Научная статья на тему 'Интенсификация гражданско-политической активности внутри ЕС в период миграционного кризиса 2015 - 2016 гг'

Интенсификация гражданско-политической активности внутри ЕС в период миграционного кризиса 2015 - 2016 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / SOCIAL MOVEMENTS / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / POLITICAL PARTICIPATION / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / БЕЖЕНЦЫ / REFUGEES / ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / PROTEST ACTIVITY / ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / EUROPEAN MIGRATION CRISIS / ПРАВЫЕ ПАРТИИ / RIGHT-WING PARTIES / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефремова Екатерина Анатольевна

В статье анализируется конфликтогенный потенциал миграционных процессов и проводится сравнительный кросс-национальный анализ протестной антииммигрантской активности институционализированных партий, социальных движений и отдельных граждан стран-членов ЕС с наибольшим процентным соотношением между количеством соискателей статуса беженца и местным населением (Венгрия, Швеция, Австрия, Финляндия и Германия). Также в статье проводится анализ динамики изменения общественного мнения в отношении миграционных процессов из-за пределов ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ефремова Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интенсификация гражданско-политической активности внутри ЕС в период миграционного кризиса 2015 - 2016 гг»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ВНУТРИ ЕС В ПЕРИОД МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА 2015 - 2016 ГГ. Ефремова Е.А. Email: Efremova631@scientifictext.ru

Ефремова Екатерина Анатольевна - бакалавр политологии, кафедра международных политических процессов, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется конфликтогенный потенциал миграционных процессов и проводится сравнительный кросс-национальный анализ протестной антииммигрантской активности институционализированных партий, социальных движений и отдельных граждан стран-членов ЕС с наибольшим процентным соотношением между количеством соискателей статуса беженца и местным населением (Венгрия, Швеция, Австрия, Финляндия и Германия). Также в статье проводится анализ динамики изменения общественного мнения в отношении миграционных процессов из-за пределов ЕС.

Ключевые слова: гражданское общество, социальные движения, политическое участие, миграция, беженцы, протестная активность, европейский миграционный кризис, правые партии, Европейский союз.

INTENSIFICATION OF CIVIL AND POLITICAL ACTIVITY IN THE EU DURING THE MIGRATION CRISIS OF 2015 - 2016 YEARS Efremova E.A.

Efremova Ekaterina Anatolievna - Bachelor of Political Science, THE DEPARTMENT OF INTERNATIONAL POLITICAL PROCESSES, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article analyzes the conflict potential of migration processes in comparative cross-national analysis of the protest anti-immigrant activity of institutionalized parties, social movements and individual citizens among EU member states with the highest percentage of applicants for refugee status and the local population (Hungary, Sweden, Austria, Finland and Germany). The article also analyzes the dynamics of changes in public opinion towards migration processes from outside the EU and the problems associated with these issues.

Keywords: civil society, social movements, political participation, migration, refugees, protest activity, European migration crisis, right-wing parties, European Union.

УДК 325.14

Миграционные потоки, вызванные вооруженными конфликтами и активизацией деятельности террористических группировок на Ближнем Востоке, реципиентом которых является Европейский союз (ЕС) в 2015-16 гг. достигли небывалых со времен Второй мировой войны масштабов [1].

В 2015-16 гг. Средиземноморским путем в Европу в поисках убежища прибыло более 1,3 млн. чел.) [11]. До заключения соглашения между Турцией и ЕС в марте 2016 г. [8], количество потенциальных беженцев, ежемесячно нелегально проникающих на территорию ЕС, достигало 220 тыс. и никогда не опускалось ниже

36 тыс. [12] По словам российского конфликтолога А.В. Дмитриева, «общество, в которое направляется значительный поток мигрантов, неизбежно испытывает определённое напряжение» [2]. А столь многочисленные потоки переселенцев из мусульманских стран в силу интенсивности не могли не создать конфликтогенную среду для роста количества преступлений на почве религиозно-этнической ненависти.

Антииммигрантская точка зрения построена на тезисе об опасности иммиграции из «исламской цивилизации», т.к. принимающая сторона заведомо оказывается проигравшей вследствие необходимости огромных материальных затрат, сопряженных с размещением и социализацией соискателей статуса беженца на новом месте, а также с культурными и религиозными различиями, нередко порождающими взаимное неприятие иммигрантов и местного населения.

Можно констатировать, что все усилия, направленные ЕС на предотвращение миграционного кризиса и на нивелирование его последствий, не оказались в достаточной степени эффективными [4]. Неспособность своевременного реагирования на существующие проблемы породила социальные волнения граждан ЕС, зачастую сопровождающиеся ростом ксенофобии по отношению к мигрантам. Также был отмечен рост социальных движений (СД) и протестной политической активности правого толка, что не может не быть тревожным индикатором для национальных правительств стран-членов ЕС и Евроструктур.

Для подробного анализа антииммигрантской социально-политической активности европейского общества автором были отобраны 5 стран с наибольшим процентным соотношением между количеством соискателей статуса беженца и местным населением, т.к. именно высокий процент перемещенных лиц может послужить триггером для развития протестной активности. Отобранные страны (в порядке убывания числа прошений об убежище на 100 тыс. граждан государства-реципиента): Венгрия, Швеция, Австрия, Финляндия и Германия [3].

Проведенный анализ статистических данных [6,7] показал, что из пяти рассмотренных стран максимальные изменения в общественном мнении об иммиграции из государств, не входящих в ЕС, претерпела Венгрия, где изначально невысокие положительные оценки данного феномена с ноября 2014 г. по май 2016 г. снизились на 14%, а отрицательные возросли на 17%, составив 14% и 83% соответственно. Проблемы иммиграции, согласно мнению граждан Венгрии, в 2016 г. вышли на третью по значимости позицию после вопросов безработицы и экономической ситуации, а, следовательно, можно сделать заключение, что миграционный кризис оказал серьезное влияние на переориентацию взглядов венгерского общества о главных проблемах страны, выведя в тренды вопросы иммиграции. (См. рис. 1).

Рис. 1. Динамика отрицательного отношения граждан рассматриваемых стран к иммиграции

из государств, не входящих в ЕС

Другим государством, где общественное мнение относительно феномена иммиграции достаточно сильно изменилось, является Швеция, в которой показатели положительного отношения к иммиграции из стран, не входящих ЕС, с 2014 по 2016 гг. уменьшились на 10 пунктов и составили 62%, в то же время отрицательные оценки иммиграции прибавили 11 пунктов и разделяются 36% респондентов [6,7]. Тем не менее, граждане Швеции остаются самыми терпимыми по отношению к феномену иммиграции, по сравнению с гражданами других рассматриваемых государств.

Финляндия за 2014-16 гг. потеряла 8% положительного отношения к иммиграционным процессам, и в 2016 г. положительно оценивали иммиграцию из-за пределов ЕС лишь 36% опрошенных, в то время как граждан, отрицательно настроенных в отношении данных процессов, стало на 9% больше - 61% [6,7].

Австрия в своих положительных оценках феномена иммиграции из-за пределов ЕС сохранила статус-кво, оставшись на отметке в 35%, тем не менее, отрицательные настроения прибавили 2 пункта и разделяются 58% респондентов [86,7].

Германия единственная из описываемых стран показала увеличение положительных оценок миграции на шесть пунктов и сравнялась с Австрией по данному показателю, при этом снизив на 1% уровень негативного отношения - до 59% [6, 7].

Миграционный кризис подготовил благодатную почву для развития и активизации социальных движений и партий правого толка, протестный репертуар которых выражается в разнообразных формах политического участия граждан: как легальных, так и нелегальных. В каждой из рассматриваемых пяти стран существует институционализированная и неинституционализированная (радикальная) гражданско-политическая активность, направленная на предотвращение исламизации и сокращение иммиграционных потоков.

К примеру, венгерская правящая партия Фидес, является правопопулистской, и ее лидер премьер-министр Виктор Орбан поддерживают исламофобские и антииммигрантские настроения, существующие в обществе. Гражданско-политическая активность венгерского общества в период миграционного кризиса выражается не только при помощи акций отдельных гражданских активистов и маргинальных движений (Армия бетяров), но имеет и институционализированный базис в виде партии крайнего правого толка - Йоббик.

Необходимо отметить, что институционализированные партии правого толка представлены в парламентах всех рассматриваемых стран, кроме Германии, а популярность данных партий растет на протяжении нескольких электоральных циклов (исключением является лишь Партия финнов в Финляндии). (См. табл. 1).

Таблица 1. Институционализированные партии и радикальные антиммигрантские движения

Страна Институционализированные партии Радикальные социальные движения

Венгрия Партия за лучшую Венгрию (Йоббик) Армия бетяров

Швеция Шведские демократы Северное движение сопротивления, Солдаты Одина

Финляндия Партия финнов Солдаты Одина, Северное движение сопротивления

Австрия Австрийская партия свободы Движение идентичности Австрии, ПЕГИДА

Германия Альтернатива для Германии ПЕГИДА

I.... II

Германия Австрия Финляндия Швеция

■ 2014 г. 12015 г.

Рис. 2. Динамика количества преступлений на почве расизма, ксенофобии и религиозной нетерпимости в Германии, Австрии, Финляндии и Швеции

Статистика, касающаяся преступлений на почве ксенофобии и национально-этнической или религиозной ненависти, имеется в открытом доступе лишь у четырех из пяти рассматриваемых государств: так в Швеции за 2014 г. было зарегистрировано 4850 случаев преступлений на почве ксенофобии, расовой ненависти и исламофобии, за 2015 г. количество преступлений такого рода увеличилось на 10% и составило уже 5330. (См. рис. 2)

Постепенное (и ускорившееся за 2015-16 гг.) изменение политических предпочтений граждан Швеции, отражающееся в укреплении позиций партий правого толка и является следствием миграционного кризиса, затронувшего Швецию в значительной степени. Скогласно данным исследования Еврокомиссии, шведы стали все больше беспокоиться о вопросах иммиграции и терроризма [8], тем не менее, уровень толерантности в обществе остается на очень высоком уровне [5]. Однако существующий антииммигрантский дискурс представляют, как и популистские партии (Шведские демократы), имеющие представительство в Риксдаге (и в Европарламенте), так и маргинальные неонацистские движения (Солдаты Одина, Северное движение сопротивления (СДС)), а следовательно, в шведском обществе не существует полного согласия, необходимого для полноценного решения миграционных проблем.

В Финляндии за 2015 г., было совершено 1124 преступления на почве расизма и религиозной нетерпимости, что показывает 40%-ный прирост количества преступлений по сравнению с 2014 г., когда было совершено 746 аналогичных деяний.

Проведенный анализ отражает неоднозначность ситуации, в которой находилась Финляндия во время миграционного кризиса 2015-16 гг.: финны не рассматривают иммиграцию и притоки беженцев как основную проблему государства и общества последних лет и не связывают ее с терроризмом, хотя достаточно высокий степень толерантности в обществе значительно ниже, к примеру, шведского уровня (ср. в среднем 55% У8 84,5%). Отношение граждан Финляндии к иммиграции из стран, не входящих в ЕС, нельзя назвать стремительно изменившимся за время кризиса, тем не менее, в 2016 г. иммиграция попала в топ 5 проблем, с которыми, по мнению финнов, сталкивается их страна [3]. В дополнение к этому необходимо отметить зарождение новых антииммигрантских движений, патрулирующих улицы, устраивающих марши и не всегда действующих в рамках закона (СДС, Солдаты Одина). А оформившиеся партии (Партия финнов) не сумели ответить на социально-политические запросы финского общества и растеряли политический капитал, приобретенный ранее.

ЭООО ВООО 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 О

В Австрии число «экстремистских акций» исламофобской и антииммигрантской направленности выросло на 53% - с 750 преступлений в 2014 г. до 1150 в последующем [10].

Отношение австрийцев к иммиграции из стран, не входящих в ЕС, характеризует превалирование негативных оценок данного явления, что объясняет резкое увеличение количества деяний экстремистского толка по отношению к беженцам и мигрантам период миграционного кризиса, а также появление новых «альтернативных правых» СД, которые облекли старые идеи в новую форму и привлекли к себе внимание молодых людей в Австрии. А существовавшая и ранее Австрийская партия свободы сумела закрепить свое положение на политической арене, не дав возможности для дальнейшего развития таких антииммигрантских социально-политическим движениям, как, к примеру, ПЕГИДА.

В Германии в 2015 г. было совершено 8529 преступлений на почве ксенофобии, что на 117% больше, чем в 2014 году, в т.ч. более, чем в 5 раз увеличилось количество нападений на центры размещения беженцев [9]. Таким образом, Германия лидирует по количеству и динамике роста преступлений на религиозной и этнической почве. Европейский миграционный кризис изменил расстановку сил на политической арене в ФРГ - акторы, ратующие за ограничение миграционных процессов и прекращение исламизации Германии стали пользоваться значительной поддержкой среди населения, тем самым увеличив свою численность. Криминогенный потенциал немецкого общества значительно повысился, что можно наблюдать благодаря статистике преступлений, совершенных на почве этнической и/или религиозной ненависти. Очередным свидетельством активизации населения ЕС в период миграционного кризиса может являться деятельность антииммигрантского движения ПЕГИДА и партии Альтернатива для Германии. Основными проблемами, актуальными для Германии, немцы называют иммиграцию и терроризм, что свидетельствует о тревогах граждан Германии относительно потоков искателей убежища, которые являются носителями иной культуры и религии [7]. Тем не менее, общий тренд положительного отношения немцев к иммигрантам из стран, не входящих в ЕС (35% относятся «очень хорошо» и «хорошо» к такого рода процессам), свидетельствует о присутствии в обществе Германии политических и гражданских сил, толерантно относящихся к беженцам и одобряющих их присутствие на территории ФРГ.

Таким образом, результаты, полученные в ходе сравнительного анализа протестной активности гражданского сообщества в ЕС, наглядно иллюстрируют, что европейский миграционный кризис способствовал росту антииммигрантской гражданско-политической активности и увеличению поддержки правых партий и радикальных социальных движений в ЕС.

Список литературы /References

1. Арбатова Н.К., Кокеев А.М. ЕС перед вызовом миграционного кризиса. Позиции европейских стран // М.: ИМЭМО РАН, 2016. С. 4.

2. Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции: теоретические и практи-ческие проблемы // Социологическая наука и социальная практика. М.: Институт социологии РАН, 2015. № 1 (09). С. 16-29.

3. Миграционный кризис в Европе в цифрах и графиках. BBC, 2016. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/international/2016/02/160219_m igrant_crisis_charts/ (дата обращения: 25.03.2017).

4. Bouckaert P. Dispatches: One Syrian's Journey through Europe's Broken Asylum System [Electronic resource]: P. Bouckaert // Human Rights Watch, 2015. URL: https://www.hrw.org/news/2015/09/08/dispatches-one-syrians-journey-through-europes-broken-asylum-system/ (date of access: 03.02.2017).

5. European Commission. DGs. Communication. Public Opinion. Discrimination in the EU in 2015. [Electronic resource]: European Commission, 2015. URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/in struments/SPECIAL/surveyKy/2077/ (date of access: 21.12.2016).

6. European Commission. DGs. Communication. Public Opinion. Standard Eurobarometer [Electronic resource]: European Commission, 2016. URL: http://ec.europa.eu/commfron toffice/publicopinion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/instruments/STANDARD/year From/2016/yearTo/2017/surveyKy/2137/ (date of access: 18.04.2017).

7. European Commission. DGs. Communication. Public Opinion. Standard Eurobarometer [Electronic resource]: European Commission, 2014. URL: http://ec.europa.eu/commfron toffice/publicopinion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/instruments/STANDARD/year From/2014/yearTo/2017/surveyKy/2041#p=1&instruments=STANDARD&yearFrom=2 016&yearTo=2017&surveyKy=2041/ (date of access: 22.02.2017).

8. European Commission. Fact Sheet EU-Turkey Statement: Questions and Answers. [Electronic resource] Brussels, 2016. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-16-963_en.html/ (date of access: 11.01.2017).

9. Germany «failing to deal» with surge in hate crimes. [Electronic resource]: Al Jazeera. -2016. URL: http://www.aljazeera.com/news/2016/06/germany-failing-deal-surge-hate-crimes-160610044336990.html/ (date of access: 27.04.2017).

10. Nasralla S. There has been a dramatic increase of far right crimes in Austria. [Electronic resource]: S. Nasralla // Reuters., 2016. URL: http://www.businessinsider.com/dramatic-increase-of-far-right-crimes-in-austria-2016-5/ (date of access: 30.01.2017).

11. UNHCR Operational Portal. Refugee Situations. [Electronic resource]: UNHCR. URL: http://data2.unhcr.org/ (date of access: 24.04.2017).

12. UNHCR Operational Portal. Refugee Situations. Sea arrivals monthly. [Electronic resource]: UNHCR. URL: http://data2.unhcr.org/en/situations/mediterranean/ (дата обращения: 12.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.