Научная статья на тему 'Интенциональные концепты как структуранты концептосферы "духовность": сравнительный анализ качественной и массовой периодики'

Интенциональные концепты как структуранты концептосферы "духовность": сравнительный анализ качественной и массовой периодики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
134
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / AXIOLOGY OF JOURNALISM / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ДИСКУРС / DISCOURSE / ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ / LINGUOCULTURAL CONCEPT / КАЧЕСТВЕННЫЕ СМИ / HIGH-QUALITY MASS MEDIA / МАССОВЫЕ ИЗДАНИЯ / MASS EDITIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антропова Вера Владимировна

Современные СМИ, функционирующие в многовекторном поле медиакультуры и поддерживающие таким образом принцип мультикультурализма, продуцируют и репродуцируют определенные ценностные смыслы. Используя методологические наработки лингвокультурной концептологии, автор рассматривает интенциональные концепты как часть обширной ментальной области «духовность», реализующиеся в дискурсе качественных и массовых печатных изданий, и описывает содержательную специфику дискурсивных моделей исследуемых концептуальных полей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Антропова Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intensitive concepts as structures of the conceptual sphere “spirituality”: comparative analysis of the qualitative and mass periodics

Modern media, functioning in the multi-vector field of media culture and thus supporting the principle of multiculturalism, produce and reproduce certain value meanings. Using the methodological experience of linguocultural conceptology, the author considers intentional concepts as part of the vast mental field of “spirituality”, realized in the discourse of quality and mass prints, and describes the content specificity of the discursive models of the conceptual fields under study.

Текст научной работы на тему «Интенциональные концепты как структуранты концептосферы "духовность": сравнительный анализ качественной и массовой периодики»

Вестник Челябинского государственного университета.

2018. № 4 (414). Филологические науки. Вып. 112. С. 20—25.

УДК 81-139; 811.161; 070.19

ББК 80

ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ КАК СТРУКТУРАНТЫ КОНЦЕПТОСФЕРЫ «ДУХОВНОСТЬ»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННОЙ И МАССОВОЙ ПЕРИОДИКИ

В. В. Антропова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Исследование выполнено за счет гранта РНФ, проект № 16-18-02032

Современные СМИ, функционирующие в многовекторном поле медиакультуры и поддерживающие таким образом принцип мультикультурализма, продуцируют и репродуцируют определенные ценностные смыслы. Используя методологические наработки лингвокультурной концептологии, автор рассматривает интенциональные концепты как часть обширной ментальной области «духовность», реализующиеся в дискурсе качественных и массовых печатных изданий, и описывает содержательную специфику дискурсивных моделей исследуемых концептуальных полей.

Ключевые слова: аксиология журналистики, духовность, дискурс, лингвокультурный концепт, качественные СМИ, массовые издания.

Полимодальный дискурс массмедиа как феномен современной культуры предлагает сегодня множество вариантов ценностной идентификации личности, интегрированной в медиа-реальность. Аксиологическая доминанта соци-огуманитарных изысканий обозначила передовые позиции различных ценностно-ориентированных парадигм, в том числе аксиологии журналистики (В. А. Сидоров, И. В. Ерофеева, К. Р. Нигматуллина, С. С. Ильченко, Л. Г Свитич и мн. др.), лингвокультурной концептологии (Ю. С. Степанов, В. И. Карасик, С. Г. Воркачев, Г. Г. Слышкин, Н. Ф. Алефиренко, Г. В. Токарев и мн. др.), а в философско-культурологических штудиях необычайно активизировалась проблема духовности — «ценности высшего ранга, аккумулирующей в себе все "царство ценностей" Вселенной» [5. С. 30]. Понимая духовность как светский ментальный конструкт, «первосущ-ность ментальности» [1. С. 24], мы, следуя за специалистами, посчитали ее аутентичным основанием выстраивания ценностной идентичности личности, которая, являясь по определению поликоммуникационной, «многофункциональной», «многомерной», легко мигрирует между многочисленными инфопотоками и процесс ценностной идентификации которой затруднен еще и в связи с расширением и усложнением коммуникативного пространства.

Соотносимым с данными исследовательскими задачами является методологический инстру-

ментарий лингвокультурной концептологии — «концептосфера» и «концепт». Они организуются по полевому принципу, согласно которому «концептосфера» и «концепт» понимаются в самом общем приближении как инвентарь элементов, связанных между собой семантическими отношениями. Ядерно-периферийная организация концептуальных полей предполагает следующие моменты:

1) в составе поля выделяется центр, или ядро (смыслы, для которых характерна максимальная концентрация полеобразующих признаков), и периферия (смежные смыслы, составляющие зону с ослаблением интенсивности полеобразующих признаков). Центр консолидируется вокруг семантической доминанты;

2) центральные конституенты наиболее специализированы для выполнения функций поля, выполняют наиболее однозначно функцию поля и обязательны для поля;

3) граница между центром и периферией является нечеткой, размытой;

4) конституенты поля могут принадлежать центру одного поля и периферии другого поля и наоборот;

5) разные поля отчасти накладываются друг на друга, образуя зоны постепенных переходов.

Полагаясь на многочисленные философско-культурологические исследования по духовности, мы установили, что многоуровневое ментальное образование «духовность» целесообраз-

но рассматривать в трех аспектах: процессуальном, атрибутивном, модусном. Процессуальность духовности явствует из ее функциональности, деятельностности; атрибутивное измерение подчеркивает аксиологичность содержания; модус-ный аспект описывает духовность через определенный способ ее проявления. Мы, согласно трем принятым векторам рассмотрения духовности, выделили три взаимосвязанных, взаимообусловленных группы околоядерных концептов в пределах гиперконцепта «духовность»: интенциональные концепты («поиск», «стремление»), атрибутивные («добро», «совесть», «истина», «интеллект», «красота», «гармония»), модусные («свобода», «воля», «ответственность»).

Не умаляя значения каждой группы, все же отметим примарность интенциональных концептов, поскольку, во-первых, в основе любого действия человека лежит некая интенция (намерение), желание действовать в направлении обретения решения проблемы либо задачи, продиктованного некими установками, мотивами, внешними предписаниями либо личностными целями — это и придает смысл определенной деятельности; во-вторых, духовность в научной литературе описывается как базовое, интегративное качество, которое позволяет человеку координировать свою деятельность с представлениями о целесообразности, рациональности его поступков. Поэтому функциональная сторона духовности описывает ее как постоянный поиск чего-либо, стремление к чему-либо, служение чему-либо, ориентацию на что-либо, борьбу за что-либо. Духовная личность принципиально деятельностна, «функциональна». Результатом подобных интенций личности становится ее преображение, становление, изменение. Поэтому в структуре гиперконцепта «духовность» считаем возможным выделение двух интенциональных концептов — «поиск» и «стремление». При этом стоит отметить их когнитивную несложность по сравнению с атрибутивными и модусными концептами: они лишь задают вектор движения личности, но не описывают в содержательном отношении саму деятельность и не раскрывают способы ее реализации.

Рассмотрим реализацию указанных концептов в контексте типологической модели российских печатных СМИ по уровню контента (качественные vs массовые издания). В качестве примера качественной прессы обратимся к еженедельному журналу «Русский репортер», массового издания — таблоиду «Комсомольская правда».

Итак, концепты «поиск» и «стремление» объективируются в 74 текстовых фрагментах качественной периодики и в 162 — массовой (нами был проанализирован весь массив текстов за 2016 г.). Дискурсивные концептуальные смыслы обоих концептов совпадают с узуальными (то есть восстановленными по словарям), и каких бы то ни было расхождений между узуальной и дискурсивной моделями нами не выявлено (в отличие от их аналогов в дискурсе элитарной периодики, соотносимой с высоким сегментом культуры). Это говорит о том, что оба типа изданий — качественные и массовые — в этом фрагменте концептуализации действительности транслируют «нормативную», общепризнанную всеми носителями языка картину мира типа. Более того, периферийные элементы в дискурсивных моделях обоих концептов не обнаружены, что свидетельствует об актуализации ядерных концептуальных признаков и невостребованности периферийных. Причина этого видится в том, что поиск и стремление сами по себе, в отрыве от аксиологической составляющей, являются достаточно простыми, чаще всего процедурными, оперативными и не обязательно духовными действиями. Плотность ядра и «индифферентность» периферии как когнитивные признаки демонстрируют ценностную направленность системы СМИ: массовые и качественные издания (в отличие от элитарных) транслируют «усредненные значения». Опишем центральные (ядерные) и околоядерные смыслы узуальных моделей исследуемых концептов и рассмотрим их дискурсивную репрезентацию.

Узуальные модели

Концепт «поиск»:

- ценностные смыслы ядерной зоны: «поиск как целенаправленные действия», «действия ищущего»;

- элементы околоядерной зоны: «поиск как состояние мобилизации сознания», «стремление добиться чего-либо, найти что-либо», «устремление к чему-либо новому, попытка найти новые пути, решения в науке, искусстве и т. п.», «разведывательная боевая операция», «разведывательные работы по отысканию новых месторождений полезных ископаемых, по определению местонахождения объектов промысловой добычи».

Концепт «стремление»:

- центральные элементы: «настойчивое желание добиться чего-либо, осуществить что-либо», «устремленность к чему-либо»;

- околоядерные признаки: «порыв», «устремленность, протекающая с большой напряженностью, силой», «устремленность, отличающаяся быстротой развития», «напряженность, энергичность сознания, действия» [8; 11; 12].

Дискурсивная репрезентация

Если сравнивать реализацию представленных моделей в дискурсе качественных и массовых изданий, можно выявить определенные различия.

Вербализаторами концепта «поиск» в текстах качественного издания «Русский репортер» выступают лексемы поиск, искать, а концепта «стремление» — слова стремиться, стремясь, устремленный, стремление, стремительный, стремительно, устремиться, целеустремленность, целеустремленно, целеустремленный.

Перечислим наиболее частотные типы реалий, которые становятся объектами интенциональных устремлений личности:

1) идеальные, духовно-нематериальные начала, связанные с интеллектуальной, этической, эстетической, витально-экзистенциальной сферами: искать аргументы; искать мистический смысл; искать стимулы; искать материал, форму, новый жанр; искать в простоте; искать нечто большее; искать компромисс внутри себя; художники, стремившиеся выразить судьбоносные процессы; стремлюсь достичь совершенства; желание жить в мире и стремление к равенству; стремиться к призрачному счастью; человеком, страстно стремящимся к любви, к тотальному пробуждению жизни; человек стремится быть выше себя. При этом одна треть таких реалий называет новейшие достижения естественных наук: искать гравитационные волны; поиски метана; поиски жизни вне Земли; искать лед в приповерхностном слое Марса; вредность эфира стремится к нулю (32 контекста);

2) материальные начала действительности, связанные с решением повседневно-бытовых, утилитарно-прагматических задач: искать на рынке компании; искать информацию о должнике; поиск контактов; искать работу; искать партнерство; искать альтернативу Египту и Турции; искать деньги; искать информацию о курорте; стремиться к лучшей жизни; стремиться к тому, чтобы рекламируемые образы надежно отпечатались в нашей памяти; стремление к эффективной работе; стремятся максимально удерживать свое кресло; устремились на место событий; она стремится к золоту (то есть к золотой медали) (26 текстовых фрагментов);

3) люди, связанные профессионально-творческими, родственными, социально-профессиональными или иными отношениями: поиски актеров; искать сына; искать ребенка; искать неизвестного; искать волонтеров; искать врагов народа (16 контекстов).

В массовом издании «Комсомольская правда» репрезентантами концепта «поиск» выступают слова поиск, искать, разыскивать, розыски, разыскиваемый, концепта «стремление» — стремление, стремиться, устремленный, целеустремленный (меньше, чем в качественном).

Ранжирование объектов интенциональных устремлений выглядит совершенно по-иному:

1) люди, характеризующиеся с точки зрения различных социальных отношений: уголовно-преступных и уголовно-правовых (абсолютное большинство примеров), социально-экономических и социально-финансовых, родственных, профессионально-творческих, коммунально-хозяйственных: искал киллера в Интернете; искать исполнителя убийства; поиск свидетелей кровавой драмы; челябинская полиция ищет маршрутчика, из-за которого пассажирка разбила голову; полиция Липецка ищет искалечивших котенка; полиция ищет подростка из Миасса, ушедшего из дома почти две недели назад; полиция Челябинска ищет пострадавших от рук серийного «охотника за золотом»; полиция снова ищет эксгибициониста, пугающего детей в Челябинске; уголовный розыск ищет южноуральца, склонного нападать на женщин; полиция более полугода ищет лихача, который насмерть сбил южноуральца; пожилого мужчину ищет полиция и волонтеры в Новосибирске; разыскиваемый был одет в белую рубашку без рукавов, светлые брюки и светлые туфли; полиция ищет возможных жертв подозреваемых; полицейские разыскали покупателя, забрали краденое и вернули владельцу; полиция ищет жертв задержанного в Челябинске вора; разыскивать живодерок; полиция ищет людей, причастных к распространению фотографий в Интернете; полиция разыскивает педофила; полиция разыскивает южноуральца, который выкрал свою дочь у бывшей жены; следственный комитет разыскивает организаторов отдыха детей в Карелии; правоохранители Волгограда разыскивают преступника, который напал на 23-летнюю девушку; полиция разыскивает мать-«кукушку»; полиция разыскивает уральского стрелка, расстрелявшего восемь человек;

полиция ищет коллекторов; розыски наркоманки; поиск пропавшей пенсионерки; полиция Турции разыскивает сбежавшего из аэропорта третьего смертника; поиск боевиков и их пособников; поиск новых инвесторов, искать покупателя; искать новых хозяев; искать других владельцев; искать родственников; искать пропавшего сына; искать внучку-наследницу; искать родных; Сергей Лазарев ищет звезду для дуэта; Плужников и Фотий наслаждаются славой, а «Голос» уже ищет новых звезд; поиск талантов; искать единомышленников и помощников; мэрия опять ищет дополнительные машины для уборки снега в Челябинске; поиск пропавших туристов и др. (120 контекстов);

2) реалии материального мира, связанные с оперативным решением насущных социальных, финансовых и иных задач: искать работу; поиск работы; поиск жилья; икать деньги; поиск и внедрение альтернативных производств; поиск нового действенного оружия против золотистого стафилококка; поиск и создание лекарств-антибиотиков; стремление достичь высот в большом теннисе; стремятся дикто-

вать тариф, стремление к «черному переделу» (37 контекстов);

3) геополитические концепты, отражающие международные и внутригосударственные политические отношения: Запад ищет перемирия; Россия стремится к лучшему решению (3 контекста);

4) нематериальные начала: постоянное стремление к новаторству, стремление к победе (2 контекста).

Таким образом, в дискурсе качественных изданий интенциональные концепты одновременно идеецентричны и антропоцентричны, можно утверждать их двойственность: для такого типа изданий важен поиск важнейших жизненных закономерностей, объясняющих действительность, однако не менее значимым оказывается и поиск материальных законов существования «обычного», среднестатистического человека. Дискурсивные практики массовых изданий свидетельствуют об исключительной антропоцен-тричности интенциональных концептов, в их структуре четко прослеживается утилитарно-прагматическая семантика.

Список литературы

1. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурная природа ментальности / Н. Ф. Алефиренко // Язык. Словесность. Культура. — 2011. — № 1. — С. 23-43.

2. Воркачев, С. Г. «Куда ж нам плыть?» — лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития / С. Г. Воркачев // Язык, коммуникация и социальная среда. — 2010. — Вып. 8. — С. 5-27. — URL: http://philology.ru/linguistics2/vorkachev-10a.htm.

3. Воркачев, С. Г. Лингвокультурная концептология и ее терминосистема (продолжение дискуссии) / С. Г. Воркачев // Полит. лингвистика. — 2014. — № 3. — С. 12-20.

4. Ерофеева, И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / И. В. Ерофеева. — СПб., 2010. — 53 с.

5. Канапацкий, А. Я. Онтологическая истинность духовности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. Я. Канапацкий. — Уфа, 2004. — 45 с.

6. Карасик, В. И. Концепт как единица лингвокультурного кода / В. И. Карасик // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. — 2009. — № 10. — С. 4-11.

7. Карасик, В. И. Базовые характеристики лингвокультурных концептов / В. И. Карасик, Г. Г. Слыш-кин // Антология концептов. — М., 2007. — С. 12-13.

8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М., 1995. — 928 с.

9. Сидоров, В. А. Аксиология журналистики и ценностный анализ медиасферы: парадигма и методы изучения / В. А. Сидоров // Вестн. Львов. ун-та. Сер. «Журналистика». — 2012. — Вып. 34. — С. 47-65.

10. Сидоров, В. А. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины / В. А. Сидоров, С. С. Ильченко, К. Р. Нигматуллина. — СПб., 2009. — 174 с.

11. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. — М., 1981-1984.

12. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 2002. — 960 с.

13. Степанов, Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. — М., 2001. — 990 с.

14. Токарев, Г. В. Лингвокультурологическая теория концепта / Г. В. Токарев // Гуманитар. ведомости Тул. гос. пед. ун-та. — 2013. — № 4. — С. 178-182.

Сведения об авторе

Антропова Вера Владимировна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. ava45@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 4 (414). Philology Sciences. Iss. 112. Pp. 20—25.

INTENSITIVE CONCEPTS AS STRUCTURES OF THE CONCEPTUAL SPHERE "SPIRITUALITY": COMPARATIVE ANALYSIS OF THE QUALITATIVE AND MASS PERIODICS

V. V. Antropova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, ava45@yandex.ru

Modern media, functioning in the multi-vector field of media culture and thus supporting the principle of multiculturalism, produce and reproduce certain value meanings. Using the methodological experience of linguocultural conceptology, the author considers intentional concepts as part of the vast mental field of "spirituality", realized in the discourse of quality and mass prints, and describes the content specificity of the discursive models of the conceptual fields under study.

Keywords: axiology of journalism, spirituality, discourse, linguocultural concept, high-quality mass media, mass editions.

References

1. Alefirenko N.F. Lingvokul'turnaja priroda mental'nosti [Linguistic and cultural nature of mentality]. Ja-zyk. Slovesnost'. Kul'tura [Language. Literature. Culture], 2011, no. 1, pp. 23-43. (In Russ.).

2. Vorkachev S.G. «Kuda zh nam plyt'?» — lingvokul'turnaja konceptologija: sovremennoe sostojanie, problemy, vektor razvitija [«Where are we to go?» — linguistic-cultural conceptology: current state, problems and vector of development]. Jazyk, kommunikacija i social'naja sreda [Language, communication and social environment], 2010, iss. 8, pp. 5-27. Available at: http://vestnik.udsu.ru/2013/2013-022/vuu_13_022_38.pdf, accessed 13.01.2018. (In Russ.).

3. Vorkachev S.G. Lingvokul'turnaja konceptologija i ee terminosistema (prodolzhenie diskussii) [Linguocultural conceptology and its terminological (continued discussions)]. Politicheskaja lingvistika [Political linguistics], 2014, no. 3, pp. 12-20. (In Russ.).

4. Erofeeva I.V. Aksiologija mediateksta v rossijskoj kul'ture (reprezentacija cennostej v zhurnalistike nachala XXI v.) [Axiology of media texts in Russian culture (representation of values in journalism and the beginning of XX century)]. St. Petersburg, 2010. (In Russ.).

5. Kanapakci A.Ja. Ontologicheskaja istinnost' duhovnosti [The ontological truth of spirituality]. Ufa, 2004. (In Russ.).

6. Karasik V.I. Koncept kak edinica lingvokul'turnogo koda [Concept as a unit of linguocultural code]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of Volgograd state pedagogical University], 2009, no. 10, pp. 4-11. (In Russ.).

7. Karasik V.I., Slyshkin G.G. Bazovye harakteristiki lingvokul'turnyh konceptov [The basic characteristics of linguocultural concepts]. Antologijakonceptov [Anthology of concepts]. Moscow, 2007. Pp. 12-13. (In Russ.).

8. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, 1995. (In Russ.).

9. Sidorov V.A. Aksiologija zhurnalistiki i cennostnyj analiz mediasfery: paradigma i metody izuchenija [Axiology of journalism and value analysis media: paradigm and methods of study]. VestnikL'vovskogo universiteta. Serija «Zhurnalistika» [Bulletin of Lviv University. A Series Of "Journalism"], 2012, iss. 34, pp. 47-65. (In Russ.).

10. Sidorov V.A., Il'chenko S.S., Nigmatullina K.R. Aksiologija zhurnalistiki: opyt stanovlenija novoj dis-cipliny [Axiology of journalism: experience of establishing a new discipline]. St. Petersburg, 2009. (In Russ.)

11. Evgen'eva A.P. (ed.). Slovar' russkogo jazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, 1981-1984.

12. Kuznecov S.A. (ed.). Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Modern dictionary of Russian language]. St. Petersburg, 2002. (In Russ.).

13. Stepanov Ju.S. Konstanty: slovar' russkoj kul'tury [Constants: dictionary of Russian culture]. Moscow, 2001. (In Russ.).

14. Tokarev G.V. Lingvokul'turologicheskaja teorija koncepta [Linguistic and cultural theory of the concept].

Gumanitarnye vedomosti Tul'skogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Humanitarian Bulletin of Tula state pedagogical University], 2013, no. 4, pp. 178-182. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.