Научная статья на тему 'Интерактивное приложение-игра как способ включения регионального компонентана уроках РКИ (из опыта методической разработки)'

Интерактивное приложение-игра как способ включения регионального компонентана уроках РКИ (из опыта методической разработки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБУЧЕНИИ / ИГРА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / LINGUISTIC AND CULTURAL CONTEXT / LOCAL COMPONENT IN TEACHING / THE GAME AS A FORM OF TEACHING / TYPES OF SPEECH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурисламова Виктория Олеговна

В статье рассматривается один из возможных способов применения интерактивных технологий на уроках русского языка как иностранного, а именно приложение-игра. Данный вариант использования компьютерных технологий предполагает включение корпуса заданий, которые позволяют развивать навыки перцептивных и рецептивных видов речевой деятельности, формировать у студентов лингвострановедческую и лингвокультурную компетенции. Кроме того, мультимедийные средства и игровая форма позволяют использовать различные способы подачи информации, следовательно, повысить продуктивность работы студентов при изучении неродного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нурисламова Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes one of the possible ways to use interactive technologies at the lessons of Russian as a foreign language, namely the gadget-game. This way of using computer technologies includes exercises, which allow to develop the skills of perceptive and receptive types of speech activities and to form in of linguistic and cultural competence of students. Besides multimedia means and game form allow to use different ways of presenting information, consequently they help to improve efficiency in studying of non-native language.

Текст научной работы на тему «Интерактивное приложение-игра как способ включения регионального компонентана уроках РКИ (из опыта методической разработки)»

УДК 37.02

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ-ИГРА КАК СПОСОБ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ РКИ (из опыта методической разработки)

В. О. Нурисламова

В статье рассматривается один из возможных способов применения интерактивных технологий на уроках русского языка как иностранного, а именно приложение-игра. Данный вариант использования компьютерных технологий предполагает включение корпуса заданий, которые позволяют развивать навыки перцептивных и рецептивных видов речевой деятельности, формировать у студентов лингвострановедческую и лингвокультурную компетенции. Кроме того, мультимедийные средства и игровая форма позволяют использовать различные способы подачи информации, следовательно, повысить продуктивность работы студентов при изучении неродного языка.

Ключевые слова: интерактивные технологии, лингвокульту-рологический и лингвострановедческий контекст; региональный компонент в обучении, игра как форма обучения, виды речевой деятельности

The article describes one of the possible ways to use interactive technologies at the lessons of Russian as a foreign language, namely the gadget-game. This way of using computer technologies includes exercises, which allow to develop the skills of perceptive and receptive types of speech activities and to form in of linguistic and cultural competence of students. Besides multimedia means and game form allow to use different ways of presenting information, consequently they help to improve efficiency in studying of non-native language.

Keywords: interactive technologies; linguistic and cultural context; local component in teaching; the game as a form of teaching, types of speech activities.

Одним из самых популярных направлений в педагогической деятельности сегодня является применение методов интерактивного обучения. Следует отметить, что данный термин имеет достаточно широкую сферу употребления. Интерактивное обучение понимается как «взаимодействие педагога и студента, студента и студента, студента и группы студентов, а также студента и компьютера» [6].

Последний вариант взаимодействия играет важную роль в образовательном процессе. Использование технических ресурсов способствует поддержанию мотивации к процессу обучения, а следовательно, повышает продуктивность при освоении учащимися новых знаний, позволяет «обеспечить формирование у студента различных стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное или вариативное решение в сложной ситуации, умений по обработке информации» [5].

Целью настоящей статьи является рассмотрение примера применения интерактивного приложения-игры на уроке русского языка как иностранного для студентов первого сертификационного уровня. Такой урок можно включать в курс обучения параллельно с основным процессом обучения в качестве сопроводительного блока занятий, ориентированного на знакомство иностранцев с региональным компонентом. Целью проведения данных занятий является формирование лингвокультурной и лингвострановедче-ской компетенций.

Урок представляет реализацию игровой методики в сочетании с интерактивными технологиями. Преподаватель демонстрирует студентам презентацию, которая является приложением-игрой, содержащей мультимедийные материалы (видео, фотографии), карты, тексты, задания с ответами, аутентичные тексты. Электронный формат позволяет красочно и наглядно познакомить иностранцев с региональным компонентом, активизировать интерес и творческие способности.

Занятие, рассчитанное на 45 минут, состоит из 5 этапов, направленных на отработку навыков всех видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).

В начале занятия учащиеся знакомятся с новым для них понятием «самоцветы». С одной стороны, преподаватель представляет студентам прямое значение этого слова, демонстрируя наглядный материал (минералы Челябинской области), а с другой - раскры-

вает переносное, метафорическое значение данной лексемы (самоцвет как богатство, что-то ценное, редкое).

Формат урока-игры предполагает достижение результата при успешном прохождении всех заданий. Следовательно, в начале занятия преподаватель сообщает цель урока: учащиеся узнают, что им необходимо в процессе игры познакомиться с «самоцветами» Челябинской области. На слайде презентации демонстрируется игровое поле и правила игры.

Далее студенты приступают к выполнению первого задания, в котором отрабатывается такой вид речевой деятельности, как аудирование. После просмотра видеофрагмента из мультипликационного сериала «Гора самоцветов» А. Татарского иностранцы восстанавливают прослушанный рассказ об Урале.

Второе задание представляет собой повторение синтаксической конструкции, а именно сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. Студентам необходимо заменить два простых предложения одним сложным, используя слово «который» (В Златоусте живут известные уральские мастера. Уральские мастера делают оружие и посуду. В Златоусте живут известные уральские мастера, которые делают оружие и посуду).

Третье задание направлено на отработку навыков говорения и повторение такого малого фольклорного жанра, как пословица. Преподаватель предлагает объяснить смысл двух русских пословиц (Дело мастера боится. Люби дело - мастером будешь).

В процессе прохождения трех уровней предполагается знакомство с «самоцветами» Челябинской области. После выполнения каждого задания учащиеся читают тексты о знаменитых людях, природных богатствах, уникальных ремёслах Южного Урала. Так лингвокультурная компетенция усваивается студентами параллельно с закреплением навыков продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности, повторением грамматики.

Четвёртое задание включает работу со следующим видом речевой деятельности - письмом. Учащиеся дают развёрнутый письменный ответ на вопрос «Какие "самоцветы" есть в вашей стране? Чем вы больше всего гордитесь?».

Заключительный этап урока - закрепление новой лексики (гравюра, мастер, самоцвет, Урал). Форма контроля - решение кроссворда через повторение лексического значения слов.

Итак, нами был рассмотрен один из вариантов использования компьютерных технологий на уроках русского языка как иностранного - работа с интерактивным приложением-игрой. Данный методический приём позволяет преподавателю решать целый комплекс задач.

Во-первых, формат игры является важным средством не только при изучении новой информации, но и при её повторении и контроле. Как отмечает А.А. Акишина, игра может способствовать развитию «творческого отношения к языку», а также «активизировать мыслительную деятельность учащихся» [1]. Кроме того, игра позволяет повысить динамичность, помогает разнообразить учебный процесс [3]. Игра как форма обучения позволяет «иностранным студентам любого возраста адаптироваться в условиях новой языковой и культурной среды», а также включать личность в процесс социализации в иных непривычных обстоятельствах [2].

Во-вторых, мультимедийные средства приложения способствуют эффективному усвоению страноведческой, культурологической информации. Приложение может включать аутентичные тексты, микротексты, содержащие, например, национально-региональный компонент. Усвоение информации будет эффективным, так как мультимедийные средства являются удобной формой для восприятия информации.

Таким образом, применение игровых и интерактивных технологий является достаточно продуктивным направлением в методике преподавания русского языка как иностранного при соблюдении таких условий, как органичность, последовательность и системность включения технических средств обучения в образовательный процесс.

Список литературы

1. Акишина, А. А. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. - М., 2002. -256 с.

2. Барашкова, А. В. Игры на уроках РКИ как один из моти-вационных элементов процесса обучения // SWorld. - URL: http:// www.sworld.com.

3. Душина, Е.В. Лингвистические игры на уроках русского и иностранного языка в аспекте формирования коммуникативной

компетентности учащихся II Уральский государственный педагогический университет. - URL: http:IIjournals.uspu.ru.

4. Крючкова, Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. - М., 2011. - 480 с.

5. Малахова, В.Л. Использование интерактивных технологий при обучении иностранным языкам как необходимый фактор образовательного процесса II Научные форумы. - 2014. - № 2. -С.41-43.

6. Царапкина, Ю. М. Применение интерактивных технологий в учебном процессе как основа саморазвития студентов I Ю. М. Царапкина, В. В. Шкапурина II Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 3. - С. 87-92.

Сведения об авторе

Нурисламова Виктория Олеговна - студентка историко-филологического факультета Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.