УДК 332.13
интенсификация социально-трудовой мобильности населения приграничных регионов
е. а. михель,
кандидат экономических наук, научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт экономики Карельского научного центра РАИ
Статья посвящена анализу интенсификации социально-трудовой мобильности населения и ее влияния на воспроизводство трудового потенциала приграничного региона. Представлены результаты сравнения социально-трудовой мобильности населения трех приграничных российских регионов (Дальний Восток, Белгородская область и Республика Карелия). Выявлены предпосылки для оценки роли социально-трудовой мобильности населения в воспроизводстве трудового потенциала регионов и разработки мер по его повышению с учетом влияния миграции населения.
Ключевые слова: социально-трудовая мобильность, миграция, приграничный регион, воспроизводство, трудовой потенциал.
Широкий круг вопросов, связанных с демографическими проблемами, представляет интерес для многих исследователей, занятых проблемами экономики, демографии, социологии, экономической географии, статистики и других отраслей наук. Миграционные потоки, являющиеся частью истории человечества, всегда привлекали внимание ученых из разных стран. В этой отрасли знаний накоплен большой запас теоретических и практических знаний, благодаря которым можно говорить о значительной степени изученности данных вопросов. Вместе с тем благодаря появлению многих факторов, влияющих на жизненные процессы, выявляются новые аспекты проблем, подлежащие пристальному изучению. В частности, в дальнейшем исследовании нуждаются различные аспекты
воспроизводства трудового потенциала населения приграничного региона.
Трудовая мобильность в приграничных российских регионах. С возрастанием глобализации мирового хозяйства все больше стран и регионов вовлекаются в миграционные процессы. В связи с этим необходимо отметить, что с 1990-х гг. растет интеллектуальная миграция. Квалифицированные работники из развивающихся стран стремятся переехать в развитые страны. Продолжает нарастать миграция работников с низкой квалификацией в непрестижные и малооплачиваемые сегменты рынка труда более развитых стран. Отмечаются феминизация миграционных потоков, появление нелегальной миграции и «теневой занятости», недостаточная защита прав трудовых мигрантов.
Трудовые миграции населения в Российской Федерации характеризуются следующими особенностями:
1) рост интеллектуальной миграции из России с начала 1990-х гг., обусловленный:
- перестройкой национального хозяйства и открытием внешних границ;
- падением общего уровня жизни россиян;
- появлением у жителей России желания искать в том числе малооплачиваемую и неквалифицированную работу за рубежом;
2) развитие краткосрочных, коммерческих миграций;
3) приток трудовых мигрантов в Россию из стран СНГ и дальнего зарубежья;
4) появление программ по переселению в Россию бывших соотечественников;
5) нарастание проблем незаконной трудовой миграции и др.
На внутрироссийском уровне заметны процессы:
- дальнейшего оттока населения со слабо освоенных и сельских территорий;
-сокращения населения малых городов с моноотраслевой структурой хозяйства, особенно молодежи;
- развития коммерческих миграций.
Автором для анализа выбраны следующие
регионы:
- приграничные территории Белгородской области РФ и Харьковской области Украины;
- приграничные территории Дальнего Востока с приграничными провинциями Китая;
- территория Республики Карелия, граничащая с Финляндией.
Сравнительный анализ проводится по следующим критериям:
- география миграций;
- численность потоков;
- структура занятости трудовых мигрантов за рубежом;
- социально-экономические условия на локальном и национальном уровне государств;
- социальные и демографические характеристики трудовых мигрантов;
- особенности пограничного режима;
- дальнейшие ориентации трудовых мигрантов, институциональные условия международной трудовой миграции.
Во всех трех приграничных регионах возникают определенные институциональные условия, способствующие трудовой миграции:
- посреднические структуры;
- контрактные обязательства;
- развитие приграничной торговли;
- функционирование транспортных, финансовых и информационных потоков.
Каждый приграничный регион имеет свои особенности международной трудовой миграции.
На границе с Украиной - это преобладание украинских мигрантов в потоках трудовых ресурсов, которые ищут пути реализации своего трудового потенциала в России. Они движимы доступностью более высокого уровня экономического благосостояния и социальной защиты в России. Отсутствие
визового режима, общая языковая, историческая и культурологическая принадлежность способствуют более тесному развитию трудовых миграций между двумя странами.
Процессы трудовой миграции между Белгородской областью Российской Федерации и Харьковской областью Украины в последние два десятилетия претерпевают постоянные изменения. Во времена общего союзного государства граница выполняла лишь административную функцию и не играла барьерной роли в отношении осуществления трудовой миграции. Целые поколения советских граждан беспрепятственно перемещались через границу с целью поиска работы в обоих направлениях [9]. Широкое распространение хозяйственных связей способствовало тесному экономическому сотрудничеству, в том числе и трудовым миграциям. В рамках одного государства люди были не обременены трудностями, связанными с переездами, заключением смешанных браков, выбором места жительства, что в итоге привело к созданию тесных родственных связей в приграничном регионе, общей хозяйственной инфраструктуры и т. д.
С распадом единого государства и последующим экономическим упадком в обеих странах население стало искать выход из непростого социально-экономического положения. В силу более крепкого экономического положения России по отношению к Украине многие жители сопредельной республики стали искать работу в России, неподалеку от своего дома, чтобы сохранять близость с семьей и близкими [5]. Хотя существует и миграционный поток россиян в Украину, все же важно отметить, что Россия для украинцев более предпочтительна, нежели Украина для россиян.
Возросшая межстрановая трудовая миграция в данном регионе в основном сведена к торгово-закупочной и посреднической деятельности, обусловленной разными рыночными условиями в соседних государствах. Развитие коммерческой миграции в перспективе будет испытывать спад по причине выравнивания уровня доходов населения обеих стран. Регулирование внешней трудовой миграции носит достаточно поверхностный характер и сведено к лицензированию фирм-посредников и заключению международных соглашений по трудоустройству, которые на практике слабо защищают украинских работников [4].
Положительными стимулами интенсификации миграционного обмена в российско-украинском приграничье следует считать:
- отсутствие визового режима;
- действие двусторонних соглашений в сфере занятости граждан обеих стран;
- общность менталитета и языковой принадлежности [10].
Определенную угрозу межстрановому сотрудничеству таит в себе изменчивая политическая ориентация руководства Украины, которая становится все больше направленной на развитие отношений с западными соседями, нежели с Российской Федерацией. Следует также заметить, что по обе стороны границы у населения все ярче формируется национальная идентичность, все больше молодых украинцев и россиян утрачивают чувство общей истории, что ведет также к снижению взаимного сотрудничества, в том числе и в сфере обмена трудовыми ресурсами [1].
Статистические данные об уровне доходов жителей соседних областей говорят о том, что средняя зарплата в Харьковской области Украины составляет порядка 80 % от ее уровня в Белгородской области. Причем в Харьковской области нет большой дифференциации в оплате труда, тогда как в Белгородской области зарплаты в Губкине и Старом Осколе в два-три раза выше, чем в среднем по области.
Желание эмигрировать присуще в первую очередь людям с минимальным уровнем доходов. Потенциальных мигрантов среди тех, кому денег не хватает на самое необходимое или хватает только на покупку продуктов и недорогих вещей, примерно вдвое больше, чем среди тех, кому денег в основном хватает. Следовательно, среди основных причин трудовой миграции доминируют экономические.
В целом граница между государствами избирательно повлияла на изменение жизни населения приграничных регионов. В то время как экономический кризис, изменение структуры занятости населения и источников дохода привели к увеличению частоты поездок, связанных с торгово-закупочной и посреднической деятельностью, граница ограничила сферу жизнедеятельности для большей части пенсионеров, домохозяек и других категорий граждан для удовлетворения социальных потребностей. Однако культурные контакты на областном уровне остаются устойчивыми. Приграничные области двух независимых государств являются постоянными инициаторами новых форм приграничного сотрудничества [1].
Международные трудовые миграции на Дальнем Востоке имеют свои отличительные особенности.
Во-первых, следует отметить высокий потенциал трудовой миграции населения Китая.
Во-вторых, наблюдается широкое развитие приграничной оптовой и мелкооптовой торговли, которая поддерживается китайскими властями через создание свободных экономических зон в приграничных территориях.
В-третьих, действует безвизовый режим пересечения границы для некоторых категорий граждан обеих стран.
В-четвертых, нехватка рабочей силы на российском Дальнем Востоке стимулирует приток трудовых мигрантов из Китая.
В-пятых, продолжается формирование китайских диаспор и развитие бизнеса на территории соседнего государства как способ адаптации к российской деловой среде.
Анализ трудовой миграции в Приморском крае следует начать с демографических процессов последнего времени. Ни для кого не секрет, что в последнее время дальневосточный регион испытывает отток населения в более благоприятные с социально-экономической и климатической точки зрения регионы. Перестали действовать меры государственной поддержки для жителей дальневосточного региона и, как следствие, регион также потерял привлекательность для российских мигрантов [12], что достаточно ярко видно при реализации государственной программы по переселению соотечественников из стран СНГ и дальнего зарубежья, в которых только в 3 % заявок в качестве места для переселения указан Дальневосточный регион [15].
Только за пять лет (1994-1999 гг.) с российской стороны в приграничных с Китаем регионах численность населения сократилась на 456 тыс. чел. В 1991 г. население Дальнего Востока составляло 8 млн чел. (5,4 % от всего населения РФ). А к 01.01.2010 в регионе уже находились только 6,3 млн чел. (4,4 % от населения РФ) [8, 7].
Приграничное положение российских регионов на Дальнем Востоке имеет определенное влияние на характер миграционных процессов. Основным государством в регионе для миграционного обмена является Китай. КНР обладает колоссальной численностью потенциальных мигрантов, что в определенной степени может считаться скрытой угрозой для всего Дальнего Востока в частности, и России в целом [16]. Двусторонние трудовые миграции в регионе обусловлены целым рядом причин. Рассмотрим основные из них.
Приграничная торговля. В 1996 г. с целью подъема приграничных депре ссивных китайских регионов власти Китая приняли решение о создании свободных экономических зон на территории некоторых городов Северо-Востока и Северо-Запада страны. В этих зонах создавались компании для трансграничной торговли с Россией, которая шла в мелкооптовой форме в 20-километровой приграничной полосе (продукты и предметы быта), осуществляемая гражданами КНР, и в форме оптовой торговли, которой занимались компании, зарегистрированные в свободных экономических зонах Китая [3].
Нехватка рабочей силы на Дальнем Востоке. Китайские работники зарекомендовали себя как непритязательные в бытовом плане трудоголики, готовые работать за относительно небольшую зарплату. Благодаря этому они стали более предпочтительными для найма по сравнению с мигрантами из стран СНГ. В 1998-2000 гг. было подписано более 2 000 контрактов на поставку 113 000 рабочих в регионы Дальнего Востока. С 1993 г. Указом Президента РФ были ограничены виды деятельности для китайских рабочих. Среди них остались:
- овощеводство;
- строительство;
- торговля;
- общественное питание.
В сельском хозяйстве со временем стало ясно, что импортировать овощи из Китая дешевле, чем выращивать их на Дальнем Востоке. Занятость китайских мигрантов в сельском хозяйстве России пошла на спад.
Китайские строительные бригады выполняют работы по возведению торговых центров, жилых домов и незначительных объектов федерального значения. В крупных городах Дальнего Востока появились китайские строительные компании.
В 1994-1999 гг. сформировались два типа трудовых мигрантов из Китая:
- работники с определенными навыками труда, неполным средним образованием, плохо владеющие русским языком, приехавшие ради более высокого заработка и повышения квалификации;
- бизнесмены с высоким уровнем доходов, владеющие своим делом в Китае и пытающиеся расширить его в России, хорошо говорящие на русском языке.
В 2000-2006 гг. наблюдалось медленное снижение китайской миграции, вызванное:
- стабилизацией экономики Дальнего Востока;
- насыщением рынка китайскими товарами;
- повышением уровня дохода россиян;
- ограничением экономической деятельности китайских граждан российским законодательством.
Большинство китайских трудовых мигрантов приезжают из приграничных с Россией провинций Китая (до 90 %). Среди мигрантов вначале преобладали мужчины (в середине 1990-х гг. до 94 % мигрантов составляли мужчины в возрасте 25-35 лет), затем постепенно стали появляться женщины. В 2005 г. 78 % опрошенных мигрантов прибыли в Россию с супругой(ом). Большинство мигрантов находились в нашей стране не менее трех лет.
По данным опроса китайских мигрантов, они приезжают в Россию на работу по причине того, что здесь легче заработать деньги (33 %), вопреки расхожему мнению, что они мигрируют в Россию из-за высокой безработицы в Китае (16 %) [11].
Еще одной особенностью трансграничного сотрудничества в этой сфере являются налаженные неофициальные каналы по оказанию посреднических услуг по переправке документов, оформлению виз и паспортов граждан обеих стран. Существует даже возможность осуществлять «банковские переводы» через систему подпольных китайских банков [2].
Трудовые миграции в Республике Карелия характеризуются как прибытием работников из стран СНГ, так и их оттоком за пределы России в западном направлении (прежде всего в Финляндию, расположенную в непосредственной близости от Карелии). Между Карелией и Финляндией налажена инфраструктура трудовой миграции, включающая:
- инструменты поиска вакансий;
- транспортную составляющую;
- посреднические услуги.
Интенсивное трансграничное сотрудничество в гуманитарной сфере повышает роль социальных факторов трудовой миграции, которые имеют важное значение наряду с экономическими, выполняющими ключевую роль в изучаемом процессе. Вместе с тем необходимо отметить сезонный характер миграционных потоков, связанных с выполнением преимущественно сельскохозяйственных и строительных работ. Интенсивность оттока мигрантов за рубеж превышает их приток в обратном направлении в десятки раз, что обусловлено высоким уровнем дифференциации социально-экономического развития по обе стороны границы.
Миграционная ситуация в Республике Карелия в 2008 г. изменилась принципиально в сравнении с
предыдущим годом, но фактически вернулась в русло общей многолетней тенденции. Стоит заметить, что миграционный прирост за 2007 г. увеличился в 3,1 раза по сравнению с 2006 г. и составил 1 191 чел. Но в 2008 г. произошел очередной спад миграционного прироста в 4 раза. В 2009 г. миграционный обмен в Карелии оказался в отрицательной зоне, достигнув убыли 600 чел. [14]. Основной миграционный отток произошел за счет обмена населения с другими регионами Российской Федерации. Это означает, что население из Карелии уезжает в другие регионы страны. В то же время существует стабильная на протяжении многих лет эмиграция из республики, что усиливает негативные тенденции демографического развития региона.
Снижение миграционного прироста произошло и со странами ближнего зарубежья, хотя осталось одним из основных факторов минимизации депопуляции республики.
Отдельно стоит сказать о трудовой миграции населения Карелии за пределы Российской Федерации. В основном среди трудовых эмигрантов выделяется группа студенческой молодежи, выезжающих на сезонные работы в сельском хозяйстве и строительстве, а также в сфере услуг и развлечений [6]. Наряду с экономическими факторами трудовой миграции существуют социальные факторы:
- возможность путешествовать;
- стремление изучать иностранные языки;
- желание расширять круг общения и т. д.
Ежегодно из Карелии выезжает до 2 000 чел. на
сезонные работы за рубеж. 90 % из них едут в Финляндию - на сбор сельскохозяйственного урожая. Практика таких миграций позволяет молодежи находить за счет вакансий на зарубежном рынке труда возможности пополнить свой бюджет и получить набор определенных социальных благ.
Миграция как социально-экономический феномен приобрела двойственный характер.
С одной стороны, она создала «эффект вымывания» рабочей силы, поскольку в огромных масштабах квалифицированный персонал мигрировал в страны, регионы, где существовали лучшие возможности для реализации человеческого капитала.
С другой стороны, миграция создала «эффект замещения» рабочей силы, поскольку в регион-экспортер мигрировали менее образованные работники, занимающие вакансии в сфере низкоквалифицированного труда.
Таким образом, миграция российского трудового населения за рубеж заменялась миграцией
низкоквалифицированной рабочей силы из стран Содружества Независимых Государств (около 270 тыс. чел. ежегодно) [13].
Приграничные регионы оказались на переднем крае процесса интенсификации трудовой мобильности населения. Проведенный анализ позволил установить как общие черты миграции населения для всех регионов, так и их особенности. Общим для проанализированных регионов и для большинства остальных является интенсификация мобильности населения, вызванная как экономическими, так и социальными факторами. Это, несомненно, влияет на общее воспроизводство трудового потенциала регионов, в частности - на демографическую структуру населения (экономически активного, экономически неактивного населения и др.), изменение социально-экономической нагрузки на бюджет.
Дальнейшими направлениями исследований по заданной тематике могут стать:
- исследования по оценке количественной и качественной роли социально-трудовой мобильности населения в воспроизводстве трудового потенциала (приграничного) региона;
- выработка эффективных мер по регулированию миграции населения для сглаживания социально-экономических последствий изменяющегося трудового потенциала регионов.
Список литературы
1. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / под ред. Л. Б. Вардомского и С. В. Голунова. Волгоград: НОФМО. 2002.
2. Загребнов Е. Экономическая организация китайской миграции на российский Дальний Восток после распада СССР // Прогнозис. 2007. № 1.
3. Ларин В. Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях. М. 2005.
4. Малиновская Е. Украина без барьеров // Отечественные записки. 2004. № 4.
5. Миграция и пограничный режим: Беларусь, Молдова, Россия и Украина. Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ. Киев. 2002.
6. МихельЕ. А. Экономические факторы трудовой миграции в приграничном регионе // Человек и труд. 2009.№ 3.
7. Мотрич Е. Л. Население Дальнего Востока России. Владивосток: ДВО РАН. 2006.
8. Основные показатели социально-экономического положения регионов Дальневосточного федерального округа в январе-апреле 2004 года // Статистический бюллетень № 4. Хабаровск. 2004.
9. Пирожков С. И. Миграция и пограничный режим: Беларусь, Молдова, Россия, Украина // под общей редакцией С. И. Пирожкова. Киев: НИПМБ. 2002.
10. Рыбаковский Л. Л. Россия и Украина: миграционный обмен населением. М.: Центр социального прогнозирования. 2004.
11. Рыжова Н. П. Приграничная «народная торговля» в Благовещенске как механизм формирования экономического и социального симбиоза» // Диаспоры. 2003. № 2.
12. Современная миграционная ситуация в приграничных районах Дальнего Востока М.: ИСПИ РАН. 2001.
13. Социально-экономическое положение СевероЗападного федерального округа в 2008 году. URL: http://krl.gks.ru/federal/default.aspx.
14. Социально-экономическое развитие Республики Карелия 2009. Демографическая политика. URL: http://gov.karelia.ru/gov/Info/2009/eco_ socdem09.html.
15. Холкина О. На Дальний Восток едут только 3 процента от общего числа желающих переселиться в Россию. URL: http://lamro.org/ pereselenie/Na-Dalnii-Vostok-edut-tolko-3-procenta-ot-obwego-chisla-zhelajuwih-pere-selitsja-v-Rossiju/.
16. Шипановская М. Ю. Современные межэтнические отношения китайского и российского населения в дальневосточном регионе. Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Т. 1. Благовещенск. 2001.