Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРУШКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степашкина А.П.

Статья посвящена разработке устройства, предназначенного для проведения немедикаментозного лечения детей с расстройствами аутистического спектра. В статье рассматриваются особенности применения интерактивной игрушки для детей-аутистов. Подробно описывается устройство, позволяющее осуществлять сеансы музыкальной терапии, развивать навыки общения и бережного отношения к окружающему миру.The article describes the development of a device for non-medical treatment of children with autism spectrum disorders. Features of the usage of interactive toys for autistic children are discussed. We have described in details the device which can be used for the music therapy sessions, for developing communication skills and careful attitude to the surrounding world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Степашкина А.П. аспирант

кафедра лазерных и биотехнических систем Самарский национальный исследовательский университет

Россия, г. Самара ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья посвящена разработке устройства, предназначенного для проведения немедикаментозного лечения детей с расстройствами аутистического спектра. В статье рассматриваются особенности применения интерактивной игрушки для детей-аутистов. Подробно описывается устройство, позволяющее осуществлять сеансы музыкальной терапии, развивать навыки общения и бережного отношения к окружающему миру.

Ключевые слова: аутизм, психолого-педагогическая коррекция, интерактивная игрушка, музыкальная терапия, воспроизведение звуков.

The article describes the development of a device for non-medical treatment of children with autism spectrum disorders. Features of the usage of interactive toys for autistic children are discussed. We have described in details the device which can be used for the music therapy sessions, for developing communication skills and careful attitude to the surrounding world.

Keywords: autism, psychological and pedagogical correction, interactive toys, music therapy, audio playback.

Как известно, дети познают окружающий мир посредством игры. Игра является наиболее ненавязчивым методом обучения.

К выбору игрушек для детей с нарушениями в развитии психологи рекомендуют относиться обдуманно. Так, например, известно, что поведение детей с РАС отличается своей стереотипностью, поэтому игрушки, поощряющие стереотипное поведение следует давать таким детям с осторожностью, а использование игрушек, вовлекающих в игру с ребенком других людей, может помочь в социализации аутичных детей.

Основными производителями интерактивных игрушек на сегодняшний день являются Hasbro, Pleo, EmotionPets, Woody OTime, Mani. Их интерактивные игрушки двигаются, издают различные звуки. Основное назначение таких игрушек - радовать ребенка игрой с ней. Их нельзя подстроить под особенности конкретного ребенка, нельзя изменить поведение игрушки в процессе игры.

Использование в игре специально настраиваемой интерактивной игрушки с возможностью автоматического обучения в процессе работы, управляемой дистанционно психологом или педагогом, позволит собрать информацию о предпочтениях ребенка в игре, а в дальнейшем эффективно

взаимодействовать с ребенком, используя собранные данные.

Данная разработка предназначена для социальной адаптации и обучения детей с РАС. Основными ее задачами являются развитие коммуникативных навыков, прививание навыков бережного отношения к миру живой природы, обучение умению взаимодействовать с объектами живой природы, получение ребенком представления о возможности управления ситуацией.

По рекомендациям психологов [1] в начале коррекционной работы важно наблюдать за поведением и игрой ребенка. Спустя некоторое время можно подключиться к этой игре и разнообразить ее. Важно, чтобы вмешательство в игру ребенка было тактичным и ненавязчивым. По результатам наблюдений психолог может скорректировать действия игрушки и подстроить ее под особенности конкретного ребенка.

Аутисты очень чутко реагируют на звуки. Для коррекции РАС применяют метод музыкальной терапии [2]. Музыкальная терапия не может излечить аутизм, но с ее помощью можно взаимодействовать с ребенком в создании музыки, что смягчает негативное поведение ребенка, учит его терпимости. Музыка может использоваться в качестве средства налаживания контакта со взрослыми и сверстниками. Наличие в игрушке канала звуковоспроизведения позволяет проигрывать различные звуки, мелодии и даже речь наблюдателя.

Игрушка имеет датчики (рис. 1), фиксирующие действия ребенка, а именно: сенсорная клавиатура, датчик давления, регистрирующий изменение давления в баллоне с воздухом внутри игрушки при сжатии ее ребенком, что необходимо для изучения поведения ребенка и демонстрации ожидаемого от ребенка поведения (предпочтительного поведения). Демонстрация предпочтительного поведения возможна путем воспроизведения звуковых фрагментов, направленных на стимуляцию положительных воздействий на игрушку со стороны ребенка, таких как поглаживания кошки по шерсти, и предотвращение негативных воздействий, таких как сдавливание, поглаживание игрушки против шерсти. Приятные физические ощущения детям с РАС может доставить различного рода вибрация [2]. В данной разработке имеются встроенные микродвигатели, включающиеся при положительном воздействии на игрушку со стороны ребенка. Они имитируют урчание кошки и могут послужить мотиватором бережного отношения ребенка к ней.

Динамики

Рис. 1 Интерактивная игрушка

Предусмотрена связь наблюдателя с игрушкой, что позволяет наблюдателю при необходимости вмешаться в игру ребенка.

Использование микрофона, регистрирующего внешние звуки с последующей трансляцией на компьютер наблюдателя, позволяют оставить ребенка наедине с игрушкой, не теряя с ним связи. Запись речи ребенка и дальнейшая обработка этой записи психологом может быть полезна для составления более полной картины нарушения и оценки эффективности коррекционной работы.

Игрушка может работать в нескольких режимах: автономном, когда беспроводной канал связи отключен, и режиме непосредственного управления, когда наблюдатель полностью контролирует поведение игрушки и при необходимости, например, может отправить по беспроводному каналу необходимый звуковой фрагмент, находящийся на компьютере.

Устройство может воспроизводить звуки, как из памяти самой игрушки, так и звуки, переданные на игрушку по беспроводному каналу. В памяти игрушки хранятся звуки, с помощью которых она реагирует на поведение ребенка: мяукает или мурлыкает, воспроизводит фразы, стимулирующие ребенка проявлять ласку, заботу. Это могут быть короткие записи, воспроизводящиеся в произвольном порядке в зависимости от действий ребенка. Благодаря каналу Wi-Fi, психолог или родители могут при необходимости передать на устройство для воспроизведения фразу, введенную с клавиатуры компьютера. Кроме того, игрушка может воспроизводить звуки, имеющиеся на компьютере наблюдателя, и

переданные с помощью канала Wi-Fi на игрушку.

Создание игрушки, поведение которой изменяется в зависимости от действий ребенка, может помочь родителям и психологам в социальной адаптации ребенка с РАС. Это устройство, обеспечивающее двунаправленную передачу данных компьютер-игрушка, позволит родителям или психологу контролировать поведение ребенка и при необходимости корректировать его. Игрушка также может применяться для детей с нарушениями речи, эмоциональными расстройства, а также детей с задержкой речевого развития. Педагоги и родители могут применять игрушку на начальном этапе обучения здоровых детей и детей с нарушениями развития иностранным языкам.

Использованные источники:

1. Стереотипная игра ребенка с аутизмом [Электронный ресурс]: URL: http://allautism.ru/articles/0/67/ (дата обращения 22.01.2015)

2. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом [Электронный ресурс] URL: http://www.e-readmg.dub/book.php?book=97135 (дата обращения 22.01.2015)

Сударушкина И.В. студент 3го курса Шмидт А.В. студент 3го курса Захарова О.И., к.т.н.

доцент

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Россия, г. Самара РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТАХ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы реализации социометрических методов в различных программных продуктах. Рассмотрены основные положения социометрии. Исследованы характеристики программных продуктов, обрабатывающих социометрические данные. Выявлены достоинства и недостатки каждого продукта. Проведенный анализ показал нехватку ассортимента программ в российском сегменте. Основная часть разработанных программ - американские и европейские программы.

Ключевые слова

Социометрия, программное обеспечение, психология, анализ, межличностные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.