Интерактивное обучение по информатике и ИКТ как средство развития познавательного интереса учащихся сельских школ
Зейналова Имарат Джамалхановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, Дагестанский государственный университет, imara08@mail.ru
В статье рассматриваются некоторые вопросы использования интерактивного обучения в развитии познавательного интереса учащихся сельской школы на уроках информатики и ИКТ. Выделены образовательные сайты, которых учителя информатики и ИКТ используют при подготовке к урокам по информатике и ИКТ, позволяющие развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Ключевые слова: интерактивное обучения, информатика и ИКТ, познавательный интерес, сельская школа, образовательные сайты.
Одна из задач школы - разностороннее развитие учащихся, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.
Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса в современной школе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Интерактивный - это взаимодействие, но не только между учителем и учащимися, но и между собой учащимися.
Использование интерактивных методов обучения позволяет учащимся стать полноправным участником процесса восприятия, а также основным источником учебного познания.
К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые игры, «деловые» игры, тренинги, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов.
Самым распространенным интерактивным методом, которым применяются учителями информатики и ИКТ, является метод проектов.
В статье «Роль метода проектов в активизации познавательной деятельности младшего школьника в условиях внедрения стандартов второго поколения» Ю.В. Леоненко и Н.В. Шилина считают, что проблема проекта или исследования, обеспечивающее мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познаватель-
0
сч
сч
01
ных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития [2].
При таком подходе мы можем рассматривать метод проектов как один из возможных способов активизации познавательной деятельности учащихся в условиях внедрения стандартов второго поколения.
В настоящее время обучение учащихся проходит по программе, разработанной стандартом второго поколения, ставящая личность ученика, ее саморазвитие, самосовершенствование в контексте компетентностного подхода.
Использование интерактивных методов обучения способствует формированию ключевых компетенций:
умение брать на себя ответственность при принятии решений;
толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков;
умение работать с различными видами информации;
способность постоянно повышать свое образование и т.д.
А.Э. Балакеримова отмечает, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности с конкретными и прогнозируемыми целями [1].
По мнению А.А. Рыбаковой, технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащихся, которые нужны им для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии [3].
В интерактивном обучении меняется взаимодействие учителя и учащихся. Здесь активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создание условий для их инициативы.
Цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащиеся сами будут открывать, приобретать и конструировать знания, принципиально отличая целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
Анализ литературы по данной проблеме показывает, что основными задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у учащихся интереса к изучаемым предметам;
- эффективное освоение обучающихся учебного материала;
- самостоятельный поиск обучающихся путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
- установление взаимоотношения между учащимися, обучение работать в команде, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанной компетентности учащихся.
Сделать урок информатики и ИКТ более зрелищным и интересным учитель может за счет ресурсов, размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
Большое количество ресурсов для урока информатики и ИКТ находится в свободном доступе в сети Интернет. Учитель, подбирающий программное обеспечение к своему уроку, должен самостоятельно оценивать найденные им материалы и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям:
- педагогическая целесообразность содержания цифровых образовательных ресурсов;
- степень соответствия цифровых образовательных ресурсов современным направлениям модернизации образования;
- соответствие возрастным особенностям обучаемых;
- возможность вариативности образования;
- методическая состоятельность продукта;
- комфортность работы с цифровыми образовательными ресурсами.
Для развития познавательного интереса учащихся к урокам информатики и ИКТ нами часто предлагаются творческие задания, под которыми понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся творчества.
В процессе подготовки к таким урокам учителя информатики используют следующие сайты:
Сетевое объединение методистов
(http://som.fio.ru/). Здесь педагог может найти учебный материал по методике преподавания по предметам общеобразовательной школы; познакомится с возможностью построения уроков на основе электронных или интернет-ресурсов: найти информацию о стандартах и программах по предметам, об учебниках и дополнительной литературе, а также методические рекомендации; опытные педагоги-координаторы секций ответят на вопросы педагога.
Вопросы Интернет-образования
(http://vio.fio.ru/). Для тех, кому интересно, как используются новые информационные техно-
логии в разных сферах школьного образования. Журнал признан многими региональными органами образования, учебными заведениями и компаниями. В рамках журнала отработаны технологии издательской деятельности, съемок учебных видеофильмов, организации международных интернет-телемостов по образовательной тематике и интернет-радиотрансляций, разработки и проведения курсов дистанционного обучения, тематических форумов.
Нами проведен анализ образовательных ресурсов Интернет, позволяющих поддержать предмет «Информатика и ИКТ» для развития познавательного интереса учащихся сельских школ.
Прежде всего, следует отметить сайт http://book.kbsu.ru/, где представлена электронная версия учебника по информатике, включающая достаточный теоретический материал, четкие определения, интересные задания, вопросы для самоконтроля. Данный учебник нередко используется для организации обучения по заочной форме.
Большой интерес вызывает макет электронного учебника «Школьная информатика», состоящий из 4 сайтов -http://www.schoolinfo0...3.narod.ru. Здесь в наглядной форме представляется материал по различным темам школьного курса информатики. Используются мультимедийные технологии, в том числе анимированные изображения (flash - объекты), позволяющие учащемуся наглядно представить сложные процессы.
Сервер «Электронные книги» -http://www.computerbooks.ru, содержащий гипертекстовые учебные пособия по различным разделам информационных технологий, может быть использован в качестве дополнительных материалов для учащихся.
Современные требования к обучению учащихся в сельской школе выдвигают новые задачи по формированию у них мотивационно-ценностной сферы, в которой важное место занимает развитие познавательного интереса учащихся.
Поиск наиболее эффективных приемов, средств и методов в обучении, способствующих развитию интереса учащихся, открыл дорогу интерактивным формам и методам обучения, которые в настоящее время стал актуальным в связи с развитием средств мультимедиа.
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к процессу приобретения знаний. Возникновение познавательного
интереса зависит от уровня развития личности учащегося, его опыта, знаний, той среды, в которой обучающийся осуществляет учебную деятельность, в том числе и от способа подачи учебного материала педагогом.
Современное образование использует различные методы, средства, формы активной педагогики, получившие название «интерактивное обучение». Оно организовано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением, на собственном опыте участников.
Традиционное обучение основано на положении педагога в качестве субъекта, а учащегося — объекта педагогического процесса. В концепции интерактивного обучения это положение заменяется представлением об учащемся как о субъекте своей учебной деятельности. По сравнению с традиционным обучением, в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащегося, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Интерактивные формы и методы обучения представляют собой комплекс педагогических технологий и приемов, который располагает большим количеством вариантов формирования познавательного интереса учащихся.
Литература
1. Балакеримова А.Э. Интерактивные методы обучения // Современная наука и молодежь. Материалы V Международной молодежной научной конференции. Махачкала. 2013. С.29-31.
2. Леоненко Ю.В., Шилина Н.В. Роль метода проектов в активизации познавательной деятельности младшего школьника в условиях внедрения стандартов второго поколения // Современная наука и молодежь. Материалы V Международной молодежной научной конференции. Махачкала. 2013. С.82-83.
3. Рыбакова А.А. Проектное обучение как инновационный метод изучения информатики // Современная наука и молодежь. Материалы V Международной молодежной научной конференции. Махачкала. 2013. С.132-134.
Online training on informatics and ICT as means of development of informative interest of pupils of rural schools Zeynalov E.D.
The branch of Dagestan State University in Derbent The article discusses the issues of using interactive learning in the development of cognitive interest of pupils of rural school on the lessons of Informatics and ICT. Selected educational sites that teachers of Informatics and ICT used in the preparation of lessons in Informatics and ICT, enabling the development of cognitive interest of pupils to a subject. Keywords: interactive learning, mathematics, cognitive interest, rural school, educational websites.
References
1. Balakireva A. E. Interactive teaching methods // Modern science
and the youth. Materials of the V International youth scientific conference. Makhachkala. 2013. P. 29-31.
2. Leonenko, Y. V., Shilina N. In. The role of the project method of
enhancing the cognitive activity of younger pupils in the conditions of introduction of standards of the second generation // Modern science and the youth. Materials of the V International youth scientific conference. Makhachkala. 2013. P. 82-83.
3. Rybakov A. A. Project-based learning as an innovative method
for the study of computer science // Modern science and the youth. Materials of the V International youth scientific conference. Makhachkala. 2013. P. 132-134.
0
C4
N
01