Научная статья на тему 'Интерактивная развивающая среда как фактор эффективности формирования коммуникативной культуры иностранных студентов в процессе языкового образования'

Интерактивная развивающая среда как фактор эффективности формирования коммуникативной культуры иностранных студентов в процессе языкового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / INTERACTIVE DEVELOPMENT ENVIRONMENT / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / INTERNATIONAL STUDENTS' COMMUNICATION CULTURE / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LANGUAGE LEARNING / ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА / INTERACTIVE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Д.В., Макарова Е.В.

В статье рассматривается проблема создания интерактивной развивающей среды с целью формирования коммуникативной культуры иностранных студентов в процессе языкового образования. Характеризуются функции интерактивной развивающей среды, представлены интерактивные педагогические технологии развития коммуникативной культуры иностранных студентов. Ведущей технологией выбрана мультимедийная в виде интерактивных обучающих программ, создающих интерактивную развивающую среду для иностранных студентов. В процессе изучения английского языка иностранные студенты обучались с помощью интерактивных программ, с помощью которых студенты не только получили новые знания, но формировали коммуникативную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Д.В., Макарова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE DEVELOPMENT ENVIRONMENT AS A FACTOR OF EFFECTIVE INTERNATIONAL STUDENTS’ COMMUNICATION CULTURE FORMATION IN THE PROCESS OF LANGUAGE LEARNING

The article deals with the problem of how to create interactive development environment as the basis for the formation of international students’ communication culture in the process of language learning. The article describes the functions of the interactive development environment and the interactive education patterns aiming at the formation of international students’ communication culture. The international students were taught English with the help of interactive programs, which helped them not only to gain new knowledge, but also to develop their communication culture.

Текст научной работы на тему «Интерактивная развивающая среда как фактор эффективности формирования коммуникативной культуры иностранных студентов в процессе языкового образования»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.130 Дмитриев Д.В.1, Макарова Е.В.2 1 Кандидат педагогических наук, Пензенский государственный университет 2Пензенский государственный университет ИНТЕРАКТИВНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается проблема создания интерактивной развивающей среды с целью формирования коммуникативной культуры иностранных студентов в процессе языкового образования. Характеризуются функции интерактивной развивающей среды, представлены интерактивные педагогические технологии развития коммуникативной культуры иностранных студентов. Ведущей технологией выбрана мультимедийная в виде интерактивных обучающих программ, создающих интерактивную развивающую среду для иностранных студентов. В процессе изучения английского языка иностранные студенты обучались с помощью интерактивных программ, с помощью которых студенты не только получили новые знания, но формировали коммуникативную культуру.

Ключевые слова: интерактивная развивающая среда, коммуникативная культура иностранных студентов, языковое образование, интерактивная обучающая программа.

Dmitriev D.V.1, Makarova E.V.2

1PhD in Pedagogy, Penza State University, 2Penza State University

INTERACTIVE DEVELOPMENT ENVIRONMENT AS A FACTOR OF EFFECTIVE INTERNATIONAL STUDENTS' COMMUNICATION CULTURE FORMATION IN THE PROCESS OF LANGUAGE LEARNING

Abstract

The article deals with the problem of how to create interactive development environment as the basis for the formation of international students ' communication culture in the process of language learning. The article describes the functions of the interactive development environment and the interactive education patterns aiming at the formation of international students ' communication culture. The international students were taught English with the help of interactive programs, which helped them not only to gain new knowledge, but also to develop their communication culture.

Keywords: interactive development environment, international students' communication culture, language learning, interactive programs

Одной из основ качества профессиональной подготовки иностранных студентов является их готовность к проявлению коммуникативной культуры. Студент, обладающий культурой коммуникации, способен вступить в продуктивное общение с представителями страны пребывания, а также адаптироваться к новым социальным условиям и интегрироваться в иноязычную культурную среду.

Значимым фактором, обеспечивающим эффективность развития коммуникативной культуры иностранных студентов, является создание интерактивной развивающей среды, предполагающей необходимость и возможность социокультурного развития иностранных студентов в процессе профессионально ориентированной подготовки.

Интерактивная развивающая среда - организованное жизненное пространство студентов, способное обеспечить их социально-культурное становление.

Интерактивная развивающая среда обладает следующими функциями:

1. Информационная функция - каждый объект несет определенные сведения о социокультурных особенностях страны пребывания и страны изучаемого языка, становится средством передачи и накопления коммуникативного опыта.

2. Стимулирующая функция связана с поддерживанием интереса иностранных студентов к изучению языка, стимулирует его интеллектуальную и творческую активность.

3. Развивающая функция предполагает реализацию сочетания традиционных и инновационных интерактивных образовательных технологий в процессе профессионально ориентированной подготовки иностранных студентов.

Эффективность процесса развития коммуникативной культуры иностранных студентов обеспечивается реализацией комплекса интерактивных педагогических технологий: игровых, дискуссионных, тренинговых, мультимедийных, а также музыко- и сказкотерапии.

Игровые технологии применяются с целью закрепления лексической, грамматической, фонетической, дискурсивной компетенции, снятия психоэмоционального напряжения, развития положительной устойчивой мотивации иноязычного общения на основе педагогического сопровождения игрового взаимодействия преподавателя и студентов.

Дискуссионные технологии обеспечивают становление умений по организации коммуникативного взаимодействия, создают возможность практического применения полученных языковых знаний, речевых умений и навыков, реализации известных иностранным студентам моделей лингвоповедения, стимулируют развитие коммуникативной компетенции. В аспекте развития коммуникативной культуры особенно эффективной является такая дискуссионная технология, как дебаты. Подобные виды образовательной деятельности развивают навыки логической организации речи, умения последовательно и доказательно излагать собственное мнение.

Тренинговые технологии позволяют создать оптимальные условия для обмена коммуникативным опытом между студентами, обеспечивают высокую интенсивность межличностного взаимодействия партнеров по общению. В процессе тренинга создаются оптимальные условия для реализации иностранными студентами различных

коммуникативных техник: установления контакта, активного слушания, поддержания разговора, убеждения, аргументирования, реализации невербального поведения.

Музыкотерапия является наиболее эффективной технологией снятия психоэмоционального напряжения и восстановления когнитивных возможностей иностранных студентов в процессе решения учебных задач проблемного характера.

Сказкотерапия может рассматриваться в качестве ведущей технологии развития коммуникативной культуры в единстве ее лингвистического, психологического и педагогического компонентов. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс. Образы сказок обращаются одновременно к сознанию и подсознанию иностранного студента, что дает особые возможности для коммуникации [2, С. 179].

Все чаще в обучении используются мультимедийные технологии, спектр которых заметно расширился: от применения презентаций до создания интерактивных обучающих программ. Под интерактивной обучающей программой мы понимаем соединение различных типов цифровой информации, такой как текст, изображения, звук и видео-практикум, интегрированной в интерактивное приложение, и отвечающей дидактическим, методическим и психологическим требованиям к организации образования в вузе.

В интерактивных обучающих программах используется определенный способ передачи информации:

1. Взаимодействие различных информационных блоков (текста, изображений, видео) посредством гиперссылок.

2. Интерактивность, т.е. диалоговый режим работы пользователя с компьютером, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию и последовательность ее передачи.

Сам термин «обратная связь» пришел из кибернетики, а в настоящее время получил широкое применение в большинстве отраслей науки. В широком смысле «обратная связь» означает ответную реакцию на какое-либо действие. Обратная связь - сложное явление, которое основано на авторегулировании и предполагает следующее: 1) наличие компьютера и программы, обеспечивающей возврат действия к пользователю; 2) способность пользователя проанализировать это действие; 3) способность пользователя изменить действие; и 4) способность программы заново оценить действие [3, С. 45].

По принципу интерактивности строится большинство современных мультимедийных обучающих программах с интегрированным видео-практикумом, например «Face2face», «Rosetta Stone», «Oxford Smart Choice», «Oxford Practice Grammar», «Longman English Interactive» и многие другие. Для эксперимента мы выбрали программу «Rosetta Stone», которая позволяет создать интерактивную среду для развития коммуникативной культуры иностранных студентов.

Rosetta Stone использует комбинацию текста, изображений и звука, с тем, чтобы обучающийся запоминал слова и грамматику интуитивно, без использования словарей. Постепенно сложность заданий повышается. В описании программы говорится, что она базируется на принципах изучения родного языка.

Поясним принцип работы «Rosetta Stone». Программа демонстрирует четыре фотографии. Далее дается звуковое и текстовое пояснение, которое описывает одну из фотографий. Обучающийся должен выбрать фотографию, которая наиболее соответствует описанию. В другом варианте обучающийся должен завершить описание фотографии. Во время письменных заданий программа предоставляет экранную клавиатуру для облегчения ввода нелатинских символов. Если у обучающегося имеется микрофон, программное обеспечение может оценить произношение слов. Можно настроить тонкость восприятия произношения, что позволяет тренировать устную речь.

Применив данную программу в учебном процессе вуза, мы заметили, что в процессе изучения английского языка и работы с интерактивными программами желание общаться на иностранном языке пробуждается не только у студентов, которые имели отличные отметки, но и слабоуспевающих студентов. В процессе выполнения заданий студенты активно вступали в продуктивное общение на изучаемом языке не только друг с другом, но и с преподавателем, который пояснял спорные моменты и организовывал продуктивное иноязычное общение в группе.

По прошествии семестра иностранные студенты доложили о своих результатах. Каждый отметил что-то важное именно для него в своем отзыве, но все сошлись в одном - интерактивные обучающие программы «Rosetta Stone» оказывают положительное влияние на обучение, все студенты за семестр смоги улучшить свои знания в области английского языка, они признались, что им стало легче строить предложения и подбирать слова.

Отметим некоторые отзывы иностранных студентов о работе с интерактивной обучающей программой «Rosetta Stone»:

• основным достоинством программы считаю аудирование, мы учимся понимать друг друга, стоит ввести отдельную пару по аудированию;

• понравилось большое количество фотографий, они помогают лучше воспринимать информацию;

• у программы имеется отличная возможность проконтролировать свои результаты;

• программы направлены на формирование умений, которые позволяют свободно ориентироваться в определенной жизненной ситуации;

• мы получаем комплексные знания и возможность применять их в реальной жизни, а это главная цель обучения;

• используя данные программы, мы сами должны интегрировать новую информацию и извлечь из нее то, что может нам потребоваться в повседневной жизни;

• новая информация объединяется с имеющимся знанием и нам надо ее соединить в комплексные знания, которые пригодятся на практике;

• мультимедийные программы помогают развить речь, для меня это особенно важно, т.к. я собираюсь поехать за границу, где надо будет поддерживать беседу на иностранном языке;

• мультимедийные программы позволяют работать с ними самостоятельно благодаря понятному и продуманному интерфейсу;

• данные программы могут быть полезны в любой профессии, они делают нас грамотными, уверенными в себе.

Описанный опыт позволяет утверждать, что интерактивные обучающие программы стимулируют интеллектуальную активность иностранных студентов с помощью погружения студентов в интерактивную операционную среду компьютера; усиливают учебную мотивацию путем определения ценностей и внутренних причин обучения; развивают способности самообучения; предоставляют возможности для реализации индивидуальных интересов и потребностей иностранных студентов, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими опыта коммуникативного поведения; развивают интеллектуальные и коммуникативные качества личности иностранных студентов; расширяют коммуникативные возможности иностранных студентов, снимают коммуникационные барьеры.

Список литературы / References

1. Дмитриев Д.В. Использование мультимедиа обучающих программ при работе с иностранными студентами / Д.В. Дмитриев, А.С. Мещеряков // Надежность и качество: Труды Международного симпозиума. Т.1 / Под ред. Н.К. Юркова. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2009. - С. 154-156.

2. Сальникова Е.В. Модель развития культуры коммуникации иностранных студентов в процессе профессионально-языковой подготовки / Е.В. Сальникова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2013. №7 (25). - С. 177-180.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Dmitriev D.V. Ispol'zovanie multimedia obuchajushhih programm pri rabote s inostrannymi studentami [The Use of Multimedia Education Programs in Teaching International Students] / D.V. Dmitriev, A.S. Meshherjakov // Nadezhnost' i kachestvo: Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma [Reliability and Quality: International Symposium]. V.1. - Penza: Izd-vo PGU. P. 154-156. [In Russian]

2. Mory E.H. Feedback research revisited. Handbook of research on educational communications and technology / E.H. Mory. - New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2006.

3. Sal'nikova E.V. Model' razvitija kul'tury kommunikacii inostrannyh studentov v processe professional'no-jazykovoj podgotovki [Pattern of International Students' Communication Culture Development in the Process of Language Learning] / E.V. Sal'nikova // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Issues of Theory and Practice]. -Tambov: Gramota, 2013. №7 (25). P. 177-180. [In Russian]

DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.197 Жданова Г.А.1, Альмяшова Л.В.2

1 Кандидат педагогических наук, 2кандидат филологических наук, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ АНДРАГОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА

Аннотация

В статье рассматривается формирование компетентности в контексте педагогического сопровождения обучения магистрантов иностранным языкам в технологическом институте пищевой промышленности города Кемерово. Приводятся опыт использования групповых форм работы на занятиях по иностранному языку у магистрантов. Работу в группе следует организовать таким образом, чтобы обеспечить необходимый уровень усвоения материала каждым участником групповой работы. Обучение в сотрудничестве реализует принцип андрагогики.

Ключевые слова: формирование, иностранный язык, обучение в сотрудничестве, андрагогический принцип, коммуникативные умения.

Zhdanova G.A.1, Almjashova L.V.2

1PhD in Pedagogy, 2PhD in Philology, Associate Professor, Kemerovo Technological Institute of Food Industry COOPERATIVE LEARNING AS A REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF ANDRAGOGY

Abstract

The article deals with the competence formation in the pedagogical support (maintenance) context of foreign languages training among the graduate students at Kemerovo Institute of Food Science and Technology. The experience of the group work using at the lessons of a foreign language is given. Group work should be organized in such a way to ensure the necessary level of the material mastering by each participant. Cooperative learning realizes the andragogy principle.

Keywords: formation, cooperative learning, foreign language, principle of Andragogy, communicative skills.

С возникшей новой ситуацией в области российского высшего образования связан интерес к разделу педагогики, который посвящен обучению взрослых, а именно, андрагогике. Так, магистерские программы обучения в вузах предполагают подготовку будущего специалиста как процесс формирования профессиональной компетенции, включающий в себя наряду с овладением профессиональными знаниями, умениями и навыками психологическую и социально-психологическую готовность к работе с людьми и управления ими.

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности готовит специалистов по направлениям АПК. Преподавателями кафедры иностранных языков разработана серия учебных пособий «Иностранный язык в перерабатывающих отраслях агропромышленного комплекса» с системой упражнений, соответветствующих принципам деятельностного подхода.

Согласно распространённому в андрагогике, вслед за социальной психологией, деятельностному подходу, «развитие социальных качеств человека происходит в ходе процесса социализации личности. Который, в свою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.