Научная статья на тему 'Интерактивные формы и методы работы в развитии медиакомпетентности школьников'

Интерактивные формы и методы работы в развитии медиакомпетентности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1436
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В.

Медиакоммуникативная компетентность (в настоящее время более распространенным в медиапедагогике является термин медиакомпетентность) определяется А.В. Шариковым как «компетентность в восприятии, создании и передаче сообщений посредством технических и семиотических систем с учетом их ограничений, которая основана на критическом мышлении, а также на способности к медиатизированному диалогу с другими людьми» [Шариков, 1990, с. 64]. По справедливому мнению А.В.Федорова, «человек, не подготовленный к восприятию информации в различных ее видах, не может полноценно ее понимать и анализировать, не в силах противостоять манипулятивным воздействиям медиа (если такая манипуляция имеет место), не способен к самостоятельному выражению своих мыслей и чувств» [Федоров, 2001, с.26]. Таким образом, медиакомпетентность заключается в умении анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст, бесспорно, необходима каждому учащемуся, студенту, специалисту любой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы и методы работы в развитии медиакомпетентности школьников»

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.

Практика медиаобразования

Интерактивные формы и методы работы в развитии медиакомпетентности школьников *

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент

* Статья подготовлена при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008 гг.) Министерства образования и науки РФ. Проект РНП.2.1.3.491. Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров.

В современных условиях огромное значение придается качеству школьного образования, повышению уровня знаний выпускников учебных заведений. Сейчас уже признано, что школа должна снабдить учащихся необходимым методологическим инструментом для самостоятельного, критического анализа информации, распространяемым по медийным каналам. Поток медиаинформации постоянно растет, появляются все новые телевизионные программы, периодические печатные издания, интернетные сайты. Масс-медиа действуют как фильтр, отбирающий, компонующий и интерпретирующий информацию, берут на себя обучающие, просветительские функции, являются своеобразной «параллельной школой» для подрастающего поколения.

Перед современным образованием встает важная задача научить подрастающее поколение понимать медиаинформацию, иметь представления о ее механизмах и последствиях ее влияния на зрителей, читателей и слушателей. Однако до сих пор, «многие учителя продолжают опираться на репродуктивные (лишенные творческого, критического подхода) методы обучения, серьезно отставая от своих учеников/ студентов технологически» [Федоров, 2004, с. 20]. Постепенно процесс учения перестает быть важным и интересным для ребенка, который привыкает работать по шаблону, по предложенному образцу, не ищет иных решений поставленных задач кроме общеизвестных.

Стратегия модернизации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационных сферах. Компетентностный подход, акцентирующий внимание на результативности образования, заключается, как известно, не в определенной сумме приобретенных школьником знаний или количестве усвоенной

информации, а в способности действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетенция - «характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на расширение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем» [Иванов, Митрофанов, Соколов, 2005, с. 10]. Данное понятие в образовательном контексте трактуется как «результат основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом. Именно они «позволяют достигать людям личностно значимых для них целей...» [Равен, 2002].

Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, актуализируют использование в педагогическом процессе современных технологий и активных форм учебного взаимодействия. Педагогическая технология - «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности» [Педагог. энцикл. словарь, 2003, с. 191].

Современные педагогические технологии гуманитарного образования обладают широкими возможностями для овладения приемами работы с информацией. Эти возможности, по мнению Е.О. Галицких:

- создают условия не только для понимания содержания, но и формируют умение пользоваться методами познания, приемами построения нового знания;

- способствуют усвоению способов обмена информацией, углубления и преобразования информационных единиц (включая их организацию, построение и структурирование);

- технологические приемы позволяют аудитории проявить собственные силы, так как каждый «выбирает свою меру участия, объем информации, свой темп профессионального роста, вступает в диалоговое взаимодействие со всеми участниками»;

- интерактивные формы предоставляют возможность активизировать «культуру мысли и слова» аудитории [Галицких, 2004, с. 110].

Каждый современный человек, живущий в медиатизированном пространстве, должен быть готов к умению ориентироваться в нем, находить необходимую информацию, способен к полноценному восприятию, оценке медиатекстов, пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентативных систем, используемых медиа, то есть быть медиакомпетентным.

Медиакоммуникативная компетентность (в настоящее время более распространенным в медиапедагогике является термин медиакомпетентность) определяется А.В. Шариковым как «компетентность в восприятии, создании и передаче сообщений посредством технических и

семиотических систем с учетом их ограничений, которая основана на критическом мышлении, а также на способности к медиатизированному диалогу с другими людьми» [Шариков, 1990, с. 64]. По справедливому мнению А.В.Федорова, «человек, не подготовленный к восприятию информации в различных ее видах, не может полноценно ее понимать и анализировать, не в силах противостоять манипулятивным воздействиям медиа (если такая манипуляция имеет место), не способен к самостоятельному выражению своих мыслей и чувств» [Федоров, 2001, с.26]. Таким образом, медиакомпетентность заключается в умении анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст, бесспорно, необходима каждому учащемуся, студенту, специалисту любой области.

Развитие медиакомпетентности возложено на медиаобразование -специальное направление в педагогике, которое выступает за изучение школьниками и студентами закономерностей массовой коммуникации. Основной задачей медиаобразования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с. 555].

Медиаобразование призвано помочь учащимся адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т. п.

В разные годы проблеме российского медиаобразования были посвящены исследования О.А.Баранова, И.В. Вайсфельда, Л.С. Зазнобиной, И.С. Левшиной, Ю.М. Лотмана, С.Н. Пензина, Г. А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и др. В 1987 году Совет Европы принял «Резолюцию по медиаобразованию и новым технологиям», где медиаобразованию придавалось огромное значение: «Медиаобразование должно начинаться как можно раньше и продолжаться все школьные годы в качестве обязательного для изучения предмета» [Цит. по: Федоров, 2001, с.199]. Во многих странах (Канада, Австралия, Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии и Канаде, например, изучение его начинается еще в дошкольном возрасте. К сожалению, в России медиаобразование школьников и студентов не является обязательным и пока слаба включено в школьные и вузовские учебные программы, хотя в 2002 году Министерством образования и науки РФ была официально зарегистрирована вузовская специализации «Медиаобразование» (03.13.30).

Безусловно, «формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения» [Панина, Вавилова,

2006, с.10]. Интерактивное обучение построено «на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [Педаг. энцикл. словарь, 2003, с.107].

Необходимым условием успешности диалога является готовность к нему и ученика, и самого педагога. Организация диалогического взаимодействия предполагает серьезную работу, требующую от педагога открытости, преодоления собственных стереотипов, толерантности, позитивного принятия личности каждого ученика.

Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова [Панина, Вавилова, 2006, с.11] выделяют следующие формы и методы интерактивного обучения: дискуссионные (групповая дискуссия, анализ ситуаций и т.д.), игровые (дидактические, творческие, деловые игры и т.п.), тренинговые задания. Нужно сказать, что интерактивные формы обучения - презентации, деловые и ролевые игры, конкурсы творческих работ и их обсуждение, коллективные решения творческих задач и т.д. - активно используются в медиаобразовании, основные методические принципы которого рассматриваются как процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика (с учетом вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса).

Преимущества интерактивных форм и методов работы с информацией (в том числе - и медийной) очевидны. Во-первых, интерактивные методы дают возможность интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения полученных знаний, что «обеспечивается за счет более активного включения в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение ... и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем» [Панина, Вавилова, 2006, с.12].

Во-вторых, интерактивные методы обучения способствуют повышению мотивации и вовлеченности участников в процесс совместного решения проблемы. Это приводит к поисковой активизации учащихся, создает ситуацию успеха, творческого сотрудничества: «интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность.» [Панина, Вавилова, 2006, с. 12].

Безусловно, данные позиции наряду с возможностями освоения нового опыта деятельности, общения, окружающей действительности и др. повышают результативность и эффективность интерактивного обучения. Однако эти возможности далеко не в полной мере используются в отечественных учебных заведениях: школах, вузах и т.д.

Медиа не только технические устройства передачи информации, а образовательная информационная среда, способствующая развитию медиакомпетентности аудитории, включающей в себя «знания и умения оперативного, процедурного и поведенческого характера» [Змановская, 2003, с. 157]. Такая форма диалогового взаимодействия, как нам кажется, имеет огромные перспективы в современном образовании (не только вузовском, но и в школьном).

Приведем пример медиаобразовательного занятия, направленного на развитие медиакомпетентности учащихся с использованием интерактивных форм и методов работы.

Тема занятия: «Интернет и компьютерные игры в жизни современного школьника».

Целевая аудитория: учащиеся подросткового возраста (12-13 лет).

Оборудование: персональные компьютеры с выходом в Интернет, электронные справочники и энциклопедии для школьников.

Время проведения занятия: 45 минут.

Цель: развитие медиакомпетентности учащихся подросткового возраста. Задачи: 1) обобщение знаний учащихся о мультимедиа; 2) получение новых знаний об образовательных и развивающих возможностях компьютерной техники; 3) развитие творческого потенциала учащихся.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Знакомство с целями и задачами занятия.

2. Мозговой штурм: «Как компьютерная техника помогает современному

ученику».

На данном этапе занятия особенно интересными нам показались высказывания некоторых подростков: «Компьютерная техника имеет больше возможностей, чем телевизор или газета. С помощью компьютера можно посмотреть интересный фильм, музыку послушать, поиграть в игры» (Тамара Д.). «Раньше люди узнавали все новости из газет, потом - по телевизору, а теперь - из Интернета» (Наташа А.). «Компьютер существует не просто для удовольствия, он еще помогает учиться. Например, если есть обучающие компьютерные программы, можно самостоятельно изучать школьные предметы» (Никита В.).

3. Интерактивная викторина «Что я знаю о мультимедиа?»

Цель проведения викторины - выявление и обобщение знаний учащихся о мире мультимедиа. Для проведения викторины учащиеся делятся на две команды. Им задаются вопросы, касающиеся современных мультимедиа, например: «Приведите примеры компьютерных

мультфильмов», «Назовите как можно больше названий компьютерных игр», «Как называется портативный компьютер?» и др.

Викторина показала, что подростки неплохо ориентируются в вопросах, связанных с компьютерной техникой. Они были активны в обсуждении, отвечали на вопросы, обсуждали их с интересом. После викторины были определены победители.

4. Знакомство учащихся с интернет-сайтами и порталами различной

тематики, электронными справочниками и энциклопедиями.

В основном учащиеся проявили заинтересованность теми сайтами, которые рассказывают о жизни знаменитых певцов, актеров, телевизионных «звезд»: их поисковая деятельность была нацелена на развлечение.

Мы познакомили подростков с возможностями электронных справочников: показали им диски серии «Кирилл и Мефодий» и рассказали, что с их помощью можно ознакомиться с огромным количеством учебной информации. Также мы продемонстрировали подросткам диски серии «Музеи мира» и пояснили, что экскурсии в самые знаменитые музеи разных стран могут быть им доступны в любое время. Оказалось, что многие учащиеся до этого занятия не были знакомы с такого рода дисками, к которым проявили живой интерес.

5. Подведение итогов занятия. Групповая дискуссия.

Один из традиционных методов работы с произведениями медиакультуры с целью развития медиакомпетентности аудитории, - анализ произведений медиакультуры. Приведем пример такого занятия.

Тема занятия: «Обсуждение фильма сказки».

Целевая аудитория: учащиеся младших классов. Оборудование: видеомагнитофон, телевизор.

Время проведения занятия: 45 минут.

Цель: развитие медиакомпетентности учащихся. Задачи: освоение школьниками умений анализировать экранные произведения медиакультуры; развитие медиавосприятия и воображение учащихся; повышение творческого потенциала учащихся.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Знакомство с целями и задачами занятия.

- Послушайте разговор двух ребят:

- Я вчера такую интересную сказку по телевизору видела! Там показывали бабу Ягу, она такая смешная!

-Я тоже сказку смотрел. Там Баба Яга тоже была, но она показалась мне страшной и злой.

- Как сказка называлась?

- «Морозко».

-Так и я эту же сказку смотрела.

Ребята! Почему в разговоре об одном и том же фильме звучали разные мнения? (Обсуждение).

2. Знакомство с жанровым своеобразием фильма-сказки. Просмотр эпизодов фильма-сказки «Морозко» (режиссер А.Роу).

3. Характеристика главных героев фильма-сказки. Групповая дискуссия.

1) составление устных характеристик.

Оказалось, что, описывая уже известных героев, ребята дают им неоднозначные оценки. Например, говоря о Морозко, одни выразили мнение о том, что он злой, потому, что он заморозил лесную птичку. Другие ребята

высказывали другое мнение: «Морозко добрый, он пожалел Настеньку, подарил ей подарки».

2) Описание главных героем при помощи ключевых слов: «Умный, добрый, глупый, веселый, хвастливый, жадный, смешной».

Это задание также не вызвало однозначной реакции учащихся. Здесь мы дали им возможность поспорить, отстоять свою точку зрения, доказать, что они правы. Обсуждение прошло достаточно активно, практически все учащиеся высказали свое мнение.

Затем мы попросили учащихся рассказать о тех поступках главных героев, которые им понравились, и тех, которые не понравились, объяснив свой выбор.

Некоторые из ответов показались нам довольно интересными. Вот точка зрения Яны У.: «мне понравился поступок Иванушки, когда он помог старушке добраться домой. А потом он увидел, что она потеряла свою палку, и решил вернуть ее. Но были в сказке и плохие поступки Иванушки. Например, когда он хвастался перед Старичком-Боровичком своей красотой и смелостью, за что и был наказан».

После того, как учащиеся высказали свое мнение, мы попросили их представить, что бы они сделали, если бы смогли попасть в эту сказку, с кем бы хотели дружить, и кому смогли бы помочь. Эта воображаемая ситуация заинтересовала учащихся. Они с интересом стали фантазировать, придумывать различные приключения, которые с ними могли бы произойти. Интересно, что никто из ребят не выбрал себе в «друзья» отрицательных героев сказки.

4. Выполнение творческих заданий.

В конце занятия мы предложили учащимся творческое задание «Рисуем сказку». Цель данного задания - помочь детям понять смысловое содержание просмотренного фильма-сказки. Фильм очень понравился ребятам и мы попросили их не просто изобразить отдельные картины, а воспроизвести с помощью собственных иллюстраций сюжет фильма.

5. Подведение итогов занятия.

Литература

Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие. М.: Академический проект, 2004. 240 с.

Змановская Н.В. Педагогическая студия как форма формирования медиакоммуникативной образованности студентов вуза - будущих учителей // Вопросы педагогического образования. Вып. 14. Иркутск: ИПКРО, 2003. С.152-158.

Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПК и ППРО, 2005. 101 с.

Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 176 с.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 528 с.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.

Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: АПН СССР, 1990. 66 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.