УДК 628.3
В. Г. Иванов, Н. А. Черников, Н. В. Твардовская
ИНТЕНСИВНОСТЬ РАСЧЕТНЫХ ДОЖДЕЙ И АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ ОБЪЕМОВ ДОЖДЕВОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТОЧНОЙ ВОДЫ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ СИБИРСКОГО И ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНОВ РОССИИ
Дата поступления: 10.12.2018 Решение о публикации: 06.02.2019
Аннотация
Цель: Определить для Сибирского и Дальневосточного регионов РФ надежные и доступные для проектных организаций значения интенсивности расчетных дождей (т. е. дождей, на сток от которых производится расчет элементов системы канализации) без сложной и трудоемкой обработки многолетних данных метеостанций и обоснованно оценить объемы дождевого стока, направляемого на очистку. Методы: Используются методы экстраполяционной аппроксимации дождей средней и большой интенсивности и математического моделирования выпадения дождей для построения карт изолиний расчетных дождей и аналитическим путем выводятся количественные соотношения расходов дождевых и производственных сточных вод, обосновывается перспектива технологии их совместной очистки. Результаты: Впервые составлены аппроксимирующие зависимости значений интенсивности малых дождей при периоде однократного превышения расчетной интенсивности дождя P = 0,05 и 0,1 года, рекомендуемые строительными правилами для определения объемов дождевого стока. Получены параметры интенсивности расчетных дождей для железнодорожных станций Сибирского и Дальневосточного регионов РФ, существенно облегчающие процесс проектирования. Проведена оценка достоверности аппроксимации. Выведены зависимости для нахождения соотношения объемов стока, направляемого на очистку, для участковых железнодорожных станций в зависимости от их грузонапряженности. Установлено, что в пределах Сибирского и Дальневосточного регионов РФ расчетные расходы дождевых стоков на транспортных предприятиях при прочих равных условиях могут отличаться в 6 раз. Практическая значимость: Уточнены объемы дождевого стока для железных дорог Сибири и Дальнего Востока с учетом местоположения объекта проектирования. Анализ полученных результатов показывает, что для этой части территории РФ интенсивность расчетных дождей при Р = 0,1 года составляет 4,5-26,2 мм, а при Р = 0,05 года - 3,3-22,9 мм в зависимости от местоположения объекта, а при проектировании часто принимается произвольно в диапазоне 5-10 мм, что приводит к значительным погрешностям. Это позволяет с минимальными затратами времени и средств обоснованно определять направляемые на очистку объемы дождевого стока и дает представление об истинном соотношении производственных и дождевых сточных вод, что существенно влияет на выбор метода и технологической схемы их очистки.
Ключевые слова: Интенсивность расчетного дождя, соотношение объемов дождевых и производственных стоков, экстраполяционный метод.
Viktor G. Ivanov, D. Eng. Sci., professor, [email protected]; Nikolai A. Chernikov, D. Eng. Sci., professor, [email protected]; *Nadezhda V. Tvardovskaia, Cand. Eng. Sci., associate professor, tvardov_ [email protected] (Emperor Alexander I Petersburg State Transport University) INTENSITY OF CALCULATION RAINS AND THE ANALYSIS OF THE RATIO OF VOLUMES OF RAIN AND INDUSTRIAL WASTE WATER FOR RAILWAY STATIONS OF THE SIBERIAN AND FAR EASTERN REGIONS OF RUSSIA. DOI: 10.20295/1815-588X-2019-1-95-104
Summary
Objective: To determine values of intensity of calculation rains, i. e. rain volumes to be used for calculation of elements of the storm water drainage systems, for the Siberian and Far Eastern regions of the Russian Federation, reliable and available to the project organizations, without difficult and labour-consuming processing of long-term meteorological stations' data, and reasonable approximation of volumes of storm water drainage directed to purification. Methods: Methods of extrapolation approximation of rains of mid- to high intensity and mathematical simulation of rain fall are used for generating isoline maps of calculation rains, and quantitative ratios of volumes of storm and industrial waste water are calculated analytically. Prospects of the combined treatment technologies are outlined. Results: The approximating dependencies of intensity values of minor rains during a period of non-recurrent exceeding of calculation rain volume (at P = 0,05 and 0,1 years), recommended by construction rules to determine storm water drainage, are calculated for the first time. Intensity parameters of calculation rains for railway stations of the Siberian and Far Eastern regions of the Russian Federation, significantly easing design process, were obtained. Assessment of reliability of approximation was carried out. Dependencies for determination of the ratio of volumes of storm water drainage directed for treatment were calculated for section railway stations depending on their freight density. It was established that on the Siberian and Far Eastern mainlines, calculation rates of storm water drainage at transport enterprises, all other things being equal, can differ by a ratio of six. Practical importance: Volumes of storm water drainage for the railroads of Siberia and the Far East were made more exact, taking into account location of the object to be designed. Analysis of the data obtained shows that for this part of the territory of the Russian Federation the intensity of calculation rains has the following values: between 4,5 and 26,2 mm at P = 0,1 years, and between 3,3 and 22,9 mm at P = 0,05 years, depending on the location of an object, whilst during design it is often set randomly in the range of between 5 and 10 mm which leads to considerable errors. The received results allow, with minimum time and monetary expenses, for reasonably accurate determination of the volumes of storm water drainage directed to treatment, and give an idea of a true ratio of industrial and rain water sewage, which significantly influences the choice of a method and the technological scheme of its treatment.
Keywords: Intensity of calculation rain, volume ratio of storm water and industrial drainage, extrapolation method.
Введение
Очистка загрязненного поверхностного стока с территории коммунальных и транспортных предприятий является важнейшей экологической задачей [1-4]. Очистные сооружения проектируются на интенсивность расчетных дождей (т. е. дождей, на сток от которых производится расчет элементов системы канализации), обеспечивающих очистку не менее 70 % годового объема дождевого стока [5, 6]. Это условие выполняется при обработке малоинтенсивных, часто повторяющихся дождей с периодом однократного превышения расчетной интенсивности дождя Р = 0,05-0,1 года [6, 7].
Данная работа является продолжением и дальнейшим развитием решения весьма
актуального вопроса по уточнению и упрощению расчетов объемов дождевой воды с территории железнодорожных предприятий Сибирского и Дальневосточного регионов России. Подобная работа была выполнена ранее для Европейской части РФ [8].
Определение интенсивности расчетных дождей для Сибирской и Дальневосточной частей РФ
На основе математического моделирования дождей малой интенсивности для расчета дождевой канализации методом экстраполяции данных по большим и средним дождям при Р > 0,2 года [8] получены аппроксимирующие
зависимости для различных районов территории Сибирской и Дальневосточной частей РФ и аналогично методике, изложенной в [8], найдены значения интенсивности расчетного дождя по слою к (т. е. максимального суточного слоя осадков, мм, образующихся за дождь) для дождей с периодом однократного превышения Р = 0,05 и Р = 0,1 года.
Установлено, что для железнодорожных станций, расположенных в Сибирской и Дальневосточной частях РФ (рис. 1-3), диапазон изменения параметра ка расчетных дождей весьма различен и зависит от географического положения. Эта величина составляет при Р = 0,1 года от ка = 4,5 мм до ка = 26,2 мм, при Р = 0,05 года от ка = 3,3 мм до ка = 22,9 мм, что исключает возможность применения при проектировании дождевой канализации железнодорожных станций некоторых усредненных значений интенсивности расчетных дождей.
По полученным данным в пределах рассматриваемой территории РФ действительная интенсивность расчетного дождя по слою ка, а следовательно, и расчетные расходы дождевой воды, требующей очистки, на железнодорожных станциях Сибирского и Дальневосточного регионов РФ могут отличаться в 6 раз, что значительно превышает подобный показатель для Европейской части РФ [8].
В настоящее время при отсутствии реальных параметров интенсивности расчетных дождей при проектировании часто применяют абсолютно не соответствующие действительности произвольные значения ка в рекомендуемом диапазоне от 5 до 10 мм [5-7] без учета реального местоположения объекта проектирования, что приводит к значительным погрешностям и вносит неопределенность в расчеты.
Завышение или занижение объемов местных очистных сооружений (МОС) в данном случае становится весьма вероятным и не всегда приемлемым. Поэтому от такого подхода при проектировании следует отказаться. С учетом имеющихся карт изолиний интенсивности расчетных дождей ка для Европейской части РФ [8] и представленных результатов в на-
стоящей работе для территории Сибирского и Дальневосточного регионов РФ рассматриваемая задача становится просто и легко выполнимой и сокращает затраты труда и времени за счет исключения необходимости получения и обработки данных метеостанций.
Уточнение объемов дождевого стока может в значительной мере повлиять на выбор метода очистки, состава и технологической схемы очистных сооружений, их проектную производительность, а также на экономические показатели. Это создает предпосылки (возможности) более рационально и обоснованно использовать финансовые и трудовые ресурсы железнодорожных предприятий и обеспечивать более эффективную и надежную защиту окружающей среды.
Соотношение расходов дождевых и производственных сточных вод
Очистка загрязненного дождевого стока на предприятиях железнодорожного транспорта, как правило, реализуется по двум вариантам: строительством отдельных локальных сооружений для очистки дождевого и талого стоков или посредством создания компактных совместных очистных сооружений, рассчитанных на очистку производственных сточных вод в сухую погоду и прием во время дождей поверхностных сточных вод в теплое время года и талых вод в весенний период.
К актуальным экологическим задачам на транспортных предприятиях относится очистка именно поверхностных сточных вод [4, 9-11], поскольку на многих предприятиях при наличии очистных сооружений производственных сточных вод дождевые стоки не очищаются или это осуществляется не в полном объеме. Также во многих случаях требуется повышение качества их очистки до нормативных показателей. Этот вопрос всегда возникает при эксплуатации действующих железнодорожных станций и их расширении.
Важнейшим фактором для принятия окончательного решения является соотношение
Рис. 1. Интенсивность расчетного дождя по слою И , мм, для проектирования дождевой канализации железнодорожных станций, расположенных в западной части Сибирского региона РФ, для Р = 0,1 (а) и Р = 0,05 года (б)
а
б
а
л > \ i ф / ■ —г v f ч~
i \ l il { < (
Рис. 2. Интенсивность расчетного дождя по слою ка, мм, для проектирования дождевой канализации железнодорожных станций, расположенных в восточной части Сибирского региона РФ, для Р = 0,1 (а) и Р = 0,05 года (б)
Рис. 3. Интенсивность расчетного дождя по слою Иа, мм, для проектирования дождевой канализации железнодорожных станций, расположенных в Дальневосточном регионе РФ,
для Р = 0,1 (а) и Р = 0,05 года (б)
а
б
обрабатываемых объемов дождевых и производственных сточных вод. При проектировании их совместной очистки, оценке степени изменения состава, свойств и концентрации смеси по лимитирующим загрязнениям суточная производительность МОС ^мос, м3/сут., определяется суммой объемов производственного и дождевого стоков:
qmoc Qnp + Q •
(1)
В формуле (1) приняты следующие обозначения: Qпр - суточный расход производственных сточных вод, м 3/сут.; Qд - суточный расход дождевых сточных вод, направляемых на очистку, м 3/сут.; при наличии регулирующих резервуаров объемом Ж : Q = Ж .
г г ^ г рег -^д рег
Соотношение суточных расходов псут, поступающих на МОС, в случае выпадения дождя и в сухую погоду составит
типа наиболее распространенных участковых железнодорожных станций с грузооборотом 170, 170-300, 300-460 и 460-690 т/сут. [14]. Для них проанализированы размеры площадей водосборов, интенсивности расчетных дождей по слою ha, расходы дождевых вод, определены в соответствии с отраслевыми нормами [15] производственные расходы сточных вод Q и найдены соотношения суточных расходов Qд и Q в зависимости от грузооборота станций.
В результате обработки полученных данных с учетом времени переработки дождевого стока Тсут, сут., оказалось возможным для железнодорожных станций указанных типов определить зависимость суточного расхода дождевых сточных вод Q^ через расход производственных стоков Q этих станций независимо от грузооборота. Эта зависимость имеет вид, м3/сут.:
Псут
Qm
Q
— 1+
Q
д
пр
Q
пр
W
1=1+
Qnp
10-Vcp-ha • F
Q
(2)
пр
Qд = Wper = 0,664 •Vcp • ha • Q
ср
-пр'
(3)
Используя зависимость (3), можно представить формулу (2) для станций указанных типов независимо от грузооборота так:
где уср - средний коэффициент стока с площади водосбора, определяемый согласно [5, 6]; ка - максимальный суточный слой осадков, мм, образующихся за расчетный дождь; F -общая площадь водосбора, га.
Переработка на МОС дождевого стока из регулирующих резервуаров объемом Жрег, м3, обычно принимается Гсут = 1 сут., а в последнее время величину Тсут рекомендуется увеличивать до 3 сут. [5, 6, 9].
Особый интерес в связи с развитием Сибирского и Дальневосточного частей РФ и экономического сотрудничества с КНР, а также реализации развития отрасли на перспективу [12, 13] представляют получение и оценка для Сибирской и Дальневосточной частей РФ данных по расчетным дождям и прогнозирование соотношения подлежащих очистке объемов дождевых и производственных сточных вод. В связи с этим были рассмотрены четыре
Псут
Q
0,664 •Ш •ha
Q
мос — 1 _|__'_' СР a (4)
пр
сут
Зависимости (2)-(4) позволяют проанализировать влияние расходов дождевого стока на производительность очистных сооружений при их совместной очистке с производственным стоком.
Для снижения производительности совместных очистных сооружений, если это возможно по местным условиям, рекомендуется увеличивать время переработки Тсут до 3 сут. Тогда необходимая суточная производительность совместных МОС соответственно снижается.
Увеличение времени переработки зарегулированного дождевого стока не влияет на объем регулирующих резервуаров Жрег и их стоимость, но позволяет значительно уменьшить стоимость совместных МОС за счет бо-
лее длительного периода обработки дождевого стока, что понижает его расход до 3 раз, а соответственно и требуемую производительность совместных МОС.
Для железнодорожных станций Сибирского и Дальневосточного регионов РФ величина к , а следовательно, и необходимый объем регулирующих резервуаров Жрег изменяются в широком диапазоне. Так, при Р = 0,05 года значение ка колеблется от 3,3 до 4,5 мм, а при Р = 0,1 года находится в диапазоне 22,9-26,2 мм. Тогда, принимая время обработки зарегулированного дождевого стока в течение суток (Тсут = 24 ч), уср = 0,3 получаем соответственно (для разных ка) п'сут = 1,66-1,90 и 5,56-6,22. При времени регулирования Т = 48 ч соответственно
сут
п' = 1,33-1,45 и 3,28-3,61, а при Т = 72 ч -
сут сут
п'сут = 1,22-1,30 и 2,52-2,74.
Полученные результаты показывают, что время обработки зарегулированного дождевого стока и его обоснованное значение существенно снижает требуемую мощность очистных сооружений и не влияет на объем и стоимость регулирующих резервуаров.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) получены значения интенсивности расчетных дождей для железных дорог Сибирской и Дальневосточной частей Российской Федерации, позволяющие определять величину слоя атмосферных осадков для конкретной местности без обработки данных метеостанций, что упрощает и уточняет расчеты при проектировании очистных сооружений;
2) установлен диапазон изменения соотношения суточных расходов дождевых и производственных сточных вод для учета при совместной их очистке на МОС и получены соответствующие расчетные зависимости (2)-(4) для типовых участковых железнодорожных станций Сибирского и Дальневосточного регионов РФ с грузооборотом от 170 до 690 т/сут.;
3) для повышения надежности определения объемов дождевого стока при проектировании необходимо учитывать действительную интенсивность расчетных дождей для разрабатываемых объектов в зависимости от их географического положения и предусматривать возможно максимальное время его переработки на очистных сооружениях.
Библиографический список
1. Водный кодекс Российской Федерации : от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ : (ред. от 03.08.2018) : (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2019) // Кон-сультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс] (дата обращения : 02.01.2019).
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» : от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ : (ред. от
27.12.2018) : (с изм. и доп., вступившими в силу с
01.01.2019) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс] (дата обращения : 02.01.2019).
3. Дикаревский В. С. Отведение и очистка поверхностных сточных вод : учеб. пособие / В. С. Дикаревский, А. М. Курганов, А. П. Нечаев, М. И. Алексеев. -Л. : Стройиздат, Ленингр. отд., 1990. - 224 с.
4. Дикаревский В. С. Водоохранные сооружения на железнодорожном транспорте / В. С. Дика-ревский, И. И. Караваев. - М. : Транспорт, 1986. -211 с.
5. Рекомендации по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты. - М. : ОАО «НИИ ВОДГЕО», 2014. - 88 с.
6. СП 32.13330.2012. Канализация. Наружные сети и сооружения. - Актуализир. ред. СНиП 2.04.03-85. - М. : Минрегион России, 2012. - 85 с.
7. Иванов В. Г. Временные указания по применению, подбору и оценке эффективности локальных очистных сооружений «РЬОТБКК» для очистки поверхностных сточных вод / В. Г. Иванов, Н. А. Черников, А. В. Петров, А. Е. Колотыгин, Д. В. Кобозев. - СПб. : ЗАО «Флотенк», 2012. - 102 с.
8. Иванов В. Г. Математическое моделирование дождей малой интенсивности для расчета ливневой канализации / В. Г. Иванов, А. А. Калачко // Изв.
Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2015. - Вып. 3 (44). - С. 138-146.
9. Иванов В. Г. Водоснабжение и водоотводя-щие системы промышленных предприятий : учебник / В. Г. Иванов, Н. А. Черников. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2018. - 740 с.
10. Соловьева Е. А. Методика определения расчетных показателей расхода и состава сточных вод / Е. А. Соловьева, Б. Г. Мишуков // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2015. -Вып. 3 (44). - С. 194-200.
11. Канцибер Ю. А. Расчеты характеристик поверхностного стока систем водоотведения на селитебных и производственных территориях Северо-Запада РФ / Ю. А. Канцибер, А. Б. Пономарев // Водоочистка. - 2016. - № 12. - С. 20-25.
12. Иванов В. Г. Экологический комментарий к федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» / В. Г. Иванов, Н. А. Черников // Транспорт Российской Федерации. - 2008. - № 6 (19). - С. 63-65.
13. Иванов В. Г. Совершенствование нормирования и возможности современных технологий очистки сточных вод железнодорожных предприятий / В. Г. Иванов, Н. А. Черников // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте. ТЭБ ТРАНС-2010 : материалы 2-й Междунар. науч.-практич. конференции. - СПб. : ПГУПС, 2010. -С. 157-163.
14. Апатцев В. И. Железнодорожные станции и узлы : учебник / В. И. Апатцев, Ю. И. Ефимен-ко, Н. В. Правдин и др. ; под ред. В. И. Апатцева, Ю. И. Ефименко. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - 855 с.
15. Нормы водопотребления и водоотведения в технологических процессах отрасли ОН 01601124328-2000. - М. : Транспорт, 2000. - 10 с.
References
1. Vodnyi kodeks RossiiskoiFederatsii [Water code of the Russian Federation], dated Jun. 3, 2006 N 74-FZ (revised Aug. 3, 2018, with changes and additions in effect from Jan. 1, 2019). Accessed via the legal reference system Konsul'tantPlius (accessad: 02.01.2019). (In Russian)
2. Federal law "Ob okhrane okruzhaiushchei sredy" [On environmental protection], dated Jan. 10, 2002 N 7-FZ (revisedon Dec. 27, 2018, with changes and additions in effect from Jan. 1, 2019). Accessed via the legal reference system Konsul'tantPlius (accessed: 02.01.2019). (In Russian)
3. Dikarevskii V. S., Kurganov A. M., Nechaev A. P. & Alekseev M. I. Otvedenie i ochistkapoverkhnostnykh stochnykh vod [Disposal and treatment of surface sewage waters]. Training manual. Leningrad, Leningrad branch of Stroiizdat Publ., 1990, 224 p. (In Russian)
4. Dikarevskii V. S. & Karavaev I. I. Vodookhrannye sooruzheniia nazheleznodorozhnom transporte [Water protection structures on railway transport]. Moscow, Transport Publ., 1986, 211 p. (In Russian)
5. Rekomendatsii po raschetu sistem sbora, otve-deniia i ochistki poverkhnostnogo stoka s selitebnykh territorii, ploshchadok predpriatii i opredeleniiu us-lovii vypuska ego v vodnye ob'ekty [Recommendations on calculating systems for collection, disposal and treatment of surface water drainage from residential areas and industrial estates, and for stipulation of conditions of its release into water bodies]. Moscow, Integrated Scientific Research, Design and Technology Institute for Water Services, Sewerage, Hydraulic Architecture and Engineering Hydrogeology (winner of the Red Banner of Labour award) Publ., 2014, 88 p. (In Russian)
6. Construction rules SP 32.13330.2012. Kanali-zatsiia. Naruzhnye seti i sooruzheniia [Sewerage. Public utilities]. Revised edition of SNiP 2.04.03-85. Moscow, Russian Regional Development Ministry Publ., 2012, 85 p. (In Russian)
7. Ivanov V. G., Chernikov N. A., Petrov A. V., Ko-lotygin A. E. & Kobozev D. V. Vremennye ukazaniia po primeneniiu, podboru i otsenke effektivnosti lokal'nykh ochistnykh sooruzhenii FLOTENK dlia ochistki po-verkhnostnovykh stochnykh vod [Provisional directions on application, selection and efficiency evaluation of local waste treatment plants FLOTENK for purification of surface sewage waters]. Saint Petersburg, Flotenk Publ., 2012, 102 p. (In Russian)
8. Ivanov V. G. & Kalachko A. A. Matematiches-koe modelirovanie dozhdei nizkoi intensivnosti dlia rascheta livnevoi kanalizatsii [Mathematical simulation of low-intensity rains for calculation of storm water sewage systems]. Izvestiya Peterb. universitetaputei
soobshcheniia [Proc. of Petersburg Transport University]. Saint Petersburg, Petersburg State Transport University Publ., 2015, issue 3 (44), pp. 138-146. (In Russian)
9. Ivanov V. G. & Chernikov N. A. Vodosnabzhe-nie i vodootvodiashchie sistemy promyshlennykh predpriiatii [Water supply and water collection systems of industrial enterprises]. Course book. Moscow, Training Centre for Railway Transport Education Publ., 2018, 740 p. (In Russian)
10. Solov'eva E. A. & Mishukov B. G. Metodika opredeleniia raschetnykh pokazatelei raskhoda i sostava stochnykh vod [Methods for determination of calculation values of sewage flow rate and composition]. Iz-vestiya Peterb. universiteta putei soobshcheniia [Proc. of Petersburg Transport University]. Saint Petersburg, Petersburg State Transport University Publ., 2015, issue 3 (44), pp. 194-200. (In Russian)
11. Kantsiber Iu. A. & Ponomarev A. B. Raschety kharakteristik poverkhnostnogo stoka sistem vodootve-deniia na selitebnykh i proizvodstvennykh territoriiakh Severo-Zapada RF [Calculation of characteristics of surface sewage waters for water collection systems in residential and production territories of the North-Western regions of the Russian Federation]. Vodoochistka [Water purification], 2016, no. 12, pp. 20-25. (In Russian)
12. Ivanov V. G. & Chernikov N.A. Ekologicheskii kommentarii k federal'noi tselevoi programme "Raz-
vitie transportnoi sistemy Rossii (2010-2015 gody)" [Environmental commentary on the federal special-purpose programme for development of Russia's transport system 2010-2015]. Transport Rossiiskoi Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2008, no. 6 (19), pp. 63-65. (In Russian)
13. Ivanov V. G. & Chernikov N. A. Sovershenst-vovanie normirovaniia i vozmozhnosti sovremennykh tekhnologii ochistki stochnykh vod zheleznodorozh-nykh predpriiatii [Perfecting regulation and capabilities of modern technologies for railway transport enterprises' waste water treatment]. Tekhnosfernaia i ekologicheskaia bezopasnost' na transporte. TEB TRANS-2010 [Technosphere and environmental safety on transport. TEB TRANS-2010]. Proc. of the 2nd Intern. Sci. and Practical conf. Saint Petersburg, Petersburg State Transport University Publ., 2010, pp. 157-163. (In Russian)
14. Apatsev V. I., Efimenko Yu. I., Pravdin N. I. et al. Zheleznodorozhnye stantsii i uzly [Railway stations and junctions]. Course book. Ed. by V. I. Apatsev & Yu. I. Efimenko. Moscow, Training Centre for Railway Transport Education Publ., 2014, 855 p. (In Russian)
15. Normy vodopotrebleniia i vodootvedeniia v tekhnologicheskikh protsessakh otrasli [Norms of water consumption and waste water disposal in technological processes of the industry] ON 016-0H24328-2000. Moscow, Transport Publ., 2000, 10 p. (In Russian)
ИВАНОВ Виктор Григорьевич - д-р техн. наук, профессор, [email protected]; ЧЕРНИКОВ Николай Андреевич - д-р техн. наук, профессор, [email protected]; *ТВАРДОВСКАЯ Надежда Владимировна - канд. техн. наук, доцент, [email protected] (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).