Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучениякак основа формирования компетенций'

Интерактивные методы обучениякак основа формирования компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING METHODS / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING / ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATION INTERACTIVE TEACHING METHODS / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / FORMATION OF COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболев Вадим Юрьевич, Киселева Ольга Вячеславовна

Изложен один из возможных подходов к применению интерактивных методов обучения при подготовке бакалавров и/или магистров. Сформированы рекомендации по систематизации целей, преимуществ и недостатков традиционных, активных интерактивных методов обучения и их классификация. Эти рекомендации позволяют принять решение о выборе интерактивных методов обучения, в том числе и инновационных, расширяют возможности формирования у студента компетенций в рамках всего срока обучения и исключают субъективный подход каждого преподавателя к решению данного вопроса.One of the possible approaches to the use of interactive methods of training at bachelor and/or master’s degrees. Suggestions on systematization of targets, advantages and disadvantages of traditional, active, interactive teaching methods, their classification provide the opportunity to decide on the choice of interactive teaching methods, including innovation, extends the possibilities of development of student competences within the entire period of training and excludes individual approach to each teacher to the solution of this issue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучениякак основа формирования компетенций»

УДК 373.147

В.Ю. Соболев, О.В. Киселева,

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Интерактивные методы обучения как основа формирования компетенций

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Постоянный рост требований к уровню образования, поиск методов обучения и средств повышения эффективности образовательных процессов придали процессу обучения качественно новые характеристики и повысили значимость практической направленности подготовки будущего выпускника. Построение образования с учетом современных требований на основе компетент-ностного подхода привело к увеличению удельного веса практических занятий и роли активных и интерактивных методов обуче-

ния, которые помогают не только сформировать умения и приобрести опыт через действия (поскольку восприятие и усвоение теоретического материала более эффективны по сравнению с традиционными методами), но и расширить и углубить знания, полученные в результате теоретической подготовки в большем объеме, чем традиционные методы обучения.

Овладение знаниями в активных формах обучения, как показали результаты исследований, проведенных Р. Карникау и Ф. Ма-

кэлроу, положительно влияет на восприятие и запоминание информации человеком [4] (рис. 1).

В то же время потенциальный абитуриент, выбирая направление и профиль / программу подготовки, ориентируется в первую очередь на требования рынка труда:

- навык и опыт практической деятельности;

- креативность мышления;

- умение работать в команде;

- наличие лидерских качеств;

- умение принимать управленческие решения;

- мобильность.

© Соболев В.Ю., Киселева О.В., 2014

ВАДИМ ЮРЬЕВИЧ СОБОЛЕВ

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика предпринимательской деятельности» Института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: экономика, предпринимательство, инновации, образовательные технологии. Автор 148 публикаций

Работодатель же все в большей степени начинает осознавать недостаточность для практической деятельности модели образования, основанной только на знаниях, получаемых в вузе, и больше внимания уделяет построению компетеност-ной модели работника, необходимой для достижения организацией стратегических целей.

Нельзя не принимать во внимание и то, что разработка и внедрение компетентностно-ориен-тированного профессионального образования связаны преимуще-

ОЛЬГА

ВЯЧЕСЛАВОВНА КИСЕЛЕВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предпринимательской деятельности» Института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: налоговое планирование, государственно-частное партнерство, инновационное предпринимательство. Автор 37 публикаций

ственно с социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками в стране и за рубежом. К ним принято относить мировые тенденции, смену образовательной парадигмы, изменение требований к качеству подготовки выпускников, появление новых видов профессиональной деятельности, мобильность будущих выпускников, владение уникальными способностями, коммуникативными навыками и другими качествами, поскольку компетенции

определяют общий уровень умений и владений студента и определяются ее составляющими -знать, уметь, владеть.

В последние годы в России происходит переход системы образования на реализацию компе-тентностного подхода, поскольку с 2011 года вступили в силу новые образовательные стандарты, предусматривающие его применение, в соответствии с которыми сокращаются лекционные занятия (не более 50% от аудиторных занятий) и увеличиваются практические (семинарские). Характерным для этого является соотношение между двумя видами занятий, наиболее востребованных профессий экономиста и менеджера направления подготовки 38.00.00 «Экономика и управление» в бакалавриате и магистратуре [7] (табл. 1).

Изменение в федеральных государственных образовательных стандартах соотношения лекционных и практических (семинарских) занятий вызвано влиянием прежде всего следующих факторов:

- у студента к моменту окончания обучения должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции в результате изучения различных дисциплин;

- на конечный результат обучения оказывают влияние не только отдельные учебные дисциплины, но и практическая и самостоятельная работа студента;

- молодые специалисты с высшим образованием должны быть обеспечены квалификацией, позволяющей им сразу включаться в процесс производства, которая достигается преимущественно за счет увеличения доли практических занятий в процессе обучения в вузе, так как шансы студентов увеличиваются благодаря большей доли практической подготовки по профессии [2, с. 147].

Изменение вектора образовательного процесса на компе-теностный подход привело к не-

■I» (

Изложен один из возможных подходов к применению интерактивных методов обучения при подготовке бакалавров и/или магистров. Сформированы рекомендации по систематизации целей, преимуществ и недостатков традиционных, активных интерактивных методов обучения и их классификация. Эти рекомендации позволяют принять решение о выборе интерактивных методов обучения, в том числе и инновационных, расширяют возможности формирования у студента компетенций в рамках всего срока обучения и исключают субъективный подход каждого преподавателя к решению данного вопроса.

Ключевые слова: активные методы обучения, интерактивные методы обучения, инновационные интерактивные методы обучения, формирование компетенций.

One of the possible approaches to the use of interactive methods of training at bachelor and/or master's degrees. Suggestions on systematization of targets, advantages and disadvantages of traditional, active, interactive teaching methods, their classification provide the opportunity to decide on the choice of interactive teaching methods, including innovation, extends the possibilities of development of student competences within the entire period of training and excludes individual approach to each teacher to the solution of this issue. Key words: active learning methods, interactive methods of training, innovation interactive teaching methods, the formation of competences.

Человек помнит 10% того,что прочитал Человек помнит 20% того, что услышал Человек помнит 30%

того, что увидел Человек помнит 50% того, что увидел и услышал Человек помнит 80% того, что говорит сам Человек помнит 90% того, до чего дошел в деятельности

Рис. 1. Закономерность восприятия и запоминания информации человеком в процессе обучения

Таблица 1

Соотношение лекционных и практических (семинарских) занятий по группе направлений подготовки 38.00.00

Направление подготовки Бакавриат, % Магистратура, %

Лекционные занятия (максимум) Практические (семинарские) занятия Лекционные занятия (максимум) Практические (семинарские) занятия

38.03.01 «Экономика» 50 50 30 70

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» 50 50 30 70

38.03.06 «Торговое дело» 40 60 20 80

38.03.02 «Менеджмент» 50 50 30 70

38.03.03 «Управление персоналом» 50 50 30 70

38.03.05 «Бизнес-информатика» 40 60 40 60

обходимости определения эффективных технологий и методов обучения, которыми он будет ре-ализовываться. При этом главную роль в достижении конечных результатов обучения играет не только увеличение доли практических (семинарских) занятий, но и активные и интерактивные методы обучения с целью формирования и развития профессиональных навыков и профессиональных компетенций профиля [5, с. 126134], а также контроль за их освоением обучающимися. Активное обучение отличается следующими основными особенностями:

- вынужденной активизацией мышления. Суть этой особенности заключается в том, что студент вынужден быть активным, независимо от того, желает он этого или нет;

- достаточно длительным временем активной деятельности студента. Это значит, что активность носит не кратковременный и эпизодический характер, а является постоянным состоянием работы студента в учебным процессе;

- творческой самостоятельностью студентов при решении нестандартных задач, повышенной степенью мотивации и эмоциональности;

- постоянным взаимодействием преподавателей и студентов с

помощью прямых и обратных связей в режиме интерактивных технологий.

Приведенные в пирамиде обучения проценты усвояемости свидетельствуют об эффективности и, следовательно, целесообразности применения интерактивных методов, поскольку эти методы:

- способствуют эффективному усвоению знаний;

- формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения;

- позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;

- повышают познавательную активность;

- развивают творческие способности;

- создают дидактические и психологические условия, способствующие появлению активности студентов.

Наиболее современной формой активных методов обучения являются интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимо-

действие преподавателя и обучающегося. Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [4].

Благодаря этим достоинствам интерактивные методы стали обязательными в формировании компетенций и для их применения в образовательных стандартах установлено процентное соотношение. Согласно стандартам подготовки бакалавров и магистров, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основной образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин.

В свою очередь, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется особенностью подготовки бакалавра / магистра, содержанием конкретных дисциплин, причем роль интерактивных методов при обучении в магистратуре возрастает, поскольку на данном уровне подготовки большее внимание уделяется навыкам самостоятельной аналитической работы и прикладным аспектам профильной направленности своей профессиональной деятельности (табл. 2).

Обязательный характер применения интерактивных методов свидетельствует о том, что обозначенные в федеральном образовательном стандарте компетен-

Таблица 2

Минимальный удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме по группе направлений 38.00.00

Направление подготовки Уровень образования, %

Бакалавр Магистр

38.03.01 «Экономика» 20 40

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» 30 50

38.03.06 «Торговое дело» 20 40

38.03.02 «Менеджмент» 30 50

38.03.03 «Управление персоналом» 30 50

38.03.05 «Бизнес-информатика» 20 40

ции не могут быть сформированы без их участия. Заложенное в образовательных стандартах учебное время на занятия в активной и интерактивной формах позволяет планировать и контролировать применение активных и интерактивных методов обучения.

Отмеченный ранее высокий процент усвоения материала достигается прежде всего за счет одновременного или последовательного применения одновременно с традиционными методами интерактивных методов обучения, которые позволяют сформировать в процессе обучения в вузе составляющие элементы соответствующих компетенций, такие как знать, уметь, владеть. Наибольший интерес в данном случае вызывают инновационные интерактивные методы, отвечающие следующим критериям инновационных методов обучения. Это:

- объективно новые технологии как результат педагогического творчества (в период от 5 до 10 лет);

- адаптированные к вузу технологии зарубежной практики или других сфер социальной и профессиональной деятельности;

- известные образовательные технологии, применяемые в новых условиях [1, с. 20].

В этой связи возникает проблема выбора наиболее эффективных методов обучения при освоении соответствующих компетенций, применение которых позволит:

- вызвать интерес у обучающегося к дисциплине и будущей профессии;

- побудить к креативному мышлению;

- закрепить, расширить и углубить полученные знания, а также сформировать необходимые составляющие компетенций и владений обучающихся - уметь и владеть;

- создать условия для подготовки и принятия решений в профессиональной области;

- сформировать новый опыт в профессиональной сфере;

- создать условия для кооперации с коллегами.

Решение поставленной проблемы непосредственно связано с целями, преимуществами и недостатками традиционных, интерактивных и инновационных интерактивных методов обучения. Главными отличительными признаками интерактивных методов обученияотинновационныхинтер-активных методов являются: известность образовательной технологии, применяемой в новых условиях (ориентация на будущую профессию); новизна технологии (ее использование не более 10 лет); возможность применения зарубежного опыта, включая методы обучения, характерные для высшей школы.

К инновационным интерактивным методам обучения, соответствующим вышеуказанным критериям, можно отнести: информационный лабиринт, «папку» с входящими документами, интеллект-карты, «жужжащие» группы и эвристические техники и технологии (используются в учебном процессе в России менее 10 лет, предполагает адаптацию к существующим условиям зарубежных методик и др.).

Основные преимущества применения интерактивных и инновационных интерактивных методов обучения перед традиционными следующие:

- традиционная лекция и просмотр учебного фильма предоставляют возможность преимущественно одностороннего об-

щения преподавателя и студента, так как они предполагают формирование у студента новых знаний без учета их закрепления. Это отличает их от интерактивной лекции, когда происходит общение преподавателя и студента;

- традиционный семинар / практическое занятие, с одной стороны, обеспечивает общение преподавателя и студента, однако нередко студент выступает в роли ретранслятора учебного материала, подготовленного для семинарского (практического) занятия, или пересказывает материал, который был ему представлен на лекции. Кроме этого, при проведении практических занятий трудно учитывать разный уровень знаний студентов, поскольку преподаватель, как правило, не имеет возможности опросить всех обучаемых на знание теоретического материала, а также сформировать составляющие компетенций;

- инновационные интерактивные методы обучения позволяют формировать у обучающегося опыт принятия собственных и/или коллективных решений в профессиональной области, расширять и углублять практическую подготовку будущего выпускника, а также быстро адаптироваться к условиям работы и требованиям работодателей.

Изложенная в специальной литературе информация об активных и интерактивных методах обучения пока носит слабо структурированный характер, а существующие классификации

Инновационные интерактивные методы обучения, применяемые в вузе

Интерактивные семинары

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеллект-карты

«Жужжащие» группы

Технология анализа ситуаций для активного обучения

Мозговые штурмы

Эвристические техники и технологии

Комплексные технологии

Техника 3D

Техника GROW

- Ситуационный анализ

- Традиционный анализ конкретных ситуаций

- Метод ситуационного обучения (casе study)

- Метод проигрывания ролей (инсценировки)

- Игровое проектирование

- Групповая дискуссия -Балинтовская сессия

- Мастер-класс

- Ассессмент-центр

- Выставка

- Поведенческое моделирование

- Обучение действием

- Метафорическая игра

- Обучение по методу «SHADOWING» Обучение по методу «BUDDYUNG»

Рис. 2. Инновационные интерактивные методы обучения, применимые в вузе

отражают следующие признаки этих методов обучения, которые можно рассматривать как исходные для дальнейшей систематизации:

- формирование мотивации конфликта;

- степень включенности учащихся в учебную деятельность;

- дидактические цели;

- коммуникативные функции;

- назначение;

- тип познавательной деятельности.

В то же время, учитывая какую роль играют лекции и практические занятия в формировании компетенций, следует дополнить подобную классификацию, проведенную на основе перечисленных признаков, классификацией интерактивных методов с учетом их применения на лекционных и практических занятиях. При этом наличие такого систематизированного представления активных методов обучения позволяет их более обоснованно применять. В этой связи предлагается классифицировать активные и интерактивные методы с учетом формы проведения занятий (рис. 2).

Предложенная классификация инновационных интерактивных методов представляет преподавателю соответствующей дисциплины возможность выбора того или иного метода в зависимости от формы проведения занятий в соответствии с поставленными целями и задачами обучения. Необходимо отметить, что эффект от применения интерактивных методов может быть достигнут при системном подходе к выбору различных методов обучения для формирования компетенций у обучающегося. Полученный же результат не всегда имеет однозначный характер, поскольку даже в рамках одной дисциплины в учебных планах одного направления и/или родственных направлений подготовки бакалавров для формирования одной и той же компетенции каждым преподава-

телем могут использоваться отличные активные и интерактивные методы. Основной причиной этого, по-нашему мнению, являются предпочтения преподавателей в отношении применяемых ими методов. В то же время для интерактивных методов, предусмотренных основной образовательной программой, может быть установлен контроль их целенаправленного включения в образовательный процесс.

Литература

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.

2. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко.

М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

3. Данилов, В.В. Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. URL: http://www.mgirm.ru/userfiles/file/Fevr. ped.chten/2013/Danilov.pdf.

4. Интерактивные формы проведения учебных занятий. Памятка разработчикам стандартов учебных дисциплин. URL: 1bti.secna.ru/teacher/ umk/doc/Pamyatka_interaktivnye_ formy-1.doc.

5. Киселева, О.В., Соболев В.Ю. Основные предпосылки выявления профессиональных компетенций профиля подготовки бакалавра // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. 2014. № 5 (14).

6. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

7. Популярные профессии. URL: http://www.moeobrazovanie.ru/ populyarnye_professii.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.