Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ТЕАТРЕ, ДРАМАТУРГИИ И СЦЕНИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ТЕАТРЕ, ДРАМАТУРГИИ И СЦЕНИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
240
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПРОЕКТ "СОВРЕМЕННАЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ" / СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / INTERACTIVE METHODS / PROJECT "MODERN PETERSBURG DRAMA" / STAGE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фунтусов Владимир Павлович

Статья посвящена экспериментальным формам работы с современной пьесой. Фактографической основой доклада стал творческий проект «Современная петербургская драматургия»- проект имени нар. арт. России Андрея Толубеева. Проект был учрежден Санкт-Петербургским театром «Под самой крышей» в 2003 г. Среди учредителей проекта: Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга, Союз театральных деятелей России, Администрация Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, факультет искусств, кафедра режиссуры и мастерства актера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS IN THEATRE, DRAMA AND STAGE EDUCATION

The article is devoted to experimental forms of work with the modern play. The factual basis of the report became the creative project «Modern Petersburg Drama»- a project named after Andrei Tolubyev, Nar. art. Russia. The project was established by the Saint Petersburg Theater «Under the Roof» in 2003. Among the founders of the project are the Cultural Committee of the Government of Saint Petersburg, the Union of Russian Theatre Workers, the Moscow District Administration of Saint Petersburg, the Saint Petersburg State Institute of Culture, the Faculty of Arts, the Department of Directing and Acting Arts

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ТЕАТРЕ, ДРАМАТУРГИИ И СЦЕНИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

УДК 792.091

В. П. Фунтусов

Интерактивные методы в театре, драматургии и сценической педагогике

Статья посвящена экспериментальным формам работы с современной пьесой. Фактографической основой доклада стал творческий проект «Современная петербургская драматургия»- проект имени нар. арт. России Андрея Толубеева. Проект был учрежден Санкт-Петербургским театром «Под самой крышей» в 2003 г. Среди учредителей проекта: Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга, Союз театральных деятелей России, Администрация Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, факультет искусств, кафедра режиссуры и мастерства актера.

Ключевые слова: интерактивные методы, проект «Современная петербургская драматургия», сценическая педагогика.

Vladimir P. Funtusov Interactive methods in theatre, drama and stage education

The article is devoted to experimental forms of work with the modern play. The factual basis of the report became the creative project «Modern Petersburg Drama»- a project named after Andrei Tolubyev, Nar. art. Russia. The project was established by the Saint Petersburg Theater «Under the Roof» in 2003. Among the founders of the project are the Cultural Committee of the Government of Saint Petersburg, the Union of Russian Theatre Workers, the Moscow District Administration of Saint Petersburg, the Saint Petersburg State Institute of Culture, the Faculty of Arts, the Department of Directing and Acting Arts.

Keywords: interactive methods, project «Modern Petersburg drama», stage pedagogy.

Сегодня, анализируя работу проекта на протяжении более, чем пятнадцати лет, можно точно сказать, что все это время реализация проекта строилась на интерактивных технологиях. Тогда, в 2003 г., интуитивно следуя этимологии термина «интерактив» («inter» - взаимный, «act» - действовать), в своей работе над современной пьесой мы налаживали это интерактивное «взаимодействие» различных составляющих театрального синтеза. Мы занимались снятием всевозможных перегородок внутри творческого процесса, занимались активизацией «обратных связей» и установлением открытых, диалогических форм творчества. Мы искали новые формы и способы работы с пьесой, исследовали подлинность взаимодействия со-творцов спектакля, пробовали разные способы игры актера, разные актерские техники, внедряли интерактивные формы активизации зрителя. Ведя всю эту экспериментальную, лабораторную работу, мы отменяли многие устоявшиеся нормы, упраздняли общепринятые правила, разрушали искусственные перегородки, разделявшие внутренние связи единого творческого процесса.

Проект начинался с того, что в нем принципиально менялась организация дела. Лабораторная работа переставала быть изолированной и второстепен-

Раздел 6. Реализация универсальных компетенций по формированию... ной. На открытие проекта сразу были приглашены действующие петербургские драматурги, вошедшие в стартовую афишу проекта: Людмила Разумовская, Алла Соколова, Сергей Носов, Игорь Шприц, Андрей Зинчук, Игорь Григорьев, Борис Соловьев, Наталья Архипова, Андрей Толубеев... В корне изменились привычные отношения театра и драматурга. Автор мог прийти на репетицию. Он мог участвовать в работе над пьесой, мог совершенствовать пьесу в ходе создания спектакля. Автор обязательно был на премьере и после премьеры принимал участие в обсуждении. Такой открытый, интерактивный способ общения вел к тому, что кто-то из авторов открывал для себя в пьесе нечто новое, кто-то замечал в ней те или иные недостатки, кто-то по ходу дела правил или сокращал текст. В обсуждениях спектакля принимали участие театроведы, драматурги, актеры, режиссеры и просто зрители. Были разрушены искусственные перегородки в общении между театром, зрителем, драматургией и жизнью, были восстановлены «обратные связи».

Иногда мы разрушали эти перегородки обратным ходом, обнажая и подчеркивая их. Так мы поступали, например, с разными этапами превращения пьесы в спектакль. Мы сделали репетиционный процесс открытым - впустили зрителя в репетиционный процесс, показывали ему пьесу на разных промежуточных этапах работы с ней. В результате в проекте появился целый ряд новых, лабораторных форматов показа спектакля: авторская, актерская, режиссерская читки пьесы; театрализованная читка; открытая репетиция; этюдная импровизация; эскиз спектакля; спектакль для камерной сцены, спектакль для большой сцены. Иногда, в случае если мы занимались открытым продвижением автора, возникал формат «дайджеста», а встреча со зрителем превращалась в творческий вечер автора. Открыли внутри проекта формат «Драма-марафон», состоящий из авторских читок, опробовали формат «theater-doc.» с его техникой «verbatim».

В связи с открытой, интерактивной организацией работы отдельные формы промежуточного, лабораторного показа стали более очерченными и определенными. Так произошло, например, с жанром «театрализованной читки» пьесы. К читке в театрах всегда было какое-то неполноценное, ущербное отношение: читка готовилась с одного-двух раз и, в общем-то, всегда оставалась на периферии интересов театра. У нас читка превратилась в особенный, полноправный жанр спектакля - здесь пьеса игралась актерами «от третьего лица», по Б. Брехту. Она игралась «с листа», но прорабатывалась так же тщательно, как и обычный спектакль: в ней всегда были хорошо отрепетированные роли, всегда присутствовал полноценный художественный замысел и точное режиссерское решение. С некоторыми читками случался даже такой казус, как, например, с пьесой И. Шприца «Иосиф прекрасный». Переводя читку этой пьесы в жанр полноформатного спектакля для большой сцены, мы вдруг столкнулись с тем, что зритель, видевший спектакль ранее, воспротивился новому решению и настаивал на том, чтобы актерская игра «с листа» была сохранена и в новом варианте спектакля. Это говорит о том, что жанр сценической читки постепенно преобразился и стал жанром полноценного спектакля в традиции «эпического театра» Б. Брехта.

Section 6. Realization of universal competences on formation of holistic world view...

Стоило распахнуть двери нашей интерактивной лаборатории, как все изменилось и для актера. Ему стало свободней и интересней работать. Он увидел напротив себя живого, действующего автора, он оказался «лицом к лицу» со зрителем, он стал склонен к пробе разных способов актерского сценического существования.

В условиях интерактивного метода мгновенно, переформатировалась и организационная сторона дела. Здесь также быстро исчезли многие препятствия и перегородки. Смешались актерские составы: любительский и профессиональный. Первые спектакли были созданы студентами - актерами и режиссерами (ведь театр «Под самой крышей» - это, база их учебной практики). В работу проекта включились профессиональные артисты: актеры театра на Литейном (А. Екатерининская, А. Цибульский), театра «У нарвских ворот»(засл. арт. России А. Болдинов), театра «Бенифис» (В. Такс), АБДТ им. Г. А. Товстоногова (Н. Горшков), Театра «Остров» (Николай Клочьев) и др.), а также признанные мастера сцены: народные артисты России: Иван Краско (Театр им. В. Ф. Комисасаржевской), Георгий Штиль (БДТ им. Г. А. Товстоногова), Тамара Абросимова (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской); заслуженные артисты России Алексей Баранов, Л. Михайловский (Театр-фестиваль «Балтийский Дом»), Е. Толубеева (АБДТ им. Г. А. Товстоногова) и т. д.

В корне изменилась методология педагогики. В педагогике появилось новое, ничем не заменимое, интерактивное качество - ощущение «реальности обучения». В проекте приняли участие студенты нескольких актерских и режиссерских курсов. Достаточно вспомнить, что с первым режиссерским набором, который явился основателем проекта, за три года было поставлено 12 пьес современных петербургских авторов. И это не помешало студентам-режиссерам поставить в качестве своих дипломных работ еще 11 спектаклей.

Существенно активизировалась эффективность обучения с появлением фестивальной практики и международного обмена. Со спектаклями проекта студенты участвуют в различных международных фестивалях. Они организовывают прием иностранных гостей в рамках ежегодного Международного фестиваля «Современная петербургская драматургия». Они принимают участие в обсуждении спектаклей, в дискуссиях, круглых столах, мастер-классах отечественных и иностранных режиссеров-педагогов.

В 2008 г. по приглашению австрийской стороны студенты-режиссеры заочного отделения совершили творческую поездку в г. Вену (Австрия), где в рамках Международного фестиваля «Восточный мост» были показаны пять пьес современных петербургских драматургов.

Интерактив присутствует в проекте во всем: в самостоятельной работе над ролью, в импровизационном характере репетиционного процесса, в коллективном сочинении формы спектакля, в разных формах демонстрации спектакля, в поиске новых авторов, в организации зрителя, в фестивальной практике, в проведении акций международного творческого обмена.

В связи с тем, что в творческом процессе многие перегородки и многие препятствия были устранены, в жизни проекта появились иные степени свободы, а вместе с ними стало возникать много неожиданностей, импровизаций и любопытных историй. В одном из спектаклей австрийской труппы, выбыла из

Раздел 6. Реализация универсальных компетенций по формированию... строя актриса. Ее срочно пришлось заменить, и этот ввод был с успехом осуществлен нашей актрисой. В спектакле по пьесе С. Носова «Времени вагон» между сценой и зрителем отсутствовала «четвертая стена», и зритель с самого начала располагался как бы «внутри» спектакля. Внутри спектакля оказалась однажды и съемочная группа телеканала «Петербург», которая в силу объективных причин опоздала к началу спектакля и поэтому вынуждена была в импровизационном режиме срочно проникать прямо «внутрь» спектакля. Так телевизионщики его и сняли - «изнутри». Автор пьесы Сергей Носов заметил по этому случаю: «Абсурд ... склонен к самовоспроизведению!». Пьесу Игоря Григорьева «Он обещал ей райскую ночь...» театр выпустил как интерьерный спектакль в мастерской художника Л. Костенко, на Васильевском острове, так как у И. Григорьева действие этой пьесы происходит именно «в мастерской художника». На просмотр американской пьесы «Кражи» ее автор, Д. Гуревич прилетел прямо из Бостона. А немецкие актеры, которым мы сосватали для постановки пьесу нашего, питерского драматурга Тараса Дрозда «Восточный склон», в следующем сезоне привезли ее в Петербург и играли спектакль на трех разных языках, так как в пьесе встречаются персонажи трех разных национальностей: русский, немец и англичанин. Актриса из Донецка Лиана Кикелия сыграла у нас спектакль по мотивам пьесы Жана Ануя «Жаворонок», но все поняли, что ее спектакль не про Жанну Д'Арк, а про сегодняшнюю трагедию Донбасса.

В ходе работы над проектом рождается множество интерактивных форм обучения. Такой интерактивной акцией стал для нас, например, цикл моноспектаклей под общим названием «Такое странное лето». Идея этого спектакля родилась совершенно случайно, она возникла в связи с тем, что многие из студентов курса с опозданием приехали на учебу после летних каникул. Именно поэтому они и получили такое задание - сочинить моноспектакль о том, как они провели лето. В моноспектакле было разрешено использовать все возможные выразительные средства: фонограмму, музыкальные инструменты, вокал, танец, видеоряд и т. д. Текст в спектакле должен был оставаться импровизационным. Через месяц на курсе появилось 12 интересных работ. На их просмотр мы пригласили молодых драматургов и предложили им, записав на диктофон текст спектакля, дома доработать и превратить его в монопьесу...

Все спектакли имели бешеный успех у зрителя: сработал интерактивный механизм обратных связей - на сцене все было живое, подлинное, ведь играли актеры все про себя лично. Драматурги же вскоре принесли интересные обработки текстов, которые мы вместе обсуждали и пытались довести наши импровизации до уровня пьесы. Double-doc.тheater - так назвали мы этот театрально-драматургический эксперимент.

Проекту «Современная петербургская драматургия» только что исполнилось пятнадцать лет. Это постоянно действующий театральный проект. Начиная с 2008 г. он носит имя нар. арт. России Андрея Юрьевича Толубеева. На базе проекта возникли: ежегодный одноименный международный фестиваль, сопутствующая фестивалю ежегодная научно-практическая конференция, постоянно действующая программа «Драма-марафон», соучредительство и участие театра «Под самой крышей» и института в постоянно действующем международном

Section 6. Realization of universal competences on formation of holistic world view... Драматургическом Семинаре «Stage-Island» («Сцена-Остров», остров Хийумаа, Эстония) и Международная премия имени Андрея Толубеева. Идея проекта изначально являлась интерактивной. Проект изначально воспринимался всеми его участниками как живой самодостаточный организм, развивающийся благодаря энергиям взаимодействия всех его со-участников. Эффект саморазвития охватывает все сферы и все уровни процесса создания спектакля, в том числе и уровень театральной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.