Научная статья на тему 'Интенсификация самостоятельной работы студентов вузов при изучении математики'

Интенсификация самостоятельной работы студентов вузов при изучении математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / ПОИСК МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подошва Надежда Валентиновна

В статье рассматривается возможность применения аксиоконтекстного метода обучения для интенсификации самостоятельной работы студентов вузов на основе результатов психодиагностики. Перечисляются факторы, активизирующие самостоятельную деятельность, и результаты применения предлагаемого метода при изучении высшей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подошва Надежда Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DEPENDENT WORK INTENSIFICATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN STUDYING MATHEMATICS

A possibility of using the axiocontextual method of teaching to intensify the self-dependent work of university students on the basis of the psychodiagnostics results is considered in the article. Factors activating the self-dependent work and application results of the suggested method in studying higher mathematics are adduced.

Текст научной работы на тему «Интенсификация самостоятельной работы студентов вузов при изучении математики»

УДК 378.147.88+51

ПОДОШВА Надежда Валентиновна, соискатель кафедры математического анализа и методики его преподавания Московского городского педагогического университета, старший преподаватель кафедры прикладной математики филиала Московского государственного открытого университета (г. Александров Владимирской обл.). Автор 21 научной публикации

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

В статье рассматривается возможность применения аксиоконтекстного метода обучения для интенсификации самостоятельной работы студентов вузов на основе результатов психодиагностики. Перечисляются факторы, активизирующие самостоятельную деятельность, и результаты применения предлагаемого метода при изучении высшей математики.

Активизация самостоятельной работы студентов, поиск методов обучения, высшая математика

В связи с изменением и пересмотром ценностей и целей высшего образования развитие студента в процессе обучения предполагает формирование творчески активной и социально зрелой личности. В свою очередь изменилось отношение студентов к учебному процессу. Современный студент - это человек, который должен понять значимость, важность своей работы. Значит, возросла необходимость поиска рычагов, способных побудить студента к активной самостоятельной творческой деятельности.

Все современные методы обучения главным образом ориентированы на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, т.е. деятельности, стимулирующей проявление творческой активности.

В последнее время существенное внимание уделяется аксиологическим аспектам обучения. Аксиология - теория ценностей - обобщенных устойчивых представлений о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса1. Это современное направление, получившее свое развитие в конце XX века. Ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей, определяя принципы поведения.

Говоря о важности ценностей для человека, И. Кант подчеркивал, что процесс образования невозможно осуществить только извне, он внутренен. Философ связывает сущность образования со свободой и имманентностью, с «культурой души». По мнению Г Гегеля, долг

© Подошва Н.В., 2010

человека перед собой заключается частью в физическом сохранении себя, частью же в том, чтобы поднять свое отдельное существование до своей всеобщей природы - образовать се-бя2. М. Шелер наряду с другими философами пытался доказать общезначимость и объектив -ность ценностей. Он строит так называемую материальную этику ценностей. Сущность всякого познания, по Шелеру, - именно акт предпочтения, в интуитивной очевидности которого устанавливаются «ранги» ценностей. Ценности тем выше, чем они долговечнее, чем менее причастны к «экстенсивности» («делимости») и, наконец, чем глубже удовлетворение, которое они дают3. В.Я. Нечаев утверждает, что в ценности человек оставляет, ищет и находит самого себя, свою социальную сущность. В этом смысле ценности не материальны и не идеальны: они социальны. С другой стороны, вне познавательного, рефлексивного отношения к предмету нет поиска ценности (поиска себя в предмете), следовательно, не пробуждается само ценностное отношение4.

Учение лишь относительно самостоятельно. Оно всегда открыто практике, в ней черпает

культурные ценности. Приобщение обучающих и учащихся к различным видам самостоятельной трудовой деятельности формирует насыщенный ориентировочно-побудительный фон учения, глубокую основу адаптации, усвоения жизненных ценностей.

Сказанное выше говорит о необходимости и важности изучения спектра ценностей студентов для выбора оптимальной образовательной траектории. Для решения поставленной задачи в филиале Московского государственного открытого университета (МГОУ), в г. Александрове на кафедре прикладной математики использовались прямые и проективные методы психодиагностики, предложенные РС. Вайс-маном, доработанные и усовершенствованные Н.А. Бакшаевой и А.А. Вербицким5.

Выявление ценностей в области учебной познавательной и профессиональной деятельности производилось прямыми методами психодиагностики. Студентам предлагалось по

10 ценностей, адекватных их учебной, познавательной и профессиональной деятельности. Испытуемые должны были проранжировать эти ценности с учетом выбора наиболее значи-

ЗНАЧИМЫЕ И НЕЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЦЕННОСТИ В ОБЛАСТИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная деятельность Познавательная деятельность Профессиональная деятельность

Значимые ценности

Развитие своих способностей, знаний, умений, личностных качеств Саморазвитие, овладение новыми способами деятельности Профессиональный рост

Подготовка к будущей профессии Открытие нового Зарплата

Общение в группе Овладение новыми способами деятельности Престиж, карьера

Незначимые ценности

Уклонение от неприятностей Исследовательский интерес Теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности

Получение стипендии Интерес к процессу познания Совершенствование деятельности

Интерес к учебным дисциплинам Самовыражение в познании Сотрудничество с коллегами

мых для них по 10-балльной шкале. В результате исследования были выявлены значимые и незначимые ценности по разным видам деятельности (см. таблицу).

Как видно из таблицы, на первый план вышли ценности, связанные с внутренней мотивацией в саморазвитии во всех видах деятельности, а в учебной и профессиональной деятельности важна роль внешних, социальных факторов. Проведенные исследования показали желание студентов к самостоятельному обучению и саморазвитию.

Проективные методы психодиагностики, например интерпретация сюжетных картинок, использовались для проверки склонности студентов к различным видам деятельности. Студентам предлагалось 5 картинок, на которых при сохранении их сюжетной неопределенности изображались ситуации, связанные с учебной, познавательной или профессиональной деятельностью. При этом предполагалось, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые проецируются в его ответах. Цель проективной методики относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать ответы, позволяющие произвести о себе желаемое впечатление. Студентам предлагалось несколько наводящих вопросов: Что изображено на картинке? Что происходило ранее, т.е. до ситуации на картинке? Что будет происходить после? Что переживают и о чем думают изображенные люди? Ответив на вопросы, учащиеся составили мини-сочинение по каждой картинке. Критерием оценки сюжетного рассказа-описания служили выраженность в нем склонности к учебной, познавательной, профессиональной деятельности. Например, у студентов, склонных к учебному, познаватель-

ному и профессиональному виду деятельности, звучали такие ответы:

- на картинке изображено, как преподаватель рассказывает что-то ученикам о приборе. Ученики внимательно слушают. До этого момента они собрались в кабинете, чтобы изучить что-то новое. Далее, получив информацию, все разойдутся;

- на картинке изображены преподаватель и студенты, рассматривающие новый прибор. Студенты хотят разобраться в устройстве прибора, понять принцип его работы. Студентам интересно, они получают удовлетворение от открытия чего-то нового. До начала занятия они находились в ожидании познания чего-то нового. После лекции они уйдут домой, получив радость от новых знаний;

- на картинке изображены бригадир и рабочие. До данного момента бригадир дал указание отремонтировать прибор. Рабочие выполнили задание. Они испытывают чувство радости и думают, что получат премию за свою работу.

В результате все сочинения были распределены следующим образом (рис. 1).

Из диаграммы видно, что в исследуемой группе более выражена склонность к профессиональной деятельности и менее к познавательной, что говорит о возможной эффективности применения контекстного обучения.

Теория контекстного обучения, разработанная А.А Вербицким, представляет собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов от собственно учебной (лекция, семинар) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа) к собственно профессиональной деятельности6.

1 - учебная

2 - познавательная

3 - профессиональная

1 2 Рис. 1. Соотношение видов деятельности

Анализ результатов психодиагностики привел к выводу о стремлении студентов к саморазвитию, но не готовности их к такому виду работы, т.е. недостаточной развитости умений и навыков самостоятельной учебной, познавательной деятельности.

Таким образом, для повышения эффективности обучения, в частности высшей математике, возникает необходимость применения аксиоконтекстного метода обучения с использованием адаптивных технологий, т.е. в организации учебного процесса, ориентированного на активное привлечение студентов к самостоятельной работе, обучение их мето-

При самостоятельном изучении нового материала студенты используют наводящие вопросы по данной теме, сформулированные преподавателем, и рабочую программу, в которой указан список основной и дополнительной литературы по изучаемому вопросу, пользуются Интернет-ресурсами, получают консультации преподавателя. Студенты, изучившие выбранную тему, объясняют ее своим товарищам, задают вопросы, приводят примеры. Занятие проходит в форме беседы, консультации. Для повышения эффективности учебного процесса учащимся предлагается подобрать задачи, связанные с их профессиональной деятельностью.

1 группа метод Крамера (теория ^определителей)у

/ Л

системы линейных алгебраических уравнений

V_______________)

( \

2 группа матричный метод (теория матриц)

V_______________)

3 группа метод Жордана-Гаусса (исследование ІСЛАУ)!

Рис. 2. Линейная алгебра

дам, алгоритмам осуществления такого вида деятельности. Причем, учитывая профессиональную заинтересованность студентов, следует рассматривать больше задач, связанных с их будущей специальностью.

Для достижения поставленной цели учебный процесс организуется следующим образом. В начале изучения новой темы проводится установочная лекция или лекция-презентация, на которой предлагается ряд профессиональных задач, связанных с необходимостью знаний, умений и навыков по предлагаемой теме. Студенты знакомятся со структурой нового материала. Весь учебный материал разбивается на блоки и предлагается студенческим группам (4 человека) для самостоятельного изучения. Например, при изучении темы «Линейная алгебра» три группы получили задание на подготовку, самостоятельное изучение предложенных тем (рис. 2).

Групповое решение задач разного уровня сложности, связанных с будущей профессией, повышает интерес студентов к учебному процессу. Выполняя задания по самостоятельному составлению такого рода задач, они в полной мере проявляют и развивают свои творческие способности. Закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных по каждой теме, происходит в форме тестирования в компьютерном классе. Кроме того, каждый студент выполняет определенное количество задач по изученному материалу. Объем заданий для самостоятельного решения определяется самим студентом.

При организации всех видов самостоятельной деятельности следует обратить внимание на:

- четкую постановку задачи и объяснение перспектив, которые могут открыться перед исследователем при ее решении;

- ориентацию на имеющиеся базовые знания студентов;

- учет индивидуальных психологических особенностей учащихся;

- наличие положительных эмоций в процессе обучения и решения задачи.

Наличие стимула в осуществлении умственной активности - это также немаловажный фактор в пробуждении у студентов желания к самостоятельной работе. В качестве такого стимула может быть использована балльно-рейтинговая система оценки деятельности студента7. За каждый вид деятельности учащийся получает баллы. Информация о результатах обучения размещается на специальном Интернет-сайте. Общая сумма баллов за семестр является допуском к зачету или экзамену по дисциплине.

Применение такой технологии обучения повышает качество обучения. Если до применения предложенного метода потеря остаточных знаний за время летних каникул составляла 5,8%, то в этом учебном году она составила 4,5%. Результаты тестирования по одним и тем же вопросам в феврале, мае и сентябре 2009 года представлены на диаграмме (рис. 3).

уке, процесс самостоятельного приобретения знаний представляет собой большой скачок в умственном развитии, поскольку параллельно с этим процессом у обучающихся происходит систематизация старых знаний и приемов умственной работы, связь с текущими знаниями и приемами, образуются новые более широкие и устойчивые системы знаний.

Важно отметить роль математики в интенсификации творческой активности учащихся. Именно при изучении высшей математики студенты учатся исследовать природные и технические процессы в их живой изменчиво -сти, а не статической неподвижности, решение математической задачи, как правило, предполагает изобретение специально ведущего к поставленной цели рассуждения и тем самым становится - пусть весьма скромно - творческим актом. Именно этот творческий, исследовательский характер математических знаний более чем что-либо другое влечет к себе молодые силы растущего и крепнущего интеллекта учащегося8.

Проблемы творчества и интенсификации самов тоятельной творческой деятельности актуальны для ученых разных направлений: фи-

3 40 § 30

3 20 & 10 * 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

студелге!

| | февраль Ц май | | сентябрь

Рис. 3. Результаты тестирования в феврале, мае и сентябре 2009 года

При правильной постановке обучения можно достичь высокой творческой активности студентов и развить у них самостоятельное мышление, позволяющее видеть и открывать новые зависимости, связи, законы. Хотя обычно учащиеся открывают уже известное в на-

лософов, психологов, педагогов, методистов. «Все наши педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы в максимальной мере заставить школьника усвоить материал в порядке активной работы над ним, всеми средствами насыщая эту работу элементами

самостоятельности и хотя бы самого скромного творчества»9. Сказанное в полной мере относится и к обучению студентов.

А. Дистервег говорил: «Плохой учитель дает истину в готовом виде, а хороший - побуждает учеников искать ее самостоятельно»10.

А.Н. Крылов утверждал, что основная задача вуза - «научить умению учиться», и никакая школа не может выпустить законченного специалиста: профессионала образует его собственная деятельность11.

При самостоятельной работе студентов руководящая роль педагога не только не снижается, но еще более возрастает. «Чем более са-

мостоятельной и успешной мы хотим сделать работу ученика, тем более тщательной и всеобъемлющей должна быть предварительная деятельность обучающего»12. Учебный процесс надо организовать так, чтобы он протекал как под непосредственным воздействием педагога, так и за счет собственных внутренних сил. От того, как элементы самостоятельной творческой деятельности будут внедряться и развиваться в вузе, зависит, сможет ли студент стать конкурентоспособным специалистом в нарождающемся современном, постиндустриальном обществе.

Примечания

1 Современный словарь иностранных слов. М., 1993.

2 Бадальянц О.В. Сущность образования // Философские проблемы образования / под ред. Д.Т. Жовтуна. М., 1996.

3 Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования: учеб.-метод. пособие. М., 1996.

4 Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

5 Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М., 2006.

6 Педагогический энциклопедический словарь. М., 2008.

7 Дмитриева М.Н. Методическая система интенсификации обучения математике студентов гуманитарных специальностей вузов // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. № 6. С. 146-149.

8 Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / сост. Г.Д. Глейзер. М., 1989.

9 Пуанкаре А. Математическое творчество. М., 2001.

10 Дистервег А. Собр. соч. Т. 2. М., 1961.

11 Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / под ред. С.И. Вавилова. М.; Л., 1948.

12 Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.

Podoshva Nadezhda

SELF-DEPENDENT WORK INTENSIFICATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN STUDYING MATHEMATICS

A possibility of using the axiocontextual method of teaching to intensify the self-dependent work of university students on the basis of the psychodiagnostics results is considered in the article. Factors activating the self-dependent work and application results of the suggested method in studying higher mathematics are adduced.

Контактная информация: e-mail: pnv@alexandrov.ru

Рецензент - ШабановаМ.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.