers determined the content of technologies that ensure students' independent determination of the learning goal; technologies that ensure the choice of the pace and level of knowledge acquisition; technologies aimed at building a personalized learning trajectory. Within the framework of the study, platforms were identified that contribute to the implementation of a personalized approach to learning. The development of personalization in education has led to the acceleration of changes in professional technologies, the formation of a new socio-cultural space integrating real and virtual reality. The result of a personalized approach in teaching is the self-realization of students in the educational field and the prediction of future professional activity.

Key words: digitalization, self-determination, higher education, personalized learning trajectory, tutor, web quest, online education.

Введение. В современном обществе становится абсолютно понятным, что ближайшее время станет эпохой радикальных изменений в образовании. Развитие информационных технологий и увеличение доступности технических инструментов в образовании, а также рост количества и доступности информации для обучающихся обуславливают необходимость поиска инновационных решений в обучении, позволяющих результативно использовать достижения науки и техники [6, C. 14]. Реформирование современной системы образования должно быть направлено на системное обновление педагогических практик и оценки результатов образовательной деятельности. В педагогической системе реализуется принцип цифровизации, переход к новым форматам обучения, разрушение традиционной модели взаимодействия со студентами [1, C. 5].

Глобальные изменения в образовательной сфере ставят перед собой новые задачи.

1. В области педагогической деятельности необходимо повысить гибкость и мобильность обучения, обеспечить высокое качество образования с помощью использования инструментов онлайн-обучения [3, C. 177]. Важно проводить учет потребностей и возможностей студентов, реализовывать индивидуальные образовательные программы, включая виртуальные персонализированные программы для достижения целей каждым студентом.

2. Перспективным направлением становится изменение позиции «педагог - студент», где студент выступает в роли активного субъекта, способного проанализировать собственный опыт, аргументировать ценности и убеждения, идеи о личностном и профессиональном самоопределении [7, C. 11]. Педагог в этом случае обеспечивает образовательную среду, направленную на повышение мотивации студентов к познавательной деятельности.

3. Совершенствование образовательных форматов. Востребованной формой обучения студентов становится персонализированный формат, где участники образовательной деятельности самостоятельно определяют направление развития из предложенных вариантов [9, C. 13]. Сущность персонализированного подхода состоит в том, чтобы найти наиболее подходящую практику для достижения высокого уровня знаний.

Персонализированное обучение и разработка персонализированных образовательных траекторий личностного и профессионального роста студентов являются актуальной задачей современной системы образования [10, C. 45]. Персонализированный подход заключается в том, что каждый студент делает осознанный выбор направления развития и находит собственные практики траектории личностного роста, позволяющие достичь высокого уровня развития [12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.