Научная статья на тему 'Интерактивная подсветка как инструмент коммуникации в архитектуре'

Интерактивная подсветка как инструмент коммуникации в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
507
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ ПОДСВЕТКИ / СХЕМЫ / ФУНКЦИИ / ВКЛЮЧЕНИЕ В СТРУКТУРУ ЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Харламов Максим Владимирович

В статье рассматриваются современные тенденции архитектурного освещения, которые предусматривают использование интерактивного режима подсветки. Разбираются основные схемы, функции, определяющие коммуникативные свойства подобных технологий. Это обусловливает их применение в практике проектирования архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article addresses the modern trends of architectural lighting that include use of interactive mode of highlighting. There is review of main schemes, functions, basic communicative features of these sort of techniques. This determines their application in the practical field of architectural design.

Текст научной работы на тему «Интерактивная подсветка как инструмент коммуникации в архитектуре»

4

Строительство -►

3. РД 154-34.0-20.518-2003. Типовая инструкция по защите трубопроводов тепловых сетей от наружной коррозии [Текст].— М.: Изд-во «Новости теплоснабжения», 2003.

4. РД 153-39.4-091-01. Инструкция по защите городских подземных трубопроводов от коррозии [Текст].— СПб.: Изд-во ДЕАН, 2002.

УДК 628.974.8:72.017.2

М.В. Харламов

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПОДСВЕТКА КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ

Сегодня вопросы решения светового облика зданий и сооружений — не просто утилитарная необходимость, а творческая задача в области светодизайна, расширяющая границы привычной эстетики архитектуры. Проектирование подсветки с предусмотренными режимами кинетики света и цвета позволяет создавать множество вариаций и интересных эффектов на основе одной пластической формы. В мировой практике архитектурного освещения стала проявляться новая тенденция: использование потенциала осветительных приборов для создания динамически активных объектов, реагирующих на воздействие людей, окружения и формирующих индивидуальный световой облик, для чего требуется интерактивный режим работы освещения.

В качестве наглядных примеров применения подобных технологий можно привести световое оформление таких построек, как Dexia Tower (Брюссель, Бельгия) или «Башня ветров» (Ка-нагава, Япония). В обоих случаях основой для реализации необычного светового образа служат медиафасады. Вертикальный объем «Башни ветров» в темное время суток за счет динамики освещения отображает изменения направленности и скорости ветра. Таким образом, сооружение выступает своеобразным индикатором внешних условий окружающей среды.

Освещение Dexia Tower, напротив, работает по принципам световизуальной «игры» с участием людей. Система подсветки объединена единым программным алгоритмом, который под управлением человека дает нужную цветовую динамику и рисунок. Эпизодическое использование данного режима в рамках определенных

мероприятий превращает фасад здания в интеллектуальное световое полотно, позволяющее жителям города осуществлять развлекательную, коммуникативную и другие функции, воздействуя на систему освещения.

Применение этих принципов представляет широкий потенциал функционально-эстетическим возможностей создания «живой» архитектуры, которая обладает адаптационными качествами по отношению к среде, контексту местности, человеку. При этом одно из важнейших качеств, которое приобретает объект (здание, малая форма и т. д.) с использованием интерактивного освещения, — формирование информационного канала обмена данными. Эту роль берет на себя сложная система подсветки, работающая за счет взаимодействия световых приборов и дополнительного оборудования (датчики, камеры и др.), настроенных на отслеживание действий человека или других явлений, их визуализацию и перевод в свето-цветовой образ.

В практике светодизайна интеллектуальные системы освещения все чаще применяются как на уровне проектирования подсветки интерьеров, так и в решении экстерьерного образа. Но при этом в научной литературе данные технологии рассматриваются опосредованно. Без внимания остаются важнейшие свойства интерактивного режима: адаптация света к изменениям условий окружения, а также возможности коммуникации и передачи информации, позволяющие объекту архитектуры выступать проводником городского пространства. Первое из этих свойств служит основой энергоэффективных решений архитектурного освещения, когда сме-

на режимов подсветки отображает изменения внешней среды (к примеру, переключение между вечерним и ночным, праздничным и повседневным освещением). Второе свойство позволяет расширить границы построения образа здания, воспроизводя определенную смысловую семантику с помощью световой визуализации. Более подробно эти свойства будут рассматриваться далее, но прежде остановимся на описании принципов организации коммуникации через инструменты интерактивного освещения.

На основании анализа реализованных проектов мы выделим две принципиальные схемы, иллюстрирующие механизмы организации взаимодействия человека с объектом архитектуры и образования информационно-визуальной связи между ними (рис. 1).

Циклическая схема отображает принципы двустороннего диалога. В ходе взаимодействия образуются прямая и обратная связи, последовательным образом передающие сигнал от человека к зданию и, наоборот, от здания к человеку.

В данном случае человек (объект 1) воздействует на систему освещения здания (объект 2), используя набор элементарных действий, на которые запроектировано отзываться освещение (жестикуляция, движение, речь и т. д.). После приема сигнала система освещения здания

приступает к расшифровке данного сообщения и его визуализации через световые символы. И так далее, шаг за шагом происходят последовательные изменения начальных условий за счет интерактивного принципа взаимодействия. Важно отметить, что количество участников такой коммуникативной цепочки может не ограничиваться двумя объектами. Эта связь осуществляется с большим числом оппонентов, но при этом не меняются направления информационно-визуального обмена (передачи — возврата), которые и задают цикличность функционированию режима.

В качестве примера реализации принципов циклической схемы можно привести световую витрину центра La Vitrine Culturelle (Монреаль, Канада). Представленная в виде медиафасада, стена реагирует на проходящих мимо людей, улавливает их перемещение и повторяет его в виде цветового пиксельного изображения.

Линейная схема демонстрирует прямую направленность контакта между участниками взаимодействия и отличается тем, что в систему, как правило, включается дополнительный элемент. В качестве него может выступать как третье лицо, устанавливающее программируемый сценарий освещения ( объект 3), так и условия внешней среды или внутренней регуляции здания.

а)

Человек (объект 1)

б)

Человек (объект 3)

Внешние факторы

Внешние факторы

Человек (объект 1)

Рис. 1. Схемы организации интерактивного режима освещения: а — циклическая; б — линейная

4

Строительство -►

Воздействие дополнительного фактора по самостоятельному информационному каналу реорганизует диалоговый принцип, который работал в предыдущем примере. Теперь связь устанавливается в единственном направлении, через буферный элемент — здание (объект 2). Кроме расшифровки и визуализации, система освещения выполняет также задачи по сохранению и передаче преобразованного информационно-визуального сообщения адресату.

Объект архитектуры в этом случае выступает важным информационным компонентом застройки, маяком внешней среды. Таким образом, открывается огромный потенциал возможностей получения информации через световой фасад, который может отображать, к примеру, социологическую статистику, данные о состоянии среды, погодных условиях и т. д.

Реализация линейной или циклической схемы в практике проектирования не просто определяет образную эстетику и динамику световой архитектуры, но также ведет за собой определенные функции, которые могут быть сопряжены с назначением самого здания. Это позволяет учитывать выбор должной комбинации, последовательность интерактивного освещения под конкретные задачи проектирования. К основным функциям интерактивного режима освещения следует отнести информационно-коммуникативную, развлекательную, адаптационную (по отношению к внешним условиям) и эстетическую.

Информационно-коммуникативная функция позволяет учитывать изменения внешней среды, преобразовывать их в медиасигнал и передавать адресату через систему освещения. Цвет, последовательная динамика, местоположение пятна по отношению к общему световому полю — все это выступает символами информационного сообщения.

Развлекательная функция преобладает в основном при реализации циклической схемы интерактивного режима. Она связана с откликом света на простейшие действия людей, преобразование их в необычные цветосветовые формы, организацию своеобразной «игры», которая привлекает достаточное количество людей.

Функция адаптации использует свойство системы наружного освещения изменяться в соответствии с общим светоцветовым фоном. В некоторых случаях это помогает соблюдать принципы пространственного единства, сба-

лансированности яркостных и цветовых соотношений, что способствует созданию зрительно комфортной и гармоничной среды.

Эстетическая функция является одной из важнейших составляющих в реализации любой системы освещения, не только интерактивной. Использование активной светодинамики должно подчиняться ясной композиции, продуманному ритмическому построению световых пятен, взаимосвязи частей и целого, а не случайной комбинаторике. Это служит верным залогом удачного проектного решения.

Разбирая вопросы проектирования светового фасада, а также включения светового поля в композиционную структуру здания, следует обратиться к примерам решений, реализованных в практике мирового светодизайна. К основным типологическим группам, в которых технология интерактивного режима освещения нашла свое применение, относятся преимущественно общественные и в ряде случаев промышленные объекты. Главным образом это му-зейно-выставочные, торгово-развлекательные и административные здания, павильоны, спортивные комплексы, а также инженерные сооружения и малые архитектурные формы.

Учитывая влияние факторов видимости и зрительной адаптации в темное время суток

[1], а также модель восприятия архитектурного пространства в зависимости от угловых размеров объектов, высоты и расстояния до наблюдателя

[2], мы можем выделить зоны в структуре здания, определяющие комфорт и удобство наблюдения и интерактивного взаимодействия. На рис. 2 по -казаны варианты размещения светового поля в объеме зданий различной этажности. Еще один ключевой момент — местоположение объекта в застройке, наличие и габариты прилегающей территории, пространственные характеристики, предполагающие возможность не только восприятия, но и свободного перемещения людей.

В зданиях малой этажности светораспреде-ление возможно по всей высоте. При этом объект является либо центральным ядром в окружающем пространстве, либо замыкает его, что определяет общие композиционные качества постройки и окружения, а также направленность и мотивацию перемещения зрителей.

В зданиях средней этажности при размещении в линии сплошной застройки улиц (с примыканием пешеходных зон непосредственно к цоколю) удобными зонами восприятия явля-

Рис. 2. Включение области интерактивного освещения в структуру здания (варианты):

а — здания малой этажности; б — здания средней этажности; в — многоэтажные здания

ются нижние ярусы, витрины, переходы и пр. В соответствии с этим световые приборы и дополнительное оборудование устанавливаются в навесах, козырьках, простенках, элементах

остекления и т. д. Здесь целесообразно использование циклического принципа организации интерактивного взаимодействия, поскольку световое поле находится в прямой доступности для проходящих людей.

Если пространственные характеристики позволяют иметь достаточный резерв территории для восприятия издалека, размещение световой области допустимо и в вышележащих уровнях здания. Это также относится к многоэтажным объемам, которые в ряде случаев являются доминантами городского пространства. В данной ситуации предпочтителен выбор линейной схемы, при которой воздействие определяется внешними условиями и программным управлением режимом подсветки. Создавая акцентные световые объемы, важно помнить и соблюдать требования к качеству освещения, не искажать привычную для человека среду чрезмерной яркостью и частотой динамики подсветки.

В качестве вывода следует отметить, что решения с использованием интерактивного режима освещения начинают обращать на себя все большее внимание специалистов светодизайна, проектировщиков, ученых. Безусловно, они является одной из предпосылок развития «разумной», динамичной и универсальной архитектуры XXI века. Данная работа — попытка изучить механизмы этого новаторского явления, понять, какие критерии определяют практическое применение интеллектуальных систем освещения в архитектурном проектировании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусев, Н.М. Световая архитектура / Н.М. Гусев, 2. Щепетков, Н.И. Световой дизайн города /

В.Г. Макаревич.— М.: Стройиздат, 1973.— С. 160-163. Н.И. Щепетков. — М.: Архитектура-С, 2006.— С. 161.

УДК 532 (075.8)

М.Р. Петриченко, М.В.Петроченко

ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СВОБОДНОКОНВЕКТИВНОГО ТЕЧЕНИЯ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ЩЕЛЕВОМ КАНАЛЕ

Восходящее течение воздуха в щелевых ка- можно назвать навесные фасадные системы

налах с параллельными стенками встречается во с вентилируемым воздушным зазором, кирпич-

многих ограждающих строительных конструк- ные стены с вентилируемыми воздушными про-

циях. В качестве примеров таких конструкций слойками, экранная тепло-влагозащита железо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.