УДК 373.3
Агаева А.В. студент
Тюменский государственный университет
Россия
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается влияние использования интерактивных дидактических игр на формирование читательской грамотности младших школьников. Обсуждается, как эти игры помогают развивать важные навыки чтения, включая распознавание букв и слов, понимание текста и критическое мышление. Также подчеркивается значение активного участия учащихся и обратной связи в интерактивных дидактических играх. В статье приведены примеры таких игр и предложены методы их применения на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: интерактивные дидактические игры, читательская грамотность, младшие школьники, обучение чтению, обратная связь, активное участие, вовлечение учащихся, развитие навыков чтения, примеры дидактических игр, использование игр на уроках литературного чтения.
Agaeva A. V. student
Tyumen State University Russia
INTERACTIVE DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF FORMING READING LITERACY IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS
Abstract. The article examines the impact of using interactive didactic games on the formation of reading literacy in primary school students. It discusses how these games help develop important reading skills, including letter and word recognition, text comprehension, and critical thinking. The importance of active student participation and feedback in interactive didactic games is also emphasized. The article provides examples of such games and suggests methods of their application in literature reading lessons.
Keywords: interactive didactic games, reading literacy, primary school students, reading education, feedback, active participation, student engagement, reading skills development, examples of didactic games, use of games in literature reading lessons.
В современном обществе активно растет значение читательской грамотности как ключевой компетенции для успешной социальной адаптации и академического развития. Важность формирования навыков осмысленного чтения в младшем школьном возрасте обусловлена необходимостью понимать и анализировать различные текстовые форматы, включая традиционные книги и цифровые источники информации. Однако проблема заключается в том, что многие дети испытывают затруднения в освоении чтения, что может привести к проблемам в будущем. В этом контексте применение интерактивных дидактических игр представляет особый интерес, поскольку они могут облегчить процесс обучения чтению, сделав его более привлекательным и эффективным. Повышение уровня читательской грамотности с помощью интерактивных дидактических игр может существенно повлиять на успех учащихся в школе и дальнейшей жизни.
Интерактивная дидактическая игра - это уникальный подход к обучению, который совмещает в себе элементы традиционной дидактической игры с принципами интерактивности и обратной связи. В основе интерактивной дидактической игры лежит педагогическая стратегия, которая предполагает активное участие учащихся в процессе обучения, а не пассивное восприятие информации. Интерактивная дидактическая игра создает обучающую среду, в которой ученики имеют возможность самостоятельно изучать материал, принимать решения и взаимодействовать друг с другом, используя игровые механики.
Суть интерактивной дидактической игры заключается в преобразовании обучающего материала в игровой формат, который позволяет учащимся принимать активное участие в процессе обучения. Интерактивная дидактическая игра ориентирована на поощрение учащихся к самостоятельному изучению, обсуждению, анализу и применению полученных знаний. Игровой процесс может включать в себя решение задач, групповую работу, ролевые игры, исследования и эксперименты, что позволяет учащимся получать новые знания и умения в контексте реальной жизненной ситуации.
При формировании читательской грамотности интерактивные дидактические игры могут играть ключевую роль. С помощью таких игр дети могут учиться распознавать буквы и слова, понимать смысл прочитанного и развивать навыки критического чтения в игровой форме. Такие игры могут включать в себя различные задания, связанные с чтением, включая определение основной идеи текста, установление связей между различными частями текста, а также анализ и оценку прочитанного. Это помогает детям увидеть, что чтение - это не просто процесс декодирования символов, но и активное понимание и осмысление прочитанного.
Отличие интерактивной дидактической игры от обычной дидактической игры заключается в уровне взаимодействия и обратной
связи. В то время как традиционная дидактическая игра может ограничиваться представлением обучающего материала в игровой форме, интерактивная дидактическая игра предполагает гораздо более активное участие ученика в обучающем процессе. Ученики имеют возможность прямо влиять на ход и результат игры, что способствует более глубокому пониманию материала и позволяет учащимся на практике применить полученные знания и умения. Кроме того, в интерактивной дидактической игре большое значение уделяется обратной связи, которая помогает ученикам понять свои сильные стороны и области для улучшения, а также оценить прогресс в обучении.
Использование интерактивных дидактических игр в обучении чтению представляет собой метод, который может быть адаптирован к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Это обеспечивает большую гибкость и доступность обучения, особенно для детей, которые испытывают трудности с традиционными методами обучения. Интерактивные дидактические игры включают в себя множество различных заданий, которые помогают детям развивать важные навыки чтения, включая распознавание букв и слов, понимание текста, анализ и критическое мышление.
Рассмотрим примеры таких игр.
Один из примеров интерактивной дидактической игры для формирования читательской грамотности - это «Игра в слова». В этой игре дети должны составить слово из представленных букв. Это помогает развивать навыки распознавания букв и обучения фонетике, что является важным шагом на пути к формированию навыков чтения.
«Путешествие по Сказочной Книге» - еще один прекрасный пример интерактивной дидактической игры, способствующей развитию читательской грамотности. В этой игре детям предлагается исследовать различные сказочные миры, встречая на своем пути различные задания, связанные с чтением. Например, чтобы преодолеть определенные препятствия или помочь сказочным героям, ученикам необходимо правильно прочитать и понять текст задания. Задания могут включать в себя вопросы по содержанию текста, поиск определенных слов в тексте, а также упражнения на расширение словарного запаса. Эта игра позволяет детям применить свои навыки чтения в игровой форме, что способствует более глубокому их осмыслению и закреплению.
Еще одна игра «Текстовый квест» помогает детям развивать понимание текста и навыки критического мышления. В этой игре учащимся предлагается серия сценариев, и они должны прочитать текст и принять решение на основе прочитанного. Это стимулирует детей активно работать с текстом и учит их использовать информацию из текста для принятия решений.
«Словесный лабиринт»: В этой игре детям предлагается пройти через
виртуальный лабиринт, отвечая на вопросы о прочитанном тексте. Для того чтобы пройти к следующему уровню, ученикам нужно правильно ответить на вопрос, что помогает проверить понимание текста и поддерживает активное чтение.
«Конструктор историй»: Эта игра развивает навыки творческого мышления и письма. Ученики используют перетаскиваемые блоки с различными элементами сюжета, чтобы создать свою историю. Затем они могут прочитать свою историю вслух или поделиться ею с классом.
«Путешествие по книге»: В этой игре ученикам предлагается виртуальное путешествие по книге, в котором они встречают различные задания и вопросы по тексту. Это помогает закрепить понимание прочитанного и развивает навыки анализа и критического мышления.
«Словесная головоломка»: Это задание на развитие словарного запаса и понимания контекста. Ученикам предлагается найти слова в головоломке, которые связаны с прочитанным текстом, что помогает лучше запомнить новые слова и понять их использование в контексте.
«Игра в ассоциации»: Ученики получают слово или фразу из прочитанного текста и должны найти другие слова или идеи, которые связаны с этим словом. Это способствует глубокому пониманию текста и помогает ученикам видеть связи между идеями.
«Викторина по книге»: В этой игре весь класс разделяется на команды и участвует в викторине по прочитанной книге. Это не только проверяет понимание текста учениками, но и стимулирует командную работу и общение.
Таким образом, интерактивные дидактические игры предлагают уникальную возможность для развития читательской грамотности младших школьников. Используя привлекательные для детей игровые механики, они помогают ученикам развивать и закреплять важные навыки чтения, делая процесс обучения не только полезным, но и увлекательным. Это открывает новые перспективы для обучения чтению и воспитания любви к чтению с раннего возраста.
При использовании интерактивных дидактических игр важно учитывать возрастные особенности детей. Например, для младших школьников, которые только начинают осваивать навыки чтения, более подходящими будут игры, которые фокусируются на распознавании букв и слов и простом понимании текста. Для старших учеников можно использовать игры, которые включают более сложные задания, например, анализ текста или критическое чтение.
В целом, использование интерактивных дидактических игр может стать мощным инструментом в обучении чтению, особенно для младших школьников. Эти игры предлагают интересный и вовлекающий подход к обучению, который помогает детям развивать важные навыки чтения и стимулирует их интерес к чтению.
Использованные источники:
1. Батурина Н.В., Батурина Г.С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности и ее формирование на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] // Современное состояние и перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам XXVIII Международной научно-практической конференции. -Анапа, 2021. - С. 69-73. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47178989 (дата обращения 02.03.2023)
2. Галлямова Г.Ф., Набиева Р.И. Читательская грамотность: как повысить уровень читательской грамотности учащихся? [Электронный ресурс] // Педагогический журнал. -2022. - Т. 12. - № 4-1. - С. 149-158. - URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=49836285 (дата обращения 02.03.2023)
3. Ивкина Ю.М. Особенности формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения как компонента функциональной грамотности [Электронный ресурс] // Наука и молодежь -2022: взгляд в будущее. - 2022. - С. 302-305. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49227373 (дата обращения 02.03.2023)
4. Лытаева М.А., Пестрикова Е.А., Маршакова О.М. Читательская грамотность как образовательный результат основного общего образования [Электронный ресурс] // Мир психологии. - 2023. - № 1 (112). - С. 143-155. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=52450796 (дата обращения 02.03.2023)