Научная статья на тему '«Интерактивность» и «Интерактивное обучение»'

«Интерактивность» и «Интерактивное обучение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9989
1257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавронская Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Интерактивность» и «Интерактивное обучение»»

Обсуждаем проблему

101

риалов, видеолекций, электронных учебников, тестов и т.п. Для их разработки руководители научного направления привлекают наиболее достойных авторов. Кроме того, из числа виртуальных сотрудников СГА подбираются и эксперты, которые обеспечивают контроль качества подготовки этих материалов. Очевидно, что при традиционной структуре вуза руководители кафедр лишены такой возможности.

Практически все образовательные процессы и контакты между их участниками осуществляются на базе телекоммуникационных технологий. Более того, сетевая организация деятельности ППС позволяет по-новому проводить и научную работу. Благодаря открытости и доступности всех материалов обеспечивается более детальный анализ результатов, а следовательно, и качество проведенной работы.

Отметим, что использование информационных технологий с необходимым программным обеспечением и удобным интерфейсом позволяет реорганизовать выполнение многих административных функций.

Пример тому - интегрированная система учета студентов. С момента поступления и вплоть до выдачи диплома ведется автоматизированный детальный учет прохождения каждым студентом его образовательной траектории. Поскольку логистика учебного процесса выверена и четко спланирована, то функции, традиционно возлагаемые на деканаты, выполняются общевузовскими технологическими структурами.

Таким образом, введение института научных направлений, обладание мощной системой автоматизированного управления и эффективными средствами обеспечения собственно учебного процесса позволяют на практике реализовать сетевую структуру современного вуза.

Литература

1. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Выс-

шее образование: повестка дня 2008-2016 // Эксперт. - 2007. - №32.

2. Балацкий Е. Университетские системы: сети

против иерархии // Платное образование. - 2007. - № 12.

Ю. ГАВРОНСКАЯ, доцент Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

В настоящее время в педагогической литературе и образовательной практике широко используются родственные термины: «интерактивность», «интерактивные методы обучения», «интерактивные формы обучения», «интерактивные технологии обучения», «интерактивноепедагогическое взаимодействие », «интерактивные средства обучения», «интерактивное обучение», «интерактивная обучающая система» и др. Их происхождение связано с заимствованием из английского языка: глагол ШвтоМ - общаться, взаимодействовать с кем-либо или с чем-либо; при этом подразумевается, что взаимодействующие стороны должны ока-

«Интерактивность» и «интерактивное обучение»

зывать влияние, воздействие друг на друга. Русскоязычные дефиниции основаны на смысловом значении взаимодействия и общения в отдельных науках и повседневном опыте, в связи с чем появляются на первый взгляд кажущиеся тавтологическими словосочетания «интерактивное взаимодействие», «интерактивный диалог». Отметим, что образовательные процессы, в основе которых лежат педагогическое общение и взаимодействие, не могут не включать интерактивность, понимаемую в любом из ее аспектов.

Терминологические трудности, возникающие при интерпретации указанных лек-

102 Высшее образование в России • № 7, 2008

сических единиц через понятия «взаимодействие» и «общение», разрешаются смысловым значением закрепившихся в русском языке однокоренных слов: «ин-тер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). С пониманием нового значения плеоназм исчезает, и появляются самостоятельные термины, например: интерактивное педагогическое взаимодействие - это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия в целях развития.

В образовательной практике понятие интерактивности получило распространение при описании не только межсубъект-ного взаимодействия, но и различных способов и средств взаимодействия человека с информационной средой или ее отдельными элементами:интерактивное телевидение, интерактивная игра, интерактивная обучающая компьютерная программа, интерактивная доска. Двойственное понимание интерактивности явилось причиной параллельного существования в педагогической литературе и практике двух групп одинаковых терминов («интерактивные методы обучения», «интерактивное обучение»), одна из которых основывается на характеристике взаимодействия и общения субъектов процесса обучения, а другая - на дидактическом свойстве средств обучения (рис.).

На основании признака активности учащихся часть исследователей включает интерактивные методы в группу активных методов обучения, иногда они используются как синонимы. Тем не менее в последнее время ряд авторов рассматривают интерактивные методы

как самостоятельную группу. Среди инте-рактивныхметодов обучения наиболее часто называют различные виды игр, тренинги, учебные дискуссии, сазе^^у, метод проектов, программированное обучение, консультирование, наставничество.

Методы, построенные на интерактивном диалоге со средствами обучения, широко используются в дистанционном и компьютерном обучении, для обеспечения наглядности, для контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности, например через системы интерактивного тестирования. Не отрицая, что интерактивностью в той или иной мере обладают все средства обучения, чаще всего обсуждают интерактивность электроннокоммуникационных средств обучения.

Придерживаясь целостного взгляда на интерактивность как характеристику взаимодействия (через формулировку непосредственного и опосредованного взаимодействия субъектов обучения), заметим,

Рис. Двойственное понимание интерактивности

Обсуждаем проблему

103

что обучение не сводится лишь к информационному взаимодействию, а несет в себе также обмен деятельностью, ценностями, смыслами и нацелено не только на передачу информации, но и на формирование и развитие личности.

Рассматривая существование и функционирование субъекта обучения в рамках определенной системы влияний, условий, возможностей формирования и развития личности, то есть в образовательной среде, с нашей точки зрения, в понимании интерактивности необходимо учитывать не только межсубъектное взаимодействие (социальный компонент образовательной среды), но и взаимодействие субъекта обучения с другими ее компонентами (ценностно-целевым, информационно-знаниевым, экспериментально-практическим, технологическим, результативным). Это позволяет определить интерактивность в обучении как характеристику непосредственного или опосредованного средствами обучения взаимодействия субъекта процесса обучения с образовательной средой.

Понятие «интерактивное обучение» является более широким, чем описанные выше интерактивные методы и формы. Описание и определение интерактивного обучения в каждом конкретном случае обусловлено авторской трактовкой понятия интерактивности, само же понятие интерактивного обучения разработано слабо.

Наиболее часто интерактивное обучение рассматривают как «обучение, погруженное в общение», что предполагает вовлечение студента в обучение в качестве активного участника; его определяют как диалоговое, где знание добывается в совместной деятельности учащихся между собой и с учителем. При интерактивном обучении сохраняется конечная цель и основное содержание традиционного образовательного процесса. Большинством авторов интерактивное обучение понимается как групповая форма организации образовательного процесса, позволяющая более эффектив-

но решать дидактические задачи, используя потенциал взаимодействия участников.

В педагогической литературе интерактивное обучение связывается с активным участием обучающегося в процессе обучения, высокой мотивацией, полным личностно-эмоциональным включением всех субъектов образовательного процесса в продуктивную совместную деятельность и общение, опорой обучения на опыт обучающегося, актуализацией полученных знаний, взаимодействием учащихся с преподавателем, друг с другом и с учебным окружением.

С учетом изложенных представлений об интерактивности в обучении, современных тенденций высшего педагогического образования, в частности развития компетентно-стного подхода, а также сферы профессиональных интересов (обучение химическим дисциплинам студентов педагогического университета) нами разрабатывается концепция интерактивного обучения как средства развития профессиональной компетентности студентов педагогических вузов, обучающихся по химическим специальностям и естественно-научным направлениям.

В приложении к обучению конкретной дисциплине это означает, что процесс формирования специальных профессиональных компетенций в данной предметной области рассматривается через взаимодействие студента с образовательной средой, создаваемой при обучении этой дисциплине. При этом важен акцент на активной рефлексивной деятельности будущих учителей химии и естествознания по овладению содержанием предмета.

Интерактивное обучение химическим дисциплинам в современной высшей школе может быть реализовано посредством организации образовательной среды обучения с учетом особенностей индивидуальной образовательной траектории студента и управления процессами взаимодействия студента с образовательной средой. Достижение устойчивого результата, выражающегося в сформированной

104 Высшее образование в России • № 7, 2008

специальной профессиональной компетентности выпускника педагогического вуза по химико-педагогической специальности или направлениям естественно-научного образования, обеспечивается методикой и технологией интерактивного обучения специальным химическим дисциплинам.

В соответствии с формируемыми уровнями овладения специальными компетенциями выделены три ступени дидактического цикла: ознакомление, освоение знаний и умений, овладение компетенциями. В свою очередь каждая ступень включает в себя три этапа: ориентировочно-мотивационный, операционно-исполнительский, рефлексивно-оценочный. Таким образом, в дидактическом цикле можно выделить девять стадий, каждая из которых имеет свои специфические цели, методы и формы обучения.

В методической системе интерактивного обучения мы рассматриваем четыре группы методов, соотнесенные с этапами и стадиями дидактического цикла: методы создания положительной мотивации, методы организации интерактивной познавательной когнитивной и практической деятельности студента, рефлексивно-оценочные методы, методы развития личной образовательной среды обучения.

Ориентировочно-мотивационному этапу соответствуют методы создания положительной мотивации: построение системы профессиональных перспектив, эмоциональное стимулирование, учет личных учебных достижений, создание психологически комфортных условий обучения. На операционно-исполнительском этапе используются методы организации интерактивной

познавательной когнитивной и практической деятельности студента (обсуждения, дискуссии, проблемное обучение, решение задач на основе анализа конкретных ситуаций, химический эксперимент, проекты, учебные исследования). К рефлексивнооценочным методам интерактивного обучения относятся анализ результатов контроля и самоконтроля, диагностика учебных затруднений, оценивание значимости приобретенных знаний и умений. Методы развития личной образовательной среды обучения (привлечение личного опыта студента, практическая ориентация, открытое планирование обучения, работа с дополнительными источниками информации) актуальны на всех этапах дидактического цикла, так как «отвечают» за развитие цикла по вертикали.

В результате исследования было выяснено, что интерактивное обучение специальным химическим дисциплинам не требует создания принципиально новых внешних организационных форм, вписываясь в существующую практику административной организации учебного процесса, однако в значительной мере модернизирует внутренние формы обучения. Так, лекция, традиционно ассоциируемая с фронтальной формой, в системе интерактивного обучения включает элементы групповой и индивидуальной работы, а внеаудиторная самостоятельная работа не всегда является индивидуальной. Отличительным признаком форм интерактивного обучения является организация интенсивного взаимодействия студентов с различными элементами образовательной среды, приводящего к присвоению учащимися знаний, умений и к овладению компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.