Научная статья на тему 'Интерактивные модели нормального онтогенеза – инструмент формирования профессиональных компетенций дефектологов разного профиля'

Интерактивные модели нормального онтогенеза – инструмент формирования профессиональных компетенций дефектологов разного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О И. Кукушкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные модели нормального онтогенеза – инструмент формирования профессиональных компетенций дефектологов разного профиля»

О. И. Кукушкина

Интерактивные модели нормального онтогенеза -инструмент формирования профессиональных компетенций дефектологов разного профиля

Отечественная научная школа располагает методологией разработки и применения информационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ1.

Смысл введения ИТ в систему непрерывного образования дефектологов отечественной научной школы мы видим в использовании уникальных возможностей технологий для освоения фундаментальных основ профессиональной деятельности и собственно профессиональных компетенций (выявление детей с подозрениями на нарушение развития, обследование ребенка, планирование коррекционной работы, коррекция выявленных нарушений развития; профилактика вторичных нарушений развития и т. д.).

С начала 2000 гг. в Институте ведется разработка ИТ-инструментов для подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологов разного профиля.

В ходе исследования были определены типы виртуальных инструментов, необходимых в системе непрерывного образования дефектологов:

• Электронные библиотеки обучающих детских случаев.

• Виртуальные профессиональные практики.

• Интерактивные модели профессиональной работы дефектолога.

• Интерактивные модели нормального онтогенеза.

• Профессиональные навигаторы.

Различие типов инструментов определяется различием их функций в учебном процессе.

Электронные библиотеки «обучающих» детских случаев с профессионально ориентированным поиском позволяют показать в аудитории многообразие каждого нарушения развития и единство логики профессионального анализа, определяющей правила описания (заключения) и перехода к планированию программы коррекционной помощи. Созданы и экспериментально проверены электронные библиотеки «Нарушения фонетического строя детской речи» (Е.Е. Китик, 2006), «Нарушения в применении средств общения у детей» (Н.В. Маевская, 2011), «Развитие представлений о мире в разных условиях обучения у нормально развивающихся детей,

1 Более подробно: URL:http://xn—8kcmadfbxacgagmbj3bgaqdcguqaw3aba 5a1 i.xn--p1ai/issledovanija/prioritety-v-issledovanijah/osobyj-rebenok-v-informacionnom-mire/

21

с нарушенным слухом, ЗПР, ОНР» (М.Р. Хайдарпашич, 2013).

Виртуальные профессиональные практики открывают возможность моделировать в аудитории ситуации профессиональной работы и пошагово формировать практические компетенции дефектолога на специально подобранном множестве детских случаев. Разработаны виртуальные практики логопеда, позволяющие надежно формировать умение выявлять, квалифицировать и профессионально описывать нарушения фонетического строя речи детей (Е.Е. Китик, 2011). Созданы виртуальные практики сурдопедагога, позволяющие формировать умение обследовать развитие ребенка с нарушенным слухом с целью качественной индивидуализации коррекционной помощи (Т.В. Николаева, 2013).

Интерактивные модели профессиональной деятельности «Диагностика - Заключение - Планирование коррекционной работы» позволяют не просто показать работу дефектолога с ребенком, но главное - сделать явной и видимой традиционно скрытую логику профессионального мышления, определяющую суть и последовательность действий профессионала. Первая созданная интерактивная модель раскрывает логику мышления и профессиональных действий логопеда при работе c заикающимся ребенком (Н.В. Маевская, 2011).

Для отечественной научной школы не столь важна ориентировка на первичные нарушения, «особым» считается не тот ребенок, у кого есть ограничения здоровья, а тот, у кого нарушен ход развития. Каждая профессиональная задача решается представителями школы с ориентировкой на развитие ребенка. Смысл работы дефектологов разного профиля является общим - создать условия, необходимые для продвижения ребенка по пути нормального развития, преодоления или смягчения (в наиболее тяжелых случаях) имеющихся нарушений и предупреждения возможных. Фундаментальной основой профессиональной деятельности является понимание закономерностей нормального онтогенеза и умение осмысливать отклоняющееся, нарушенное или искаженное развитие ребенка в этой системе координат. Исходным объектом познания будущего дефектолога мы считаем нормальный онтогенез -понимание хода, логики, этапов, критических точек, механизмов и условий нормального развития ребенка младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. Результатом обучения видится не накопление теоретических представлений о нормативном развитии, а умение использовать это знание как динамическую систему координат, в которой осмысливается развитие ребенка с ОВЗ и только благодаря этому становится возможным обоснованно определять задачи, логику и содержание коррекционной работы - того обучения, которое и поведет за собой развитие ребенка.

Мы предпринимаем попытку использовать современные ИТ,

22

чтобы представить известное отечественной научной школе дефектологии знание в интерактивных моделях каждой линии развития, а в будущем - онтогенеза в целом. Мы предлагаем визуализировать наиболее важные для освоения основ профессиональной деятельности представления о психическом развитии как системном динамическом процессе, выделив и сделав явными компоненты и их взаимосвязи, этапы и ход развития, критические точки и условия перехода на следующий этап, связь с другими линиями развития. Нам необходимы ИТ, чтобы облегчить освоение нормального онтогенеза как системы координат, в которой дефектолог осмысливает состояние ребенка с оВз, где любой момент развития имеет «прошлое» и «будущее».

Приоритетным в разработке мы считаем младенческий, ранний и дошкольный возраст, поскольку доказано, что это оптимальный возраст для наиболее эффективного предупреждения рисков развития вторичных нарушений и их коррекции. Развернуто исследование по созданию интерактивной модели нормального речевого развития ребенка от рождения до 7 лет. В основе реконструкции лежит анализ трудов Р.Е. Левиной и ее последователей (Е.Е. Китик). Становление речи представлено в модели как системный динамический процесс. Смоделирован сам ход речевого развития, представлен процесс становления средств общения (лексические, грамматические, фонетические) и развитие способности ребенка их применять. Визуализируются этапы, критические точки, три уровня нормального речевого развития по Р.Е. Левиной. Модель обнаруживает структурные компоненты, соответствующие каждому уровню, логику их взаимосвязи, делает явным тот факт, что условием перехода на новый уровень речевого развития является способность ребенка применять в коммуникации сформированные средства общения. Создание интерактивной модели нормального речевого развития откроет возможность создания профессиональных навигаторов для дефектологов разного профиля.

Начато исследование по созданию интерактивной модели нормативного развития слухового восприятия ребенка от рождения до 2,5 лет. И этот процесс моделируется как системный динамический, связанный с другими линиями развития ребенка. Предметом визуализации также являются компоненты и их взаимосвязи, этапы, логика развития, критические точки и условия перехода с этапа на этап. В основе реконструкции лежит анализ трудов Л.В. Неймана, Ф.Ф. Рау, Т.В. Пелымской, Н.Д. Шматко, Г.А. Таварткиладзе и др. (Н.Д Шматко, М.Р. Хайдарпашич, А.И. Сатаева). Создание интерактивной модели нормального развития слухового восприятия откроет возможность создания профессиональных навигаторов для дефектологов разного профиля.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.