Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения студентов как часть практико-ориентированного подхода в образовании'

Интерактивные методы обучения студентов как часть практико-ориентированного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
760
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ДИСКУССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахметова Юлия Николаевна, Егорова Елена Николаевна

Статья посвящена применению интерактивных методов обучения в современном образовании. В статье представлен обзор практико-ориентированного и интерактивного обучения. Основное место в статье отведено анализу кейс-технологий, методу проблемного изложения, интерактивной экскурсии, «свободно плавающей» дискуссии, технологии ассессмент-центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахметова Юлия Николаевна, Егорова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения студентов как часть практико-ориентированного подхода в образовании»

№ 3 (54), 2014 "Культура и образование"

теоретико-методологических оснований интегра-тивной педагогики. Главное - осознать междис-циплинарность как проблему и «увидеть» новые направления развития педагогики как науки, где значащим элементом интегрированного педагогического знания станет родовая (смысловая) сущность субъекта и особенности его личностной интерпретации фактов педагогической реальности.

Литература

1. Журавлев А. Л. Специфика междисциплинарных исследований в современной психологии // Психологический журнал. № 6. 2002. С. 2.

2. Там же. С. 3.

3. Там же. С. 17.

4. Там же. С. 18.

5. Там же. С. 30.

6. Сикорская Н. Г. Интеграционные процессы в образовании: генезис проблемы // Проблемы интеграции гуманитарных, фундаментальных и

профессиональных знаний в техническом образовании. Новочеркасск, 2001. С. 24.

7. Там же. С. 25.

8. Там же. С. 24.

9. Там же.

10. Духавнева А. В. Проблема образования взрослых в логике идей педагогической интеграции // Проблемы интеграции гуманитарных, фундаментальных и профессиональных знаний в техническом образовании. Новочеркасск, 2001. С. 26.

11. Там же. С. 27.

12. Там же.

13. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. С. 356.

14. Пивоварова Л. В. Теория и технологии формирования биологической грамотности на инте-гративной основе: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. С. 109.

15. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. М., 2005. С. 13.

I. A. RUDAKOVA, E. Е. UDOVIK. INTERDISCIPLINARY RESEARCHES AND THE PROBLEM OF FORMING

INTEGRATIVE PEDAGOGY.

The article substantiates problems of forming integrative pedagogy. In consequence of interdisciplinary researches, were identified new approaches to problems of education, training and learning. Development of new pedagogical direction - semantic pedagogy and semantic didactics - is a basis of the integration of pedagogical knowledge. Key words: integrative pedagogy, interdisciplinary researches, methods, interdisciplinary approach, pedagogical concepts, semantic didactics.

Ю. Н. БАХМЕТОВА, Е. Н. ЕГОРОВА

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ЧАСТЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена применению интерактивных методов обучения в современном образовании. В статье представлен обзор практико-ориентированного и интерактивного обучения. Основное место в статье отведено анализу кейс-технологий, методу проблемного изложения, интерактивной экскурсии, «свободно плавающей» дискуссии, технологии ассессмент-центра.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, практико-ориентированный подход, кейс-технологии, интерактивная экскурсия, дискуссия.

Одной из важных проблем в современном вузовском образовании является проблема прак-тико-ориентированной подготовки студентов. Многоплановость практико-ориентированной подготовки студентов в вузе требует разнообразных подходов к ее изучению. Результаты большинства исследований подтвердили, что использование интерактивных методов является эффективным способом обучения, который будет способствовать оптимальному усвоению нового и закреплению пройденного материала. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играет практико-ориентированный подход в обучении.

Практико-ориентированный подход делает акцент на подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Внедрение

практико-ориентированных технологий обучения способствует формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. В этой связи ставится задача обновления содержания образования путем усиления его практической направленности [1].

Практико-ориентированное обучение предполагает: освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях; формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими практических задач в учебное время; практическую деятельность по осваиваемому профилю обучения. Основу

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (54), 2014

практико-ориентированных технологий составляет создание педагогом условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе. Использование практико-ориентированного подхода в образовательном процессе вуза изменяет акцент в учебной деятельности, нацеливает студентов на интеллектуальное развитие. Ориентация на новые цели образования требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.

Анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме позволил сделать вывод, что объективные потребности общества делают актуальным широкое внедрение интерактивных методов обучения. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность студентов, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся. В соответствии с этим многие инновации в образовании непосредственно связанны с интерактивными методами обучения. Итак, более подробно рассмотрим интерактивную составляющую практико-ориентированного подхода в образовании.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности студентов вуза, включающая конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей, достижение быстроты и прочно -сти усвоения учебного материала, развитие творческого потенциала, творческого воображения, способности к самостоятельной поисковой деятельности, эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в педагогической практике [2].

Позволим себе не согласиться с подобной трактовкой и отношением к интерактивным методам в образовательном процессе. На наш взгляд, при определении правильности или неправильности методик преподавания важно опираться не на степень технической обеспеченности приемов обучения, что, безусловно, важно, а на конечную результативность методов преподавания. Придерживаясь этих положений, попробуем дать определение интерактивным методам обучения.

Интерактивные методы обучения - это такие приемы, пути и средства преподавания, которые нацелены на деятельностное участие и активное вовлечение в учебно-образовательный процесс студента. Исходя из данного определения, попытаемся охватить спектр тех методов обучения, которые можно включить в состав этого определения. Итак, на занятиях по гуманитарным дисциплинам

возможно применение:

- приемов конкретизации и фактологии. Они ориентированы на необходимость студента выделения главной идеи или мысли в потоке фактов и событий. Данные приемы можно использовать в процессе устного изложения материала - лекций. К ним можно отнести: картинный сюжетный рассказ, куда входят яркие эпизоды из истории; персонификация исторических процессов в судьбе отдельной исторической личности; драматизация событий -факты и исторические даты излагаются как введение в изложение занимательных подробностей;

- исследовательского приема. Он направлен на коллективную работу в группе, когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержанию отрывка из первоисточника. Прием ориентирован для работы в небольших группах (15-20 человек) на семинарских (практических) занятиях [3].

Интерактивная часть практико-ориентирован-ного обучения включает в себя следующие методы: деловые и ролевые игры, метод проблемного изложения, интерактивная экскурсия, видеоконференции, мозговой штурм, кейс-технологии (сase-study), «свободно плавающая» дискуссия, тренинги, квазипрофессиональная деятельность, метод порт-фолио, технологии ассессмент-центра и др. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. Данная методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения. Эффективность такого метода заключается в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами. Главный успех данного метода состоит в том, что преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы.

Другим эффективным методом можно назвать метод сase-study. Он позволяет принимать верные решения в условиях неопределенности, разрабатывать алгоритм принятия решения, разрабатывать план действий, применять полученные теоретические знания на практике и др. Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

Немаловажным методом является интерактивная экскурсия - это экскурсионная программа, предполагающая активное включение студентов в мероприятие. Это такая форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. Ее главное преимущество - возможность не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны.

Следующий метод - «свободно плавающая» дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит,

№ 3 (54), 2014 "Культура и образование"

но активность продолжается за рамками занятия. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как: подготовка студента по предложенной проблеме; семантическое однообразие; корректность поведения участников; умение преподавателя проводить дискуссию.

В основе технологии ассессмент-центра лежат имитационные упражнения, моделирующие профессиональную деятельность участников. В основе идеи ассессмент-центра лежит представление о том, что недостатки, выявленные в процессе какого-то одного упражнения, могут быть компенсированы преимуществами в других [4].

Из вышеизложенного можно заключить, что интерактивные методы обучения занимают прочные лидирующие позиции в обучении в современном обществе. Рассмотренные в настоящей статье интерактивные методы обучения и образовательные технологии направлены, прежде всего, на повышение собственной активности обучающихся и их мотивации к учебно-профессиональной

деятельности. Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в реальных ситуациях профессиональной деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов.

Литература

1. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М., 2009. С. 192.

2. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Известия Международного университета природы, общества и человека «Дубна». № 2. 2012. С. 43-47.

3. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Саратов, 2009. С. 52.

4. Миханова О. П. Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 58. 2008. С. 136-140.

J. N. BAKHMETOVA, Ye. N. EGOROVA. INTERACTIVE METHODS OF TRAINING OF STUDENTS AS PART OF PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN EDUCATION

Article is devoted to the use of interactive teaching methods in modern education. The article presents an overview of practice-oriented and interactive learning. The main part of the article devoted to the analysis of case-based technologies, the method of presentation of the problem, an interactive tour, «free-floating» discussion and technology assessment center.

Key words: interactive teaching methods, practice-oriented approach, case-study, interactive tour and discussion.

Н. Л. ГОЛУБЕВА, Е. В. ЛЫННИК

ПРОБЛЕМЫ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ*

В работе представлены результаты анализа состояния обучения и воспитания детей из семей мигрантов, их адаптации в инокультурной среде. Также дано исследование совместной деятельности педагогов, библиотечных специалистов, направленной на приобщение таких детей к литературе и развитие у них потребности к чтению.

Ключевые слова: инкультурация, дети из семей мигрантов, детское и семейное чтения, детская библиотека.

Сохранение единства и стабильности в обществе невозможно без развития культуры, духовного обогащения личности, сохранения национального наследия, создания соответствующей общекультурной, образовательной основы. В условиях глобализации идет взаимопроникновение культур и одновременно - обособление, или регионализация, что смещает акценты с социализации детей и подростков как процесса подготовки личности к жизни в обществе в сторону инкультурации - освоения социокультурного пространства, которое сегодня характеризуется мозаичностью, мультикуль-турностью, полиэтничностью. В этом контексте

возрастает значение анализа процесса чтения детей из семей мигрантов на территории Краснодарского края - самого многонационального региона России.

В Краснодарском крае значительную часть группы детей из семей мигрантов составляют представители кавказских народностей: грузины, армяне, азербайджанцы, чеченцы, абхазы, мегрелы, осетины, переселенцы из многонационального Дагестана. Уровень социального и материального положения таких семей различен, но проблема ин-культурации и социализации детей, их успешной адаптации в новой культурно-образовательной среде актуальна практически для всех представителей

* Исследование является продолжением научно-исследовательского проекта «Чтение детей из семей мигрантов как средство углубленного изучения русского языка в целях оптимизации инкультурации личности», реализованного при поддержке РГНФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.