ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Мелькаева Раиса Владимировна,
преподаватель английского языка Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, г. Саранск, e-mail: [email protected]
Радин Алексей Михайлович,
кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода Мордовского государственного института им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск, e-mail: [email protected]
в данной статье рассматривается один из наиболее эффективных методов в системе обучения
иностранным языкам - интерактивный метод. на основании изложенного материала авторы приходят к выводу: интерактивный метод обучения стимулирует изучение иностранных языков, приучает работать в команде, развивает коммуникативные навыки. кроме того, данный вывод подкрепляется примерами из собственного опыта работы.
• методы обучения • активный метод обучения • интерактивные методы и приёмы • ученик
• учитель
Учебный процесс главным образом основан на двух действиях: на передаче и приобретении знаний. В первом случае учитель даёт нужную информацию, а ученики воспринимают её. Инновационные методы также сталкиваются с этим процессом, и их цель состоит в том, чтобы оценить действия учителя и учеников, использующих новые пути и методы обучения, включая новые технические средства обучения.
По мнению И.Д. Зверева, методы обучения — это совместная деятельность учителя и учеников, направленная на достижение целей образования. Учитель управляет познавательным процессом, используя различные источники познания [8]. Необходимо упомянуть, что методологический подход в обучении иностранным языкам осуществляется тремя методами:
• пассивным методом;
• активным методом;
• интерактивным методом.
Если говорить о пассивном методе, то следует отметить, что здесь учитель находится в центре образовательного процесса: он играет активную роль, в то время как ученики пассивны. Контроль можно осуществить с помощью вопросов, тестов и т.д. Данный
метод будет эффективен только в том случае, если используется опытным преподавателем. Примером пассивного метода может служить лекция.
Активные методы обучения — это методы обучения, в процессе которых учитель и ученики взаимодействуют друг с другом, их роль и деятельность при этом равны. Примером могут служить дидактические игры, разбор конкретных ситуаций и др.
Однако в наше время самый популярный и наиболее эффективный в системе обучения интерактивный метод, или подход. Педагогический энциклопедический словарь даёт следующее определение термину: интерактивный — от английского слова interaction (взаимодействие). Это вид обучения, построенный на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта [3, с. 107]. Большинство учителей обычно понимает этот вид обучения как совместную работу на занятии. Но здесь внимание главным образом должно быть сосредоточено на внутреннем действии. У учеников должна быть внутренняя мотивация, стимулирующая их активную работу или активное участие на занятии. Учитель
Внедрение у пршшш
должен направить учеников на цель урока, которая будет состоять из интерактивных упражнений и задач.
Опираясь на данные современной педагогики, а также на результаты, полученные в ходе анализа существующего опыта, мы выделили некоторые типы интерактивных методов.
Мозговая атака (Brainstorming). Общепринятое определение метода звучит как «мозговой штурм» — это метод группового, коллективного продуцирования новых идей. Используется достаточно широко: от решения научно-технических и творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях [6, с. 54]. Это техника создания новых идей по предложенной теме, метод, способствующий творческой деятельности учеников в решении проблем. В данной методике обычно предоставляются различные варианты решения проблемы. Здесь важна коммуникативная вовлечённость учащегося в процесс. Учитель должен выслушать все позиции учащегося и, не подвергая критике, дать объективную оценку ответу. Кроме того, ему следует стимулировать учеников на ответ. Если выполнить все эти условия, то можно создать благоприятную среду для обучения, когда ученик имеет возможность выразить свои идеи свободно. Достоинством данного метода, как свидетельствует опыт, является повышение интереса у обучающихся к изучению иностранного языка, а также развитие творческого мышления.
Для более наглядного образца приведём пример из собственной практики. Рассмотрим урок в 6-м классе по теме "Present Continuous". Проблема в том, что ученики часто путают данное время с Present Simple. Учитель задаёт вопрос: «В чём разница между "I am reading a book" и "I read a book"?» Ученики предлагают свои варианты. Итоговым ответом должно быть то, что времена группы Continuous означают продолжающиеся действия, то есть действия, которые происходят в данный момент.
Следующим типом интерактивного обучения иностранным языкам является обсуждение, или дискуссия (discussion).
Дискуссия (от латинского discussion — рассмотрение, исследование) — метод ак-
тивного обучения, базирующийся на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса [9]. Этот тип интерактивного обучения требует изучения учебного материала по определённой теме. Изучив лексико-грамматический материал по теме, учащиеся могут приступить к обсуждению. Данный метод последовательно помогает ученикам и логически выражает их идеи. Для того чтобы данный метод был эффективным, учеников следует разделить на небольшие группы, тогда каждый участник сможет выразить свои идеи и принять активное участие в обсуждении темы.
Для достижения эффективности данного метода необходимо следовать следующей инструкции:
1) учитель совместно с учениками выбирает тему для обсуждения;
2) ученики изучают тему;
3) учитель формирует группы;
4) учитель даёт инструкцию;
5) учитель управляет деятельностью учеников и, если необходима та или иная помощь, помогает и стимулирует работу;
6) в конце обсуждения один участник от каждой группы делает представление.
Рассмотрим урок английского языка в 10-м классе, где был применён данный метод. В рамках пройденного материала мы выбрали для дискуссии тему "Young people-old problems?" по учебнику English 10-11 В.П. Ку-зовлёва и в своей работе за основу взяли текст "What makes our children do this!", пос-вящённый проблеме подростков [2, c. 114]. Ведь известно, что подростки имеют свои взгляды на жизнь, отчего нередко возникают проблемы с родителями.
Для того чтобы начать обсуждение, необходимо выработать следующий алгоритм работы:
1) для начала мы прочитаем и переведём текст;
2) выполним упражнения на понимание содержания текста;
3) обсудим текст и поставим проблему;
4) освоим дискуссионную лексику.
После того как все этапы выполнены, учитель должен разделить учеников на две
мини-группы и создать благоприятную атмосферу для обсуждения проблемной темы. Выступить могут 5-6 учеников, по 3-4 минуты каждый. Остальные ученики могут дополнять товарища, приводя свои аргументы.
Примеры выступления учеников: "Teenagers have problems because they have their own outlook on life and the future. One of the main problems is misunderstand between parents and their children. Nowadays, this problem is very actually. Parents try to teach us but we protest against their advice..."
"Yes, I agree with my classmate but we also have other problems. For example, many teenagers suffer from drug addiction that is why they have problems with health. Also, smoking and drinking alcohol leads to problems..."
sights
capital
poputation
traditions
NJL/
England
political system
/ТЛ
holidays
geographic position
language
Рис. 1. Пример кластера по теме «Англия»
Данную цепочку можно дополнять и дополнять другими словами. К примеру, учитель даёт задачу составить словосочетания со словом «Англия», ученики предлагают варианты: «язык», «географическое положение», «праздники» и т.д.
Продемонстрируем пример на французском языке:
После того как ученики выступили со своей точкой зрения, можно перейти к заключительному этапу проведения дискуссии. На данном этапе учитель подводит итоги занятия, отмечает, была ли достигнута поставленная цель урока и каков результат проделанной работы.
Наряду с этим необходимо отметить, что дискуссия является эффективным методом при изучении английского языка, особенно на старшей ступени обучения, а также является подготовкой к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку.
Перейдём к следующему типу интерактивного обучения: кластеру (duster).
В английском языке слово cluster означает «собираться в пучок», «группы». Согласно словарю иноязычных слов «кластер — это группа каких-либо объектов, выделяемых в большой их совокупности по тому или иному признаку» [6, с. 14].
В настоящее время это один из широко используемых методов обучения иностранному языку. Данный метод может использоваться на любом уровне изучения языков, а также применяться при обучении как школьников, так и лиц старшего возраста. Суть метода заключается в следующем: учитель пишет новое слово, а ученики произносят слова, которые с ним сочетаются. На рисунке 1 мы можем видеть пример.
Рис. 2. Пример кластера по теме «Россия» при изучении французского языка
Таким образом, кластер вовлекает всех учеников в активную работу, стимулируя их интерес к получению знания. Кроме того, данный метод эффективно работает для улучшения монологических речевых навыков.
В настоящее время большой интерес в обучении иностранным языкам вызывает ролевая игра. Ролевая игра — это приём, который относится к активным способам обучения практическому владению иностранным языком [10]. Ролевая игра вовлекает учеников в активную работу, положительно влияя на внутреннюю деятельность учащихся. Она создаёт благоприятные условия для совместной работы учителя и учеников, вырабатывает мотивацию, личные потенциалы внутренней деятельности и помогает сформировать практические навыки учащихся.
Внедрение у нрпмш
Ролевые игры способствуют креативности, выходу из трудных ситуаций, изобретательности. При использовании данного метода следует придерживаться такой инструкции:
учителю необходимо создать уютную атмосферу среди учащихся, которые принимают участие в игре;
ученики не должны стесняться. Это поможет им чувствовать себя комфортнее и быть заинтересованными в процессе.
Приведём пример ролевой игры, которую представляет учебный курс О.Л. Гроза "New Millennium English" для 11-го класса средней школы: "You are invited to take part in a TV show called "Do you believe in...?" The show will start in 10 minutes. Take a role card and get ready to play your role. Take part in the show; try to be as active as possible. Vote on the question in the programme — Do you believe in supernatural phenomena?" [1, c. 69].
Несомненно, ролевые игры помогают изучать иностранные языки в занимательной форме, а также поддерживать интерес к языкам. Ролевые игры включены практически во все учебники и учебные пособия по иностранным языкам.
Интерактивность будет эффективнее, если на практике применять мультимедийную технику. Мультимедиа является инновационным методом обучения. Это сочетание различных типов носителей, таких как аудио-, видеоматериалы, показ презентаций, при помощи которых учитель представляет информацию ученикам на интерактивной доске. Информационные технологии помогают учителю мотивировать учеников к активному знанию через реальные проблемы. Преимущества использования данного метода заключаются в положительном влиянии на формирующиеся речевые навыки. Но есть и отрицательные стороны данного подхода. Так, Е.П. Афанасьева пишет в статье «Положительные и отрицательные аспекты использования средств мультимедиа на уроках английского языка»: «К отрицательным факторам использования средств мультимедиа относятся: свёртывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, трудности в использовании большого количества инфор-
мации, предоставляемого современными информационными средствами, негативное воздействие на здоровье. Перечисленные противоречия указывают на то, что применение мультимедийных средств в современном процессе обучения иностранным языкам необходимо, но требует аргументированного и взвешенного подхода» [7, с. 11].
Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что интерактивный метод обучения повышает мотивацию в изучении иностранных языков, ученики чувствует себя комфортнее в процессе обучения. Кроме того, все рассмотренные в данной статье методы и приёмы развивают коммуникативные навыки, приучают работать в команде и прислушиваться друг к другу, а так же способствуют решению той или иной педагогической проблемы. □
Литература
1. Английский язык: Английский язык нового тысячелетия New Millennium English: Учебник для 11 кл. общеобр. уч-режд. / О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева, В.В. Клименко, М.Л. Мичурина, Н.В. Новикова, Т.Н. Рыжова, Е.Ю. Шалимова. — 3-е изд., испр. и перераб. — Обнинск: Титул, 2012. — 192 с.: ил.
2. Английский язык: Учебник для 10-11 кл. общеобр. учрежд. / Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. — 11-е изд. — М.: 2009. — 351 с.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. — С. 107.
4. Быков А.К. Методы активного социально-педагогического обучения / А.К. Быков. — М.: Сфера, 2005. — С. 244.
5. Жук Н.В., Тузова М.К., Ермакова Л.В. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 187-191. URL https://moluch.ru/conf/ped/ archive/97/4389/ (Дата обращения: 30.07.2018).
6. Костяева Н.А. Кластер как ассоциативный метод обучения детей / Н.А. Костяева,
10,
Е.В. Кузнецова // Технология. Всё для учителя! — 2015. — № 9. — С. 14. Современные технологии подготовки кадров и повышения квалификации специалистов нефтегазового производства: тезисы IV научно-практической конференции с международным участием / Отв. редактор В.К. Тян. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2017. — С. 11.
https://studfiles.net/preview/2855345/ (Дата обращения: 10.08.2018). https://infourok.ru/statya-aktivnie-metodi-obucheniya-1253929.html (дата обращения: 25.07.2018).
https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/ 4389/ (Дата обращения: 10.08.2018).
10
с mezhdunarodnym uchastiem / Otv. redaktor V.K. Tyan. — Samara: Samar. gos. tekhn. un-t, 2017. — S 11. https://studfiles.net/preview/2855345/ (Data obrashcheniya: 10.08.2018). https://infourok.ru/statya-aktivnie-metodio-bucheniya1253929.html (data obrashcheniya: 25.07.2018).
https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/ 4389/ (Data obrashcheniya: 10.08.2018).
References
8
9
1. Anglijskij yazyk: Anglijskij yazyk novogo tysyacheletiya New Millennium English: Uchebnik dlya 11 kl. obshcheobr. uchrezhd. / O.L. Groza, O.B. Dvoreckaya, N.YU. Ka-zyrbaeva, V.V. Klimenko, M.L. Michurina, N.V. Novikova, T.N. Ryzhova, E.YU. Sha-limova. — 3-e izd., ispr. i pererab. — Obninsk: Titul, 2012. — 192 s.: il.
2. Anglijskij yazyk: Uchebnik dlya 10-11 kl. obshcheobr. uchrezhd. / Kuzovlev V.P., Lapa N.M., Peregudova EH.SH. — 11-e izd. — M.: 2009. — 351 s.
3. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij ehnciklo-pedicheskij slovar'. — M., 2002. — S. 107.
4. Bykov A.K. Metody aktivnogo social'no-pe-dagogicheskogo obucheniya / A.K. Bykov. — M.: Sfera, 2005. — S. 244.
5. Zhuk N.V., Tuzova M.K., Ermakova L.V. Rolevaya igra kak metod obucheniya inostrannomu yazyku v vysshej shkole [Tekst] // Aktual'nye voprosy sovremen-noj pedagogiki: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, noyabr' 2013 g.). — Ufa: Leto, 2013. — S. 187-191. URL https:// moluch.ru/conf/ped/archive/ 97/4389/ (Data obrashcheniya: 30.07.2018).
6. Kostyaeva N.A. Klaster kak associativnyj metod obucheniya detej / N.A. Kostyaeva, E.V. Kuznecova // Tekhnologiya. Vsyo dlya uchitelya! — 2015. — № 9. — S. 14.
7. Sovremennye tekhnologii podgotovki ka-drov i povysheniya kvalifikacii specialis-tov neftegazovogo proizvodstva: tezisy IV nauchno-prakticheskoj konferencii