Научная статья на тему 'Интерактивные мультимедийные пособия для начинающих музыкантов'

Интерактивные мультимедийные пособия для начинающих музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Товпич И.О.

В программном обеспечении профессиональной деятельности современного музыканта и возможностях современного электронного музыкального инструментария наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии в музыке и искусстве музицирования. Формируется понимание того факта, что специализированный музыкальный компьютер становится новым многофункциональным политембральным инструментом музыканта. Статья посвящена рассмотрению возможностей интерактивных мультимедийных технологий в системе начального профессионального музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE MULTIMEDIA TOOL FOR YOUNG MUSICIANS

In software of professional activity of a modern musician and possibilities of modern electronic musical instruments are more embodied after centuries of accumulated information of technologies in music and art and in the sphere of playing music. The research shows that the modern academic research has formulated such understanding of the fact that a dedicated music computer becomes a new multi-functional tool of a musician. The article considers possibilities of interactive multimedia technologies in the system of primary professional music education.

Текст научной работы на тему «Интерактивные мультимедийные пособия для начинающих музыкантов»

При исследовании готовности студентов - будущих педагогов математики к организации применения сетевых технологий выявлены их положительные свойства и показано их эффективное влдияние на развитие самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности будущих учителей математики к организации и повышению их познавательного и профессионального интереса [9, с. 205]. Например, изучение социальной сети 4portfolio.ru и понимание ее возможностей является стимулом в вопросах саморазвития и ключевым фактором в активизации познавательной деятельности [10, с. 126]. Учитывая

Библиографический список

особенности образовательной социальной сети 4portfolio.ru, изучен потенциал её портала как эффективного средства обучения.

Таким, образом, социальные сети рассматриваются сегодня как образовательный ресурс нового поколения, способный активизировать и интегрировать различные формы и методы обучения с целью формирования ИКТ-компетентности в системе профессиональной подготовки будущего педагога.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (Проект №16-16-04007).

1. Темербекова А.А., Чугунова И.В. Возможности интерактивных технологий в формировании информационной компетентности будущего учителя. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6 (25): 96 - 98.

2. Темербекова А.А. Ведущие тенденции, принципы и педагогические условия эффективного формирования информационной компетентности учителя. Мир науки, культуры, образования. 2009; 3 (15): 122 - 124.

3. Мухидинов М.Г., Гаджиев Т.С., Дзамыхов Х.Д. Проблемы подготовки будущего учителя в условиях модернизации образования. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 69 - 70.

4. Умалатова З.М., Асадулаева У.М. Организационно-педагогические основы управления повышением качества образования. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 128 - 129.

5. Лавренчук Е.А. Аутопойезис социальных сетей в Интернет-пространстве. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2011.

6. Вылегжанина И.В. Сетевая форма обучения как средство социального развития подростков. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Киров, 2011.

7. Золотухин С.А. Роль социальных сетей в информатизации образования. Дискуссия: Политематический журнал научных публикаций. 2013; 5-6 (35 - 36): 152 -158.

8. Шалимов А.Б. Социальные сети как современная образовательная среда. Дискуссия: Философия и культурология. 2013; 11 (41).

9. Кулибеков А.Н. Система формирования готовности будущих учителей математики к организации применения сетевых технологий. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 205 - 206.

10. Талибов Ф.Ф., Манафова К.К. Активизация познавательной деятельности будущих педагогов с использованием социальной сети 4PORTFOLIO.RU. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 124 - 126.

References

1. Temerbekova A.A., Chugunova I.V. Vozmozhnosti interaktivnyh tehnologij v formirovanii informacionnoj kompetentnosti buduschego uchitelya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6 (25): 96 - 98.

2. Temerbekova A.A. Veduschie tendencii, principy i pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo formirovaniya informacionnoj kompetentnosti uchitelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 3 (15): 122 - 124.

3. Muhidinov M.G., Gadzhiev T.S., Dzamyhov H.D. Problemy podgotovki buduschego uchitelya v usloviyah modernizacii obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 69 - 70.

4. Umalatova Z.M., Asadulaeva U.M. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy upravleniya povysheniem kachestva obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 128 - 129.

5. Lavrenchuk E.A. Autopojezis social'nyh setej vInternet-prostranstve. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2011.

6. Vylegzhanina I.V. Setevaya forma obucheniya kak sredstvo social'nogo razvitiya podrostkov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2011.

7. Zolotuhin S.A. Rol' social'nyh setej v informatizacii obrazovaniya. Diskussiya: Politematicheskij zhurnal nauchnyh publikacij. 2013; 5-6 (35 - 36): 152 -158.

8. Shalimov A.B. Social'nye seti kak sovremennaya obrazovatel'naya sreda. Diskussiya: Filosofiya ikul'turologiya. 2013; 11 (41).

9. Kulibekov A.N. Sistema formirovaniya gotovnosti buduschih uchitelej matematiki k organizacii primeneniya setevyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 205 - 206.

10. Talibov F.F., Manafova K.K. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti buduschih pedagogov s ispol'zovaniem social'noj seti 4PORTFOLIO. RU. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 124 - 126.

Статья поступила в редакцию 4.10.16

УДК 378

Tovpich I.O., Director, School № 8 with major in music study, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia

(St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

INTERACTIVE MULTIMEDIA TOOL FOR YOUNG MUSICIANS. In software of professional activity of a modern musician and possibilities of modern electronic musical instruments are more embodied after centuries of accumulated information of technologies in music and art and in the sphere of playing music. The research shows that the modern academic research has formulated such understanding of the fact that a dedicated music computer becomes a new multi-functional tool of a musician. The article considers possibilities of interactive multimedia technologies in the system of primary professional music education.

Key words: information culture, information society, information educational environment, pedagogy, music computer technologies.

И.О. Товпич, директор ГБОУ СОШ №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка», аспирант

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

Е-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ МУЗЫКАНТОВ

В программном обеспечении профессиональной деятельности современного музыканта и возможностях современного электронного музыкального инструментария наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии в музыке и искусстве музицирования. Формируется понимание того факта, что специализированный му-

зыкальный компьютер становится новым многофункциональным политембральным инструментом музыканта. Статья посвящена рассмотрению возможностей интерактивных мультимедийных технологий в системе начального профессионального музыкального образования.

1<лючевые слова: информационная культура, информационное общество, информационная образовательная среда, педагогика, музыкально-компьютерные технологии.

Информационные технологии и высокотехнологичная сетевая среда - это мощнейший образовательный и воспитательный ресурс. С помощью Интернета можно обменяться мнениями, общаться с людьми из любой страны, в любой точке планеты. Но мы еще не используем многие новые инструментальные возможности цифрового века в музыкальном образовании, среди них - преимущества интерактивного диалога с музыкальным компьютером (МК) для развития и совершенствования музыкальных навыков, применимых в повседневной академической практике. Электронному музыкальному инструменту (ЭМИ), МК и различным аспектам их функционирования в современной художественно-творческой среде посвящены многие работы (см., например, [1; 2; 3]). Однако в практике профессиональной деятельности преподавателя музыкальных дисциплин ДМШ/ДШИ пока ещё новым возможностям уникального музыкального инструментария уделяется недостаточное внимание [4]. Одна из основных задач педагогических исследований сегодня состоит в том, чтобы раскрыть дидактические возможности использования музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [5; 6; 7], особенности их применения в музыкальном воспитании и образовании подрастающего поколения на основе классической музыки, традиционных подходов к способам трансляции многовековой музыкальной культуры [8; 9]. Важно, чтобы увлечение внешними, новыми, цифровыми эффектами и возможностями способствовало не только получению ярких и красочных впечатлений в общении с музыкальным искусством, но и развивало критическое мышление, работало на развитие интеллектуального и культурного роста учащихся [10; 11].

Создавая интерактивные мультимедийные пособия для начинающих музыкантов, мы выстраиваем их представление о музыке на понятном и доступном для них языке. Процесс обучения требует серьезного отношения, упорного труда. Задача преподавателя — создать информационно творческую среду для обучения, которая способствует развитию и воспитанию способностей учеников для качественного освоения учебного материала. На уроке необходимо решаться задачи, связанные с усвоением профессиональных навыков. В домашней работе, используя планшеты, которые так нравятся детям, ученик в игровой форме закрепляет свои знания. Использование игровых технологий для обучения и профессиональной подготовки, требует разработки программного обеспечения, создания мультимедийных продуктов, использования достижений современной педагогической науки, анализа особенностей развития ребёнка.

Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий (ИТ). В настоящее время ИТ занимают определённое место в качественном и эффективном преподавании учебных предметов. Информатизация стала одним из главных направлений получения знаний учащимися в различных предметных областях, в том числе и таких как «Музыка». Практика показала, что процесс обучения с привлечением ИТ на занятиях музыкально-теоретических дисциплин имеет большие возможности и широкие перспективы среди большого количества разнообразных методик. Использование современных ИТ на уроках сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ, а также на уроках музыки в общеобразовательных школах, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Кроме того, учебным планом предусмотрены 1-2 часа в неделю, что явно недостаточно. В связи с этим возникает проблема повышения интенсивности урока, его насыщенности.

Одним из способов решения этой задачи могут стать современные ИТ, которые становятся доступными при использовании интерактивного устройства MIMIO и, несомненно, помогут более эффективному усвоению музыкального материала, повышению интереса к уроку, воспитанию художественного вкуса, развитию творческих способностей, эмоционального отклика учащихся. Использование современного интерактивного оборудования MIMIO позволяет включить не только дидактический и иллюстративный материал, который рекомендован Программами, но и дополнительные аудио- и видеоматериалы. Помимо оригинальных возможностей для закрепления для понимания текущего матери-

ала терминологии важны листы / слайды М1М10. Они позволяют организовать также тестирование, что многократно реализовано в данной работе, являясь не только лишь иллюстративным дидактическим материалом, а дает преподавателю возможность проведения занятий с использованием интерактивного оборудования на современном уровне, когда каждый музыкальный инструмент снабжен иллюстрацией, аудио файлом с рассказом об инструменте и аудио характеристикой звучания. Мы убеждаемся, что интерактивные технологии открывают простор для методического творчества педагога и активных форм усвоения материала для учащегося. Так, например, интересный опыт работы с детьми дошкольных учреждений был представлен на IV Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2015». Так, например, модели, предложенные в проекте [12, с. 60 - 63], вариативны, поэтому возраст детей не ограничен годом-двумя. Основные цели - это повысить интерес ребёнка к музыке, желание музицировать, импровизировать, творить вместе с педагогом, сверстниками, самостоятельно, а также способствовать развитию мышления личности с малых лет. Для таких интерактивных проектов были сконструированы модели, развивающие голос, звуковысотность, дыхание, пение в форме канона, мелодическую импровизацию. Всё это сопровождается передвижением и одновременным озвучиванием предметов на картинке, цветных линий маркера, клонированных букв, синхронно передвигающихся с мелодией голоса ребёнка. Одновременно решаются следующие дидактические задачи: координация речи и согласованное движение пальцев рук, развитие быстроты реакции, артикуляционной моторики, активизация восприятия, развитие слухо- двигательной и тактильной памяти, воспитание отношений партнёрства, плавности речевого выдоха, развитие чувства темпа, развитие коммуникативных навыков, развитие зрительно-моторных координа-ций, развитие саморегуляции мышечного тонуса, воображения. Модели, развивающие активное слушание, - это вставки аудио файлов с непродолжительно звучащим фрагментом классического произведения, например: П. И. Чайковский, пьеса «Марш оловянных солдатиков» из «Детского альбома»; Н. Паганини, Каприс № 24, в исполнении Д. Ойстраха; С.С. Прокофьев, Тема птички из симфонической сказки «Петя и волк»; П.И. Чайковский, пьеса «Неаполитанская песенка» и «Соло на трубе из оркестрового исполнения»; П. И. Чайковский, Отрывок записи «Испанская гитара» и «Вальс» из балета «Щелкунчик». Они знакомят детей с названием и звучанием инструментов. Свободное передвижение кругов, закрывающих картинку инструмента, и передвигающиеся сами музыкальные инструменты дают возможность сделать модель вариативной, познавательной, интерактивной, действенной. Также на экране появляются стихотворения, которые заучиваются по схеме мнемотехники. Звуки голосов животных, песня о фермере, звучащая клавиатура, взятые из приложения галерея, делают модели интереснее в использовании, а методически выверенное использование всех предлагаемых разработок позволяет достичь решения дидактических задач в развитии детей дошкольного возраста. Какие же это задачи в данных моделях: развитие координации тонких, дифференцированных движений, развитие слухового восприятия, активизация словарного запаса, развитие памяти, активизация восприятия, развитие ориентировки в пространстве, осознанное выполнение действий, изображённых на предъявленных схемах, воспитание наблюдательности. «Музыкальной индустрии нужны музыканты нового типа, а именно медиамузыканты, - отмечает преподаватель музыкальных дисциплин и электронного музыкального инструмента И.В. Клиентова. - Выпускник школы, владеющий музыкально-компьютерными технологиями, может стать востребованным специалистом не только в сфере образования и культуры, но и в других областях. Поэтому владение музыкально-компьютерными технологиями для педагогов-музыкантов становится не только актуальным, но и необходимым условием для их успешной деятельности и работы школы в целом» [12, с. 67]. Автор разработала и внедрила в образовательный процесс ДМШ и ДШИ программу «Компьютерное творчество».

Благодаря МК музыкальное творчество становится весьма разнообразным. Доступность компьютерной техники и удобство

профессионально направленного программного обеспечения создают невиданные по масштабам условия для музыкального творчества. Сегодня многие учащиеся при подготовке своих работ активно применяют широкие возможности МКТ. Именно мультимедийное творчество становится очень популярным, проводятся различные конкурсы «Музыка и электроника», «Музыки и мультимедиа», «Медиамузыка» и др. «Музыкант «обрастает» всё новыми слоями профессиональной деятельности, вплоть до освоения основ видеопроизводства и разнообразной студийной работы. Поэтому учебные предметы, даже на начальной стадии образования, должны быть пересмотрены и дополнены» [12, с. 68]. Учащиеся знакомятся с широкими возможностями мультимедийных технологий, применяемых в современном музыкальном образовании. Они изучают современное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта для создания и обработки звука, набора нотного текста, профессионального секвенсинга, а также графические и видеоредакторы. Итогом работы учащихся на уроках компьютерного музыкального творчества является создание творческого проекта. Аудиовизуальные технологии обогащают процесс восприятия музыкального образа [13; 14], создают более яркие впечатления, используя синестетические возможности искусств в семантическом пространстве музыки [15]. Работая над музыкальным образом, учащиеся могут дополнить его видеофрагментами, произведениями изобразительного искусства, чтением текста. Творческий проект

Библиографический список

обусловливает активизацию поисковой работы обучаемых, развивает навыки исследовательской учебной деятельности.

Возможности МКТ, обусловленные функционированием высокотехнологичной информационной образовательной среды, благоприятствуют, как никогда ранее, объединению людей различных стран и континентов, обогащению и усилению процессов сохранения и развития многовековых традиций музыкальной культуры в педагогической практике. Интерактивное и медийное использование МКТ в сфере подачи аудиального и зрительного материала в совокупности с возможностью непосредственного взаимодействия с музыкальным текстом на тактильном уровне является тем путем, благодаря которому возможна интеграция «горячего» - непосредственного и «холодного» - аналитического опыта человека (М. Маклюэн).

Музыка развивает мозг человека, и ничто так не содействует развитию творческих способностей, как желание петь, исполнять музыкальные произведения и непосредственное умение играть на музыкальном инструменте. Когда мир переживает очередной экономический и политический кризис, именно музыкальная культура, музыкальное образование, опирающееся на высокую духовность, толерантность, межкультурную коммуникацию, способно повлиять на уровень общественного сознания, поддерживать и развивать контакты между специалистами в различных областях знаний и классическим музыкальным искусством.

1. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.

2. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

3. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 240.

4. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура, 2015; 6: 135 - 139.

5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.

6. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: Издательство: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32-38.

8. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе 2010; 4: 11-14.

9. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 2: 86-90.

10. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство: РГПУ им. А.И. Герцена. 2011: 30-34.

11. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014: материалы конференции. Санкт-Петербург, 29-31 окт. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.

12. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.

13. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6: 456 - 461.

14. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

15. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки, 2014; 4 (208): 152 - 161.

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

2. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

3. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 240.

4. Gorbunova I.B., Belov G.G. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015; 6: 135 - 139.

5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

6. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: RGPU im. A.I. Gercena, 2012.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32-38.

8. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole 2010; 4: 11-14.

9. Gorbunova I.B. «'Estetika: informacionnyj podhod» Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 2: 86-90.

10. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: RGPU im. A.I. Gercena. 2011: 30-34.

11. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 29-31 okt. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.

12. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: RGPU im. A.I. Gercena, 2015.

13. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 456 - 461.

14. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

15. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki, 2014; 4 (208): 152 - 161.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 37.013

Uzdenova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies,

Karachai-Circassian State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: zarema1177@yandex.ru

ETHNOPEDAGOGICAL HERITAGE OF PEOPLES OF KARACHAY-CHERKESSIA IN ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. In the modern world there is one global environmental problem caused by human activities on environmental change, and it requires rethinking of attitudes towards natural resources. This underlines the urgency of the environmental education of younger generation. Ecological education is ethnopedagogical heritage of every people, customs, traditions of careful environmental management, works of folklore. Skillful use of a teacher at the elementary school of teaching materials will undoubtedly help ethnopedagogy in environmental education of the child. The paper summarizes environmental traditions of Kara-chay-Cherkessia, materials of oral folklore, customs, with both national Russian and universal significance. The author concludes that a skillful use of the teacher of elementary school of materials of oral national creativity will help in environmental education of the child.

Key words: environmental education, younger students, ethnopedagogy, folklore and traditions.

З.К. Узденова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский

государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: zarema1177@yandex.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В современном мире одной из глобальных является экологическая проблема, вызванная активной деятельностью человека по изменению окружающей среды и требующая переосмысления отношения людей к природным ресурсам. Это подчёркивает актуальность экологического просвещения подрастающего поколения. Большое значение в экологическом воспитании имеет этнопедагогическое наследие каждого народа, обычаи, традиции бережного природопользования, фольклорные произведения, учет особенностей региона. Умелое использование педагогом начальной школы материалов этнопе-дагогики окажет несомненную помощь в процессе экологического воспитания ребенка. В статье обобщены природоохранные традиции народов Карачаево-Черкесии, материалы устного народного творчества, обычаи, имеющие как национальную, общероссийскую, так и общечеловеческую значимость. Автор приходит к выводу, что умелое использование педагогом начальной школы материалов устного народного творчества окажет несомненную помощь в процессе экологического воспитания ребёнка.

Ключевые слова: экологическое воспитание, младшие школьники, этнопедагогика, устное народное творчество, традиции.

Экологическая проблема взаимовлияния человека на природу, воздействия человеческого общества на окружающую среду на данном этапе является одной из глобальных проблем. Проблема выживания человечества является зависимой от отношения людей к природе, от культуры поведения, от уровня экологической образованности и воспитанности граждан.

Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по естествознанию и другим учебным предметам в начальных классах.

Большие возможности в решении проблемы экологического воспитания дают материалы народной педагогики.

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования) пункт 4 основывается на принципе «... защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [1, с. 23].

У каждого народа свой язык, традиции и обычаи, имеется богатый опыт по воспитанию подрастающего поколения. Этот воспитательный опыт затрагивает все аспекты жизни людей, в том числе и отношение к окружающей среде, к природе. Умение видеть красоту природы и ценить ее значение ребенок получал с малых лет через наставления родителей, старших родственников в доступной форме - через сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки.

Традиции бережного отношения ко всему живому, почтительное отношение к животным, птицам, растениям у народов

Северного Кавказа существуют ещё с доисламских времен. Бытовали традиции почитания, возведения в ранг священных некоторых животных, птиц, насекомых, растений, деревьев. Почитали даже целые леса, горы, камни.

Так, абазины с любовью относятся к ласточке, считая её спасительницей человеческого рода. По этому поводу существует легенда. В давние времена семиглазое чудовище Абльаг1ва разослало разных зверей и птиц, насекомых в разные концы, чтобы они узнали, чьё мясо самое вкусное и чья кровь самая сладкая. И вот ласточка встретила змею, которая спешила к чудовищу, чтобы рассказать, что самое вкусное мясо и самая сладкая кровь у человека. Ласточка выразила в этом сомнение и попросила змею показать жало. Как только змея высунула жало, ласточка рассекла его, змея же, рассвирепев, ударила хвостом и рассекла ласточке хвост. Вот почему у ласточки раздвоенный хвост, а змея шипит.

Чудесными свойствами наделяли в прошлом отдельные деревья, рощи. Абазины почитали ореховое дерево и дуб. Носителями доброго начала у адыгов считали все плодовые деревья. Проводя параллель между жизнью человека и деревом, когда рождался ребенок, в честь него сажали дерево, обязательно плодовое. Обладатель сада должен был угощать урожаем как можно большее количество людей. Рубить плодовое дерево можно было только тогда, если оно не плодоносило несколько лет. В некоторых семьях соблюдался запрет на рубку, сжигание, использование в хозяйственных целях определенных видов деревьев. К таким деревьям, относилась, например, черешня [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Народные умельцы-строители с большой точностью определяли время заготовки леса для строительства. Это, как правило, происходило или ранней весной, или поздней осенью. Вес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.