Научная статья на тему 'Интерактивные формы работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации учителей немецкого языка'

Интерактивные формы работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации учителей немецкого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF EDUCATION / INTERACTIVE TEACHING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груцкая Елена Олеговна,

В статье описывается практический опыт использования интерактивных форм работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации педагогов. Дается краткий анализ понятия «интерактивные формы обучения». Особое внимание уделяется краткой характеристике основных методов и приемов. Автор описывает особенности применения и общие результаты. Внедрение интерактивных форм одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груцкая Елена Олеговна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive approaches in the teacher training for german language teachers

The article summarizes the practical experience of the use interactive activities in the in-service teacher education. The notion of "interactive teaching activities" is analyzed. This paper details the features of interactive methods. The author describes special aspects of their use and their results. The introduction of interactive teaching activities is one of the most important directions of teacher training improvement.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации учителей немецкого языка»

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О. Интерактивные формы работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации учителей немецкого языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 36-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/4dec2019/kvo406/

Груцкая Елена Олеговна | ellina3@mail.ru

Методист кафедры гуманитарных дисциплин Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Интерактивные формы работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации учителей немецкого языка

Аннотация. В статье описывается практический опыт использования интерактивных форм работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации педагогов. Дается краткий анализ понятия «интерактивные формы обучения». Особое внимание уделяется краткой характеристике основных методов и приемов. Автор описывает особенности применения и общие результаты. Внедрение интерактивных форм — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учителей.

Ключевые слова: методы обучения, интерактивные формы обучения.

Современная ступень развития общества требует от учителя иностранных языков постоянного повышения профессионального уровня, поэтому так важно создать оптимальные условия для повышения мастерства педагога. Актуальность исследования эффективных форм работы с учителями в рамках современных курсов повышения квалификации обусловлена необходимостью постоянного повышения профессионального

уровня педагогов, а также необходимостью создания соответствующих психолого-педагогических и организационных условий.

Цель исследования — дать определение понятию «интерактивные формы работы», описать и выявить их основные отличительные черты.

По мнению О. Ю. Благодаровой, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося или обучающихся между собой [1].

Интерактивные формы работы — это особые формы организации познавательной деятельности, которые предполагают взаимный обмен идеями, опытом, способами деятельности, совместную разработку различных решений проблем, моделирование ситуаций. Результаты краткого сравнительного анализа, демонстрирующего основные отличия интерактивных от активных, представлены в таблице 1.

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О. Интерактивные формы работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации учителей немецкого языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 36-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/4dec2019/kvo406/

Таблица 1 — Сравнительный анализ двух методов обучения

Критерии Традиционные формы Интерактивные формы

Мотивация Внешняя (со стороны преподавателя) Внутренняя

Роль слушателей Пассивная Активная

Роль преподавателя Источник информации Фасилитатор, экспертная роль

Организация работы Монологовый режим Диалоговый и полилоговый режимы

Методы познания Восприятие, понимание и воспроизведение Анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование

Контроль Через преподавателя Непрерывная саморефлексия

Как следует из таблицы, в основе использования интерактивных методов лежит диалоговое взаимодействие, которое отличает высокая степень активности его участников. Интеракция предполагает паритетный характер взаимодействия, где каждый его субъект имеет возможность рефлексировать, анализировать свой и чужой опыт, в ходе диалогового и полилогового общения обмениваться мнениями, знаниями и способами деятельности, находить новые для себя решения. По мнению И. И. Черкасовой, «интеракция, раскрываемая через категорию отношения, является основой всех педагогических категорий: обучения, воспитания, развития, цели, принципов и т.д.» [Цит. по: 4, с. 4].

На сегодняшний день педагогика располагает широкой палитрой интерактивных форм работы.

Деловая игра — творческое моделирование профессиональной деятельности

на основе игровой технологии, целью которого является совершенствование навыков решения профессиональных проблем на основе критического анализа основных аспектов педагогической ситуации. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия [3, с. 10]. В интерактивном режиме участниками выявляются причины возникновения проблемы, предлагаются и обосновываются наиболее эффективные и рациональные решения.

Педагогический ринг — универсальная форма организации работы, в которой слушатели в состязательной форме выполняют задания по заранее определенному алгоритму.

Круглый стол — это тематическая дискуссия по предварительно согласованной теме, которая подразумевает поиск общих позиций по заявленной проблематике. Основной задачей круглого

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О. Интерактивные формы работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации учителей немецкого языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 36-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/4dec2019/kvo406/

стола является совместное обсуждение актуального вопроса и выработка единого компромиссного решения [2]. Примеры тем для круглого стола учителей немецкого языка: ''Internet im Deutschunterricht", ''Berufswunsch Lehrer: Viel mehr als nur Unterricht" и др.

Симпозиум — обсуждение, в начале которого участники излагают свою точку зрения, затем слушатели задают выступавшему вопросы по теме доклада.

Дебаты — это четко структурирован -ный и открытый обмен мнениями между двумя сторонами по актуальным темам. Целью данного вида публичной дискуссии является убеждение в своей правоте третьей стороны.

Нами предлагается следующая тематика дебатов для учителей немецкого языка:

- ''Wozu noch Hausaufgaben?'';

- ''Anwesenheitspflicht im Unterricht?'';

- ''E-Klausuren für Prüfungen'';

- ''Handyverbot in der Schule'';

- ''Lieber ein Fach mit guten Karrierechancen lernen oder den eigenen Interessen folgen?'';

- ''Fachbücher als E-Books oder auf Papier'';

- ''Schulunterricht zu Hause (Homeschooling)'';

- ''Abschaffung von Vorlesungen''.

Дискуссия — целенаправленное совместное обсуждение конкретной проблемы или ситуации, которое сопровождается обменом идеями, опытом, взглядами. Это один из способов развития навыков

ведения конструктивного спора. Перед проведением дискуссии формулируются основные задачи, проблемы, подлежащие обсуждению, и цели, устанавливается регламент каждого выступления.

Одной из разновидностей дискуссии являются дискуссионные качели. Целью данного вида работы является анализ проблемы с разных позиций. Сторонники каждой группы занимают аргументированную позицию по вопросу, предварительно подготовленному модератором, например, ''Abschreiben im Unterricht — kann das Problem bekämpft werden?" Задача следующего этапа предполагает принятие командами на себя противоположных точек зрения. Каждая группа начинает защищать взгляды своих недавних противников, стремясь при этом не повторять ранее упомянутые аргументы и разработать иную систему доводов для убеждения оппонентов. По окончании дискуссии вырабатывается единая консолидированная позиция по обсуждаемому вопросу.

Мозговой штурм или мозговая атака — это способ генерирования идей для разрешения проблемы. При этом принимаются все высказываемые точки зрения без обоснований или объяснений.

Основным условием лекции с обратной связью является обращение лектора к аудитории. На основе ответов слушателей регулируется дальнейшее содержание. Использование онлайн-сервисов и мобильных приложений для получения обратной связи (Google forms,

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О. Интерактивные формы работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации учителей немецкого языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 36-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/4dec2019/kvo406/

AnswerGarden, Mentimeter, Nearpod, Surveyapp и др.), которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, значительно повышают эффективность данного метода. К примеру, в начале лекции слушатели получают вопросы с вариантами ответов, чтобы оценить степень осведомленности по излагаемой проблеме. Полученные результаты тестирования и опросов могут быть выведены на экран. Если аудитория демонстрирует достаточный уровень владения темой, лектор может перейти к следующей части.

На лекции-консультации лектором предварительно собираются вопросы слушателей в письменном виде. Подобная лекция стимулирует слушателей к диалогу, создает позитивную эмоциональную атмосферу, способствуя высокой степени мотивации.

Метод «Квадро» позволяет участникам сформулировать свое мнение по обсуждаемому вопросу, определить сторонников и противников каждой позиции, выявить имеющиеся разногласия, начать аргументированное обсуждение вопроса. К примеру, лектором заявляется определенный тезис. Все участники демонстрируют литеру на карточке, отражающую их мнение по данному вопросу: А — согласен; В — согласен, но ...; С — затрудняюсь ответить; D — не согласен. Ведущий подводит итоги обсуждения и резюмирует их. В случае значительных расхождений требуется обсуждение, в начале которого высказываются участники, выразившие согласие, затем выступают их оппоненты и т. д.

Одной из разновидностей метода «Квадро» является «Светофор». В этом варианте используются три цвета: зеленый обозначает согласие, желтый — сомнение, а красный — несогласие.

Творческий час организуется в небольших группах, где педагогами разрабатываются методические рекомендации по определенной заранее проблематике. Как правило, слушатели получают творческие задания, требующие не простого воспроизводства информации. Предлагаемые темы: "Problemorientierter Unterricht und Aufgabenkultur" "Unterrichtsstörungen im Fach Deutsch'' и др.

Лекция-провокация — это лекция с ошибками, предполагающая развитие умения слушателей работать с информацией посредством выявления и анализа заранее запланированных лектором ошибок. Рассчитана на стимулирование участников к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок.

Аукцион педагогических идей — инновационная форма публичной презентации передового педагогического опыта.

Коучинг-сессия — активная форма обучения с участием консультанта, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности учителя. В процессе коучинг-сессии педагог отвечает на вопросы, которые ему задает куратор, самостоятельно делая выводы.

Кейс-метод представляет собой активный проблемно-ситуационный анализ

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О. Интерактивные формы работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации учителей немецкого языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 36-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/4dec2019/kvo406/

конкретных ситуаций, который предполагает изучение, анализ и принятие решений по проблемам из реальной практики.

Пример кейса может выглядеть так: Einige Schüler gehen ihren Aufgaben nicht nach und sind laut. Die Lehrerin sagt: ''Kann sich die Krabbelgruppe Sonnenschein jetzt mal einkriegen?" Und danach Ruhe.

Антиконференция или BarCamp — гибкий формат, основными принципами которого являются отсутствие деления на спикеров и слушателей и отказ от спланированной программы и подготовленных выступлений. Каждый организатор сам выбирает, как модериро-вать пространство и время. Программа антиконференции обычно представляет собой условное деление на несколько тематических потоков. Эксперты, известные собравшейся аудитории, берут на себя обязанность вести дискуссию по теме потока. Иногда трек-лидеры определяются заранее, иногда они самостоятельно выделяются из публики, предлагая тему для обсуждения. Таким образом, каждый становится не только слушателем, но и организатором конференции.

Опыт проведения курсов на базе Калининградского областного института развития образования позволяет утверждать, что успешное решение задач, связанных с реализацией программ повышения квалификации педагогов, достижимо при использовании интерактивных форм работы со слушателями. Это позволяет успешно решать

поставленные задачи, повысить мотивацию, способствует совершенствованию навыков саморефлексии и активизации творческой деятельности учителя.

В заключение следует подчеркнуть, что в результате использования интерактивных форм работы создается среда активного образовательного общения, основанная на принципах открытости, взаимодействия, опоры на групповой опыт, обязательной обратной связи, благодаря чему учителя успешно расширяют свой профессиональный арсенал, находя для себя неординарные решения. Как показывает наш опыт, условия, создаваемые в результате использования интерактивных форм работы в рамках курсов повышения квалификации, позволяют сместить акценты с центральной фигуры преподавателя на слушателей курса, которые начинают самостоятельно определять траекторию своего профессионального развития.

Список литературы

1. Благодарова, О. Ю. Форма интерактивного образования — диалоговое обучение / О. Ю. Благодарова // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3. — С. 6-8.

2. Брель, А. К. «Круглый стол» как метод интерактивного обучения, развивающий мотивационную сферу личности современного студента / А. К. Брель, Н. Н. Складановская, К. Р. Жарова, Н. А. Танкабекян, Е. Н. Жогло // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 3. — URL: https://science-education.ru/ru/

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О. Интерактивные формы работы со слушателями в рамках курсов повышения квалификации учителей немецкого языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 36-41. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/4dec2019/kvo406/

article/view?id=27633 (дата обращения: 02.11.2019).

3. Интерактивные методы, формы и средства обучения (методические рекомендации) [Электронный ресурс]. — URL: https://rostov. rpa-mu.ru/Media/rostov/Svedenia_ ob_OO/Obrazovanie/metodicheskie_ rekomendacii/interaktiv.pdf (дата обращения: 28.10.2019).

4. Черкасова, И. И Интерактивная педагогика: Учебно-методическое пособие / И. И. Черкасова, Т. А. Яркова. — СПб.: ЭксПресс, 2012. — 172 с.

Elena O. Grutckaia

Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia

Interactive approaches in the teacher training for german language teachers

Abstract. The article summarizes the practical experience of the use interactive activities in the in-service teacher education. The notion of "interactive teaching activities" is analyzed. This paper details the features of interactive methods. The author describes special aspects of their use and their results. The introduction of interactive teaching activities is one of the most important directions of teacher training improvement.

Keywords: methods of education, interactive teaching activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.