Практика организации исследовательской деятельности ■
Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность»
Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности учеников начальных классов
Шевцова
Светлана Петровна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 7, г. Сальск Ростовской области
Сегодня учителя начальных классов все активнее ищут способы оптимизации образовательного процесса, ведь период обучения в начальной школе необычайно важен - в это время закладываются основы учебной деятельности ребенка. Статья содержит практические рекомендации, позволяющие педагогам успешно применять интерактивные технологии обучения, использовать методы проектов, группового взаимодействия, правильно организовывать дискуссии, создавать психологически комфортный климат на уроках.
Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Современные дети очень отличаются от детей той эпохи, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь, изменилась социальная ситуация:
1) резко возросли объемы получаемой детьми информации;
2) современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности при обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий, трудности развития логического мышления и воображения;
Шевцова Светлана Петровна
3)
4)
5)
6)
дети сегодня меньше общаются со сверстниками. Это обстоятельство сильно затрудняет усвоение ими системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости;
большинство из них не участвуют в деятельности детских организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей; наблюдается поляризация детей по уровню умственного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с увеличением числа одаренных и способных, все больше детей попадает в категорию группы риска «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», детей «с трудностями обучения» и просто трудных и проблемных. Повышенная уязвимость детей этой группы требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития; сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, сомневаются в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем нередко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности. На основе вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости решения важной педагогической проблемы развития личности ребенка на основе формирования компетенций.
Главная задача педагогической деятельности, на мой взгляд, состоит в создании ситуаций, где ребенок был бы не слепым исполнителем воли учителя, а человеком, активно и осознанно действующим, субъектомучебной деятельности.
Начальное образование закладывает основу учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение ставить цели и достигать их, планировать, контролировать и оценивать действия и результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить развитие познавательной мотивации, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с педагогом и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения.
Современное начальное образование призвано не только сообщать ученикам знания об окружающем мире, но и формировать универсальные действия в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Роль начальной школы трудно переоценить. В последние годы учителя начальных классов активнее ищут пути повышения эффективности процесса обучения и воспитания
Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность»
школьников. Один из них - это изменение направленности учебно-воспитательного процесса, его ориентация на создание условий для развития личности каждого ребенка, что соответствует Концепции государственных стандартов общего образования (второго поколения).
Использование на уроках интерактивных методов обучения открывает перед педагогом новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения материала программы. Действительно, между школьниками в группе неизбежно возникают определенные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности.
Технология интерактивного обучения позволяет идти в ногу со временем и достичь важнейших образовательных целей: стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых;
развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
изменить установки (на сотрудничество, эмпатию) и социальные ценности;
способствует саморазвитию и развитию благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Педагог должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Урочно-фрагментарные методы, не учитывающие интересы ребенка, его возможности, уровень, мотивацию, зрелость, отношение к учителю и предмету, построенные на необходимости внеклассно усваивать и осваивать, зубрить и запоминать факты, приемы, умения с целью повторить (воспроизвести) или (это считается развитием) создать по известному алгоритму что-то, являющееся новым для данного ребенка, - так подспудно выглядит процесс обучения.
Считается важным научить школьника находить пути решения различных проблем. Однако важнее научить его работать во всем цикле: поиск и вычленение ведущих проблем -выстраивание их по степени значимости - анализ проблем -определение целей, задач и направлений деятельности - наработка возможных вариантов решений - выбор наилучших -просчитывание необходимых условий, внешних и внутренних ресурсов - определение механизма решения проблем - составление программы и вероятно-ситуативного плана работы.
Чтобы не подавлять интеллектуальной инициативы учащихся и сформировать у них прочные навыки, педагог должен придерживаться следующих правил:
Шевцова Светлана Петровна
• исходить из того положения, что все школьники способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;
• ученики должны знать, что педагог верит в их силы и способности;
• он должен убедить их в том, что лучше самим приобрести знания и умения, чем списывать у соседа.
На уроках важно поддерживать интеллектуальное напряжение обучающихся: поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, не наказывать за неверные ответы, инициировать вопросы по изучаемому материалу; не давать знания в готовом виде, а выводить их совместными усилиями; использовать проблемные методы обучения, предлагать ученикам продолжить мысль, сделать по аналогии, догадаться, предположить; не ставить неудовлетворительных отметок сразу в журнал, давать ребятам возможность разобраться, доказать себе и учителю, что они могут усвоить материал; создавать для них ситуации успеха, подчёркивая их интеллектуальные достижения.
Итак, процесс обсуждения проблемных вопросов и ситуаций, как и процесс решения задач, помогает развитию моти-вационной, интеллектуальной, предметно-практической сфер личности, то есть становлению личности в целом.
Применение интерактивных форм и методов обучения способствует созданию ситуаций успеха, поэтому педагог должен руководствоваться основными правилами управления успехом на уроке, выполнение которых, в свою очередь, позволяет судить об уровне активности всех его участников: 1. Если после урока у ребенка не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, не возникло желания поспорить, поискать ответы, то это значит, что урок, возможно, и был полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
Необоснованная похвала, чрезмерно щедрые комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, успехи и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддержать ребенка.
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха учеников. Психологически комфортный климат, обстановка жизнерадостности, продуманная организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов - это важные компоненты успешности урока.
Предвкушение чего-то необычного, интересного; способность учителя удивлять, привносить элемент романтики играют важную роль.
2.
3.
4.
Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность»
5. Учитель должен любить детей. Нельзя, выказывая предпочтение одному ребенку, заставлять страдать других.
6. Учитель должен знать всех детей в классе и каждого ребенка в отдельности, чтобы в нужную минуту помочь им.
7. Начало урока является моментом, от которого в значительной степени зависит его успех в целом.
Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной деятельности. Немотивированная деятельность при применении даже самых эффективных форм и методов либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает к учебе, поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у него интенсивное внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии.
Следовательно, залог успешности обучения младших школьников - это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
Метод проектов - еще одна эффективная педагогическая технология, ориентированная наразвитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.
Что такое проект (исследование) для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений.
Простота проектов обеспечивает успех их выполнения и вдохновляет школьника на воплощение других, более сложных.
Метод проектов отвечает потребностям современного общества и способствует развитию гармоничной личности, способной к принятию самостоятельных решений, раскрытию индивидуального потенциала, умеющей ставить задачи и задавать вопросы, находить нестандартные, оригинальные ответы на них, привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих.
Умение общаться со сверстниками, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство причастности к совместному поиску истины. Необходимо обучить школьников соблюдать следующие правилаучастия в диалоге: правило 1 - отвечать на поставленный вопрос; правило 2 - каждый имеет право на свою версию; правило 3 - каждый имеет право поддерживать версию другого;
Шевцова Светлана Петровна
правило 4 - каждый имеет право критиковать версию другого.
Наиболее ценным в этом методе является то, что учение направляют сами школьники, а педагог организует коллективный поиск, подхватывает нужную мысль, подводит к выводам. Отвечают и слабые, и сильные. Ребята не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Главное в работе - умение общаться, вести дискуссию, дать простор мысли ребенка, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.
Положительные стороны дискуссии:
• ребята вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся вести дискуссии, четко формулировать вопросы, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения;
• в процессе взаимодействия они пополняют свои знания, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию;
• ребята учатся делить с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность;
• думая вместе, оспаривая мнения, они добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.
Важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). В 1-м и во 2-м классах целесообразно использовать работу в парах. Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений школьников.
Работа в парах является наиболее комфортным видом организации учебного процесса, так как в начале учебного года большинство первоклассников:
• не владеютумениями совместной деятельности;
• не готовы сотрудничать в больших группах;
• плохо знают друг друга;
• не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Организованная таким образом работа формирует у детей умения ставить общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера; принимать участие в сравнении цели и результата работы.
Некоторые ученики, работая в парах, умеют договориться о порядке работы и выполнить ее полностью, другие не могут продемонстрировать такой уровень сотрудничества. Процесс совместной деятельности дети подменяют индивидуальной работой. Неготовность учеников принимать общую цель совместной деятельности ставит преграду для формирования деловых
Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность»
межличностных отношений. Их отношения складываются только как личностные.
Таким образом, при организации процесса обучения педагог должен учитывать индивидуальный характер развития деловых межличностных отношений и учить детей выстраивать их. Это является условием возникновения мотивации к совместной деятельности, положительного ее восприятия.
С 3-го класса можно вводить в практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организуя работу в группах, необходимо соблюдать несколько условий:
1) дать четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом;
2) обеспечить оборудование для решения задач, в виде учебников, дополнительной справочной литературы;
3) заранее задать форму отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т.д. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается
сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Все вносят свой посильный интеллектуальный вклад в обсуждение. Происходит обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в беседе и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, общения и сотрудничества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.
Организуя работу в группах, педагог имеет возможность общаться не со всем классом, а с группой из четырех - шести человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно нескольких слов, чтобы помочь обучающимся найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не предложить готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить одних за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным ученикам сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания - это интересно и необходимо.
Таким образом, можно утверждать, что активизация познавательной деятельности учеников начальной школы и наличие у них устойчивой мотивации играют огромную роль. Результат обучения по предложенной модели свидетельствуют о ее эффективности, так как она позволяет не только учесть способности и возможности школьников, но и обеспечивает максимальное развитие их личности.
В микрогруппах дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе
Шевцова Светлана Петровна
к истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция).
Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В играх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание и активизируется познавательная деятельность (личностная компетенция).
Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.
В заключение данного исследования мы можем сделать вывод о том, что развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая обеспечиваются признанием безусловной ценности каждого ребенка, отказом от внешнего оценивания, глубоким эмпатическим пониманием, опорой на позитивные стороны личности, тактичностью и осторожностью при встрече с неудачами, стремлением обеспечить условия для проявления самостоятельности.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, так как они позволяют преподнести материал в доступной, интересной, яркой форме, способствуют лучшему усвоению знаний, возникновению познавательного интереса, формированию коммуникативной, личностной, социальной, интеллектуальной компетенций. Ш
1. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и твор-честваучителя школы. - Армавир, 2002.
2. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. -Ростов-на/Д., 2008.
3. Латышева Д.И. Л.Н. Толстой - народный учитель // Начальная школа. - 2008. - № 8.
4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм. - Волгоград, 2007.
5. Романовская М.Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы. - 2007. - № 6.
6. Шкуричева Н.А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа. - 2006. - № 8.
7. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Начальная школа. -
8. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа. -2007. - № 2.
Список литературы
2008. - № 9.