Научная статья на тему 'Интенсификация процесса обучения иностранным языкам с помощью современных цифровых технологий'

Интенсификация процесса обучения иностранным языкам с помощью современных цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1881
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ФАКТОРЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ / ЦИФРОВОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КЛАСС / INTENSIFICATION / INTENSIFICATION FACTORS / DIGITAL MULTIMEDIA CLASSROOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шегай Наталья Александровна

В настоящее время проблема интенсификации процесса обучения иностранным языкам наиболее актуальна. Пути интенсификации процесса обучения должны рассматриваться с учетом использования в учебном процессе современных цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intensification of the process of learning foreign languages by the use of modern digital technologies

Nowadays the problem of intensification of the learning process is very acute. The ways of intensification must be considered taking into account the use of modern digital technologies.

Текст научной работы на тему «Интенсификация процесса обучения иностранным языкам с помощью современных цифровых технологий»

растает роль интеллектуальной части урока, объект изготовления выступает средством познания младших школьников, а не целью изготовления. Ведущими формами организации учебного процесса становятся урок-экскурсия, урок-исследование, позволяющими организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, самостоятельное наблюдение, сравнение, обобщение знаний.

Опытно-экспериментальная работа по внедрению предлагаемой методики была проведена в период с 2007 по 2011 г. в школах Республики Коми и показала, что при соблюдении определенных условий возможна успешная реализация национально-регионального компонента школьного технологического образования. Подобный подход к реализации новых образовательных стандартов способствует решению проблемы сохранения национального самосознания и духовного наследия этноса у подрастающего поколения.

Примечания

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010. 41 с.

2. Полынская И. Н. Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 16 с.

3. Александрова Н. С. Профессиональная готовность педагога к творческому использованию этнопе-дагогического потенциала народных игрушек: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 356 с.

4. Садовский Н. А. Влияние региональной специфики на совершенствование содержания образования в Республике Коми в условиях модернизации образования в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Киров, 2004. 36 с.

УДК 372.881.111.1

Н. А. Шегай

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В настоящее время проблема интенсификации процесса обучения иностранным языкам наиболее актуальна. Пути интенсификации процесса обучения должны рассматриваться с учетом использования в учебном процессе современных цифровых технологий.

Nowadays the problem of intensification of the learning process is very acute. The ways of intensification must be considered taking into account the use of modern digital technologies.

Ключевые слова: интенсификация, факторы интенсификации, цифровой лингвистический класс.

Keywords: intensification, intensification factors, digital multimedia classroom.

В современном мире интенсификация процесса обучения является одной из наиболее актуальных проблем в сфере образования. Анализ научной литературы по данному вопросу позволяет сделать вывод, что этой проблемой начали заниматься в 80-х гг. XX в., и особенно активно в 90-х гг. XX в. В период с 2000 г. появляются работы, посвященные интенсификации процесса обучения с применением современных технических средств обучения.

Интенсификация обучения предполагает достижение эффективности за минимально возможное учебное время при минимальных затратах усилий учащегося и учителя [1]. Методисты определяют интенсификацию обучения как повышение скорости и качества обучения, как объем работы1, выполняемым в заданным промежуток времени [2]. С психологической точки зрения выделяют четыре параметра: 1) увеличение объема и скорости усвоения материала, 2) количество и вариативность приемов обучения, 3) плотность общения, 4) активизация психологических резервов личности обучаемого [3]. Традиционно выделяют следующие факторы интенсификации: 1) целенаправленная реорганизации отбора содержания обучения, 2) сочетание приема ускоренного и традиционного обучения, 3) личностно-ориентированное обучение и использование психологических резервов обучаемых, 4) учет различных мотивов в обучении (профессиональных, личностно-социальных, учебных и т. д.), 5) рациональная организация коммуникативной и познавательной деятельности, 6) рациональное управление самостоятельной работой.

© Шегай Н. А., 2011

Н. А. Шегай. Интенсификация процесса обучения иностранным языкам.

Общей целью интенсификации процесса обучения является обеспечение (повышение) планируемой результативности учебного процесса за определенный период обучения.

Рассмотрим возможности современных цифровых технологий, интенсифицирующих процесс обучения иностранным языкам.

Современные учащиеся вузов и средних специальных учебных заведений относятся к поколению детей «технического прогресса». Эти дети не представляют почти никакую деятельность, в том числе учебную, без применения информационных технологий. Обучение с применением современных технических средств обучения идет в ногу со временем и является приоритетным направлением, интенсифицирующим процесс обучения в современных учебных заведениях. В настоящее время существует многообразие цифровых технических средств обучения. Это связано с развитием цифровых и нанотехнологий, которые вошли в учебный процесс и используются в сфере образования. К таким техническим средствам обучения можно отнести мультимедийное оборудование, компьютеры, интерактивные доски, цифровое оборудование в лингафонных кабинетах и прочих лингвистических лабораториях. Применение цифровых технологий позволяет во многом интенсифицировать процесс обучения, в кратчайшие сроки и максимально эффективно добиться цели обучения.

С недавних пор в практику обучения иностранным языкам стали внедряться цифровые лингвистические классы или цифровые мультимедийные классы (digital multimedia classroom), которые сочетают в себе все возможности современных технологий. Цифровой лингвистический класс представляет собой лингафонный кабинет на базе передовых компьютерных технологий, а также компьютерный класс, в который интегрированы современные мультимедийные технологии. В распоряжении преподавателя и обучающихся находятся стационарные либо портативные компьютеры со встроенными в каждый из них камерой и микрофоном, медиа-плееры, iPod для самостоятельной работы учеников, акустическая система, мультимедийный проектор с экраном, а также выход в локальную беспроводную сеть. Компьютеры, объединенные в беспроводную сеть, позволяют преподавателю и учащимся моментально обмениваться файлами и транслировать друг другу содержимое своих экранов, объединяться в группы для проведения локальных аудио- или видеоконференций или передавать цифровые материалы на любой источник вывода: принтер, звуковые колонки, экран.

Современные цифровые лингафонные кабинеты позволяют преподавателю одновременно наблюдать и контролировать компьютеры всех учеников. Они открывают широкие возможности для их использования в образовательном процессе, в

частности: прослушивание речи обучающегося во время его участия в аудиоконференции и проведение занятий с целью формирования аудитив-ных навыков и умений, совместная работа с обучающимся, в том числе при проведении аудиокон-ференций, трансляция новых материалов в виде презентации, сопровождаемой голосовыми комментариями, на экране каждого ученика, оперативная раздача ученикам заданий в виде готовых файлов, контроль за выполнением несколькими учениками индивидуальных заданий непосредственно со своего рабочего места, возможность временно заблокировать экран ученика, транслировать ему изображение, дистанционно управлять содержимым его рабочего стола и т. д.

В некоторых цифровых лингвистических классах оборудование позволяет обучающимся создавать и озвучивать собственные учебные фильмы и презентации, выполнять домашние задания. Интегрированные в систему компьютеров программные средства монтажа, аранжировки, наложения титров и озвучивания позволяют легко монтировать материалы и добиваться эффективных результатов.

Наличие мультимедийных плееров iPod (цифровой аудиоплейер) с возможностью просмотра фото и видео позволяет перенести часть индивидуальной работы по овладению иностранным языком за рамки аудиторных занятий. Подключение микрофонов к некоторым из моделей портативных компьютеров позволяет превратить их в диктофон и дает возможность обучающимся записывать иноязычную речь, в том числе при выполнении домашнего задания.

На базе портативных компьютеров, цифровых плееров iPod и другого портативного оборудования создаются передвижные цифровые лингвистические классы, которые можно установить в любой аудитории за несколько минут.

Включение в образовательный процесс глобальной сети Интернет создало необходимость использования гипертекста как способа интенсификации обучения иностранным языкам.

Рассмотрим пути интенсификации с использованием цифрового лингвистического класса.

Повышение информативной емкости содержания обучения. Ученые подсчитали, что за последние пятьдесят лет количество информации в мире увеличилось вдвое, чем за последнюю тысячу лет, и продолжает расти. В таких условиях процесс обучения в целом столкнулся с проблемой повышения информативной емкости содержания образования, поскольку количество учебных часов не изменяется, а количество новой информации с каждым днем увеличивается большими темпами. Включение в учебный процесс компьютерных классов, обеспечивающих выход в глобальную сеть Интернет, предполагает неограниченное использование электрон-

ных ресурсов. В частности, речь идет о работе с гипертекстами, которые обеспечивают использование в учебных целях неограниченного объема информации. Важно отметить, что работа с гипертекстами (учитывая их специфику) предполагает четкую координацию действий учащихся со стороны преподавателя.

Применение индивидуального подхода в обучении является неотъемлемым фактором работы в цифровом лингвистическом классе. Упражнения и аутентичный материал подбираются и разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а также с учетом их владения иностранным языком. Например, отдельные аспекты языка, которые вызывают трудность у некоторых обучающихся, могут быть отработаны в цифровом лингафонном кабинете с упражнениями и заданиями, разработанными специально для них.

Ускорение темпа выполнения учебных действий способствует овладению умениями иноязычного общения в кратчайший срок. За единицу времени необходимо осуществить большое количество учебных действий, что эффективно осуществляется в цифровом лингвистическом классе. Например, работая в цифровом лингафонном кабинете, обучающиеся могут обсуждать темы в небольших группах одновременно с другими группами, а не по очереди. Во-первых, учащиеся могут слышать только членов своей группы и не мешают остальным, во-вторых, преподаватель может подключаться к разным группам и контролировать их речевые действия.

Развитие общеучебных умений. Интенсификация процесса обучения будет более успешна, если организовать учебный процесс таким образом, чтобы в нем просматривалась цикличность, повторяемость действий по определенной схеме, заданному алгоритму. В таких условиях у обучающихся формируются навыки работы, общеучебные умения, что способствует ускорению темпа обучения и усвоения материала. Этот фактор необходимо учитывать при проектировании процесса обучения в цифровом лингвистическом классе. Особенно важно развить умения самостоятельной работы учащихся на уроке в цифровом лингвистическом классе по разработанному преподавателем алгоритму. Например, работая в компьютерном классе, учащиеся подключаются к странице в Интернете, где размещены цель и задачи урока, а также дан пошаговый алгоритм действий для решения этих задач, включающий в себя перечисление электронных ресурсов в сети, которыми могут пользоваться учащиеся.

Одной из задач интенсификации процесса обучения является разработка эффективных приемов овладения языковым материалом. Вариативность всевозможных приемов интенсифицированного обучения велика, однако в условиях цифрового лингвистического класса не каждый преподава-

тель может разработать эффективные способы и приемы обучения. В первую очередь это связано с отсутствием опыта работы в современных цифровых лингвистических классах. Для решения поставленной задачи преподаватель должен, во-первых, хорошо ориентироваться в работе с новейшими информационными технологиями, во-вторых, преподаватель должен уметь их использовать в учебном процессе. Так изобретаются новые приемы обучения с применением современных цифровых технологий, которые помогают эффективнее решить задачи обучения.

К числу вышеперечисленных путей интенсификации процесса обучения видится целесообразным отнести увеличение внеаудиторной самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. Так как количество академических часов, предусмотренных программой по английскому языку, не всегда достаточно для интенсифицированного обучения иностранным языкам, необходимо сделать акцент на внеаудиторной самостоятельной работе учащихся по заданному алгоритму действий. Внеаудиторная самостоятельная работа должна основываться на работе вне цифрового лингвистического класса, однако с использованием компьютера и сети Интернет. Например, подготовительные упражнения, направленные на отработку аспектов языка, целесообразно выполнять в цифровом лингафонном классе, также на аудиторных занятиях в цифровом лингвистическом классе необходимо выполнять упражнения, основанные на использовании специальных цифровых технических средств обучения, которыми учащиеся не располагают в обычных бытовых условиях. Например, оборудование для озвучивания учебных фильмов есть не у каждого учащегося.

Учитывая повышенный интерес современных обучающихся вузов и средних специальных учебных заведений в сфере информационных технологий, можно смело утверждать, что все пути интенсификации процесса обучения иностранным языкам с применением цифрового лингвистического класса повышают мотивацию обучения.

Таким образом, развитие цифровых технологий создает необходимость модернизации и интенсификации процесса обучения. Перечисленные пути интенсификации охватывают все компоненты учебного процесса: цели, содержание, методы, формы, средства обучения, мотивацию, самостоятельную работу, что, несомненно, будет способствовать повышению скорости и качества обучения.

Примечания

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1989.

2. Там же.

3. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: кн. для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.