Научная статья на тему 'Интерактивные формы занятий как фактор формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов'

Интерактивные формы занятий как фактор формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕНСАТОРНАЯ / СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / SPEECH COMPETENCE / LINGUISTIC COMPETENCE / SOCIOLINGUISTIC AND COMPENSATORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелова Любовь Николаевна

В статье рассматривается роль интерактивных форм и методов в преподавании иностранных языков. В последнее время в России делаются попытки максимально приблизить ситуации обучения к будущей профессиональной деятельности. Этому способствуют и интерактивные формы обучения: ролевые игры, кейс-метод, дискуссия, диалог и т.д. Ролевые игры весьма действенный и привлекательный метод обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FORMS OF CLASSES AS A FACTOR FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

The article deals with the role of interactive forms of teaching foreign languages.In recent years, Russia attempts to approximate the learning situation for future careers. This is facilitated and interactive forms of learning: role playing, case method, discussion, dialogue, etc. Role playing very effective and attractive method of teaching. We are more interested in role play problem areas, allowing to simulate situations that may arise in the future professional activity.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы занятий как фактор формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов»

УДК-378.147

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Горелова Любовь Николаевна

Канд.филол. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт»,г. Саранск

E-mail: gorelova_ln@mail. ru

INTERACTIVE FORMS OF CLASSES AS A FACTOR FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF

STUDENTS

Ljubov' Gorelova

Candidate of philological Sciences, assistant professor of Humanitarian department of Mordovian humanitarian institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается роль интерактивных форм и методов в преподавании иностранных языков. В последнее время в России делаются попытки максимально приблизить ситуации обучения к будущей профессиональной деятельности. Этому способствуют и интерактивные формы обучения: ролевые игры, кейс-метод, дискуссия, диалог и т.д. Ролевые игры -весьма действенный и привлекательный метод обучения.

ABSTRACT

The article deals with the role of interactive forms of teaching foreign languages.In recent years, Russia attempts to approximate the learning situation for future careers. This is facilitated and interactive forms of learning: role playing, case method, discussion, dialogue, etc. Role playing - very effective and attractive method of teaching. We are more interested in role play problem areas, allowing to simulate situations that may arise in the future professional activity.

Ключевые слова: речевая компетенция, языковая компетенция, компенсаторная, социолингвистическая, ролевая игра.

Key words: speech competence, linguistic competence, sociolinguistic and compensatory.

В настоящее время знание иностранного языка (особенно английского) является необходимым для всех специалистов, в том числе и специалистов юридического профиля. Преподавание иностранного языка осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования, в соответствии с современными целями и задачами обучения иностранному языку, а также в соответствии с переходом, в первую очередь, неязыковых вузов на двухступенчатую структуру высшего образования.

Владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля. Вузовский курс иностранного языка носит коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер. Его задачи определяются коммуникативными и познавательными потребностями выпускников соответствующего профиля. Цель курса - приобретение студентами коммуникативной компетенции, которая позволяет использовать иностранный язык как в профессиональной деятельности, так и для самообразования.

Современная международная ситуация обусловливает овладение студентами неязыковых факультетов коммуникативной компетенции для устного или письменного общения с зарубежными партнерами, для участия в международных конференциях, международных форумах и т.п. Таким образом, изучение иностранного языка на неязыковых факультетах направлено на овладение им как средством профессионального общения, осуществляемого людьми в основном в сфере своей профессии. Известно, что владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля. В основе обучения иностранному языку лежит обучение языковым навыкам: чтению, аудированию, говорению и письму.

Новая образовательная парадигма по преподаванию и изучению иностранного языка дает возможность развивать иноязычную коммуникативную компетенцию студентов во всех ее составляющих: речевая компетенция, языковая компетенция, компенсаторная и социолингвистическая. В последнее время в России делаются попытки максимально приблизить ситуации обучения к будущей профессиональной деятельности. Этому способствуют и интерактивные формы обучения: ролевые игры, кейс-метод, дискуссия, диалог и т.д. Ролевые игры - весьма действенный и привлекательный метод обучения. Нас в большей мере интересуют ролевые игры проблемной направленности, позволяющие имитировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности. Вопросы профессиональной компетенции рассмотрены нами в статьях «Риторический анализ текста как основа построения собственных речевых высказываний будущего педагога» и «Значение курса по выбору «Риторические принципы ведения дебатов» в формировании коммуникативной компетенции будущих юристов» [1; 2].

Ролевая игра помогает максимально увеличить время говорения и обеспечить активную деятельность каждого студента в течение всего занятия. Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов обучающихся, способствуют осознанному освоению иностранного языка. В играх студенты овладевают такими элементами общения, как умение

начать беседу, поддержать ее, согласиться или опровергнуть мнение собеседника и т. д.

Студентам юридического факультета в рамках изучения темы «Court system of England and the USA» может быть предложена ролевая игра "Trying a criminal case". Данную игру следует проводить на завершающем этапе работы над темой. Участниками данной игры являются судья, прокурор, присяжные, обвиняемый, пострадавшие. При распределении ролей учитываются как языковые, так и актерские возможности студентов. Игра позволяет застенчивым, неуверенным в себе обучающим выступать на публике и тем самым преодолевать неуверенность и робость. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В ситуации необходимо дать сведения о взаимоотношениях партнеров. Описание роли целесообразнее дать студентам на карточках. Предлагаемые ситуации могут быть следующие:

1. A driver while speeding hit a girl off her bike. She was injured and confined to a wheelchair . The driver didn't stop so he is charged with hit and run.

2. The accused is a doctor who gave an overdose to an old woman. She had a terminal illness, was in constant pain and asked for the overdose. Her family are accused the doctor of murder.

Ролевая игра - это эффективный метод обучения, поскольку она мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать.

Список литературы:

1. Горелова Л. Н., Кораблева Г. Н. Риторический анализ текста как основа построения собственных речевых высказываний будущего педагога // Нижегородское образование. 2013. №3. С. 67-73.

2. Горелова Л.Н., Кораблева Г.Н. Значение курса по выбору «Риторические принципы ведения дебатов» в формировании коммуникативной компетенции будущих юристов // Культурологический подход в экономико-правовом развитии региона. Саранск, 2014. С.69-70.

3. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. М.: Тетра Системс, 2005. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.