Научная статья на тему 'Интенсификация инновационных процессов в регионе на основе кластеризации экономики'

Интенсификация инновационных процессов в регионе на основе кластеризации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / КЛАСТЕРЫ / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE ORGANIZATIONS / INFRASTRUCTURE OF INNOVATIVE ACTIVITY / INTENSIFICATION / INNOVATIVE PROCESS / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Т. Б., Ваганова О. В.

рассматриваются проблемы интенсификации инновационных процессов в регионе, анализируется действующая инновационная инфраструктура, рассматриваются новые элементы инфраструктуры в Белгородской области - кластеры, обеспечивающие взаимосвязанность и взаимодополняемость отраслей, изучаются их преимущества и необходимость дальнейшего развития с целью интенсификации инновационных процессов в регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the problems of innovative processes intensification are considered, operational innovative infrastructure is analyzed, new infrastructure elements are examined, namely clusters, which ensure interconnection and mutual augmentability of industrial sectors, their advantages and necessity of further development are explored with the view of innovative processes intensification in the region.

Текст научной работы на тему «Интенсификация инновационных процессов в регионе на основе кластеризации экономики»

УДК 332.1(470.325):001.895

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Т. Б. Климова, О. В. Ваганова

Белгородский государственный университет

Поступила в редакцию 21 августа 2009 г.

Аннотация: рассматриваются проблемы интенсификации инновационных процессов в регионе, анализируется действующая инновационная инфраструктура, рассматриваются новые элементы инфраструктуры в Белгородской области — кластеры, обеспечивающие взаимосвязанность и взаимодополняемость отраслей, изучаются их преимущества и необходимость дальнейшего развития с целью интенсификации инновационных процессов в регионе.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационные организации, инфраструктура инновационной деятельности, интенсификация, инновационный процесс, кластеры.

Abstract: the problems of innovative processes intensification are considered, operational innovative infrastructure is analyzed, new infrastructure elements are examined, namely clusters, which ensure interconnection and mutual augmentability of industrial sectors, their advantages and necessity offurther development are explored with the view of innovative processes intensification in the region.

Key words: innovative activity, innovative organizations, infrastructure of innovative activity, intensification, innovative process, clusters.

Интенсификация инновационного процесса представляет собой процесс подготовки и постепенного осуществления инновационных изменений в сфере экономики, социально-общественной и политической жизни и других сферах деятельности человека на сопутствующих уровнях в виде сменяющихся фаз жизненного цикла в сторону уменьшения, приводящий к существенным социальным изменениям. Уменьшение жизненного цикла за счет ускорения процесса внедрения новшеств и их коммерциализации рассматривается как наиболее важный фактор при осуществлении инновационной деятельности и реализации инновационных проектов и программ.

Повысить напряженность и уплотненность инновационных процессов возможно путем создания соответствующей инфраструктуры — одного из инструментов интенсификации инновационных процессов и основного элемента инновационной системы на уровне отдельно взятого региона или страны в целом. Именно инновационная инфраструктура выступает связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики, способствует осуществлению инновационной деятельности и более эффективному внедрению данного продукта на рынок.

На сегодняшний день вопрос создания эффективной инфраструктуры остается главным слабым

© Климова Т. Б., Ваганова О. В., 2009

местом российской науки. Некоторые авторы отмечают, что проблема реализации, продвижения является «узким горлом» нашей экономики; «не расширив, прежде всего через инфраструктуру, это узкое место, мы лишь увеличим число невостребованных научно-технических разработок» [1].

Исследования показывают, что некоторый опыт в развитии инновационной инфраструктуры уже накоплен. Так, первые элементы — научнотехнические парки и бизнес-инкубаторы — были созданы в России на базе вузов в начале 1990-х гг. в Томске, Москве, Зеленограде. В середине 1990-х гг. появились технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров. Далее появились технопарки, созданные для развития наукоемкой продукции, при этом они успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы, так как имели финансовую поддержку со стороны федеральных и региональных властей. В конце 1990-х — начале 2000 г. были созданы инновационно-технологические центры (ИТЦ). ИТЦ так же, как и технопарки, были ориентированы, прежде всего, на содействие инкубации малых наукоемких предприятий и создание в своих стенах наилучших условий для этого. Однако технопарки и ИТЦ не смогли усилить связи между наукой и бизнесом. Поэтому на государственном уровне было инициировано создание еще одного элемента инновационной инфраструктуры — Центров по продвижению

технологий (ЦПТ) или Центров трансфера технологий (ЦТТ).

За последнее время в Белгородской области осуществлен ряд шагов, направленных на создание базовых элементов региональной инновационной инфраструктуры.

Остановимся на наиболее перспективных, с нашей точки зрения, инновационных формированиях, которые должны работать на повышение инновационной активности и конкурентоспособности региона. Практически все действующие организации образованы на базе высших учебных заведений.

Одной из таковых является инновационнотехнологический центр «Стратегическая инициатива» или Бизнес-центр, деятельность которого направлена на поддержку предпринимательства в регионе. В структуру Бизнес-центра входят технопарк, обучение и консалтинг, трансфер-технологии, экспертная комиссия по субсидированию. Технопарк имеет производственные площади, на которых функционируют Институт высоких технологий, Центр нанотехнологий.

На базе ИТЦ «Стратегическая инициатива» в 2006 г. создан современный бизнес-инкубатор европейского уровня, основная задача которого — развитие малого и среднего бизнеса в регионе за счет увеличения субъектов малого предпринимательства, занимающегося инновационной деятельностью. Управление инкубатором связано с селекцией предпринимательских проектов, распределением финансовой помощи, организацией консультации и экспертизы.

Кроме того, на базе ИТЦ «Стратегическая инициатива» действуют Региональный центр защиты интеллектуальной собственности и Региональный центр субконтрактации, основное направление деятельности которых заключается в развитии кооперационных связей промышленных предприятий на региональном и межрегиональном уровнях. Центр организован для интеграции всех заинтересованных структур, специалистов, хозяйствующих субъектов области, для активизации патентно-лицензионной деятельности, повышения эффективности обеспечения правовой охраны и коммерческого использования, а также развития рынка интеллектуальной собственности.

В 2004 г. в Белгородском государственном университете создан Центр наноструктурных материалов и покрытий, а в 2005 г. по результатам конкурсного отбора в рамках федеральной целевой научнотехнической программы «Исследования и разра-

ботки по приоритетным направлениям развития науки и техники» создан научно-образовательный Центр «Биосовместимые наноструктурные материалы и продукты медицинского назначения».

В Белгородском государственном технологическом университете им. Шухова в конце 2001 г. организован Технопарк — Автономная некоммерческая организация «Центр развития прогрессивных технологий в строительстве». В рамках его работы проводится анализ результатов научно-технических работ по критериям конкурентоспособности и коммерциализации.

Учитывая то, что Белгородская область — высокоразвитый аграрный регион, на базе ФГОУ ВПО «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия» в 2002 г. образован агротехнопарк. Реализация инновационных проектов в границах агротехнопарка дает возможность формировать задачи и разрабатывать долгосрочные федеральные и региональные программы развития технологий и техники в сфере АПК.

На сегодняшний день координацию деятельности инновационных организаций в области осуществляют следующие советы:

1. Совет по научно-инновационной политике при губернаторе Белгородской области.

2. Совет по координации работы в сфере нанотехнологий и наноматериалов при губернаторе Белгородской области.

3. Научно-технический совет агропромышленного комплекса Белгородской области.

Кроме указанных советов, в структуру инновационной деятельности в регионе входят следующие системы:

1. Система информационного обеспечения, включающая электронный банк данных, с возможностью доступа всем заинтересованным субъектам инновационной деятельности. У потребителей есть возможность систематически получать информацию о рынке инновационных услуг, инновационных проектах. Возможностью продвижения на рынок новшеств становится областной конкурс «Инновации», а также проведение совместно с Белгородской торгово-промышленной палатой тематической выставки инновационных проектов и продуктов «Инновации в Белгородской области».

2. Система экспертизы, предполагающая контроль качества инновационных товаров и услуг. Экспертиза инновационной продукции является обязательным элементом конкурсного отбора и неотъемлемой составляющей инновационной инфраструктуры. Для проведения первичной экспер-

тизы создан региональный Центр научно-технической экспертизы, включающий комплексную экспертизу и экспертизу по отраслевому признаку.

3. Система сертификации предусматривает контроль и оценку качества инновационной продукции на основании федерального законодательства о техническом регулировании, соответствие продукции нормативно установленным требованиям и техническим условиям. Данная система предоставляет инновационно-активным организациям комплекс услуг в области метрологии, стандартизации, сопровождения процедуры получения сертификата.

4. Система производственно-технологической поддержки создана в целях поддержки сферы научных исследований и разработок, организации опытного производства. Элементами системы являются технопарки, бизнес-инкубаторы, описанные выше инновационные центры. В настоящее время ведется работа по созданию технопарка «Дубовое», проектно-технологического центра «Центргипроруда».

5. Система подготовки и переподготовки кадров направлена на создание многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности в регионе. Функциями данной системы являются: подготовка специалистов под конкретные инновационные проекты, проведение кадрового аудита специалистов в инновационной сфере, проведение обучающих семинаров, курсов, тренингов для субъектов инновационной деятельности, выделение грантов на выполнение перспективных НИОКР для экономики региона.

6. Система финансово-экономического обеспечения. Основными принципами работы данной системы являются обеспечение быстрого выхода на самоокупаемость при государственной поддержке субъектов и их подразделений, обеспечение баланса государственных интересов и интересов бизнеса. Основной задачей органов исполнительной власти является обеспечение привлечения финансовых средств (бюджетных и внебюджетных) в инновационную сферу. Данная задача остается одной из главных в реализации инновационно-инвестиционной политики как региона, так и страны в целом, и в настоящий момент усугубляется последствиями мирового экономического кризиса.

7. Система продвижения на рынок инновационной продукции включает маркетинг, рекламную и патентно-лицензионную деятельность. Данная система обеспечивает определенное место на рыночном сегменте для создаваемых разработок и

продукции, последовательное расширение доли рынка, а также одновременное сохранение и охрану прав разработчика и производителей продукции.

Деятельность всех инновационных формирований должна ускорять реализацию инновационных проектов, способствовать распространению передовых технологий, повышению конкурентоспособности действующих компаний, обеспечению занятости населения, развитию отстающих секторов экономики в регионе. Важным моментом является то, что создаваемый инфраструктурный комплекс является основой, обслуживающей научно-техническую и инновационную деятельность всех субъектов инновационной деятельности, независимо от форм собственности. Эти структуры должны обеспечить прямые и косвенные эффекты ускорения развития всего региона.

Однако анализ существующих организационно-экономических методов управления инновациями показал, что они не обеспечивают достаточно эффективной взаимосвязи отдельных сфер и этапов инновационного процесса, не учитывается комплексный характер их воздействий. Инновационная инфраструктура должна включать элементы, обеспечивающие замкнутость инновационных процессов в регионе, отлаженность коммуникации, единство процесса инновационной деятельности.

В 2004 г. стал обсуждаться вопрос о создании новых элементов инновационной инфраструктуры — кластеров. Кластеры как форма сетевого взаимодействия находят все большее распространение в мире в связи с растущей взаимозависимостью участников инновационного процесса. Кластер — это одна из форм промышленных сетей, обеспечивающая повышение частоты и силы взаимодействия предприятий, в результате возникает дополнительный «общественный капитал», облегчающий доступ к ресурсам. Иначе говоря, сущность кластера — это развитие эффективных коммуникаций. Кластеры могут принимать самые разные размеры и формы в зависимости от своей глубины и сложности. Это одна из организационных форм координации поведения предприятия, лежащая между двумя крайними типами координации — рыночным и иерархическим, сочетающая в себе конкуренцию и кооперацию.

Кластеры, будучи межотраслевыми образованиями, усиливают взаимосвязанность, взаимодополняемость отраслей благодаря более быстрому распространению специфических для региона технологий, профессиональных навыков, инфор-

ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ. 2009. № 2

7. Заказ 2103

мации и маркетинга (специфические конкурентные преимущества как бы перетекают через предприятия и отрасли). А это означает ускорение инноваций, что является основой не только для повышения производительности труда, но и для обновления стратегических преимуществ, поддержания динамичной конкуренции.

Принципиальное отличие кластеров от других гибридных форм координации состоит в том, что люди живут и работают в одной местности, в результате возникают постоянно повторяющиеся неофициальные взаимодействия, которые стимулируют установление доверия, эффективных коммуникаций, снижают трансакционные издержки.

Кластерный подход позволяет выявить новые возможности повышения производительности труда в промышленности без снижения интенсивности конкуренции.

Практика развития кластеров в разных странах показывает [2], что они:

— обеспечивают привилегированный или дешевый доступ к специализированным факторам производства (новому оборудованию и технологиям, квалифицированному персоналу, развитой инфраструктуре, включая подготовку кадров и проведение НИОКР, и т. д.). Но это при условии, что в регионе есть конкурентоспособные на внутреннем или внешнем рынках поставщики и конкурентоспособные отрасли. Такая доступность, как показывает выполненный М. Портером анализ, снижает стоимость сделок, минимизирует запасы, освобождает от импорта, сдерживает повышение цен поставщиками и невыполнение ими своих обязательств, снижает издержки адаптации предприятий к изменениям на рынках. Часто кластер может обеспечить более эффективный доступ к требуемым ресурсам, чем вертикальная интеграция (холдинги);

— накапливают специализированную информацию, доступ к которой лучше организован и требует меньших издержек, облегчают движение потоков информации внутри кластера. Можно непосредственно наблюдать за деятельностью других фирм, более быстро и адекватно реагировать на потребности покупателей. В кластере тенденции покупательского спроса обнаруживаются раньше, легче найти новых поставщиков и партнеров;

— обеспечивают взаимодополняемость видов деятельности внутри кластера (по удовлетворению покупательского спроса, маркетингу, закупкам), повышая тем самым качество и эффективность работы.

На сегодняшний день в Белгородской области сформированы следующие кластеры:

1. Горно-металлургический кластер. С учетом того, что Белгородская область располагает свыше 40 % разведанных запасов железорудного сырья Российской Федерации и более 50 % предварительно оцененных, ее социально-экономическое развитие во многом определяется сложившимся и функционирующим горно-металлургическим кластером, ядром которого являются: Лебединский (Губкинский городской округ) и Стойленский (Старооскольский городской округ) ГОКи, ведущие добычу железной руды открытым способом, комбинат «КМАруда» (Губкинский городской округ), осуществляющий ее добычу подземным способом, и Оскольский электрометаллургический комбинат (Старооскольский городской округ), машиностроительные предприятия по производственно-ремонтному обеспечению, научные, проектные и учебные заведения. На долю этого кластера приходится более 35 % общероссийской добычи железной руды, 34 % — производства окатышей железорудных, 100 % — горячебрикетированного железа, 4,2 % — готового проката и стали. На этих предприятиях и в перспективном периоде будут продолжены ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей, модернизация и техническое перевооружение, совершенствование на инновационной основе технологии добычи и обогащения железной руды, рост объемов производства продукции с более высокой степенью добавленной стоимости.

Кроме того, в горно-металлургический кластер войдут строящиеся предприятия на территории области: ООО «Металл-групп» (Яковлевский район), ООО «Белгородская горно-добывающая компания» (Шебекинский и Белгородский районы), ОАО «Приоскольский ГОК» (Старооскольский городской округ), металлургическое предприятие мелкосортного проката 320/150 (г. Старый Оскол).

Главной стратегической задачей горно-металлургического кластера является дальнейшее освоение запасов богатых железных руд и железистых кварцитов Курской магнитной аномалии для производства железорудного сырья высокой металлургической ценности и металлопродукции с более высокой добавленной стоимостью для удовлетворения потребностей области и страны в целом.

Составной частью горно-металлургического кластера являются также предприятия обрабатывающих отраслей, в том числе машиностроительных, которые в перспективе станут смежными и обслу-

живающими производствами не только для горнометаллургического кластера, но и других секторов экономики. Будет продолжена поддержка инвестиционных проектов в пищевой промышленности, направленных на реконструкцию действующих и создание новых производств для обеспечения переработки значительно возрастающих объемов сельскохозяйственной продукции.

2. Кластер по развитию свиноводства. Формируется на основе государственно-частного партнерства правительства области с крупными агрохолдингами ГК «Агро-Белогорье», ГК «Мираторг»,

ООО «Белгранкорм», ОАО «Белгородский бекон», которые представляют собой группы технологически взаимосвязанных компаний с замкнутым циклом, использующие современные зарубежные и отечественные инновационные технологии и генетические материалы. Предприятия кластера расположены на территории 15 районов области.

Использование современных технологий и достижений генетики, применение замкнутого цикла производства обеспечивают высокое качество продукции.

3. Кластер по развитию птицеводства формируется на основе государственно-частного партнерства правительства области и крупных агрохолдингов: ЗАО «Приосколье», ЗАО «Краснояруж-ский бройлер», ЗАО «Белая птица», ООО «БЭЗРК-Белгранкорм», ООО «Белгород-семена». Эти компании так же, как и в свиноводстве, представляют собой группы технологически взаимосвязанных компаний с замкнутым циклом от производства кормов, получения молодняка, его откорма до забоя и глубокой переработки птицы, использующих современные зарубежные и отечественные инновационные технологии и генетические материалы, а также производящие продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Предприятия кластера расположены на территориях 17 районов области.

За счет использования современных технологий и достижений генетики, применения замкнутого цикла производства обеспечивается высокое качество продукции, выпускаемой под марками «Ясные зори», «Приосколье», «Белая птица». В области создаются кормовая база, мощности по производству комбикормов и есть возможности их расширения, имеются необходимые трудовые ресурсы, осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров и повышение их квалификации в учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования на

территории области. Указанные факторы, а также наличие свободных инвестиционных площадок, проведение работы по обеспечению их инженерной и транспортной инфраструктурой обуславливают перспективность функционирования и расширения в области кластера по развитию птицеводства при поддержке правительства области, а также за счет средств федерального и областного бюджетов.

4. Кластер по развитию молочного животноводства формируется на основе государственночастного партнерства правительства области и таких крупных агрохолдингов, как ООО «ГК «Агро-Белогорье», ОАО «Белгородские молочные фермы», ЗАО «Оскольское молоко», ООО «Агрохолдинг «Авида», ОАО «Молоко Белогорья», использующих современные зарубежные и отечественные инновационные технологии. Предприятия кластера по развитию молочного животноводства расположены на территории 19 муниципальных районов и

1 городского округа области. Для развития кластера создается кормовая база и существуют возможности ее расширения, создана и совершенствуется инженерная, транспортная инфраструктуры, отработана модель управления бизнесом при сопровождении правительством области реализации инвестиционных проектов, созданы гарантийный и залоговый фонды, имеются необходимые трудовые ресурсы, осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров и повышение их квалификации в учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования на территории области. Это обосновывает возможности и обуславливает перспективность функционирования и расширения в области кластера по развитию молочного животноводства.

5. Строительный кластер. Стратегия развития жилищного строительства, реализуемая в области, масштабное строительство жилья, особенно индивидуального, стали своего рода катализатором для создания и дальнейшего развития кластера в строительстве. В состав кластера входят предприятия стройиндустрии, использующие высокоэффективные, инновационные технологии, научные, образовательные, проектно-изыскательские организации, подрядные организации, а также организации, оказывающие государственную поддержку жилищному строительству. Объекты кластера расположены на территории всей Белгородской области.

Вопрос строительства жилья и развития предприятий строительной индустрии в среднесрочной и долгосрочной перспективах будет оставаться достаточно актуальным, так как в области прогно-

ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ. 2009. № 2

7*

зируется рост численности населения, а также имеются значительные запасы полезных ископаемых, используемых при производстве строительных материалов. Основными направлениями развития в строительном кластере будут оставаться усадебное домостроение, финансово-кредитная поддержка застройщиков, предоставление им земельных участков, решение вопросов финансирования инженерного обустройства при строительстве жилья, комплексное обеспечение инвестора-ми-застройщиками жилых массивов социальной инфраструктурой.

В области продолжится активное строительство объектов жизнеобеспечения и социально-культурной сферы, что будет способствовать улучшению качества жизни населения. Ежегодно планируется ввод новых и реконструкция действующих учреждений образования, детских садов, объектов здравоохранения, культуры, спорта и социальных учреждений. Будет осуществляться комплексное социальное обустройство сел в целях создания сельским жителям комфортных условий проживания.

6. Мультимодальная приграничная транспортно-логистическая зона. Для более полного использования такого конкурентного преимущества региона, как приграничное положение, в области намечено создание мультимодальной приграничной транспортно-логистической зоны на территории 1800 га в Белгородском районе в 2 км от российско-украинской границы вблизи таможенного поста международного автомобильного пункта пропуска «Нехотеевка» на границе Харьковской (Украина) и Белгородской (Россия) областей. Транспортно-логистическая зона будет включать сопутствующую логистическую среду и инфраструктуру: таможенные терминалы, автомобильные и железнодорожные скоростные линии, складские комплексы и контейнерные терминалы, сеть супермаркетов, гостиничный комплекс, приграничный выставочный комплекс, деловой центр, автопаркинг и другие объекты. Инфраструктура аэропорта будет привязана к транспортным магистралям: железнодорожной «Киев—Харьков—Белгород—Москва»; автостраде «Харьков—Белгород—Москва» (федеральная автодорога М-2 «Крым»); планируемой к строительству международной автостраде «Юг— Север». Кроме того, до ближайших портов Азовского и Черного морей расстояние составляет от 500 до 650 км, что делает возможным согласование морских перевозок. На базе намечаемого к строительству аэропорта планируется создание постоянно действующей выставки-продажи аэропорто-

вой, авиационной и другой техники, технологий и сервиса со всего мира с наличием представительств и сервисно-обучающих служб.

Равноудаленность аэропорта от Белгорода и Харькова (примерно по 35 км) определяет удобство его совместного использования и позволяет обеспечить нормы безопасности согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (РЖАО). Расположение его на границе России и Украины подразумевает быстрое и бесперебойное пограничное и таможенное оформление пассажиров и грузов, направляющихся в Украину, Россию или любую другую страну.

На экономическом пространстве приграничных территорий России и Украины имеется квалифицированная рабочая сила. Вузы Белгородской области осуществляют подготовку специалистов необходимого профиля. Создание кластера обеспечит уникальные возможности для формирования производственных и сервисных мощностей, привлечения финансовых потоков, организации качественных рабочих мест.

Мультимодальная приграничная транспортнологистическая зона будет развиваться как составной элемент опорной национальной транспортной сети, обладающий необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающий целостную взаимосвязь региональных зон экономического роста.

7. Инновационный кластер. Важность построения инновационной инфраструктуры в городах Белгород и Старый Оскол обуславливает необходимость выделения отдельно инновационного кластера. Как уже отмечалось, в инновационную деятельность активно включаются Белгородский государственный университет, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Белгородская сельскохозяйственная академия, Центр нанотехнологий, технопарки и бизнес-инкубаторы при высших учебных заведениях. Ведется работа по созданию технопарка «Светоград», которому для развития выделяются площади в г. Белгороде. Принято решение о создании технополиса «Сосновка», в котором будут обеспечены максимально комфортные условия для творчества изобретателей, ученых, исследователей по решению проблем, стоящих перед отдельными предприятиями, секторами и в целом перед экономикой области. В Старооскольском городском округе намечается формирование технопарка «Котел». Его создание продиктовано серьезным инновационным потенциалом, накопленным в горно-металлургическом

комплексе нашей области. На ГОКах и ОЭМК внедряются самые передовые технологии. Их обслуживание, совершенствование, решение имеющихся экологических проблем требуют особого творческого подхода. Правительством области проводится конкурс «Лучший инновационный проект».

Развитие образовательных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских учреждений на территории области, использование имеющегося научного и человеческого потенциала области, эффективное применение знаний и умений людей будут способствовать активизации инновационной деятельности, обеспечивать реализацию стратегии инновационного развития области. Особое внимание уделяется и будет в дальнейшем уделяться инновационным проектам, в основе которых лежат энергоэффективные, энергосберегающие и экологически чистые технологии, созданию эффективной инновационной инфраструктуры, как за счет бюджетных средств, так и за счет вложения средств инвесторов, умеющих работать и зарабатывать в условиях инновационной экономики. Деятельность инновационноактивных предприятий будет поощряться мерами государственной поддержки, успешная реализация их программ развития будет под особым вниманием органов исполнительной власти области.

Развитие инновационного потенциала, широкое внедрение инноваций предприятиями и организациями области неизбежно приведет к росту производительности труда, позволит обеспечить поступательное развитие экономики области.

Кластеры пересекаются, а пересечение дает дополнительные импульсы их развитию: столкновение различных навыков и технологий приводит к возникновению новых направлений в бизнесе. Именно в этот момент региональные органы государственной власти должны сделать все необходимое, чтобы ускорить развитие кластеров и превратить их в источник долгосрочного экономического роста. Улучшая условия развития кластера, государственные органы

Белгородский государственный университет Климова Т. Б., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии (в городском хозяйстве)

E-mail: TKlimova@bsu.edu.ru

Ваганова О. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии (в городском хозяйстве)

E-mail: prjadko@bsu.edu.ru

управления действуют одновременно в интересах многих предприятий региона. Кластеризация экономики региона будет означать создание источника долгосрочного экономического роста.

Региональная промышленная политика по развитию кластеров должна быть построена на инновационном характере развития промышленности в регионе. Стратегии лидерства по издержкам должны уступать место стратегиям дифференциации, поскольку последние требуют повышения эффективности производства, качества, заработной платы и ведут к росту благосостояния населения. Необходимо создавать общий климат, благоприятный для открытия новых видов бизнеса в регионе, обеспечить эффективные механизмы сведения вместе участников кластера, их взаимодействия, создавая стимулы для коллективных действий.

Основным критерием оценки эффективности региональной промышленной политики по развитию кластеров является динамика инвестиций (темпы их роста). Однако надо отдавать себе отчет в том, что невозможно, разрабатывая промышленную политику развития кластеров, копировать то, что есть в других регионах. Эффективные кластеры строятся на региональных особенностях, которые превращаются в источники конкурентных преимуществ.

Таким образом, рост интенсивности инновационного процесса за счет формирования кластеров в регионе в конечном счете приведет к повышению уровня жизни населения, а это означает и повышение развития социально-экономической системы, так как последняя как составной элемент экономики страны всегда предполагает определенный уровень развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисин Б. Инновационный шанс России / Б. Лисин // Инновации. — 2005. — № 9. — С. 49—51.

2. Портер М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. — М. : Вильямс, 2000. — 495 с.

Belgorod State University

Klimova T. B., Сandidate of Economics, Associate Professor of the Economics and Enterprise Management (Town Utilities) Department

E-mail: TKlimova@bsu.edu.ru

Vaganova O. V., Сandidate of Economics, Associate Professor of the Economics and Enterprise Management (Town Utilities) Department

E-mail: prjadko@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.