Интерактивные методы обучения
Егшатян Марина Ивановна Титова Елена Равилевна
В настоящее время подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения методических инноваций, которые обусловлены особенностями динамики развития жизни и деятельности.
Методические инновации связаны в настоящее время с применением интерактивных методов обучения. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом в процессе обучения. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Преподаватель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся.
Интерактивный метод обучения состоит в том, что учебный процесс организован так, что практически каждый учащийся оказывается вовлечен в процесс познания. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
При применении интерактивных методов у студентов:
— поднимается интерес к учебному процессу, усвоению материала;
— осуществляется обратная связь;
— формируются мнения и взгляды;
— жизненные навыки.
В образовании существует три формы взаимодействия преподавателя и студентов: пассивный метод, активный метод, интерактивный метод.
Пассивный метод — это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь преподавателя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов на уроке, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Интерактивный метод означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Активный метод — это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, в которой преподаватель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был преподаватель, то здесь преподаватель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.
Главными составляющими интерактивных уроков в образовательном процессе являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Существенная разница
интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащийся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый
Интерактивное обучение позволяет решать ряд задач.
В первую очередь решается информационная задача, т.к. в ходе изучения правил поведения в каждой конкретной ситуации обучающиеся получают нужную информацию, которая поможет им правильно действовать в реальной жизненной ситуации.
Во-вторых, решаются обучающие задачи, т.к. интерактивное обучение развивает общие умения и навыки.
В-третьих, обеспечивается решение воспитательных задач, т.к. выполняя требования и команды, обучающиеся приучаются прислушиваться к чужому мнению, в первую очередь — опытных взрослых людей.
В-четвертых, решается коммуникативная задача, обучающиеся, усвоив посредством современных электронных обучающих средств нужную информацию, могут передавать ее другим. А установление эмоциональных контактов в процессе обмена информацией способствует развитию их коммуникативных умений и навыков.