Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения английскому языку студентов педагогических вузов при дистанционном online обучении'

Интерактивные методы обучения английскому языку студентов педагогических вузов при дистанционном online обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивный метод / английский язык / студент / обучение / дистанционное обучение / педагог / прием. / interactive method / English language / student / training / distance learning / teacher / reception.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимова Г.К., Атажанова Ш.А.

В статье рассматриваются интерактивные методы обучения английскому языку. Автор описывает возможность использования некоторых таких методов и приёмов на уроке английского языка. Приводятся примеры некоторых инновационных интерактивных методов и приемов для студентов на занятии по английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive methods of teaching English to students of pedagogical universities in online distance learning

The article deals with the interactive methods of teaching foreign languages. The author describes the opportunity тof using the several such interactive methods and techniques while teaching a lesson. Some examples of innovative interactive methods in English classes are given for cadets.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения английскому языку студентов педагогических вузов при дистанционном online обучении»

УДК 378.147+372.881.1.

Рахимова Г. К. магистр,

кафедра теории и методики преподавания английского языка,

факультет иностранных языков, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами,

г. Ташкент, Республика Узбекистан Атажанова Ш.А. кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики преподавания английского языка,

факультет иностранных языков, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами,

г. Ташкент, Республика Узбекистан Rakhimova G.K. Master,

Department theory and methodology of teaching English,

Faculty of foreign languages, Tashkent state pedagogical university named after Nizami,

Tashkent, Republic of Uzbekistan Atajanova Sh.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department theory and methodology of teaching English,

Faculty of foreign languages, Tashkent state pedagogical university named after Nizami,

Tashkent, Republic of Uzbekistan E-mail: askarovar827@gmail.com

Интерактивные методы обучения английскому языку студентов педагогических вузов

при дистанционном online обучении Interactive methods of teaching English to students of pedagogical universities in online

distance learning

Аннотация: В статье рассматриваются интерактивные методы обучения английскому языку. Автор описывает возможность использования некоторых таких

методов и приёмов на уроке английского языка. Приводятся примеры некоторых инновационных интерактивных методов и приемов для студентов на занятии по английскому языку.

Abstract: The article deals with the interactive methods of teaching foreign languages. The author describes the opportunity тof using the several such interactive methods and techniques while teaching a lesson. Some examples of innovative interactive methods in English classes are given for cadets.

Ключевые слова: интерактивный метод; английский язык; студент; обучение; дистанционное обучение; педагог; прием.

Keywords: interactive method; English language; student; training; distance learning; teacher; reception.

Актуальность: В настоящее время в Узбекистане государственный образовательный стандарт имеет высокие требования к студентам. Короткие сроки освоения тем, большой объём информации являются современными условиями общеобразовательного процесса. Для того чтобы осуществить такие запросы, следует найти новые методы обучения. Благодаря этому, в методике преподавания английского языка наметился переход от коммуникативного подхода к интерактивному. Интерактивный подход является одной из разновидностей коммуникативного подхода. Интерактивный («Inter» — взаимный и «act» — действовать) - означает умение взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, т.е. интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в процессе чего происходит взаимодействие преподавателя с учениками [1].

Цель интерактивного обучения состоит в том, что все участники занятия находятся во взаимодействии. Они все активно вовлечены в учебный процесс. Преподаватель выполняет функцию помощника. В ходе диалогового общения учащиеся учатся думать, решать поставленные проблемы, принимать решения и участвовать в дискуссиях [2, 3]. Современная педагогика насчитывает множество интерактивных методов. В Узбекистане современная система высшего образования вынуждена адаптироваться к стремительным

переменам, происходящим в мире в области культуры, политики, экономики. Соответственно меняются и требования, предъявляемые к современному выпускнику как будущему специалисту. Профессиональное становление обучающегося происходит не только в сфере специальных интересов, большое значение имеет самообразование и изучение дисциплин, способствующих разностороннему развитию личности специалиста [3, 1]. Именно с этим связано большое внимание, уделяемое изучению иностранного языка в современных военных неязыковых вузах. В условиях требований нового поколения преподавание иностранного языка в военном неязыковом вузе должно перейти на принципиально новую ступень. Необходимы новые разработки для формирования языковой личности нового типа. Для достижения этих целей процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы курсант стал субъектом образовательного процесса, человеком, готовым учиться всю жизнь [4]. Именно поэтому современное занятие по иностранному языку должно быть построено совершенно по-новому [5]. Учитывая, что преподавателю иностранного языка приходится работать с курсантами в условиях отсутствия языковой среды, в этой связи использование методов интеракции в процессе преподавания несет неоспоримое преимущество, как для курсантов, так и для преподавателей, так как предполагает обучение, построенное на взаимодействии [4]. Понятие «интеракция» в переводе с английского языка означает «взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга» [5]. Таким образом, обучение, построенное на методах интеракции на занятиях по иностранному языку, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию и совместному решению общих задач. При интерактивном обучении каждый обучающийся становится вовлеченным в образовательный процесс, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Такое взаимодействие помогает каждому участнику образовательного процесса внести свой вклад в достижение общего результата, но и учит нести ответственность за его результаты [6]. Рассмотрим несколько методов интеракции, применяемых на практических

занятиях по английскому языку. Метод «пила» (jigsaw), при котором курсанты организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Так, например, тема «The US Armed Forces» может быть представлена в виде следующих вопросов для изучения: «The Army», «The Navy», «The Air Forces». На первом этапе цель каждого курсанта, находящегося в разных группах, состоит в том, чтобы подобрать материал по своему вопросу [7]. На втором этапе, курсанты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, кооперируются и обмениваются мнениями по изученной информации, выступая в роли «экспертов». Затем они возвращаются в группы и делятся полученными сведениями с другими участниками. Те, в свою очередь, рассказывают о своей части задания [8]. Студенты должны понимать, что для полного усвоения материала по данной проблеме им необходимо внимательно слушать своих товарищей, делая записи в тетради по наиболее сложным вопросам [9]. Преподавателю отводится в данном случае наименьшая роль: он лишь выступает в роли негласного координатора. Все курсанты заинтересованы в том, чтобы все партнеры по команде добросовестно подошли к выполнению поставленной задачи, так как это может отразиться на итоговой оценке. Оценивается, как правило, как каждый курсант отдельно, так и вся группа в целом. На завершающем этапе преподаватель задает каждому курсанту любой вопрос по теме [10]. Метод «синквейн» позволяет в нескольких словах охарактеризовать учебный материал по теме. Синквейн состоит из пяти строк, в которых обобщена информация по теме. Для достижения эффективного результата составление синквейна целесообразнее организовать в парах или микро-группах. В связи с этим необходимо знать правила написания синквейна:

1. Первая строка — одним словом обозначается тема (имя существительное).

2. Вторая строка — описание темы двумя словами (имена прилагательные).

3. Третья строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

4. Четвертая строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).

5. Пятая строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть

темы.

Пример: Тема «US Rations». Курсанты могут составить синквейн следующим образом:

1) ration;

2) field, combat;

3) is stored, is packed, can be eaten;

4) a fixed daily portion of food;

5) allowance.

Не менее эффективным методом является использование ролевых/деловых игр особенно при изучении таких тем, как «My Military Institute», «Foodstuffs», «Military Uniforms». На практике можно проследить, как во время игр активизируется стремление курсантов к контакту друг с другом и преподавателем. Посредством применения игровых технологий курсанты изучают английский язык в веселой и увлекательной форме, таким образом, повышается интерес к изучаемому материалу, развивается память, внимание, сообразительность.

Учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» в военном институте материального обеспечения города Вольска включает изучение различных тем. Каждая из тем предполагает использование на практических занятиях по английскому языку аутентичных текстов профессионально ориентированного характера. Наряду с ними курсантам предлагаются к просмотру короткометражные видеоролики. Например, при изучении темы «The US Army» можно применить видеосюжет «Overview of the Army» длительностью около 1 минуты. Обсуждение видеосюжета происходит в форме беседы, а также выполнения интерактивных упражнений, в частности

подготовки к диалогу с использованием фраз, услышанных в фильме, что способствует закреплению, как лексических единиц, так и грамматического материала. Использование видеосюжетов при обучении английскому языку, делает занятие живым и интересным, а также позволяет создать условия развития способности курсантов к коммуникации в незнакомой обстановке, что способствует профессиональному становлению курсантов как будущих военных специалистов. Известно, что, предложенный Тони Бьюзеном, термин «MindMap» послужил основой для продвижения современной технологии в образовании путем составления «ментальной карты» интеллектуальной карты. Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, недостающие элементы, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок. Пример составления «ментальной карты» по теме «Gasolines». В заключение необходимо отметить, что методы интеракции на занятиях по английскому языку в военном вузе обеспечивают смену различных форм работы на занятии, приучают работать в команде, терпимо относиться к мнению своих товарищей, развивают к муникативные умения и навыки, что положительно сказывается на успешном вовлечении курсантов в языковую среду. Использование интерактивных методов значительно усиливает эффективность усвоения учебного материала, а, следовательно, и мотивацию к изучению иностранного языка со стороны студентов.

Список литературы

1. Бакленева, С.А. Профессиональное становление будущих военных специалистов на основе иноязычных видеоматериалов / С.А. Бакленева, Т.В. Ларина // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-4. — с. 822-825.

2. Добрынина, Д.В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения / Д.В. Добрынина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 5. - с. 172-176.

3. Мясоед, Т.А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей / ТА. Мясоед. - М.: Академия, 2004. - 75 стр.

4. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Наука, 2009. - 52 стр.

5. Суворова, Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова. - М.: Педагентство, 2005. - 110 с.

6. Поляков, О.Г. Культурная адаптация текста в обучении английскому языку как иностранному // Вестник университета. Серия: Гуманитарные науки, — 2011. — Вып. 12. — с. 63.

7. Поляков, О.Г. Подготовка студентов к межкультурной коммуникации на занятиях по английскому языку как иностранному // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, — 2001. Вып. 2 (22). — с. 73—75.

8. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 160 стр.

9. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования: монография. М.: Еврошкола, 2003. 240 стр.

10. Kramsch C. Language and Culture. Oxford: Oxford University Press, 1998. 134 p. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики: Учеб. пособие для студ. филол. фак. 3-е изд., испр. и доп., — 2012. — с. 45.

11. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. - Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-interaktsii-na-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku-dlya-uspeshnogo-vovlecheniya-kursantov-v-yazykovuyu-sredu/ Дата обращения 24.09.2021. — Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.