Научная статья на тему 'Интерактивные формы организации занятий в профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Экономика»'

Интерактивные формы организации занятий в профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Экономика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЛЕКЦИЯ-ДИАЛОГ / ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / НАВЫКОВЫЙ ТРЕНИНГ / МЕТОД-ПРОЕКТОВ / INTERACTIVE FORMS / COMPREHENSIVE ECONOMIC ANALYSIS / DIALOGUE LECTURE / VISUALIZATION LECTURE / PROJECT METHOD / SKILL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Татьяна Львовна, Прокопьева Светлана Николаевна

В статье рассматривается использование интерактивных форм проведения занятий по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» в высшем учебном заведении. Показывается применение таких форм организации учебного процесса, как: лекция-диалог, лекция-визуализация, метод-проектов. Подробно раскрывается характер ориентировочных и исполнительских действий преподавателя и студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE LEARNING FORMS IN VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS WITH MAJOR IN ECONOMICS

The article considers application of interactive forms at lessons on subject “Comprehensive economic analysis of economic activities” in a higher school. The authors demonstrate introduction of such forms as: dialogue lecture, visualization lecture, project method. The guiding and executing actions of a teacher and a student are discussed in details.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы организации занятий в профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Экономика»»

УДК 658.012.12 (075.8) Константинова Татьяна Львовна

Konstantinova Tatiana Lvovna

кандидат экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов

Якутской государственной

сельскохозяйственной академии

[email protected]

Прокопьева Светлана Николаевна

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансов Якутской государственной сельскохозяйственной академии [email protected]

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»

PhD in Economics, Assistant Professor, Accounting and Finance Department, Yakut State Agricultural Academy konstatayna@mail. ru

Prokopyeva Svetlana Nikolayevna

Senior Lecturer, Accounting and Finance Department, Yakut State Agricultural Academy [email protected]

INTERACTIVE LEARNING FORMS IN VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS WITH MAJOR IN ECONOMICS

Аннотация:

В статье рассматривается использование интерактивных форм проведения занятий по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» в высшем учебном заведении. Показывается применение таких форм организации учебного процесса, как: лекция-диалог, лекция-визуализация, метод-проектов. Подробно раскрывается характер ориентировочных и исполнительских действий преподавателя и студента.

Ключевые слова:

интерактивные формы, комплексный экономический анализ, лекция-диалог, лекция-визуализация, навыковый тренинг, метод-проектов.

Summary:

The article considers application of interactive forms at lessons on subject “Comprehensive economic analysis of economic activities” in a higher school. The authors demonstrate introduction of such forms as: dialogue lecture, visualization lecture, project method. The guiding and executing actions of a teacher and a student are discussed in details.

Keywords:

interactive forms, comprehensive economic analysis, dialogue lecture, visualization lecture, project method, skill training.

Новая система высшего профессионального образования направлена на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих ему практическое овладение различными видами профессиональной деятельности. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, которые позволяют преподавателю создавать особую учебную среду, творчески конструировать ситуацию, добиваясь повышения активности студентов в овладении знаний и умений. Интерактивные методы обучения предполагают со-обучение, где и преподаватель, и обучаемый являются субъектами учебного процесса. В интерактивных формах могут проводиться и теоретические и практические занятия.

Изучение курса «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» для студентов по направлению подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика» играет важную роль в процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных экономистов. Преподаватель должен прилагать все усилия для мотивации на изучение анализа хозяйственной деятельности, точно указывая цели основного курса, и задачи конкретных разделов и тем. С самого начала курса обучения следует представить анализ хозяйственной деятельности как науку, с помощью которой вырабатываются стратегия и тактика развития бизнеса, обосновываются планы и управленческие решения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия.

Для повышения учебно-познавательной активности студентов, интереса к учебным занятиям, инициирования самостоятельной мыслительной деятельности в образовательном процессе дисциплины «Комплексный экономический анализ», нами применяются такие формы организации учебного процесса, как:

- лекция-диалог, где содержание дисциплины подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции;

- лекция-визуализация - передача преподавателем информации студентам сопровождается показом структурно-логических схем, таблиц, диаграмм.

- навыковый тренинг, в виде решения типовой задачи - это метод активного обучения, направленный формирование и выработку навыков по анализу себестоимости сельскохозяйственной продукции.

- метод-проектов используется для углубления изучаемой дисциплины, суть которого - направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практической задачи [1].

- 1BS -

Себестоимость продукции - важнейший показатель экономической эффективности производства, снижение которой - одна из первоочередных и актуальных задач любого хозяйствующего субъекта. Будущие бакалавры должны объективно оценить деятельность конкретного предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции и разработать мероприятия, направленные на освоение выявленных резервов [2].

Для достижения такого результата обучения необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из дисциплин «Микроэкономика», «Статистика», «Бухгалтерский учет и анализ», устанавливать причинно-следственные связи.

Организация учебной деятельности по теме «Анализ себестоимости продукции сельскохозяйственной продукции» рассчитана на шесть часов.

Лекция проводится в форме лекции-диалога, с элементами визуализации, на которую предусмотрено два академических часа лекции. Организацию учебной деятельности в форме лекции-диалога, с элементами визуализации можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика учебной деятельности в форме лекции-диалога с элементами визуализации по теме «Анализ себестоимости сельскохозяйственной продукции»________

Вопросы по теме Характер ориентировочных и исполнительских действий

Преподавателя Обучающегося

1.1. Цели, задачи, источники анализа 1. Ставит вопросы перед студентами, направленные на определение основной цели, объектов, этапов, источников информации анализа 2. Все ответы обобщаются и сводятся в общую схему анализа себестоимости продукции 1. Воспроизводят изученную раннее информацию по предметам «Бухгалтерский учет и анализ», «Микроэкономика», «Статистика» 2. Называют объекты, этапы, цели, источники анализа, отмечают актуальность проблемы снижения себестоимости 3. Слушают и воспринимают обобщение по схеме

1.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции 1. Показывает построение аналитической таблицы для анализа заполнения таблиц 2. Организует работу с формами годовой отчетности конкретных предприятий 3. Организует самостоятельную работу по исчислению затрат на выпуск продукции 4. Показывает расчеты общей оценки выполнения плана по уровню себестоимости продукции в целом по хозяйству 5. На основе полученных данных делает их оценку 6. Задает наводящие вопросы для выявления факторов, определяющих изменения суммы затрат на производство продукции, показывает наглядно и объясняет их зависимость 1. Строят аналитическую таблицу для анализа 2. Находят данные в формах годовой отчетности хозяйств 3. Заполняют таблицу для анализа 4. Исчисляют затраты на всю валовую продукцию 5. По наводящим вопросам указывают факты, определяющие изменение суммы затрат на производство продукции, высказывают свои мнения 6. Участвуют в оценке полученных результатов, записывают их в виде выводов

1.3. Анализ затрат на 1 рубль валовой продукции 1. Указывает универсальность, важность показателя 2. Показывает методику расчета показателя 3. Задает наводящие вопросы по выявлению факторов, определяющих уровень затрат 4. Обобщая ответы, объясняет наглядно взаимосвязь этих факторов 1. Слушают, вникают, записывают значение показателя, методику его расчета 2. Отвечают на наводящие вопросы по выявлению факторов 3. Воспринимают наглядно взаимосвязь этих факторов

1.4. Анализ продукции отдельных видов продукции 1. Организует совместную работу для проведения анализа на примере производства картофеля в действующей организации республики 2. По наводящим вопросам студенты указывают объект анализа, цель и этапы анализа 3. Последовательно по этапам анализа показывает и объясняет построение аналитической таблицы для анализа 4. Просит заполнить таблицы по данным форм годовой отчетности, произвести самостоятельно анализ динамики, дать оценку полученных результатов 5. Показывает и объясняет способ цепных подстановок, методику определения величины резервов снижения себестоимости 6. Обобщает результаты расчетов, делает их оценку в виде выводов 1. Воспроизводят усвоенные по первому вопросу знания (объект, цель, этапы) 2. Последовательно под руководством преподавателя строят аналитические таблицы, заполняют их по данным годовых отчетов, производят расчеты, оценивают их 3. Воспринимают общую оценку анализа себестоимости продукции и записывают в виде выводов

На проведение практических занятий предусмотрено четыре академических часа, при организации которых используются следующие интерактивные формы: первое занятие проводится в форме навыкового тренинга - решение типовой задачи, второе занятие проводится в форме метода - проектов. Организацию учебной деятельности в данном виде можно увидеть в таблице 2. Работа проводится малыми группами.

Таблица 2 - Характеристика учебной деятельности практического занятия в форме навыкового тренинга_____________________________________________

Характер ориентировочных и исполнительских действий

Преподавателя Обучающегося

1. Для допуска к практической работе проводит тестовый контроль Студенты отвечают на вопросы тестов

2. Проводит анализ по результатам контроля В результате анализа контроля обращают внимание на свои ошибки

3. Организует самостоятельную работу студентов анализа себестоимости 1 ц картофеля:

3.1. Обращает внимание студентов на общую блок-схему анализа себестоимости продукции Вникают еще раз в общую блок-схему анализа

3.2. Ставит перед студентами цель работы, алгоритм проведения анализа себестоимости картофеля и обозначает контроль задания Систематизируют знания

3.3. Раздает задания с условиями задачи и с требованиями к выполнению (каждому свой вариант) Приступают к выполнению задания по анализу: анализируют динамику себестоимости картофеля, выявляют факторы, изыскивают резервы повышения урожайности.

3.4. В течение выполнения задания выступает в роли консультанта, помогая студентам искать и находить обоснованное решение Задают вопросы по поставленным задачам

4. Задает домашнее задание к следующему практическому занятию -

Следующее практическое занятие проходит в форме метода-проектов (таблица 3). Основными требованиями к использованию этого метода является:

- наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;

- практическая значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (групповая) деятельность студентов;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов, предусматриваемых определенную последовательность действий;

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления конечных результатов;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования [3].

Таблица 3 - Характеристика учебной деятельности практического занятия в форме метода-проектов_________________________________________________

Стадия работы над проектом Характер ориентировочных и исполнительских действий

Преподавателя Обучающегося

Планирование 1. Организует взаимоконтроль между студентами для выявления итогов выполненного ими задания на прошлом занятии Взаимно проверяют результаты выполненного задания по эталонам теста

2. Анализирует результаты контроля Выставляют баллы

3. Проводит уплотненный опрос, направленный на контроль выполнения домашнего задания. - участвуют в анализе результатов выполненного задания; - отвечают на вопросы, направленные на воспроизведение знаний по показателям продукции животноводства

4. Организует самостоятельную работу студентов для выполнения задач на реальной основе, определяет цель работы: - изучить себестоимость продукции молока по хозяйствам улуса; - разработать предложения, направленные на поиск резервов снижения себестоимости молока В микрогруппах распределяются обязанности между членами команды

Продолжение таблицы 3

Исследование 1. Раздает задание для выполнения работы, источники информации 2. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью студентов 1. Приступают к выполнению работы в микрогруппах: - работают с источниками данных; - строят аналитические таблицы; - рассчитывают показатели; - оценивают создавшуюся ситуацию; - обсуждают; - вносят предложения. 2. Каждая бригада представляет решение, своей конкретной ситуации. Оценивает, обсуждает, обосновывает свои выводы, дополнительно вносит свои предложения

Результаты Организует работу студентов по защите выполненных заданий Студенты сравнивают и оценивают варианты решений, предлагаемые другими группами

Отчет 1. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника 2. По результатам работы делает выводы 1. Члены команд задают вопросы, высказывают свои предложения 2. Предоставляют отчет о выполненной работе

Оценка результатов и процесса 1. Руководителям групп дает задание поставить индивидуальные оценки студентам с учетом вклада каждого 2. Выставляет общую оценку группе Руководители микрогрупп ставят индивидуальные оценки студентам с учетом вклада каждого, соблюдая общий баланс

Таким образом, в систему занятий темы «Анализ себестоимости продукции сельского хозяйства» вошли занятия различного типа, вида и формы организации самостоятельной работы, на которых использованы такие методы обучения, как способ, способствующий первичному усвоению материала, и методы, помогающие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. По характеру познавательной деятельности на всех занятиях использован проблемный метод обучения.

На первом этапе обучения студенты еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи и поэтому преподаватель показывает путь исследования проблемы, излагает ее решение от начала до конца, привлекая студентов к обсуждению, решению некоторых задач, к анализу и к оценке проблемной ситуации, что формирует у студентов осознанные знания.

На втором этапе создается проблемная ситуация, которая представляет собой ощущение мыслительного затруднения, где студент использует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу и выясняет их недостаточность для получения ответа и включается в добывание недостающей информации.

Третий этап направлен на поиск практического решения проблемы с добыванием недостающей информации, на обсуждение результатов, ее систематизации, обобщения и завершается возникновением мысли у студентов: «Я могу это сделать».

При такой организации учебного процесса студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Они непосредственно ощущают результаты собственного учения, оценка знаний осуществляется непрерывно. Создается ситуация, в которой учащиеся самостоятельно открывают и конструируют знания. Работа малыми группами позволяет усилить усвоение и разъяснение материала посредством дискуссии и дает возможность участникам изложить свои идеи, улучшает навыки решения проблем, дает возможность участникам учиться друг у друга. Все поставленные перед студентами задачи решаются по данным бухгалтерской отчетности действующих предприятий АПК республики Саха (Якутия), что позволяет привлечь интерес студентов к реальным процессам и формирует специализированное мышление.

Ссылки:

1. Гущин Ю.В. Интерактивные формы обучения в высшей школе // Дубна: психологический журнал междунар. ун-та природы общества и человека. 2012. № 2. С. 1-18.

2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. 8-е изд., испр. М., 2011. 654 с.

3. Палат Е.С. Метод проектов // Метод проектов. Сер.: Современные технологии университетского образования. Вып. 2 / Белорусский гос. ун-т. Центр проблем развития образования. Республиканский ин-т высш. шк. Минск, 2003. С. 39-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.