Научная статья на тему '"интерактивные авторские курсы Института Пушкина": открытая образовательная среда для изучающих русский язык и их преподавателей'

"интерактивные авторские курсы Института Пушкина": открытая образовательная среда для изучающих русский язык и их преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1965
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ УРОКИ / OPEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ONLINE LEARNING / RUSSIAN LANGUAGE / AUTHOR'S METHODOLOGY / INTERACTIVE LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулибина Наталья Владимировна, Битехтина Наталия Борисовна, Виноградова Наталия Владимировна, Дьяченко Татьяна Николаевна, Климова Валентина Николаевна

В статье представлен инновационный проект «Интерактивные авторские курсы Института Пушкина». Описываются пять составляющих его курсов, задачи и структура каждого, целевая аудитория, используемая авторская методика, ее реализация в онлайн обучении и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулибина Наталья Владимировна, Битехтина Наталия Борисовна, Виноградова Наталия Владимировна, Дьяченко Татьяна Николаевна, Климова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Pushkin Institute Interactive Author’s Courses”: Open Educational Environment for Russian Language Students and Their Teachers

The article presents the results of the research project “Pushkin Institute Interactive Author’s Courses” and describes five components of the courses, the goals and the structure of each course, their target audiences, author’s methodology and its implementation in online training, etc.

Текст научной работы на тему «"интерактивные авторские курсы Института Пушкина": открытая образовательная среда для изучающих русский язык и их преподавателей»

Н. В. Кулибина, Н. Б. Битехтина, Н. В. Виноградова, Т. Н. Дьяченко, В. Н. Климова, А. И. Ольховская

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ АВТОРСКИЕ КУРСЫ ИНСТИТУТА ПУШКИНА»:

ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК И ИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

NATALIA V. KULIBINA, NATALIA B. BITEKHTINA, NATALIA V. VINOGRADOVA, TATIANA N. DIACHENKO, VALENTINA N. KLIMOVA, ALEXANDRA I. OLKHOVSKAYA "PUSHKIN INSTITUTE INTERACTIVE AUTHOR'S COURSES": OPEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

FOR RUSSIAN LANGUAGE STUDENTS AND THEIR TEACHERS

Наталья Владимировна Кулибина

Доктор педагогических наук, профессор, начальник научно-методического отдела по русскому языку

► NVKulibina@pushkin.institute

Наталия Борисовна Битехтина

Старший научный сотрудник научно-методического отдела по русскому языку

► NBBitehtina@pushkin.institute

Наталия Владимировна Виноградова

Старший научный сотрудник научно-методического отдела по русскому языку

Татьяна Николаевна Дьяченко

Ведущий специалист отдела инновационных проектов в образовании

Валентина Николаевна Климова

Кандидат филологических наук, доцент, зам. начальника научно-методического отдела по русскому языку ► VNKlimova@pushkin.institute

Александра Игоревна Ольховская

Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инновационных средств обучения русскому языку ► AIOlhovskaya@pushkin.institute

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

ул. Волгина, д. 6, Москва,117485, Россия

Natalia V. Kulibina, Natalia B. Bitekhtina, Natalia V. Vinogradova, Tatiana N. Diachenko, Valentina N. Klimova, Alexandra I. Olkhovskaya

Pushkin State Russian Language Institute

6 ul. Volgina, Moscow, 117485, Russia

В статье представлен инновационный проект «Интерактивные авторские курсы Института Пушкина». Описываются пять составляющих его курсов, задачи и структура каждого, целевая аудитория, используемая авторская методика, ее реализация в онлайн обучении и др.

Ключевые слова: открытая образовательная среда; онлайн-обучение; русский язык; авторская методика; интерактивные уроки.

The article presents the results of the research project "Pushkin Institute Interactive Author's Courses" and describes five components of the courses, the goals and the structure of each course, their target audiences, author's methodology and its implementation in online training, etc.

Keywords: open educational environment; online learning; Russian language; author's methodology; interactive lessons.

Открытость и доступность как ключевые черты современного педагогического пространства позволяют обойти многие препоны, стоящие на пути личности к получению качественного образования. Нивелируются, в частности, особенности обучающихся, связанные с их возрастом, социальным статусом, финансовым положением, местом проживания и проч. Не последнюю роль в этом процессе играют современные цифровые технологии, которые предоставляют любому человеку возможность учиться у лучших преподавателей в ведущих образовательных центрах по самым современным и эффективным программам, не выходя при этом из дома, который может находиться в любой точке мира, для чего создаются образовательные платформы, и редкий вуз не разрабатывает МООК — массовые открытые онлайн-курсы (англ. MOOCs — Massive Open Online Course).

Основной единицей учебного взаимодействия в рамках МООК является традиционная лекция (как правило, состоящая из нескольких фрагментов по 10-15 минут). Для преподавания теоретических дисциплин того или иного научного профиля лекционная форма подачи материала вполне соответствует задачам обучения, привычна и удобна. Правда, в настоящее время в системе очного вузовского образования лекция всё чаще вытесняется другими формами занятий и/или самостоятельной работой. Для практического же овладения иностранным языком польза лекции более чем сомнительна. Здесь требуются иные формы, например интерактивный урок.

Интерактивные занятия могут как включать информационно-коммуникационную составляющую (использование компьютеров и других мультимедийных средств), так и быть реализованы без нее. Интерактивность в аудитории достигается особыми методическими приёмами: использованием диалогового взаимодействия, игровой деятельностью учащихся, вовлечением всех участников учебного процесса в решение поставленных задач, созданием атмосферы доверия и сотрудничества и т. п.

В инновационном проекте «Интерактивные авторские курсы Института Пушкина» (https:// ac.pushkininstitute.ru) интерактивные (авторские!) методические приёмы находят подкрепление в возможностях современного электронного обучения и дистанционных онлайн-технологий. Все курсы посвящены различным аспектам практического курса русского языка как иностранного/неродного/ родного.

Делясь своим «Авторитетным мнением» о проекте «Интерактивные авторские курсы Института Пушкина», В. Г. Костомаров говорит о «цифровой педагогике» как «начале новой эпохи» в образовательной деятельности, выделяет самое важное, с его точки зрения, что отличает онлайн-курсы, разрабатываемые в Институте Пушкина, а именно

их интерактивность, предоставляемую ими возможность активного «взаимодействия со студентом на расстоянии» (рис. 1).

В настоящее время в проекте пять интерактивных курсов (на 2018 год запланировано начало работы над ещё одним курсом), авторы которых не только реализуют собственные методические новации, но и по-своему отбирают, а также организуют учебный материал: каждый курс в полной мере отражает профессиональный портрет его создателя.

Интерактивный авторский курс Н. В. Кули-биной «Уроки чтения — праздник, который всегда с тобой» (https://ac.pushkininstitute.ru/kulibina1. html) представляет собой единый учебный комплекс, состоящий из тематических серий онлайн-уроков с использованием художественных текстов как классических, так и современных: для детей (от русской народной сказки «Рукавичка» до крохотки А. И. Солженицына «Утёнок») и взрослых (от стихотворения Г. Р. Державина до притчи Петра Бормора).

Каждый интерактивный онлайн-урок имеет своим прототипом реальное учебное занятие: обучаемым предъявляется аутентичный художественный текст и комплекс интерактивных заданий для пред-, при- и послетекстовой работы. Методический аппарат к художественному тек-

Рис. 1. Главная страница интерактивных курсов.

сту (стихотворение, рассказ, сказка и др.) разрабатывается таким образом, чтобы создать условия для «мыслительной деятельности читателя» (С. Л. Рубинштейн).

Вопросы и задания, представленные аудио или видео, даются в тестовом формате. Выбор ответов из набора предлагаемых или их поиск непосредственно в художественном тексте (фрагментах текста) позволяют контролировать правильность выполнения заданий и в конечном счёте адекватность понимания текста читателем. При необходимости даются гиперссылки, содержащие языковую, страноведческую или иную информацию. Чередование видео- и аудиофрагментов, записанных одним преподавателем, обеспечивает единство всех компонентов и создает ощущение присутствия на реальном уроке

Гибкость авторской методики работы с текстом позволяет создавать методические разработки уроков не только для инофонов, но и для носителей русского языка, а также билингвов. В аннотации конкретного урока указывается возраст потенциального читателя, а для инофонов — ещё и уровень владения русским языком. Навигация курса предлагает пользователям различные варианты доступа к урокам: через карту курса с указанием возраста и уровня владения русским языком потенциального читателя, алфавитный список авторов произведений, тематические серии уроков, а также через строку «К юбилеям», в которой указаны юбилейные даты текущего и следующего года. Полезным будет и знакомство с накопленной за 2 года практикой использования уроков курса в домашних условиях и в образовательных учреждениях России и за рубежом (разделы «Отзывы» и «Практика использования»).

Интерактивный авторский курс Н. Б. Би-техтиной и В. Н. Климовой «Слушаем и понимаем русскую речь» (http://ac.pushkininstitute.ru/ сои^е4^р), как и другие курсы проекта, реализует стратегию обучения, нацеленную на взаимодействие с учащимся и формирование у него способности к самообучению. Данная стратегия обеспечивается в курсе благодаря объединению методического контента, представленного в видеозаписи урока, который ведет преподаватель,

и взаимодействия учащегося с электронной системой обучения.

Курс состоит из двух модулей. В первом, который адресован учащимся, владеющим русским языком в пределах уровня А2, основной акцент делается на развитии фонематического и интонационного слуха, активизации навыков сегментации речевой цепи, выявления выражаемых интонационно логико-смысловых связей в звучащей речи, а также на формировании аудитивных умений на уровне высказывания. Этот модуль состоит из семи дидактических блоков, каждый из которых включает урок с преподавателями и серию самостоятельных работ. Количество самостоятельных работ может варьироваться от урока к уроку в соответствии с методическими задачами разных дидактических блоков

Второй модуль курса предлагается учащимся, которые владеют русским языком на уровне В1. Он посвящен развитию навыков аудирования в разных сферах общения: обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой.

Интерактивный авторский курс Н. В. Виноградовой «Волшебные русские слова» (http://ac.pushkininstitute.ru/course3.php) посвя-щён русскому речевому этикету.

Создание подобного курса представляется очень актуальным, т. к. в большинстве учебников и пособий по РКИ (особенно на начальном этапе) уделяется мало места правильному употреблению формул русского речевого этикета. Это приводит в дальнейшем к большому количеству ошибок в речи учащихся: смешиванию «ты» и «Вы»-форм, затруднениям в выборе форм обращения к людям и т. д. Речь студентов-иностранцев приобретает то слишком официальный, то слишком фамильярный характер, не соответствующий ситуации.

Наличие проблемы подтверждается востребованностью уже разработанных и выложенных на портале уроков.

Курс «Волшебные русские слова» состоит из двух частей:

- 1-я часть — уроки для уровня А1-А2, снабжённые переводом на иностранные языки, что дает

^^^ [методика преподавания русского языка]

преподавателю дополнительные методические возможности;

- 2-я часть — уроки для уровня В2-С1, где даётся большой набор этикетных выражений, которые развёртывают реплику по горизонтали, например, за основным приветствием или вместо него возможны различные вопросы о жизни, делах, здоровье.

Во втором разделе уделяется внимание средствам невербальной коммуникации, например, использованию различных жестов при приветствии и прощании. Эпизоды из кинофильмов здесь не просто иллюстрируют объяснение, а подробно комментируются преподавателем.

Интерактивный авторский курс Т. Н. Дьяченко «Современная Россия в кино и музыке: смотрим, понимаем, обсуждаем» (http:// ac.pushkininstitute.ru/course2.php) включает два модуля (блока). Уроки ориентированы на владеющих русским языком от А2 до С1.

Цель курса — обучение пониманию звучащего текста с опорой на зрительный ряд на материале современных российских художественных фильмов. В процессе работы у учащихся формируются навыки, необходимые для самостоятельного просмотра художественных фильмов.

Первый блок состоит из 8 занятий, включая уроки по фильмам «Легенда № 17» (2012), «Мы из будущего» (2008), «Экипаж» (2016), «Про любоАЕ"» (2010), мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006) и др.

Занятия второго блока знакомят учащихся с клипами на популярные российские песни.

Кинофильмы и видеоклипы помогают учащимся погрузиться не только в языковую, но и в культурную среду, что особенно важно при изучении русского языка за рубежом.

Интерактивный авторский курс А. И. Ольховской «Слова и словечки» (http://ac.pushkin-institute.ru/course5.php) ориентирован на обучение иностранных учащихся лексическим средствам русского языка. Целевая аудитория курса — иностранцы, осваивающие язык в объёме первого и второго сертификационных уровней (В1-В2).

Курс состоит из двух модулей — «В мире слов» и «Лексические семьи», — каждый из кото-

рых включает в себя четыре интерактивных урока. Единицей обучения первого модуля является слово как элемент тематической группы. Здесь затрагиваются максимально антропоцентрические темы: «Внешность человека», «Характер», «Эмоции и чувства» и «Человеческие отношения».

Единицей обучения во втором модуле служит слово как компонент лексической микросистемы. Каждый урок направлен на отработку одного вида системных отношений — синонимических, антонимических, паронимических и др.

В настоящий момент подготовлен макет по сценарию первого урока первого модуля. В уроке использована дидактическая оболочка учебного квеста с его отличительными чертами: особой игровой атмосферой, созданию которой способствуют обязательные элементы квеста — легенда, сюжет, система персонажей, задания игрового характера; системой «скаффолдов» — текстов-подсказок, из которых учащиеся могут извлечь необходимую информацию или руководство к действию, и др.

Разработка и реализация проекта «Интерактивные авторские курсы Института Пушкина» стали возможны благодаря уникальному авторскому коллективу, в который вошли филологи-русисты, имеющие большой опыт и собственные методики преподавания практического курса русского языка различным категориям учащихся, и профессиональная команда разработчиков (программисты, веб-дизайнеры, художники и др.), имеющих за плечами ряд успешных проектов в области создания электронных образовательных ресурсов.

Весьма существенной, с точки зрения авторов содержательного контента, является оценка проекта руководителем группы разработчиков — создателей электронного контента Е. Э. Залетаевой, которая, являясь активным участником проекта (с её помощью авторы реализовали свои интенции, намерения, задумки, идеи, мечты и то, о чём даже не мечталось), вместе с тем имеет возможность сравнить этот учебный комплекс со сделанным ранее в области создания электронных образовательных ресурсов.

По её мнению, настоящий проект отличает:

- во-первых, индивидуальность авторов курсов, сумевших выйти на широкую интернет-аудиторию в современном формате: ведущие специалисты Института не только специально для этого проекта разработали варианты авторских методик под возможности современных информационных технологий, но и сами ведут свои онлайн-уроки (люди ведь всегда идут на ЧЕЛОВЕКА: в театре или кино — на актёра/ режиссёра, в образовании — на УЧИТЕЛЯ);

- во-вторых, уроки организованы так, что и преподаватель, и учащийся работают в привычной и комфортной для обеих сторон обстановке: каждый урок строится на аудиовизуализации разговора преподавателя со своим визави с постоянной активизацией внимания последнего и привлечением его к активным действиям, благодаря такому подходу создаётся и поддерживается атмосфера непосредственного общения педагога с учащимся, что и способствует в конечном итоге повышению эффективности обучения;

- в-третьих, следует отметить работоспособность онлайн-уроков проекта на широком спектре компьютерных устройств: стационарных и планшетных, смартфонах и смарт-ТВ, а также возможность подготовки на их основе уроков для использования в оффлайн-режиме (мобильные приложения начнут создаваться в 2018 году).

Уроки проекта отличают высокие показатели, которыми принято оценивать качество электронных обучающих ресурсов: уровень ин-

Визиты О 3 Ш Я

терактивности (разнообразие способов взаимодействия пользователя с учебными материалами и организации обратной связи) и уровень муль-тимедийности (разнообразие методов представления объектов и процессов).

Учебный контент представлен широким спектром материалов разных видов и типов, а также их комбинациями и композициями: гипертекст, рисованная и реалистическая графика, видео и анимация, дикторская речь, аудиофраг-менты музыкальных и литературных произведений, караоке и др.

В уроках широко используются активно-деятельностные формы взаимодействия учащегося с образовательным контентом, которые характеризуются: большим числом степеней свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели, необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений в определенном множестве вариантов. Таким образом решается задача имитации реальных учебных занятий, послуживших прототипами для онлайн-уроков.

Проект «Интерактивные авторские курсы Института Пушкина» не имеет аналогов, является бесплатной открытой образовательной русскоязычной средой для всех желающих: как изучающих русский язык, так и их преподавателей.

На начало 2018 года статистика Яндекс. Метрика показывает, что Проект заинтересовал пользователей 131 страны мира и 84 (из 85) регионов России (рис. 2).

Рис. 2. Статистика посещений сайта на карте (Яндекс.Метрика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.