Научная статья на тему 'Интенсификация процесса обучения в классе фортепиано'

Интенсификация процесса обучения в классе фортепиано Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интенсификация процесса обучения в классе фортепиано»

— презентация-отчет с возможностью совместного доступа студентов группы.

Сервис «Форма» помогает создавать тесты, анкеты, опросы, викторины, которые можно публиковать на сайте. Их можно использовать при осуществлении дистанционного обучения и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы студентами.

Примеры использования Google-форм на уроке:

— совместная работа в группе;

— самооценка;

— рефлексия;

— тренировочные и контрольные тесты;

— сбор статистических данных: опросы, анкеты.

При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой накапливаются результаты заполнения формы.

Пример задания с использованием Google-документа: в режиме коллективного редактирования подобрать материал и создать газету по теме «Текстовый редактор».

Пример задания с использованием Google презентации: коллективно или в малых группах (в режиме общего доступа) создать презентацию на тему «Сервисы сети Интернет». Студенты должны оформить тему отдельного слайда, подобрать цвет текста, использовать разные макеты слайдов, вставить гиперссылки, рисунки в соответствии с заданием.

Пример задания с использованием Google таблицы: создать таблицу, отражающую известные характеристики каналов связи, их состав. Педагог составляет исходную таблицу и предоставляет доступ к таблице студентам. Они могут

работать персонально или в малых группах: искать информацию в сети Интернет и заполнять таблицу. В качестве домашнего задания можно предложить дополнить полученную таблицу иллюстрациями соответствующих каналов связи.

Пример задания с использованием Google-формы: ответить на вопросы итогового теста по теме «Информационные процессы».

Использование в образовательном процессе возможностей Google дает следующие преимущества:

— сервисы Google составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий деятельностного типа;

— обучение становится личностно ориентированным. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого студента, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на его самооценку, служит мотивом для саморазвития;

— значительно возрастает мотивация участников образовательного процесса. Это связано с активным включением студента в деятельность.

Таким образом, с помощью сервисов Google можно организовать различную коллективную деятельность.

В заключение хочется отметить, что использование сервисов Google позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям федерального государственного образовательного стандарта, организовать образовательный процесс, направленный на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.

интенсификация процесса обучения в классе фортепиано

ж. В. Олейникова, преподаватель Кемеровского областного музыкального колледжа

Отсутствие квалификации пианиста-солиста в среднем звене музыкального образования не ограничивает перспективу фортепианной подготовки пианиста. Учебная программа настолько емкая и напряженная, что помимо традици-

онных методов обучения приходится постоянно искать какие-то новые способы для ускорения этого процесса.

Необходимость интенсификации бывает связана с разными моментами. Для более способных и одаренных студентов — это подготовка к конкурсам, фестивалям, другим ответственным выступлениям. Для более слабых — необходимость за короткий срок освоить большой объем репертуара, наверстать отставание в школе, наработать недостающую техническую базу. Для выпускников отделения — подготовка

к поступлению в вуз и возможность соответствовать требованиям вступительных экзаменов, а разрыв между желаемым и действительным часто бывает довольно значительным.

Введение новых методов обучения связано с творческим поиском, с проявлением индивидуального, с естественным саморазвитием музыкальной педагогики, с появлением и распространением технических средств: видео- и аудиотех-ники, звукозаписывающей аппаратуры, появлением огромного количества качественных записей мастеров прошлого и настоящего, распространением озвученных методических пособий, повсеместным распространением Интернета.

Подготовка абитуриентов. Один из давно известных методов — консультации, курирование потенциальных абитуриентов. Теперь в колледже реализуется первая ступень обучения юных музыкантов, успешно прошедших вступительные испытания. С первого класса учащиеся получают музыкальное образование по всем предметам музыкального цикла. Основу учебного процесса составляет ранняя профессиональная ориентация в одну из сфер музыкальной деятельности: исполнительскую и теоретическую. Обучение настроено на выявление музыкальных способностей в раннем возрасте, доминантой являются занятия в классе по специальности.

Интенсификация процесса обучения в классе по специальности — основная задача преподавателя. Огромное значение на пути к совершенству имеет освоение школы. Наиболее оптимальные условия для этого — занятия на протяжении всех лет обучения в классе одного преподавателя, позволяющие избежать «ломки» в результате неизбежного перехода из класса одного в класс другого преподавателя в случае поступления в колледж на базе музыкальной школы. Конечно, при этом роль преподавателя на разных временных этапах обучения будет меняться.

С первых шагов обучения юный пианист приобщается к определенным традициям, роль и смысл которых становятся понятны ему позже. В силу своей любознательности юные пианисты интересуются, где и у какого преподавателя учились их педагоги, узнают особенности требований и задач, с которыми приходилось сталкиваться наставнику, в свете каких традиций и эстетических установок формировался его музыкальный вкус, — так осуществляется преемственность от преподавателя к ученику.

Несмотря на то, что объем задач достаточно большой, а процесс обучения связан с опреде-

ленным напряжением, обучение детей проходит успешно, гармонично. Ведь одаренные дети обладают музыкальными способностями, ярким творческим воображением, имеют возможности для интенсивного роста.

Огромное значение имеет направленность всего процесса обучения на воспитание именно музыкантов, на интенсивное музыкально-гуманитарное развитие личности. Этому способствует и вся творческая атмосфера единой структуры колледжа, обилие концертов, творческих вечеров и конкурсов. Таким образом, определенное число абитуриентов составляют учащиеся структурного подразделения колледжа. Это создает на курсе здоровую атмосферу соревнования, во многом является причиной роста для сокурсников, а в целом — интенсифицирует весь процесс обучения.

Большое значение имеет кураторская работа преподавателей колледжа. Сейчас популярны постоянные консультации и мастер-классы в школах города и области. Необходимая работа проводится с учащимися разного возраста, их родителями и преподавателями. Заинтересованность со стороны педагога колледжа — очень сильный стимулирующий фактор в плане профессиональной ориентации юных пианистов.

Доступность музыкальной информации. Огромное преимущество сегодняшнего дня — это доступность музыкальной информации как во времени, так и в пространстве. Получили распространение различные аудио- и видеозаписи великих мастеров прошлого и настоящего, появилась возможность как бы присутствовать на концертах, проходящих в разных точках земного шара. Это обилие информации, безусловно, повлияло на ускорение процесса обучения, интенсифицировало его. Кроме того, само качество воспроизведения на аппаратуре высокого класса с появлением записей на компакт-дисках стало другим: слышны мельчайшие подробности исполнения, педальные краски, динамика, разнообразие пианистического туше.

Но не только записи концертных выступлений имеют большое значение. Записи мастер-классов великих мастеров своего дела, которые проходят в разных точках земного шара, можно найти в Интернете, знакомиться с принципами и приемами обучения ведущих педагогов фортепианной школы.

В последнее время особенно много мастер-классов проходит непосредственно в нашем городе. Студенты колледжа имеют возможность получать уроки и шлифовать свое мастерство

у корифеев пианизма. Кроме того, возможности видеосвязи в наше время очень расширились. Онлайн-уроки в связи с этим тоже приобретают все большее распространение и популярность, что позволяет получить консультацию по проблемным вопросам, не выходя из класса.

Для многих учащихся просмотр записей своих выступлений является открытием. Прослушивая и наблюдая выступление, ученик способен оценить его со стороны: услышать качество звучания, понять ошибки формообразования, увидеть отсутствие пластики рук, негармоничность посадки, оценить проблемы метро-ритма и множество других моментов. Полезно просматривать и сразу обговаривать многие штрихи выступлений сегодняшних или прошлых лет вместе с преподавателем. Интересны просмотры в классе c совместным обсуждением, спорами, когда студенты одного педагога обсуждают друг друга.

Огромное значение имеет просмотр выступлений великих мастеров. Замечательно, что появилась возможность наблюдать за их исполнением в замедленном темпе, анализировать пианистические движения.

Как правило, мастер-классы, которые в наше время проходят в разных местах во время конкурсов, на ЦПК, на конференциях, сейчас записывают на видео. Все желающие сегодня могут организовать просмотр таких уроков, что по сути является дистанционным обучением. Эти специфические уроки с использованием видеотрансляции в последнее время получили широкое распространение, так как приносят огромную пользу. Если у студента нет достаточной «цепкости» памяти и он может что-то выпустить из поставленного на уроке задания, а объем задач слишком велик, можно воспользоваться диктофоном, записать весь урок (или его часть), а в конце еще раз скомпоновать все поставленные задачи. Ученик сам может пользоваться диктофоном: самостоятельно формулировать проблемы, записывать конкретные фрагменты произведений, подвергать их анализу, сравнению.

Использование методической литературы и озвученных методических пособий в целях ускорения процесса обучения. Не секрет, что за последнее время произошел скачок в техническом освоении инструмента. Это произошло благодаря появлению различных исследований, новых методик, более продуктивному использованию прежних методов. Многие знания в этой области студенты должны получать самостоятельно. Важно, чтобы они сделали выбор, что подходит конкретно каждому из них,

как могли бы они это объяснить, доказать, аргументировать.

Такой же поиск «близких» методик происходит и в процессе работы над звуковым туше. Путь к красоте звучания зависит от индивидуальных особенностей, музыкальных данных, наличия тембрального слуха, потребности наполнить исполнение своим отношением, наличия образно-эмоциональных представлений.

Появление новых исследований в области ритма — методики К. Орфа, Э. Жак-Далькроза — позволили понять, что, несмотря на большие трудности, с которыми сталкивается музыкально-педагогическая практика в этой области, его можно и нужно развивать. Метроритмические представления совершенствуются в результате развития всего комплекса музыкальных способностей: образного мышления, эмоциональной отзывчивости на музыку, ладогармонического слуха, интонационной культуры. Доказана связь развития чувства ритма с формированием индивидуально-психологических особенностей личности: внимания, воли, быстроты ориентирования в ситуации, скорости двигательной реакции. Ритмическое воспитание оказывает дисциплинирующее и организующее воздействие, развивает точность ощущений музыкального времени и дает возможность управления им.

Ассистентская практика. Одно из нововведений — занятия внутри класса по специальности более взрослых, «зрелых» учащихся с более юными. Эта форма занятий — ассистентская практика — возможна только по обоюдному желанию и приносит огромную пользу учащимся, позволяет реализоваться их творческому поиску.

Конкурсы, фестивали, концерты. Один из самых традиционных способов интенсификации, ускорения процесса обучения — подготовка к конкурсам, фестивалям, другим ответственным выступлениям. Конкурсы незаметно и прочно влились в нашу жизнь. Сегодня без участия в конкурсах невозможно представить процесс обучения. Установка на активную концертно-конкурсную деятельность студентов и учащихся является одной из важнейших и принципиальных задач обучения. Во многом это определяет успешность и скорость освоения музыкального материала, формирует чувство уверенности, артистизм, выдержку на эстраде. Именно поэтому огромную роль в процессе формирования пианистических процессов играют выступления на разных концертных площадках как внутри колледжа, так и за его пределами.

В процессе выступлений важность приобретает не только предшествующая, но и последующая работа с юными пианистами. Она естественным образом связана с анализом выступления и дальнейшим совершенствованием. Особенно значимо мнение педагога. Необходимо дать конкретный анализ как удачного, так и неуспешного выхода на сцену. Большое значение для достижения наилучшего конеч-

ного результата имеет закрепление в сознании учащегося положительных, а не отрицательных сторон выступления. Нужно в любой ситуации психологически поддерживать ученика, чтобы возможные неудачи не были причиной развития эстрадной боязни, создать психологический климат, способствующий исполнительскому тонусу, желанию работать, совершенствоваться.

квест-технологии как средство активизации

познавательной деятельности обучающихся

Т. Н. Семибратова, преподаватель Беловского многопрофильного техникума

Современный рынок труда предъявляет весьма жесткие требования к трудовым ресурсам и новым кадрам, считая важными не только профессиональные навыки специалиста, но и всестороннюю развитость в целом. Как никогда высок социальный заказ на нестандартно мыслящие творческие личности, способные сориентироваться и найти свое место в водовороте меняющихся экономических условий, новых технологий и глобальных коммуникаций.

Вектор развития системе профессионального образования задают ФГОС СПО, в которых главной задачей определена подготовка компетентного, самостоятельного специалиста, способного применять полученные знания и умения в дальнейшей практической деятельности. В связи с этим современный педагог должен предусматривать использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Эффективному усвоению нового материала, закреплению изученного, активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей, формированию практических умений способствует использование игровых технологий, среди которых можно выделить квест-технологию. Квест — педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры. Кве-сты могут охватывать отдельную тему, учебную дисциплину, междисциплинарный комплекс, профессиональный модуль.

Актуальность и эффективность использования квестов сегодня осознается многими. Практика показывает, что обучающиеся лучше усваивают новые знания в процессе самостоятельного поиска и систематизации новой информа-

ции. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, раскрытию способностей обучающихся и получению необходимых практических навыков.

В зависимо ст и от сюжета квесты могут быть нескольких видов:

1) линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

2) штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

3) кольцевыми — они представляют собой тот же линейный квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Образовательный квест может быть использован как форма проведения аудиторных занятий, так и в рамках внеаудиторной деятельности, может быть направлен на получения нового знания по дисциплине, а может обобщить уже полученные обучающимися знания [1].

В процессе составления образовательного квеста необходимо:

1. Определить цели квеста (образовательная, развивающая, воспитательная). В соответствии с целями уточняется содержание, подбираются конкретные методы, средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.