Влияние разнообразных упражнений водных видов спорта на психо-эмоциональное состояние студенток занимающихся плаванием на занятиях физической культуры в вузе Постельник Ю.А., Распопова Е.А. В сборнике: Актуальные вопросы профессиональной подготовки
высококвалифицированных спортсменов
различного возраста Сборник научных трудов международной научно-практической
конференции. 2013. С. 257-259.
Влияние качества физической рекреации студентов на уровень их физического развития и психоэмоционального состояния Глобенко Р.Р. Наука и образование сегодня. 2016. № 9 (10). С. 8184.
Вербина О. Ю., Г. Г. Вербина Эмоциональное благополучие психическая составляющая психологического здоровья/ Альманах современной науки и образования, № 4 (47) 2011.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ _ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ_
DOI: 10.31618^^2413-9335.2020.1.71.579 Давтян Сона Самвеловна
Аспирант кафедры общей и социальной педагогики Тюменский государственный университет
г. Тюмень
АННОТАЦИЯ
В статье представлены методологические основы формирования познавательной мобильности младших школьников посредством создания интерактивной образовательной среды. ABSTRACT
The article presents the methodological foundations of the formation of cognitive mobility of younger students through the creation of an interactive educational environment.
Ключевые слова: познавательная мобильность, интерактивность, образовательная среда, адаптация. Key words: cognitive mobility, interactivity, educational environment, adaptation.
Одной из главных задач модернизации Российского образования является формирование и развитие познавательных способностей, что существенным образом влияет на повышение качества школьного образования.
Совершенствование системы начального образования в соответствии с законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. осуществляется через образовательную среду, как наиболее важный фактор воздействия на формирование и дальнейшего развития качеств личности ребенка.
В современной педагогике понятие «образовательной среды» активно
разрабатывается. Сущность данной категории раскрывается в трудах, В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.И. Панова, А. Савенкова, и др. Проблемы образовательной среды изучены в работах Л. А. Каменщиковой, Г. А. Ковалева, М. И. Мазур, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрика, И. Д. Фрумина, Н. В. Ходяковой, Н. Е. Щурковой, Б. Д. Эльконина, В. А. Ясвина, А.В.Хуторского и др.
В. А. Ясвин под образовательной средой понимает «интегральную характеристику воздействия всего комплекса условий, в которых протекает жизнедеятельность обучающихся, на их психологическое состояние, успешность учебной деятельности и личностное развитие» [9, С. 12].
Г.А. Ковалев рассматривая сущность образовательной среды определяет ее как «совокупности влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития, самореализации» [3, С. 13].
А. Савенков придерживается мнения, что образовательная среда это «система
педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей, так и еще не проявившихся интересов» [6, С. 32].
A.В.Хуторской под образовательной средой подразумевает «естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение человека, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика» [8, С.112].
B. И. Слободчиков рассматривает образовательную среду как процесс взаимодействия субъектов образования: «Образовательная среда не есть нечто однозначно и наперёд заданное; среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начинают её проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определённые связи и отношения» [7, С. 179].
Таким образом, в научной литературе нет единого понятия образовательной среды. В нашем исследовании мы будем исходить из определения образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, обеспечивающей возможности для ее развития.
Рассмотрение сущности понятия
«образовательная среда» невозможно без анализа ее структуры. В.А. Ясвин выделяет три компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и психодидактический [9]. В первый он включает пространственно-
предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся. В содержание второго компонента включены условия и возможности, которые создаются в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.). Третий компонент сочетает образовательные технологии, содержание и методы обучения и принципы их построения.
Образовательную среду мы рассматриваем как своего рода «технологию» содействия ребенку в формировании продуктивной познавательной
мобильности. При этом «продукт» взаимодействия отражает основные достижения ребенка на каждом этапе «вхождения» в образовательную среду (таблица).
В связи с этим представляется более целесообразным опираться на концепцию И.Н. Емельяновой [2], в которой акцент уделяется на характере связей личности ученика с образовательной средой. Она рассматривает следующие этапы погружения личности в среду: адаптацию; взаимодействие; обогащение среды. Опираясь на теоретические позиции, мы разработали содержание этапов вхождения личности в образовательную среду (см. таблицу 1.)
Таблица 1.
Этапы «вхождения» личности в образовательную среду
№ п/ п Этап «включения» в образователь ную среду (И.Н. Емельянова) Адаптивные потребности личности Адаптивные внешние условия (среда) Основное содержание психолого-педагогического сопровождения Продукт (результат) взаимодейст вия личности ученика со ОС школы
по «работе» с личностью по организации ОС
1 Адаптация В психологичес кой безопасности Формальные характеристик и среды (пространстве нное окружение и распорядок дня) Помощь во включении ученика в ОС: обследование дошкольника на этапе приема в школу и на этапе адаптации в школьной среде решение различных проблем обучения, поведения Создание психологичес ки комфортной и безопасной ОС: введение педагогов, родителей и других в актуальные проблемы детей для предотвраще ния формировани я неблагоприят ных тенденций в развитии ребенка Положитель ное отношение ребенка к школе; адекватное восприятие предъявляем ых требований; восприятие учебного материала; понимание указаний и объяснений учителя; выполнение поручений без внешнего контроля; наличие благоприятн ого статуса в классном коллективе
2 Взаимодейст вие В достижении позитивного и стабильного психолого-педагогическ ого статуса «Технология» взаимодействи я с ОС (способы выполнения учебной деятельности, формы общения и поведения) Помощь в формировании активной позиции ученика и его личностных достижений: диагностика степени социально- психологическ ой готовности детей к Создание ситуаций успеха в ОС: модификация учебного процесса с учетом психологичес ких особенностей и возможносте й детей Принятие статуса ученика Взаимодейст вие с окружающей средой Школьная зрелость Активное взаимодейст вие со сверстникам
обучению (сферы общения, отношения к значимой деятельности) оказание помощи детям с низким уровнем готовности к школьному обучению активное взаимодейств ие с участниками учебного процесса и
3 Обогащение В признании своих индивидуаль ных особенностей и самовыражен ии Содержание и мотивация взаимодействи я с ОС Помощь в получении опыта самовыражени я: путь общечеловечес кого и эстетического становления; связь с процессами социализации- индивидуализа ции; персонализаци я в процессе самовыражени я; создание определённого образа себя (имиджа); направленност ь на позитивное изменение (себя, других, окружающего мира); - раскрытие творческих способностей личности Создание ситуаций самовыражен ия в ОС: Организация мероприятий направленны х на самореализац ию, продуктивное взаимодейств ие продуктивно е взаимодейст вие обогащение образователь ной среды продуктом своего творчества
Таким образом, для определения понятия интерактивной образовательной среды, необходимо изучение возможностей
образовательной среды в организации для обучения детей младшего школьного возраста; создание благоприятного климата в педагогическом коллективе; повышения компетентности педагогов и родителей; реализацию адаптированных программ и мониторинг результатов психолого-
педагогического сопровождения.
Далее акцентируем свое внимание на интерактивную составляющую в организации образовательной среды. Есть необходимость в изучении вопросов: что такое «интерактивность», и
как именно через интерактивную образовательную можно повлиять на формирование познавательной мобильности младшего школьника, какие компоненты включены в данную среду?
Термин «интерактивность» в переводе с английского «Interaction» означает взаимодействие и первостепенно используется для описания связей через телекоммуникации, компьютерные программы и различные средства ИКТ, интернет и т.д., но также можно рассматривать как «живое» взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, где полностью изменяются роли в общении ученика с учителем, со сверстниками, с родителями.
Таким образом, интерактивная компонентов, без которых полноценное
образовательная среда имеет множество функционирование не будет происходить. (Рис.1)
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
ШКОЛЬНАЯ СРЕДА
Рис. 1. Компоненты интерактивной образовательной среды.
Целью интерактивной образовательной среды является создание такого учебного процесса, в котором каждый ученик оказывается вовлеченным в познавательный процесс, у младшего школьника появляется возможность лучшего понимания педагога и рефлективности с ним. Кроме того, качественное освоение программы, это не только наличие определенных знаний, но и умение вносить личный вклад, обмениваться своим индивидуальным опытом, способами решений сложных, в том числе и жизненных, задач, в чем и проявляется познавательная мобильность. В данном случае мы понимаем познавательную мобильность в ключе когнитивного стиля, что значит, ученик способен действовать совершенно по-разному в зависимости от трудности ситуации, умеет находить причинно-следственные связи и находит свою технологию переработки данной информации для дальнейшего решения.
Таким образом, интерактивная
образовательная среда должна быть ориентирована на потребности личности, опираться на имеющиеся информационные ресурсы, включать в зону взаимодействия с личностью среду учебного класса и школы.
Боровская, Е.В. Система обновления современного образования на основе средового подхода (Тезисы) /Е.В. Боровская//Системные обновления современного образования: Миф или реальность?: материалы всероссийской научно -практической конференции с международным
участием (27 марта 2014 года). - Оренбург. - 2014.
- 27 марта.
Емельянова, И.Н. Педагогическое сопровождение личности в образовательной среде: методические мате-риалы [Текст] / И.Н. Емельянова. - Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2012. - 28 с.
Ковалев, Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев. // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 13.
Кулюткин, Ю., Тарасов, С. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс] / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. - 2001.
- № 1. - Режим доступа: http://www.znanie.org/gurna 1/п1_0 17obraz_sreda.html.
Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - С. 826.
Савенков, А. Образовательная среда [Текст] / А. Савенков // Школьный психолог. - 2008. - № 19.
Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры [Текст] / В.И. Слободчиков. // Новые ценности образования. М.: Инноватор-БЕМЫЕТТ COLLEGE-М, 1997. Вып. 7. - С. 177-185.
Хуторской, А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении [Электронный ресурс] / А.В. Хуторский // Эйдос: интернет-журн. 2005. - Режим доступа: http://eidos.ru/ joumal/2005/0901/htm (дата обращения: 10.02.2019)
Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Сентябрь, 2000. - 127 с.
УДК 378.16 ГРНТИ 14.35.09
ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ ТЕЛЕНОВОСТЕЙ НА СТАРШИХ КУРСАХ ВЫСШЕЙ _ШКОЛЫ._
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.71.580
Костюхин А.А.
кандидат исторических наук доцент кафедры языков стран Ближнего и Среднего Востока МГИМО (У) МИД РФ, Москва
EXPERIENCE OF TRAINING IN AUDITION OF TELENEWS AT OLDER YEARS OF THE HIGHER
SCHOOL.
Kostyukhin A.A.
PhD (History), Reader, Middle East Language Department, MGIMO University of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow.
АННОТАЦИЯ
Настоящая работа представляет собой обобщение личного опыта автора статьи в области разработки основных приёмов обучения студентов старших курсов высших учебных заведений такому сложному виду речевой деятельности, как аудирование теленовостей на турецком языке.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем фактом, что большинство работ, посвящённых этой тематике, касается в основном западных языков, а теория и практика аудирования на турецком языке в основном разработана для начального и среднего этапов обучения.
ABSTRACT
The real work represents synthesis of personal experience of the author of article in the field of development of the main methods of training of students of older years of higher educational institutions in such difficult type of speech activity as audition of telenews in Turkish.
Relevance of the real research is caused by the fact that the majority of the works devoted to this subject concerns generally western languages, and the theory and practice of audition in Turkish is generally developed for initial and average grade levels.
Ключевые слова: турецкий язык, старшие курсы высшей школы, политический дискурс, проблемы обучения аудированию, аудирование теленовостей, последовательный перевод.
Keywords: Turkish, older years of the higher school, political discourse, problems of training in audition, audition of telenews, consecutive interpretation.
Аудирование в самой общей формулировке -это восприятие на слух и понимание устной речи. Оно является одним из наиболее сложных видов речевой деятельности, так как процесс слушания в реальном общении носит необратимый характер. Это может привести к тому, что понимание, а, следовательно, и само общение могут не состояться.
Навыки и умения аудирования составляют основу и для устных видов перевода, особенно последовательного перевода с записью, который представляет собой один из самых сложных видов переводческой деятельности. Трудность состоит в том, что переводчику необходимо запомнить большой массив информации (как правило, до 5 и более минут звучания) и довести до адресата не менее 80 процентов от неё.
Большие трудности вызывает восприятие на слух выпусков новостей, будь то радио- или
телепередачи. Причиной этого являются прежде всего высокий темп, в котором дикторы озвучивают текст, а также наличие специфической терминологии, поскольку в новостных блоках может затрагиваться самая разнообразная тематика.
При работе на занятиях по турецкому языку на старших курсах МГИМО в рамках политического дискурса автор попытался подобрать наиболее приемлемую систему упражнений, направленных на развитие у обучающихся устойчивых умений и навыков аудирования. Научные исследования по данной тематике, теоретические и практические рекомендации учёных педагогов и методистов касаются главным образом аудирования при изучении западных языков. Что касается восприятия на слух речи носителей восточных языков и в первую очередь турок, то рекомендации касаются главным образом развития навыков