Научная статья на тему 'ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДИК КОУЧИНГА'

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДИК КОУЧИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / КОУЧИНГ-ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седых Надежда Владимировна, Зимина Наталия Олеговна

На современном этапе развития экономики России большое значение имеет эффективность процессов управления. В этой сфере существует богатый опыт, связанный с интенсификацией управления при помощи коучинга. Коучинг - особый вид профессиональной коммуникации, используемый для раскрытия потенциала личности, увеличения производительности и эффективности труда. Основываясь на данных проведенных исследований, авторы статьи предлагают создание коучинг-центра для интенсификации деятельности персонала компаний на Юге России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДИК КОУЧИНГА»

УДК 659.235:005.95/.96

Седых Н.В., Зимина Н. О.

Sedykh N. V., Zimina N. O.

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДИК КОУЧИНГА

COACHING TECHNIQUES AS A MANAGEMENT INTENSIFYING TOOL

На современном этапе развития экономики России большое значение имеет эффективность процессов управления. В этой сфере существует богатый опыт, связанный с интенсификацией управления при помощи коучинга. Коучинг - особый вид профессиональной коммуникации, используемый для раскрытия потенциала личности, увеличения производительности и эффективности труда. Основываясь на данных проведенных исследований, авторы статьи предлагают создание коучинг-центра для интенсификации деятельности персонала компаний на Юге России.

Ensuring effective management has a great importance at the modern stage of the Russian economy development. In this sphere there has been a rich experience, connected with the management efficiency intensification by means of coaching. Coaching is a kind of professional communication, used for achieving the full use of human resource potential by means of increasing the labour productivity and improving the labour efficiency. Based on the research data, the authors of this article suggest opening a coaching center to intensify the human resource activity in the South of Russia.

Ключевые слова: коучинг, эффективность управления, коучинг-центр.

Key words: coaching, management efficiency, coaching centre.

На современном этапе развития экономики России, когда большинству компаний неизбежно приходится конкурировать с иностранными предприятиями, большое значение имеет эффективность процессов управления. В этой сфере существует достаточно богатый опыт, связанный с интенсификацией управления при помощи методик коучинга.

Коучинг - особый вид профессиональной коммуникации, технология, используемая для раскрытия потенциала личности, для максимизации собственной производительности и эффективности. Проводится в виде сессии, состоящей из ответов клиента на вопросы коуча. При этом советы или экспертное консультирование со стороны коуча сведены к минимуму или исключены совсем. Это помогает создать пространство общения, которое способствует максимальному повышению осознанности и ответственности в своих действиях со стороны клиента [5]. Коучинг предназначен для повышения эффективности профессиональной деятельности и раскрытия профессионального потенциала личности.

Коуч не учит своего клиента, он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил средства, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и наметил основные этапы достижения своей цели.

Английское слово «coach» в переводе означает средство передвижения - экипаж или карету. Слово «коучинг» со значением «инструктор» или «тренер» впервые было использовано около 1830 года в сленге Оксфордского университета: таким образом был обозначен процесс транспортировки людей из их данного местоположения в желаемое место.

В 80-х годах XIX века термин «коучинг» означал особую форму психологической подготовки спортсменов, которые стремились к совершенству.

На первых этапах развития на коучинг влияли различные исследовательские области, такие как личностное развитие, образование взрослых, психология (клиническая,

организационная, спортивная, социальная и промышленная), а также различные теории и практики лидерства.

Начиная с середины 90-х годов XX века коучинг начал развиваться как самостоятельная дисциплина. Различные профессиональные ассоциации, такие как Международная федерация коучей (International Coach Fedreation), внесли свой вклад в создание стандартов обучения.

Больше всего известности коучинга в США и Великобритании - странах, где зародился коучинг, - способствовало именно развитие экономики в период с 1975 по 1995 гг. У людей появилось больше свободного времени и денег, которые они могли вложить в свое развитие и повышение благосостояния [2].

Появившись вначале в виде классической концепции, в последние годы практический коучинг стал использоваться разными специалистами, применяться в разных сферах жизни и бизнеса, обогащаться методиками, технологиями разных психологических школ. Это повлекло за собой появление новых форм и видов коучинга [7].

Много общего с коучингом есть у позитивной психологии, целью которой является создание перемен за счет меньшей фокусировки на негативном и неудачах и уделения большего внимания хорошему в настоящем и будущем. Многочисленные примеры из практики коучинга показывают, что у этого процесса есть не только практические результаты (рост, успех), но и эмоциональные выгоды (положительные эмоции, радость и уверенность в своих силах).

Антропологи основную задачу коучинга - расширение человеческого потенциала -связывают с развитием человека. В коучинге используются такие антропологические модели, как обратная связь, язык, принятие, изменения, культурное разнообразие и др.

Самое большое влияние на развитие коучинга оказал бизнес. В литературе первые описания модели коучинга - беседы между руководителем и его подчиненным -появились в 1978 году в США и Великобритании. Главной особенностью этого подхода являлся разговор «с глазу на глаз», который был направлен на улучшение качества работы. Р. Эверед и Д. Сельман назвали коучинг возможностью для руководства компаний с помощью коммуникации создать среду, способствующую росту индивидуальных и командных результатов деятельности персонала.

Коучингу также приписывают черты консультирования. Несмотря на то, что сегодня консалтинг и коучинг - два совершенно разных подхода, у них сохраняются исторически общие черты - поиск решений, основанный на создании отношений взаимного сотрудничества. В настоящее время многие руководители разных уровней все больше признают потенциал коучинга, убеждаются в его эффективности и результативности и, соответственно, все чаще начинают использовать его в своей повседневной работе. Это так называемый коучинговый стиль управления, основной особенностью которого является способность лидера к созданию благоприятной рабочей среды, объединенной вокруг общих ценностей команды и ориентированной на достижение общих целей.

Нельзя не упомянуть также о важной роли развития навыков коммуникации в процессе появления и формирования коучинга. Благодаря исследованиям и открытиям НЛП (нейролингвистическое программирование), люди во всем мире получили возможность значительно развивать умение внимательного слушания, способности общаться так, чтобы привлекать и удерживать внимание слушателя [2].

В 1992 году Томас Леонард основал Университет коучей. В настоящее время в нем зарегистрировано более 7000 коучей, которые работают в 38 странах мира. В 1994 году Леонард основал Международную Федерацию коучей, имеющую 130 представительств по всему миру. Он заложил теоретическую основу коучинга: разработал 28 персональных и профессиональных программ, написал шесть книг для коучей и 14 работ для студентов Университета. С 1998 года успешно функционирует организованный им виртуальный

университет TeleClass.com с контингентом более 20 000 студентов. Усилиями Леонарда также была основана крупнейшая в мире профессиональная Международная ассоциация сертифицированных коучей [3].

На сегодняшний день спрос на коучинг, коуч-тренинги и курсы непрерывно растёт. В деловой среде бизнес-коучинг эффективно применяется для развития компании (определения стратегии компании, плана развития); создания команды; мотивации персонала; подготовки и обучения персонала; увеличения объёма продаж; устранения конфликтов в коллективе; продвижения по карьерной лестнице; при подборе и оценке персонала и т. д.

Значительные позиции в сфере профессионального коучинга занимает коучинг первых лиц, поскольку именно первым лицам компании приходится принимать решения и нести за них всю ответственность, от их решений зависит линия развития компании и позиционирование ее на рынке.

Традиционно бизнес-коучинг разделяют на индивидуальный и корпоративный. В первом случае это обучение техникам и методам, помогающим добиться эффективности в работе, которое проводится с клиентом индивидуально. Корпоративный бизнес-коучинг -работа с группой сотрудников, объединенных для достижения конкретной цели [ 6; 9].

Внедрение коучинга в организации должно начинаться с ее руководителя и топ-менеджеров. Коучинг для руководителей - это процесс сотрудничества, партнёрства между коучем и менеджерами высшего и среднего звена для развития их потенциала и достижения личных и корпоративных бизнес-целей.

С применением методик коучинга возможно:

- развитие управленческих навыков (например: управление по целям, управление на основе ценностей, лидерство, мотивация, коммуникации и т. д.);

- интенсификация системы менеджмента организации;

- повышение внутренней мотивации, вовлечённости сотрудников в работу компании;

- адаптация новых руководителей;

- развитие системного мышления и т. д.

Бизнес-коуч учитывает все основные направления деятельности человека и организации - от финансов до личной творческой уникальности. Правильная взаимосвязь этих направлений помогает максимально реализовать личный и организационный потенциал [4; 11].

Пик развития коучинга как профессиональной услуги и технологии развития руководителей в России пришелся на 2006-2007 годы. Это было время экономической стабильности, компании росли, а вместе с ростом компаний необходимо было «выращивать» руководителей. Многие работодатели стали применять наряду со стандартными обучающими программами для руководителей технологии коучинга. В период финансового кризиса большинство компаний сократило расходы на обучение персонала. Это не в последнюю очередь коснулось и коучинга.

За недолгую историю коучинга в России, насчитывающую уже более 10 лет (о коучинге активно в нашей стране заговорили после Первой международной конференции, которая состоялась в Санкт-Петербурге и Москве в 2002 году), это понятие, не успев сформироваться и выработать свою методологию, превратилось в своеобразный контейнер различных услуг по развитию и раскрытию потенциала личности [8].

Статистика показывает, что 94% из 500 самых успешных компаний мира используют в своей работе коучинг. Россия находится только в начале развития культуры коучинга [1].

Согласно данным Международной федерации коучинга (ICF), при работе коучей с персоналом достигаются следующие результаты: повышение осознанности (на 67%), снижение уровня стресса (на 57%), постановка более масштабных целей (на 62%),

открытие в себе большего потенциала (на 53%), более сбалансированная жизнь (на 60%), большая уверенность в себе (на 52%).

Исследования Международной Ассоциации менеджмента персонала показывают, что производительность труда увеличивается на 86% в случае комбинирования тренингов с коучингом и только на 22% в случаях, когда проводятся только тренинги.

«Metropolitan Life Insurance Company» посчитала, что производительность среди продавцов, которые участвовали в программе интенсивного коучинга, возросла в среднем на 35%. Коучинг, действительно, активно входит в жизнь менеджеров. Восемь из десяти руководителей, испытавших его на себе, утверждают, что извлекли из этого реальную пользу, а 96% - что коучинг должен быть доступным для сотрудников всех уровней.

Для финансовых показателей индекс ROI (возврат прибыли на единицу инвестированного в коучинг капитала) в среднем составил порядка 570%. Т. е. коучинговые программы обеспечивают в 5,7 раз большую прибыль от вложенных в управленческий коучинг инвестиций; в денежном эквиваленте доход составил более 100000 $.

Результаты исследования «Manchester Inc.» (данные приведены по анализу работы со 100 руководителями различных компаний) показывают, что программы коучинга обеспечили: улучшение производительности труда (53% участников), повышение качества выполняемой работы (48%), укрепление организации (48%), повышение качества обслуживания клиентов (39%), снижение жалоб потребителей (34%), снижение текучести руководителей (32%), снижение издержек (23%).

Руководители отмечали: улучшение отношений с подчиненными (77%), в командной работе (67%), с коллегами (63%), в работе с клиентами (37%), удовлетворенность работой (61%), снижение конфликтности (52%), приверженность компании (44%). Прибыль по результатам проведения управленческого коучинга почти в шесть раз превышает затраты на него. Показатели исследования объясняют стремление все большего числа руководителей использовать коучинг как передовой и эффективный способ управленческого консультирования [10].

На сегодняшний день стоимость услуг коуча, по данным ряда источников зарубежных стран, составляет (с учётом процентного распределения востребованности в зависимости от стоимости часа): до 300 $ - 23%, от 300 $ до 600 $ - 50%, от 600 $ до 1000 $ - 20%, от 1000 $ до 2000 $ - 4%, от 2000 $ - 3%.

В г. Краснодаре стоимость услуг составляет от 2000 руб. (индивидуальная сессия) до 65 000 руб. (консультирование компании). При этом затраты на организацию процесса минимальны, возможно консультирование по скайпу.

Основываясь на данных международной статистики и проведенных исследований, авторы статьи предлагают создание коучинг-центра для внедрения технологий коучинга как инструмента интенсификации деятельности компаний на Юге России.

Литература

1. Бабанова Ю. В., Варлакова А. В. Коучинг как метод управления российскими организациями в условиях инновационной экономики // Интеграция науки, образования и производства - стратегия развития инновационной экономики : материалы I Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25-26 января 2011 г.). URL: http://arbir.ru/articles/a_2081.htm (дата обращения: 29.09.2014).

2. Зелавс Я. Коучинг: история и развитие / Riga Coach. URL: http://rigacoach.lv/ru/aktuali/koucings-vesture-un-attistiba (дата обращения: 15.10.2014).

3. Коучинг / E-xecutive.ru: сообщество менеджеров. URL: http://www.e-xecutive.ru/ wiki/index.php/%D0%9A%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (дата обращения: 12.10.2014).

4. Коучинг в организации / Инновационная группа «Лаборатория тренинга и консалтинга». URL: http://latrec.ru/coaching/kouching-v-organizacii (дата обращения: 02.10.2014).

5. Коучинг это: определения традиционного и системно-интегративного коучинга / Международный центр коучинга. URL: http://www.portalopen.ru/content/static/296 (дата обращения: 28.09.2014).

6. Коучинг, профессиональная подготовка коучей / Институт Психотерапии и Клинической Психологии. URL: http://wwwpsymst.ru/napr.php?id=71 (дата обращения: 29.09.2014).

7. Коучинг: История и Современность / NAKConsulting. URL: http://www.nakconsulting.com/index.php?page=library/couch (дата обращения: 15.10.2014).

8. Перспективы коучинга в России / Проект «Планета HR». URL: http://planetahr.ru/publication/3030 (дата обращения: 14.10.2014).

9. Рыбкин И., Падар Э. Системно-интегративный коучинг: концепты, технологии, программы. М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2009. 448 с.

10. Статистика эффективности коучинга / Коучинг качества жизни. URL: http://lorasokol.com/statistika-effektivnosti-kouchinga/ (дата обращения: 12.10.2014).

11. Школа коучинга Константина Довлатова. URL: http://ultracoaching.ru/ (дата обращения: 09.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.