Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джура И. В., Гурова Е. А.

Статья посвящена использованию интерактивного обучения на уроках математики. Раскрывает преимущества активных форм обучения. И некоторые аспекты системно-деятельностного подхода в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NTERACTIVE FORMS OF TRAINING AS MEANS OF FORMATION OF INFORMATIVE INTEREST OF STUDENTS TO STUDY MATHEMATICS

The article is devoted to the use of interactive learning in the classroom mathematics. It reveals the advantage of active forms of learning. And some aspects of system-activity approach to learning.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

УДК 372.851

Джура И.В. студент 4 курса

институт прикладной информатики, математики и физики

Гурова Е.А. старший преподаватель кафедра информатики и ИТО Армавирский государственный педагогический университет

Россия, г. Армавир ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ Статья посвящена использованию интерактивного обучения на уроках математики. Раскрывает преимущества активных форм обучения. И некоторые аспекты системно-деятельностного подхода в обучении.

Ключевые слова: обучение математике, интерактивное обучение, системно-деятельностный подход, групповые формы работы.

Dzhura I.V., 4th year student, Institute of Applied computer science, mathematics and physics Armavir State Pedagogical University

Russia, Armavir Gurova E.A, senior lecturer Informatics and ITO Armavir State Pedagogical University

Russia, Armavir NTERACTIVE FORMS OF TRAINING AS MEANS OF FORMATION OF INFORMATIVE INTEREST OF STUDENTS TO

STUDY MATHEMATICS The article is devoted to the use of interactive learning in the classroom mathematics. It reveals the advantage of active forms of learning. And some aspects of system-activity approach to learning.

Keywords: mathematics teaching, interactive learning, system-activity approach, group forms of work.

Активизация учения школьников является проблемой современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности находит свое отражение в федеральных образовательных стандартах и законе «Об образовании» как системно-деятельностный подход в обучении и воспитании детей в России.

Главные методологические инновации ассоциируются с применением «живых», интерактивных методов обучения. Слово "интерактив" появилось от английского слова interact, где inter - взаимный, act - действовать. Интерактивный - это способность сотрудничать, обмениваться информацией, реагировать или быть в условии диалога, контакта с объектом или предметом.

Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход наиболее реальный путь обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся [1].

Интерактивное обучение - это обучение, основанное на погруженном общении. «Живое» обучение оставляет неизменной свою конечную цель и основной контент, наполнение образовательного процесса, изменяя форму с транслирующих на диалоговые. А общение порождается необходимостью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку общей, единой стратегии контента, ощущение и понимание другого человека. Три составляющие общения: информативное, интерактивную, перцептивную.

Творческое задание является основой любого интерактивного метода, придает ценность, значимость обучению математики и стимулирует воспитанников. Неизвестность решения, необходимость самостоятельно искать свое собственное «правильное» решение способствует созданию основы, фундамента для диалога, сообучения, взаимодействия всех членов образовательного процесса, включая педагога.

Задачи, которые можно решить, используя интерактивное обучение:

- развитие коммуникативных навыков, установление эмотивных контактов между всеми членами образовательного процесса;

- позволяет решить информационную задачу, предоставляя слушателям обязательный перечень информации;

- развивает общие учебные умения и навыки;

- обеспечивает воспитательную задачу, работа в команде.

Функции учителя - предметника во время интерактивного обучения: мониторит процесс функционирования работы в коллективе; дает ответы на вопросы; контролирует споры, курирует порядок работы; содействует решению проблемных моментов отдельным учащимся или группе.

Интерактивное обучение:

■ развивает личностную рефлексию у обучающихся;

■ дает понимания включенности в коллективную работу;

■ помогает становлению активной личностного мнения в учебно -позновательной деятельности;

■ развивает навыки общения;

■ принятие моральных правил и этических норм коллективной деятельности;

■ повышает познавательную активность класса;

■ повышение когнитивного, воспитательного интереса;

■ развивает навыки анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

■ нестандартное отношение к образовательному процесса;

■ выработку мотивационной готовности контенту не только в учебно-воспитательных, но и других ситуациях.

Интерактивное обучение решает еще одну важную задачу. Речь идет возможности снятия невротическое напряжение, переключении их внимания, смене вид деятельности и т.п.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них: "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты". Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими [2].

При выполнении работ сопряженных с интерактивными технологиями целесообразно начинать взаимодействие с более простых форм коллективной работы ("аквариум", "большой круг", "вертушка") - эти формы коллегиального, солидарного обсуждения проблем и выработки единого решения. Они позволяют слушателю не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Наиболее простой вид коллективного взаимодействия - "большой круг", состоящее из трех этапов: 1 - участники рассаживаются по кругу, и учитель озвучивает проблему; 2 - каждый участник в печении 10 минут обдумывает решение проблемы; 3 - по кругу выслушивают предложения каждого участника, при этом не прерывают и не критикуют друг друга. Прием интерактивного взаимодействия "большой круг" оптимален в случаях, когда необходимо быстро найти пути решения проблемы или сложного вопроса. На уроках математики часто возникают ситуации, когда ребята не знают, как решать задание дальше. Можно выслушать всех ребят с их предложениями и вместе выбрать наиболее правильное решение.

Интерактивная технология «Аквариум» - форма, основанная на диалоге. Один участник является выступающим, другие слушатели. Диалог идет между слушателями и выступающим. Данная форма взаимодействия дает возможность научиться аргументировать свою точку зрения и, не переводя спор в конфликт.

Метод дискуссии (учебной дискуссии)представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу. Главная идея метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других. Дискуссия и спор рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Деловая игра является средством моделирования разнообразных условий деятельности, методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и

социального взаимодействия. Игра - метод эффективного обучения, позволяющий снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальной деятельностью.

Беседа как метод обучения известна достаточно давно. Так как это самый простой способ индивидуального обучения, основанный на непосредственном общении сторон. Низкая эффективность лекции-беседы в условия группового обучения обусловлена тем , что не всегда удается каждого ученика вовлечь в двусторонний обмен мнениями. Это связано с недостатком времени, даже если группа не большая. Но в то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления слушателей.

Взаимодействие преподавателя и учащегося, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу является признаком интеракции и может иметь форму дискуссии. Дискуссия оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность учащихся и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучаемых. Особое внимание необходимо уделить подбору вопросов для дискуссии.

Учебный проекта (метод проектов) - метод, основанный на достижении дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. Основное предназначение метода - предоставление обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего применение знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта

Мозговой штурм (брейнсторминг, «мозговая атака», метод «дельфи») это совокупность методов, применяемая в групповой дискуссии. «Мозговая атака» - это метод активизации творческого мышления в группе, при котором принимается любой ответ участников на заданный вопрос. Важно сразу не давать оценку высказываемым точкам зрения, а сначала записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. От участников не требуется обоснований или объяснений по повод идеи решения проблемы.

ПОПС-формула используется при организации обсуждений, прений и споров. Ее суть заключается в следующем. Обучающийся высказывает: П-позицию (объясняет свою точку зрения); О-обоснование (доказывает, приводит свои доводы); П-пример (приводит конкретные примеры); С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы). Таким образом, выступление занимает примерно 1-2 минуты и состоит из четырех-пяти предложений. Применение данной технологии позволяет

учащимся высказывать свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. ПОПС-формула может применяться на уроках математики для проведения опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала или проверке домашнего задания.

Тренинг - это один из новых методов интерактивного обучения. Тренинг (от англ. train - приучать, воспитывать, учить) - это процесс получения знаний и умений в какой-либо области путем выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на развитие требуемого навыка. Данный метод интерактивного обучения позволяет обучающимся получить недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению и навыки безопасного поведения. Бесспорно, достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия.

Метод кейсов (от англ. Casemethod, кейс-метод или иначе метод конкретных ситуаций) - это техника обучения, основанная на использовании описания реальных ситуаций. Задачи обучающихся: проанализировать ситуацию, разобраться в ее сути, предложить возможные решения и выбрать наилучшее из них. Кейс-метод базируется на реальном материале или же на максимально приближенных к реальности. В основе метода конкретных ситуаций лежит описание непосредственной профессиональной деятельности, а так же эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей. При изучении и анализе конкретной ситуации, ученику должен вжиться в предлагаемые обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить решение проблема.

Основой интерактивного обучения является взаимодействие всех участников образовательного процесса. Условиями существования интерактивного обучения являются: наличие цели, для достижения которой инициируется диалог, непосредственный и оперативный обмен информацией между участниками интерактива, определенная степень равноправия при распределении функций, высокий уровень знаний и взаимопонимания, необходимые для достижения основной цели.

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно - обобщающих уроков. Изученный материал на уроке математики дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме [2].

Используются формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации. Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия. По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения целью выяснения общей картины, построения

системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки. Это - дополнительная возможность организовать обучение общению [З].

Использование интерактивных форм в процессе обучения математики дает возможность снимать невротическое напряжение слушателей, изменять виды их деятельности, коммутировать внимание на узловые аспекты тематики занятий.

Использованные источники:

1. Кашлев, С. С. Технлогия интерактивного обучения./ С. С. Кашлев. -Минск: Белоруский верасень, 2005 - 196 с.

2. Муцаева Т. С. Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 24-27.

3. Куриленко Н.С., Чечет В.В. Интерактивная педагогика: Пособие. Минск, 2004. - 54с.

УДК 373.1

Динмухаметова Г.Г. студент магистратуры Южно-Уральский государственный гуманитарно - педагогический

университет

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена изучению опыта художественно-эстетического образования и разработке модели управления процессом художественно-творческого развития обучающихся.

Ключевые слова: модель, управление, художественно- творческое развитие.

Dinmukhametova Gulzana Gersovna student of a magistracy Southern Ural state humanitarianly - pedagogical university, MODEL OF MANAGEMENT OF PROCESS OF ART AND CREATIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS

Article is devoted to studying of experience of art and esthetic education and development of model of management ofprocess of art and creative development of students.

Keywords: model, management, art creative development.

Мы изучили опыт художественно-эстетического образования в городе Челябинске. Многие образовательные учреждения имеют опыт создания художественно-эстетического образования. Например, в МОУ № 56 города Челябинска теоретическими и практическими аспектами в совершенствовании технологии художественно-эстетического образования занимаются Э.Ф. Вертякова, Е.Л. Савченко, Е.В. Васина. Под их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.