Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, РЕЗИДЕНТОВ ТОСЭР "ЮРГА"'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, РЕЗИДЕНТОВ ТОСЭР "ЮРГА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ТОСЭР / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизунков Владислав Геннадьевич, Малушко Елена Юрьевна

Модернизация современного общества приводит к стремительному развитию интерактивных технологий во всех сферах жизни человека, где образование занимает одну из ведущих позиций. В данной статье автор подробно рассказывает о важности интерактивных методов обучения в современном образовании в высших учебных заведениях ТОСЭР, на примере занятий по иностранному языку, а также дает подробное описание самых распространенных и часто применяемых методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лизунков Владислав Геннадьевич, Малушко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS, PDA RESIDENTS “YURGA”

The modern society modernization leads to the rapid development of interactive technologies in all spheres of human life, where education occupies one of the leading positions. In this article, the author talks in detail about the importance of interactive teaching methods in modern education in higher education of PDA, using the example of classes in a foreign language and gives a detailed description of the most common and often used methods.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, РЕЗИДЕНТОВ ТОСЭР "ЮРГА"»

www.volsu.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

UDC 378.016:81'243 Submitted: 15.04.2021

LBC 74.480.26 Accepted: 15.06.2021

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS, PDA RESIDENTS "YuRGA"

Vladislav G. Lizunkov

Yurga Institute of Technology (Branch) of National Research Tomsk Polytechnic University,

Yurga, Russian Federation

Elena Yu. Malushko

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The modern society modernization leads to the rapid development of interactive technologies in all spheres of human life, where education occupies one of the leading positions. In this article, the author talks in detail about the importance of interactive teaching methods in modern education in higher education of PDA, using the example of classes in a foreign language and gives a detailed description of the most common and often used methods.

Key words: PDA, education modernization, foreign language, innovative technologies, interactive methods, modern educational technologies.

УДК 378.016:81'243 Дата поступления статьи: 15.04.2021

ББК 74.480.26 Дата принятия статьи: 15.06.2021

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, РЕЗИДЕНТОВ ТОСЭР «ЮРГА»

Владислав Геннадьевич Лизунков

Юргинский технологический институт ^ Национального исследовательского Томского политехнического университета,

о г. Юрга, Российская Федерация

2 Елена Юрьевна Малушко

g Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

S3

Ёу

§ Аннотация. Модернизация современного общества приводит к стремительному развитию интерак-^ тивных технологий во всех сферах жизни человека, где образование занимает одну из ведущих позиций. ^ В данной статье автор подробно рассказывает о важности интерактивных методов обучения в современном « образовании в высших учебных заведениях ТОСЭР, на примере занятий по иностранному языку, а также дает подробное описание самых распространенных и часто применяемых методов.

Ключевые слова: ТОСЭР, модернизация обучения, иностранный язык, инновационные технологии,

о

^ интерактивные методы, современные образовательные технологии.

Введение

Современное общество постоянно модернизируется и развивается в социальном, экономическом, и духовном плане [7, с. 2]. Его уже нельзя представить без инновационных технологий, которые являются неотъемлемым средством общения для большинства людей. За последние 20 лет наука в области интерактивных технологий шагнула далеко вперед, что привело к глобальному вовлечению людей всех слоев населения и профессий в процесс инновационного развития на ТОСЭР и не только. Сегодня интерактивные технологии внедряются во все сферы деятельности, где образование занимает одну из ведущих позиций [4]. Пятнадцать лет назад большинство студентов писали от руки доклады, лекции, модульные работы и экзамены. В настоящее время ситуация изменилась. Теперь у студентов есть ноутбуки, планшеты, телефоны с выходом в интернет, что облегчает жизнь и процесс обучения.

Методы

В данной статье мы решили взять за основу пассивные, активные и интерактивные методы обучения как наиболее применимые к системе высшего образования, в том числе на ТОСЭР [6, с. 39-40].

Существует три вида интерактивного речевого взаимодействия, применяемого на практике: сотрудничество студентов в выработке единой цели, комбинирование и передача информации. В обучении интерактивному взаимодействию на занятиях иностранного языка можно использовать задания, которые предполагают так называемое информационное неравенство (найти различия, восполнить недостающую информацию, дополнить предложение и т. д.) [5, с. 17].

Сложно дать определенную классификацию интерактивным методам обучения, так как большинство методов образуют собой сложное переплетение нескольких приемов.

Выделяют следующие часто используемые методы интерактивного обучения: ролевые и образовательные игры (кейс-метод), снежный ком (snowball), конкурсы и соревнования, постановка и презентация тематических

сценок на иностранном языке, дискуссии, проектный метод, презентации, мозговой штурм.

Теперь подробнее о самых популярных и часто применяемых методах на занятиях со студентами:

1. Кейс-метод заключается в описании реальных ситуаций, где в задачу студентов входит анализ ситуации, понимание сути проблемы и варианты ее дальнейшего решения. Кейсы - это игровая модель обучения, которая основывается на реальном фактическом материале или приближена к реальной ситуации [2, с. 52]. Кейс-метод часто используется при анализе различных коммуникативных ситуаций. Данный метод является одним из самых эффективных методов при обучении иностранному языку, так как позволяет анализировать иноязычный дискурс и формировать представление о реальном функционировании иностранного языка.

2. Снежный ком (snowball) - это одна из самых распространенных игр на запоминание английских слов или словосочетаний, которая заключается в том, что каждый участник данной игры называет слово или словосочетание по определенной теме, ситуации или описывает картинку. Следующий участник повторяет предыдущее высказывание, дополняя его своим, другой участник повторяет уже два высказывания, дополняя их своим, и так далее. Таким образом, текст, становится все более объемным и такая тренировка на регулярной основе способствует увеличению словарного запаса студентов и развитию их памяти и внимательности.

3. Конкурсы и соревнования бывают нескольких видов, основными из них считаются: конкурс на лучшую презентацию, конкурс на лучший доклад, фонетический конкурс, конкурс на лучший перевод отрывка из художественного произведения или целого стихотворения с английского на русский и т. д. Таким образом можно выявить индивидуальные способности каждого студента, его сильные и слабые стороны.

4. Дискуссии или обсуждение один из самых распространенных методов на занятиях по иностранному языку, основной целью которого является коммуникация на иностранном языке в группе, независимо от уровня студентов. Это один из самых эффектив-

V.G. Lizunkov, E.Yu. Malushko. Interactive Methods of Teaching Students a Foreign Language

ных способов заставить студентов не только говорить на иностранном языке, но и стараться на нем думать.

5. Метод проектов нацелен на акцентирование внимания, активную коммуникативную и аналитическую деятельность обучающихся в процессе обучения иностранному языку.

Проекты бывают трех видов: личностные, парные и групповые. Последние чаще остальных применяются на практике и главной задачей в них является организация деятельности участников проекта в группе [3, с. 57].

Преподаватель разбивает студентов на несколько групп, каждая из которых формируется с учетом психологической совместимости, при наличии в каждой группе сильного, среднего и слабого студента. Каждой группе дается одно задание, в котором каждому участнику отводится определенная роль. Выполнение проектных заданий учит студента творчески размышлять и планировать работу, самостоятельно оценивать и разрабатывать собственную деятельность, апробировать новые средства и способы коммуникативной и профессиональной деятельности.

Результаты и их обсуждение

В отношении методики преподавания иностранного языка активно применяются различные методы интерактивного обучения [8, с. 59]. Таким примером интерактивного образовательного процесса послужит объединение разноуровневых студентов в одну языковую группу. Получив одно общее задание, специфичную роль, каждый участник коллективной деятельности и сообучающиеся оказываются в условиях коллективной ответственности за свою и групповую работу.

Заключение

Хотелось бы отметить важность интерактивного обучения в современной системе образования, в том числе на ТОСЭР. С его помощью мы можем осуществлять своеобразный взаимоконтроль, взаимоконсультирование и сообучение слабых студентов их товарищами, а также обеспечивать более интенсивную и профессиональную проработку материала сильными [1].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М. : АРКТИ, 2000. - 165 с.

2. Елухина, Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 4. - С. 52-58.

3. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе : учеб. пособие для студентов пед. колледжей / под ред. В. М. Филатова. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 416 с.

4. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учеб. пособие / М. К. Колкова ; под ред. М. К. Колковой. - СПб. : КАРО, 2006. - 224 с.

5. Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5. - С. 17-25.

6. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. -М. : Академия, 2008. - 175 с.

7. Lizunkov, V. G. Forming System of Stratégie Innovation Management at High-Tech Engineering Enterprises / V. G. Lizunkov, O. T. Ergunova, E. Y. Malushko // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - 2017. - Vol. 177, № 1. -Art. 012046. - P. 1-7.

8. Shamne, N. L. Translation Projects Management - Innovative Decisions in Training Students-Translators / N. L. Shamne, E. Yu. Malushko, A. N. Shovgenin // Artium Magister. - 2018. - Vol. 18, № 1. - P. 58-64.

REFERENCES

1. Galskova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam: posobiye dlya uchitelya [Modern Methods of Teaching Foreign Languages. Teacher Manual]. Moscow, ARKTI Publ., 2000. 165 p.

2. Elukhina N.V. Osnovnyye trudnosti audirovaniya i puti ikh preodoleniya [The Main Difficulties of Listening and Ways to Overcome Them]. Innostrannye yaziki v shkole [Foreign Languages at School], 2007, no. 4, pp. 52-58.

3. Filatov V.M., ed. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v nachal'noy i osnovnoy obshcheobrazovatel 'noy shkole: ucheb. posobie dlya studentov pedagogicheskikh kolledzhey [Methods of Teaching Foreign Languages in Primary and Basic Comprehensive School. Manual for Students of Teacher Training Colleges]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2004. 416 p.

4. Kolkova M.K., ed. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sredney shkole: ucheb. posobie [Methods of Teaching Foreign Languages in High School. Textbook]. Saint Petersburg, KARO Publ., 2006. 224 p.

5. Milrud R.P., Maksimova I.R. Sovremennyye kontseptual'nyye printsipy kommunikativnogo obucheniya inostrannym yazykam [Modern Conceptual Principles of Communicative Teaching of Foreign Languages]. Innostrannye yaziki v shkole [Foreign Languages at School], 2000, no. 5, pp. 17-25.

6. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennyye sposoby aktivizatsii obucheniya [Modern Methods of Enhancing Learning]. Moscow, 2008. 175 p.

7. Lizunkov VG., Ergunova O.T., Malushko E.Y. Forming Systems of Strategic Innovation Management at High-Tech Engineering Enterprises. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2017, vol. 177, no. 1, article 012046, pp. 1-7.

8. Shamne N.L., Malushko E.Yu., Shovgenin A.N. Translation Projects Management - Innovative Decisions in Training Students-Translators. Artium Magister, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 58-64.

Information About the Authors

Vladislav G. Lizunkov, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Digital Technology, Yurga Institute of Technology (Branch) of National Research Tomsk Polytechnic University, Leningradskaya St, 26, 652055 Yurga, Russian Federation, vladeslave@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-8826-4099

Elena Yu. Malushko, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Germanic and Romance Philology, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, e.malushko@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3246-6545

Информация об авторах

Владислав Геннадьевич Лизунков, кандидат педагогических наук, доцент, Отдел цифровых технологий, Юргинский технологический институт Национального исследовательского Томского политехнического университета, ул. Ленинградская, 26, 652055 Юрга, Российская Федерация, vladeslave@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-8826-4099

Елена Юрьевна Малушко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры германской и романской филологии, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, e.malushko@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3246-6545

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.