Научная статья на тему 'Интенсивность тренировочной работы в видах гимнастического многоборья в условиях специализированных спортивных классов по спортивной гимнастике'

Интенсивность тренировочной работы в видах гимнастического многоборья в условиях специализированных спортивных классов по спортивной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
1600
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Скирюха В. В.

В.В. Скирюха. Интенсивность тренировочной работы в видах гимнастического многоборья в условиях специализированных спортивных классов по спортивной гимнастике Данная статья описывает особенности интенсивности тренировочной работы в видах гимнастического многоборья в условиях специализированных спортивных классов по спортивной гимнастике, и то, каким образом она может изменяться в зависимости от количества тренировок в день предполагаемых тренировочным процессом.V.V. Skiryukha.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Скирюха В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intensity of Training Work in the Forms of Gymnastic AllRound Competitions in Conditions of the Specialized Sports Classes on Sports Gymnastics Given article describes features of intensity of training work in the forms of gymnastic allround competitions in conditions of the specialized sports classes on sports gymnastics, and how it can change depending on quantity of trainings per day assumed by training process.

Текст научной работы на тему «Интенсивность тренировочной работы в видах гимнастического многоборья в условиях специализированных спортивных классов по спортивной гимнастике»

Литература

1. Кузьмина В.Н. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

2. Сидоров А.А. и др. Педагогика: Учеб. для студ., аспир., преподав. и тренеров по дисциплине «Физическая культура». М., 2000.

3. Валик Б. Образ, включайте образы! // Теор. и практ. физ. к-ры. 1990. № 3.

4. Лотман Ю.М. Семантика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

5. Тюхтин В.С. Теория отражения в свете современной науки. М., 1971.

6. Немов Р.С. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. М., 1998.

7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

8. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М., 1985.

9. Пуни А.Ц. Роль представлений в формировании двигательных навыков. Л., 1957.

10. Захарьянц Ю.З. и др. Роль «слова» и «показа» в запоминании гимнастических упражнений // Теор. и практ. физ. к-ры. 1952. № 7. УДК 796.4 (075.8)

В.В. Скирюха

ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ В ВИДАХ ГИМНАСТИЧЕСКОГО МНОГОБОРЬЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

Томский государственный педагогический университет

В современном спорте, в том числе и в спортивной гимнастике, занятия с большими объемами нагрузки и достаточной интенсивностью играют важную роль в достижении высокого спортивного мастерства в целом и при подготовке к каждому соревнованию в отдельности [1-4]. Существенное значение имеет также взаимосвязь этих показателей.

Тренировочные нагрузки зависят от задач, решаемых на занятиях. Тем не менее необходимо учитывать и анализировать эти нагрузки, чтобы правильно управлять ходом всего тренировочного процесса.

Интенсивность является одним из основных показателей тренировочной нагрузки. Она долгое время характеризовалась процентным отношением количества элементов, входящих в целые комбинации, к общему количеству элементов в тренировочных занятиях. В настоящее время интенсивность (плотность занятий) определяется количеством элементов, выполняемых в среднем в течение минуты тренировочного времени [5-8].

Целенаправленно изменяя объем и интенсивность тренировочной нагрузки, а также те ее показатели, которые допускают значительную вариативность, можно создать благоприятный режим тренировочной работы, обеспечивающий своевременное достижение цели и задач подготовки, включая задачи эффективного восстановления [9].

На предмет выявления особенностей в интенсивности занятий нами было проведено сравнитель-

ное исследование учебно-тренировочных процессов двух специализированных спортивных классов по спортивной гимнастике.

Следует отметить, что первая учебно-тренировочная группа - СДЮШОР по спортивной гимнастике г. Северска тренировалась два раза в день, в то время как вторая учебно-тренировочная группа -ДЮСШ-3 г. Томска тренировалась один раз в день.

Зная количество выполненных элементов и время, затраченное на их выполнение, можно определить интенсивность тренировочной работы в целом и отдельно в каждом из видов гимнастического многоборья.

Исходя из данных (табл. 1), можно проследить динамику интенсивности выполняемой работы гимнастов г. Томска и г. Северска в течение месяца, непосредственно предшествующего соревнованиям.

Таблица

Динамика интенсивности выполняемых элементов гимнастами г. Томска и г. Северска за месяц до соревнований, эл./мин

Город Неделя

1 2 3 4

Томск 2.6 2.4 2.8 2.3

Северск 2.5 2.5 2.7 3.4

Необходимо сказать, что «первая» неделя здесь и далее является наиболее отдаленной от соревно-

вательного старта. Из табл. 1 следует, что динамика интенсивности выполняемой работы гимнастами г. Томска и г. Северска в каждой из первых трех недель различается незначительно. Но в четвертую неделю интенсивность работы томского спортивного класса падает, а г. Северска увеличивается и превышает тот же показатель г. Томска в 1.5 раза. Также заметим, что тенденция динамики интенсивности выполняемых элементов гимнастами г. Томска и г. Северска различается. Так, если интенсивность томского спортивного класса имеет ярко выраженный волнообразный характер, то интенсивность спортивного класса г. Северска имеет тенденцию непрерывного повышения. Различаются также и недели «пиковой» или максимальной интенсивности. Если в г. Северске это четвертая неделя (3.4 эл./мин), то в динамике интенсивности выполняемых элементов специализированного спортивного класса г. Томска эта неделя третья (2.8 эл./мин). В целом же, исходя из средних значений всего исследованного периода, можно сказать, что динамика интенсивности элементов г. Северска несущественно превышает тот же показатель г. Томска - в 1.1 раза.

Особый интерес представляет интенсивность выполняемой работы отдельно в каждом виде гимнастического многоборья.

В табл. 2 показана динамика интенсивности выполняемой работы гимнастами г. Томска и г. Север-ска в вольных упражнениях в течение месяца, непосредственно предшествующего соревнованиям.

Таблица 2

Динамика интенсивности работы, выполняемой гимнастами г. Томска и г. Северска в вольных упражнениях за месяц до соревнований, эл./мин

Город Неделя

1 2 3 4

Томск 2.4 1.9 2.2 2.8

Северск 2.5 2.7 2.8 2.8

Можно видеть, что интенсивность работы выполняемой гимнастами спортивного класса г. Се-верска имеет тенденцию непрерывного повышения. Если в первую тренировочную неделю показатель интенсивности равен 2.5 эл./мин, то в третью и четвертую недели он достигает 2.8 эл./мин. Динамика интенсивности элементов томского спортивного класса в вольных упражнениях несколько отличается. В первую неделю показатель интенсивности г. Томска равен 2.4 эл./мин. Вторая тренировочная неделя томского спортивного класса в вольных упражнениях характеризуется спадом до 1.9 эл./мин, и в данном виде гимнастического многоборья является наименее интенсивной. В последующие две недели можно наблюдать повышение уровня интенсивности, в четвертую неделю достигающего

2.8 эл./мин, что соответствует аналогичному показателю северского спортивного класса. По интенсивности выполняемых элементов четвертая неделя в обоих случаях является «пиковой», или максимальной.

Исходя из средних значений всего исследованного периода, можно также сказать, что динамика интенсивности элементов г. Северска несущественно превышает тот же показатель г. Томска - в 1.16 раза.

В табл. 3 показана динамика интенсивности выполняемых элементов гимнастами г. Томска и г. Се-верска в коне-махе в течение месяца, непосредственно предшествующего соревнованиям. Можно видеть, что интенсивность работы, выполняемой гимнастами спортивного класса г. Северска, имеет тенденцию непрерывного повышения, незначительно снижающуюся в четвертой неделе.

Таблица 3

Динамика интенсивности работы, выполняемой гимнастами г. Томска и г. Северска за месяц до соревнований на коне-махе, эл./мин

Город Неделя

1 2 3 4

Томск 3.8 2.7 3.2 2.9

Северск 4.3 5 5.2 5.1

Динамика интенсивности выполняемой работы на коне-махе томского спортивного класса имеет ярко выраженный волнообразный характер. Так, начинаясь с 3.8 эл./мин в первую неделю, во вторую показатель интенсивности падает до 2.7 эл./ мин, в третью заметен подъем до 3.2 эл./мин, за которым в четвертой неделе вновь следует снижение до 2.9 эл./мин. Неделей максимальной интенсивности выполняемых элементов на коне-махе в г. Томске является первая неделя, а в тренировочном процессе спортивного класса г. Северска эта неделя третья.

В целом же, исходя из средних значений четырех предсоревновательных недель, можно сказать, что динамика интенсивности элементов на коне-махе г. Северска существенно превышает тот же показатель г. Томска - в 1.5 раза.

В табл. 4 показана динамика интенсивности тренировочной работы спортивных классов г. Томска и г. Северска на кольцах в течение месяца, непосредственно предшествующего соревнованиям.

Таблица 4

Динамика интенсивности работы, выполняемой гимнастами г. Томска и г. Северска за месяц до соревнований на кольцах, эл./мин

Город Неделя

1 2 3 4

Томск 1.4 1.5 1.7 1.2

Северск 2.5 2 2.2 3

Интенсивность работы, выполняемой гимнастами спортивного класса г. Томска на кольцах, имеет волнообразный характер. Начинаясь с показателя

1.4 эл./мин в первую неделю, в третью интенсивность достигает 1.7 эл./мин, после чего в четвертую неделю следует спад до 1.2 эл./мин, что на 0.2 ниже уровня первой недели. Динамика интенсивности работы, выполняемой гимнастами северского спортивного класса на кольцах, несколько отличается от томской динамики. Если в первую неделю показатель интенсивности на кольцах равен 2.5 эл./мин, то во вторую снижается до 2 эл./мин. Третья и четвертая тренировочные недели на кольцах характеризуется повышением интенсивности выполняемых элементов до 2.2 эл./мин и 3 эл./мин соответственно.

Таким образом, неделей максимальной интенсивности выполняемых элементов на кольцах в г. Томске является третья неделя, а в тренировочном процессе северского спортивного класса эта неделя - четвертая.

Основываясь на средних значениях всего исследованного периода, можно сказать, что динамика интенсивности элементов в кольцах г. Северска превышает тот же показатель г. Томска в 1.7 раза.

В табл. 5 показана динамика интенсивности выполняемых элементов спортивных классов г. Томска и г. Северска на брусьях в течение месяца непосредственно предшествующего соревнованиям.

Таблица 5

Динамика интенсивности работы, выполняемой гимнастами г. Томска и г. Северска за месяц до соревнований на брусьях, эл./мин

Город Неделя

1 2 3 4

Томск 1.3 1.5 1.8 1.2

Северск 2.1 1.3 1.5 2.3

Можно видеть, что интенсивность работы, выполняемой гимнастами спортивного класса г. Томска на брусьях, имеет волнообразный характер. Начинаясь с показателя 1.3 эл./мин в первую неделю, в третью интенсивность достигает 1.8 эл./мин, после чего в четвертую неделю следует спад до 1.2 эл./мин, что на 0.1 ниже уровня первой недели. Динамика интенсивности тренировочной работы северского спортивного класса на брусьях несколько отличается от томской динамики. Если в первую неделю показатель интенсивности занятий на брусьях равен 2.1 эл./мин, то во вторую снижается до 1.3 эл./мин. Третья и четвертая тренировочные недели на брусьях характеризуется повышением интенсивности выполняемых элементов до 1.5 эл./мин и 2.3 эл./мин соответственно.

Таким образом, периодом максимальной интенсивности на кольцах у гимнастов г. Томска является третья неделя, а в тренировочном процессе северского спортивного класса эта неделя - четвертая.

Можно также сказать, что в целом на брусьях тренировочный процесс гимнастов г. Северска более интенсивен, чем гимнастов г. Томска в среднем в 1.2 раза.

В табл. 6 показана динамика интенсивности выполняемых элементов спортивных классов г. Томска и г. Северска в опорном прыжке в течение месяца, непосредственно предшествующего соревнованиям.

Таблица 6

Динамика интенсивности работы, выполняемой гимнастами г. Томска и г. Северска за месяц

до соревнований в опорном прыжке, эл./мин

Город Неделя

1 2 3 4

Томск 0.7 1.5 1.8 1.4

Северск 1.5 1.7 1.7 2.4

Интенсивность работы, выполняемой гимнастами спортивного класса г. Томска в опорном прыжке, имеет волнообразный характер. Начинаясь с показателя 0.7 эл./мин в первую неделю, во вторую и третью интенсивность возрастает и достигает 1.5 эл./мин и 1.8 эл./мин соответственно, после чего в четвертую неделю следует небольшой спад до 1.4 эл./мин, что все же превышает уровень интенсивности первой недели в 2 раза.

Динамика интенсивности элементов в опорном прыжке у северского спортивного класса в первые три недели довольно стабильна и изменяется в пределах от 1.5 до 1.8 эл./мин. Но в четвертую неделю динамика интенсивности выполняемых элементов в опорном прыжке резко возрастает и достигает

2.4 эл./мин, что на 0.9 эл./мин превышает уровень интенсивности первой недели.

Неделей максимальной интенсивности выполняемых элементов в опорном прыжке в г. Томске является третья неделя, а в тренировочном процессе северского спортивного класса - четвертая.

Отметим, что в целом в опорном прыжке тренировочный процесс г. Северска более интенсивен, чем тренировочный процесс г. Томска в среднем в 1.35 раза.

По табл. 7 можно проследить динамику интенсивности выполняемых элементов на перекладине г. Томска и г. Северска в течение месяца, непосредственно предшествующего соревнованиям.

Таблица 7

Динамика интенсивности работы, выполняемой гимнастами г. Томска и г. Северска за месяц до соревнований на перекладине, эл./мин

Город Неделя

1 2 3 4

Томск 0.9 2.9 4.7 3.1

Северск 1.4 1.5 1.9 2.9

Интенсивность работы, выполняемой гимнастами томского спортивного класса в упражнениях на перекладине, имеет ярко выраженный волнообразный характер, в то время как интенсивность у гимнастов спортивного класса г. Северска имеет тенденцию непрерывного повышения.

Динамика интенсивности выполняемых элементов на перекладине в первую неделю гимнастами г. Томска находится на уровне 0.9 эл./мин, во вторую и третью недели интенсивность достигает 2.9 эл./ мин и 4.7 эл./мин соответственно, после чего в четвертую неделю следует спад до 3.1 эл./мин.

Интенсивность работы, выполняемой гимнастами г. Северска на перекладине в первую тренировочную неделю, равна 1.4 эл./мин. Во вторую и третью недели на перекладине виден подъем уровня интенсивности до 1.5 эл./мин и 1.9 эл./мин соответственно. Четвертая тренировочная неделя г. Северска на перекладине характеризуется максимальной интенсивностью за весь исследованный период - 2.9 эл./мин.

Периодом максимальной интенсивности работы, выполняемой на перекладине гимнастами г. Томска, является третья неделя (4.7 эл./мин), а в

тренировочном процессе северского спортивного класса - четвертая (2.9 эл./мин).

На основе анализа четырех недель в целом можно сказать, что работа, выполняемая на перекладине гимнастами г. Северска менее интенсивна, чем тренировочный процесс г. Томска в среднем в 1.5 раза.

Таким образом, за весь исследуемый период из всех видов гимнастического многоборья наибольшая интенсивность работы, выполняемой юными гимнастами, отмечается на коне-махе в учебно-тренировочном процессе гимнастов как г. Северска (4.9 эл./мин), так и г. Томска (3.15 эл./мин).

Таким образом, обобщая, можно сказать следующее:

1. За четыре предсоревновательные недели из всех видов гимнастического многоборья наибольшая интенсивность отмечается на коне-махе в учебно-тренировочном процессе как гимнастов г. Се-верска (4.9), так и гимнастов г. Томска (3.15).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Динамика интенсивности выполняемой нагрузки гимнастами г. Северска превышает аналогичный показатель гимнастов г. Томска в 1.1 раза за четыре микроцикла до соревнований.

Поступила в редакцию 20.12.2006

Литература

1. Гавердовский Ю.К., Мамедов Ф.П. От первой «проводки» - до соревнований // Гимнастика. 1980. № 1.

2. Семенов Л.П. Важная сторона подготовки гимнастов // Там же. 1972. № 1.

3. Ченегин В.М. Методы контроля за тренировочными нагрузками в спортивной гимнастике // Там же. 1987. № 1.

4. Чебураев В.С., Королёва И.В. Пульсовая характеристика тренировочного процесса гимнасток 10-12 лет // Там же. 1983. № 1.

5. Укран М.Л., Надыров А.Л. О факторах, влияющих на спортивно-технические достижения гимнастов // Там же. 1976. № 1.

6. Розин Е.Ю., Титов Ю.Е. Некоторые аспекты многолетнего перспективного планирования подготовки гимнастов высокой квалификации // Гимнастика. 1976. № 1.

7. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. М., 1972.

8. Укран М.Л. Спортивная гимнастика. М., 1971.

9. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. М., 2004.

УДК 796.01:316

Л.Г. Чернышева

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Дальневосточный государственный гуманитарный университет, г. Хабаровск

Как известно, педагогическая деятельность есть деятельность социальная. При раскрытии сущности социализации [1] акцентируется внимание на ее двустороннем характере: с одной стороны, тенденция социальной типизации, а с другой - тенденция к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Индивидуальность любого человека характеризует широкий набор свойств, но интенсивность проявления их различна и детерминируется как природными (наследственными) факторами, так и жизненным опытом, сформированным, как правило, под воздействием социальных интеракций [2, 3]. В процессе профессиональной адаптации длительного характера может происходить изменение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.