УДК 378
ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Биккерт Д.А., Кондратьева И.Г.
[email protected] Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация: В данной статье рассмотрены характерные особенности обучения иностранному языку с использованием интенсивной методики обучения, выявлены основные навыки, получаемые в интенсивном курсе. На основе проведенного исследования, дается определение интенсивной методики и формулируются основные задачи интенсивного метода.
Ключевые слова: интенсивная методика, педагогика, методика, методика обучения иностранным языкам, активность, диалог.
В последние годы интенсивный метод обучения иностранному языку приобретает огромную популярность. Эффективный опыт использования данного метода овладения языком дал толчок к изучению иностранных языков большому количеству желающих, а также к освоению интенсивных методик обучения учителями. Огромную роль в развитии и разработке интенсивных методик на территории Российской Федерации внес Центр интенсивных методов обучения, под руководством доктора педагогических наук Г.А. Китайгородской.
Данный подход ограничен как общественно-историческими принципами, детерминировавшим новые задачи обучения: если раньше иностранный язык изучали в качестве системы, то в настоящее время основной задачей обучения выделяют овладение обучающимися иноязычной речью. «Современная коммуникативная лингвистика ставит перед методикой новые цели, основной из которой является осваивание языком в качестве средств коммуникации» [2, с. 55]. Чтобы добиться этого необходим «переход от осваивания языка в качестве набора форм и средств к совокупному овладению учащимися языка» [2, с. 57].
Интенсивное обучение иностранному языку понимается как обучение, которое ориентировано, по большей части, на общение на изучаемом языке, основывающимся на «неиспользуемый в традиционном обучении психологический потенциал личности и деятельности учащихся» [2, с. 59], в частности - на «контроль за социально-психологическими процессами в коллективе и контроль общения преподавателя с учащимися и учащихся между собой, и обычно в сжатые сроки» [3, с. 60].
Тем не менее, в определении мы коснулись лишь одного аспекта интенсивного обучения - его обучающая роль. Рассматривая интенсивное обучение в качестве полноценной методической концепции, должно отметить ее воспитывающую функцию. Единство этих двух функций на разных уровнях составляют важный и основополагающий принцип интенсивного обучения. Следовательно, эти два аспекта интенсивного обучения взаимодействуют друг с другом неотрывно, то есть одна функция охватывает другую и наоборот.
Интенсивный метод обучения иностранному языку ставит перед собой задачу овладения иностранным языком в кратчайшие сроки для усвоения коммуникативных навыков, а также используется в качестве средства познания, чтобы «сформировать умения и навыки восприятия устной речи на иностранном языке в нормальном (естественном) или близком к нормальному темпу при практически неограниченной бытовой, общественно-политической и общенаучной тематике» [1, с. 21].
На начальном этапе интенсивного обучения, у обучающегося формируется способность узнавания разговорной речи, со временем в процессе обучения данный навык совершенствуется и преобразовывается в умение усваивать материл на слух от 50% до 100% объема текста. Для того чтобы воспринимать устную речь в полном объеме, обучающийся должен обладать словарным запасом, который составляет около 6 тысяч словарных единиц.
Казанский вестник молодых ученых
2019, том 3, № 5
Усвоение устной речи на иностранном языке происходит в процессе общения, то есть когда обучающийся участвует в процессе коммуникации, у него формируется навык говорения. Для овладения данным навыком, обучающемуся необходимо обладать обязательным минимумом словарного запаса или языкового материала. Это необходимо для целостного восприятия речи говорящего, а также для передачи информации собеседнику, выражения своего мнения, отстаивания своей точки зрения в коммуникативном процессе. Тем не менее, существует мнение, что частотный словарь, включающий 1500 словарных единиц, можно считать достаточным для формирования навыков аудирования и говорения.
На интенсивном курсе иностранного языка происходит выборка словарного материала на основе частотно-тематического принципа. Это можно объяснить тем, что при выборке тематического материала на урок, словарные единицы, подходящие под тему урока, проходят дополнительный контроль частотности использования, количества синонимов и антонимов, семантического разнообразия.
Хотелось бы отметить, что грамматический аспект также рассматривается в курсе интенсивной методики обучения. Без изучения грамматики невозможно грамотно выстроить свою речь для практики общения. При обучении грамматики применяется принцип аутентичности языкового материала, принцип смысловой противопоставленности, которые подкреплены внедрением грамматического материала с использованием примеров. Планирование учебного материала по временным рамкам играет важную роль в интенсивном курсе обучения.
В иследованиях А.В. Фахрутдиновой и И.Г. Кондратьевой отражены вопросы построенияучебно-воспитательного процесса вуза, непрерывного и гибкого образования, в частности в поликультурном образовании [4-6].
Обобщая все ранее упомянутое, можно определить задачи интенсивного метода следующим образом: формирование навыка говорения и аудирования у обучающихся на основе применения значительного по объему (обширного в сопоставлении с традиционными методами) лексического материала за краткий период (непродолжительный по сравнению с традиционными методами).
Литература
1. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
2. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: уч. пос. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1986. 103 с.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.,1991г. 342 с.
4. Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г. Построение учебно-воспитательного процесса вуза-Современное понимание принципа организации // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2015. Т. 224. N° 4. С. 233-236.
5. Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г. Вопросы непрерывного и гибкого образования // В сборнике: Иностранные языки в современном мире Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. /Под редакцией Д.Р. Сабировой, А.В. Фахрутдиновой. 2017. С. 140-147.
6. Fakhrutdinova A.V., Kondrateva I.G. Contemporary tendencies of social tutoring in period of mul-ticulturalism: Moral characteristic Man in India. 2016. Volume96, Issue 3. P. 853-858.
2019, том 3, № 5
Педагогические науки
INTENSIVE METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
D. Bikkert, I. Kondratieva
Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract: In given article discussed the characteristic features and basic skills of the methodical system of teaching a foreign language — an intensive method and defined its methodical value and the main objectives. Keywords: an intensive methods, pedagogics, foreign language teaching methodology
Сведения об авторе
Биккерт Дарья Андреевна, магистр Казанского федерального университета, г. Казань, Россия. [email protected]
Кондратьева Ирина Германовна, научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Казанский Федеральный университет, г. Казань, Россия.
Author of the publication
Darya Bikkert, master, Kazan Federal University, Kazan, Russia. [email protected]
Irina Kondratieva, candidate of philological sciences, associate professor, Kazan Federal University, Russia
Дата поступления 17.09.2019