Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения творческой деятельности русских композиторов в классе фортепиано детской музыкальной школы'

Интерактивные методы обучения творческой деятельности русских композиторов в классе фортепиано детской музыкальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
музыкант / сочинительства / фортепиано / игра без нот / фортепианная игра / предмет общее фортепиано / экспресс-обучения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махлиё Раджабовна Муродова

Помимо экспресс-обучения игре на фортепиано, является обучение свободному музицированию, т. е. игре без нот популярных мелодий с аккомпанементом, а также игре в ансамбле и аккомпанирование собственному пению. Желающие могут попробовать себя в сочинительстве, поскольку приемы композиции входят в методику преподавания. Предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. Прохождение общего курса фортепианной игры должно содействовать знакомству, приобретению и дальнейшему поднятию общей музыкальной культуры обучающихся. Повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объёма технической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения творческой деятельности русских композиторов в классе фортепиано детской музыкальной школы»

Интерактивные методы обучения творческой деятельности русских композиторов в классе фортепиано

детской музыкальной школы

Махлиё Раджабовна Муродова Навоийский государственный педагогический институт

Аннотация: Помимо экспресс-обучения игре на фортепиано, является обучение свободному музицированию, т. е. игре без нот популярных мелодий с аккомпанементом, а также игре в ансамбле и аккомпанирование собственному пению. Желающие могут попробовать себя в сочинительстве, поскольку приемы композиции входят в методику преподавания. Предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. Прохождение общего курса фортепианной игры должно содействовать знакомству, приобретению и дальнейшему поднятию общей музыкальной культуры обучающихся. Повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объёма технической программы.

Ключевые слова: музыкант, сочинительства, фортепиано, игра без нот, фортепианная игра, предмет общее фортепиано, экспресс-обучения

Interactive methods of teaching the creative activity of Russian composers in the piano class of the children's music

school

Maxliyo Radjabovna Murodova Navoi State Pedagogical Institute

Abstract: In addition to express learning to play the piano, there is learning to play music freely, that is, playing popular melodies without notes with accompaniment, as well as playing in an ensemble and accompanying your own singing. Those who wish can try their hand at writing, since composition techniques are included in the teaching methodology. The subject of general piano is an additional subject in the curriculum of music and art schools. The passage of the general course of piano playing should contribute to the acquaintance, acquisition and further raising of the general musical culture of students. The everyday life of a musician of a particular specialty is the starting point in determining the scope of the technical program.

WWW.0PENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 1131

Keywords: musician, writing, piano, playing without notes, piano playing, subject of general piano, express learning

Предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. Прохождение общего курса фортепианной игры должно содействовать знакомству, приобретению и дальнейшему поднятию общей музыкальной культуры обучающихся. Повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объёма технической программы.

Курс общего фортепиано играет важную роль в процессе воспитания учащихся ДШИ, т.к. владение исполнительскими навыками на фортепиано помогает учащимся познакомиться с мировой классической музыкой, расширяет художественный кругозор, развивает весь комплекс музыкальных способностей. Оказывает положительное воздействие на исполнительские возможности учащихся в своих инструментальных, танцевальных, хоровых и театральных классах. Зачастую определение вообще способностей у детей приводит к ложному представлению ввиду невозможности их демонстрации, их глубинной скрытости и замкнутости. Данный курс как раз таки имеет возможность сыграть роль толчка к раскрытию, раскрепощению и выявлению данных ребёнка за счёт развития слуховой, осязательной и зрительной ориентации, развитию физических данных по ходу организации пианистического аппарата и приобретения аппликатурных навыков.

Дети в наши школы сейчас принимаются без должного конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований.

Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательных школах, дезорганизация досуга, распыление детского внимания на компьютерные игры, Интернет, различные кружки и телепрограммы - всё это отвлекает детей от сосредоточенных занятий. А также отсутствие инструмента дома не позволяет детям готовиться к урокам и закреплять пройденное. Вследствие чего, основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия с учащимся, результат которого в наши дни целиком и полностью зависит от уровня профессионализма преподавателя.

Развитие музыкального мышления у детей кроме музыкальных способностей зависит от уровня общего развития, интеллекта, аналитических способностей и организации нервной системы. Таким образом, важнейшей задачей преподавателя становится индивидуальный подход, гибкая шкала требований и максимально подробное изложение мотивации обучения учащегося конкретной специализации в классе фортепиано.

www.openscience.uz / ISSN 2181-0842

1132

Ученик должен чётко усвоить, что без урока по общему фортепиано ему не обойтись в своём специальном классе. Преподаватель общего фортепиано должен выполнять функцию просветителя, владея основами узкой специализации профилирующего предмета ученика. Обязательны беседы о музыке театра с театралами, о вокальном творческом наследии исполнителей и композиторов с вокалистами и хоровиками и т.д.

Метод обучения это - совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам). Практические методы обучения основаны на практической деятельности студентов. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

«Фортепиано» это - класс инструментов, а «пианино» - конкретный клавишный инструмент с вертикальной декой. Иными словам, всякое пианино это - фортепиано, но не всякое фортепиано - пианино. Общим у них всех можно назвать способ извлечения звука с помощью клавиш, струн и молоточков.

Учитель музыки проводит уроки в соответствии с выбранной программой, руководит музыкальными (вокальным, инструментальным, хоровым) кружками, принимает деятельное участие в проведении литературно-музыкальных композиций, музыкальных гостиных. На занятиях разбирает теорию музыки, музыкально-сценические жанры, что такое хоровая музыка, народное музыкальное искусство. Чтобы стать учителем музыки в старшей школе, необходимо иметь степень магистра или докторскую степень в области музыки. Зарплата учителя музыки часто зависит от степени образования. Начинающий учитель со степенью магистра получает, как правило, больше, чем начинающий учитель со степенью бакалавра. Учитель музыки и пения, как правило, работает в государственных и частных школах, учреждениях дополнительного образования, персональным репетитором или педагогом факультативов и секций, посвящённых музыкальному развитию.

Говоря о музыкальном искусстве в целом, необходимо отметить и смысловую сущность музыки - его музыкальное содержание. Для объективного представления о содержании того или иного произведения необходимо знать идеи исторической эпохи, ее эстетические принципы. Идеи, нашедшие отражение в искусстве, могут быть разные - художественные, философские, религиозные, этические.

www.openscience.uz/ISSN2181-0842 1133 [МШ^И

Основные особенности русской музыки - любовь к пению, широкой мелодике, вокальной музыке. В пении сказывается сердечность, а пение на фортепиано стало традицией русской пианистической школы. Отличительные интонации русской музыки: интонации жалобы, тоски, безысходности, грусти, размышления, созерцания, интонация «вздоха», созерцательность, мотивы томления. Интонация «вздоха» одна из наиболее отличительных черт русской музыки вообще. Эти обороты постоянно встречаются в мелодии русских песен и в произведениях русских композиторов.

Русская фортепианная музыка» рассматривает основные образы так называемых стремлений и состояний лирической сферы, особенностей русской фортепианной лирики. Это состояние особо щемящей тоски и одиночества.

Использованная литература

1. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Особенность мгновенного появления вторичного аккорда, органный пункт. Science and Education, 3 (12), 885-891.

2. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Теоретические основы построения музыки. Science and Education, 3 (12), 844-850.

3. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Обратный сдвиг гармоничный линии в многоголосных произведениях. Science and Education, 3 (12), 871-877.

4. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Полифонический кондукт к строфической форме в музыке. Science and Education, 3 (12), 837-843.

5. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Повышение или понижение основных ступеней, знаки альтерации. Science and Education, 3 (12), 878-884.

6. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Обратный сдвиг гармоничный линии в многоголосных произведениях. Science and Education, 3 (12), 871-877.

7. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Об эффектном влияние теории, в создании музыкального произведения. Science and Education, 3 (12), 864-870.

8. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Использования метода кластер в теории музыки. Science and Education, 3 (12), 829-836.

9. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Влияние лиги и легато на характер музыки. Science and Education, 3 (12), 857-863.

10. Шерзод Шахриддин Угли Халимов, & Саидий Саид Болтазода (2022). Локализация и интерпритация программного обеспечения по музыке узбекского контекста. Science and Education, 3 (3), 270-275.

11. Георгиева Т.С. Русская культура и православие. Культура повседневности. М., Аспент Пресс, 2008;

12. Как исполнять русскую фортепианную музыку. Сост. Е.Ключникова. М., «Классика-21», 2009;

13. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. М., Владос, 2001;

www.openscience.uz/ISSN2181-0842 1134 [Ш^^^И

14. Дурдона Акмал К,изи Ропиева, & Саид Болта-Зода Саидий (2022). Проблемы совершенствования управления музыкальной деятельностью дошкольного образовательного учреждения. Science and Education, 3 (8), 183188.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини ани^лашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 12271232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

www.openscience.uz / ISSN 2181-0842

1135

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

www.openscience.uz / ISSN 2181-0842

1136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.