Научная статья на тему 'Интенсификация учебно-познавательной деятельности студентов сферы туризма средствами когнитивной визуализации'

Интенсификация учебно-познавательной деятельности студентов сферы туризма средствами когнитивной визуализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / КОГНИТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ / INTENSIFICATION / COGNITIVE VISUALIZATION / LOGICAL-SEMANTIC MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власкина Т.С.

Дано обоснование необходимости интенсификации учебно-познавательной деятельности студентов сферы туризма средствами когнитивной визуализации для их будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власкина Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIFICATION OF EDUCATIONAL-INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS THE FIELD OF TOURISM MEANS COGNITIVE VISUALIZATION

The rationale for the intensification of teaching and learning activities of students of tourism by means of cognitive visualization for their future careers.

Текст научной работы на тему «Интенсификация учебно-познавательной деятельности студентов сферы туризма средствами когнитивной визуализации»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

УДК 37.022

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА СРЕДСТВАМИ КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Т. С.Власкина

Алтайский государственный университет, Барнаул

INTENSIFICATION OF EDUCATIONAL-INFORMATIVE ACTIVITY

OF STUDENTS THE FIELD OF TOURISM MEANS

COGNITIVE VISUALIZATION

T. S. Vlaskina

Дано обоснование необходимости интенсификации учебно-познавательной деятельности студентов сферы туризма средствами когнитивной визуализации для их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интенсификация, когнитивная визуализация, логико-смысловая модель.

The rationale for the intensification of teaching and learning activities of students of tourism by means of cognitive visualization for their future careers. Key words: intensification, cognitive visualization, logical-semantic model.

В настоящее время многие страны проявляют большую заинтересованность в развитии туризма. Будучи неотъемлемым элементом социальной системы, он рассматривается как одно из приоритетных направлений развития общества. Развитие туризма в нашей стране сдерживает недостаток инфраструктуры и квалифицированных кадров [2].

Сложившаяся ситуация в туристской индустрии сегодня требует повышения профессионализма как ключевого элемента в обеспечении качества и конкурентоспособности специалистов на мировом рынке труда. Возрастают требования к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов сферы туризма, а изменение аудиторной нагрузки студентов в пользу внеаудиторной создает необходимость интенсификации учебного процесса с целью дополнения традиционных форм обучения когнитивными.

«Интенсификация означает, — пишет В. Г. Афанасьев, — резкое повышение эффективности производства, повышение качества и работы, и продукции, это упор на конечные высокие результаты, повышение производительности труда, на всестороннюю экономию, на мобилизацию тех огромных ресурсов и возможностей, которые у нас имеются» [1]. Интенсификация учебно-познавательной деятельности студента сферы туризма напрямую зависит от активности самой личности: активная позиция студента в учении порождает его конкретную работу по развитию своих умственных

Выпуск 4 (2)

119

способностей и личностных качеств, обеспечивает их постоянное обновление и совершенствование, что является немаловажным свойством для специалиста туриндустрии; активная позиция и потребность работать над собой делают его продуктивным и независимым от внешнего окружения. Также интенсификация обучения не может осуществляться без уплотнения содержания, методов, форм и средств учебной деятельности [3]. Совершенствовать содержание обучения в условиях интенсификации учебного процесса можно за счет подачи материала укрупненными блоками, усиления межпредметных связей, приобщения к научно-исследовательской работе и т. д.

Совершенствование организации учебного процесса студентов туриндустрии можно осуществить за счет интенсификации методов, форм, средств обучения, в частности, за счет использования приемов когнитивной визуализации учебной информации.

Принцип когнитивной визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения материала студентами туриндустрии повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, т. е. используются когнитивные графические учебные элементы. Как отмечает В. Э. Штейнберг, сегодня назрела необходимость уточнить категории «средство» и «инструмент» процесса обучения. Если дидактические средства выполняют вспомогательные функции (иллюстративные, мнемонические), то «инструментом учебной деятельности являются материализованные дидактические средства, воздействующие на предмет труда, дополняющие мышление человека, помогающие воспринимать, перерабатывать и усваивать знания на основе анализа и синтеза» [6]. По сути, автор говорит о когнитивных инструментах модельного типа, в которых фиксируются не только получаемые знания, но и логика их восприятия, переработки и представления [5]. Информационная насыщенность сферы туристской индустрии требует специальной обработки учебного материала перед предъявлением его обучаемым, чтобы в визуально обозримом виде дать студентам основные требования. Эффективным способом обработки информации является ее «сжатие», т. е. обобщение, укрупнение, систематизация. Сжатие, или компрессия, учебной информации может быть достигнута разными методическими приемами, но наиболее эффективными являются схемно-знаковые модели: граф, продукционная модель, логическая модель, когнитивно-графические блок-схемы типа «Древо», фреймы, схемоконспекты, опорные конспекты, карты памяти. Однако наиболее сообразны природе человеческого мышления логико-смысловые модели (ЛСМ).

Автором логико-смысловых моделей является В. Э. Штейнберг, который определяет их как образно-понятийную дидактическую конструкцию, в которой смысловой компонент представлен семантически связанной системой понятий, а логический компонент выполнен из радиальных и круговых графических элементов, предназначенных для размещения понятий и смысловых связей между ними [6]. В целом, как отмечает В. Э. Штейнберг, ЛСМ способствуют:

• стимулированию интуитивного мышления;

• облегчению отбора и вывода информации из подсознания за счет представления информации в структурированной и семантически связной форме;

• визуальному представлению понятий в логически удобной форме, которая обеспечивает поддержку памяти;

• улучшению педагогической рефлексии за счет аутодиалога [7].

Современный процесс обучения студентов имеет одну особенность, которая связана с лавинообразным поступлением информации, переработка и усвоение которой требуются для профессионального становления будущего специалиста в сфере туризма, а справиться с таким объемом информации, т. е. интенсифицировать учебный процесс, можно только, имея надежный инструмент — логико-смысловые модели.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афанасьев В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование. — М. : Политиздат, 1972. — 431 с.

2. Комарова Л. К. Интенсификация процесса обучения как фактор социально-личностного профессионального становления будущего специалиста по сервису и туризму. — Омск, 2009. — 220 с.

3. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов : учебное пособие : в 3 ч. — 2-е изд., доп. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. — Ч. 2. — 232 с.

120

Наука и туризм: стратегии взаимодействия

4. Нечаева А. В., Лаврентьев Г. В., Кантор С. А. Совершенствование учебно-познавательной деятельности будущих менеджеров на основе применения электронного учебно-методического комплекса: интенсификация, оптимизация, активация. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. — 177 с.

5. Штейнберг В. Э. Инструментальная дидактика и дизайн-образование // Образование и наука. Будущее в ретроспективе : научно-методический сборник / авт.-сост. Е. В. Ткаченко. — Екатеринбург : Изд-во УРО РАО, 2005. — С. 234-250.

6. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Пространственный когнитивно-динамический инвариант ориентации человека в материальных и абстрактных (смысловых) пространствах // Прикладная психология и логопедия. — 2004. — № 4. — С. 3-9.

7. Штейнберг В. Э. Технологические основы педагогической профессии : учебно-методическое пособие. — Уфа, 2002. — 80 с.

УДК 372.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ

О. И. Лихтанская

Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск

THE USE OF THE PROJECT METHOD IN TRAINING SPECIALISTS OF TOURIST INDUSTRY

O. I. Lihtanskaya

Статья посвящена перспективам и необходимости внедрения проектного метода обучения в учебный процесс при подготовке квалифицированного, востребованного и конкурентоспособного специалиста отрасли туризма. Ключевые слова: проектный метод обучения, туризм.

The Article is devoted to the prospects and necessity of introduction of project teaching method in the educational process in the training of qualified, competitive specialist of the tourism industry. Key words: projectteachingmethod, tourism.

Сегодня перед административными органами регионов и перед туристской отраслью в целом стоит задача развития внутреннего и въездного туризма. Решение этой задачи невозможно без создания инфраструктуры отдыха и туризма, без обеспечения качества и конкурентоспособности туристских услуг. А это, в свою очередь, выдвигает новые требования к подготовке будущего специалиста. Цель преподавателя высшей школы в этих условиях — помочь студенту совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как творческая, инициативная личность. Именно такой специалист будет отличаться профессиональной мобильностью, готовностью к работе в современном высокоразвитом обществе и постоянному расширению арсенала компетенций.

Сегодня качество образования определяется новой сущностью образованности — не как «мно-гознания», а как развитости разнообразных способностей системного характера, среди которых на первое место выходит способность к исследовательской деятельности. Согласно данному подходу к уровню образования конкурентоспособный выпускник вуза должен обладать не только фундаментальными и специальными знаниями, но и навыками творческого решения практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.