Научная статья на тему 'Интеллигенция и общество в Китае (XX век)'

Интеллигенция и общество в Китае (XX век) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
309
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLECTUALS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / СТРУКТУРА / STRUCTURE / КИТАЙ / CHINA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барлукова Оксана Дмитриевна

В статье рассмотрена китайская интеллигенция, которая стала более активной социальной группой, влияющей на ход, содержание и темпы реформ в Китае. Источники воспроизводства интеллигенции подверглись трансформации. Установлено, что они претерпели существенные изменения по сравнению с периодом до «культурной революции». От повышения уровня образования интеллигенции, вовлечения её в процессы управления страной зависит успех и развитие общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTELLECTUALS AND SOCIETY IN CHINA (THE XX CENTURY)

Chinese intellectuals which became more active social group influencing the course, contents and rates of reforms in China are considered in article. Sources of intellectuals’ reproduction underwent transformation. It is established that they underwent essential changes in comparison with the period before «cultural revolution». The success and development of society in general depends on intellectuals’ increasing education level, their involvement in country management processes.

Текст научной работы на тему «Интеллигенция и общество в Китае (XX век)»

УДК 316.343.65 (510)

О. Д. Барлукова

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ОБЩЕСТВО В КИТАЕ (XX ВЕК)

ФГБОУ ВПО «БУРЯТСКАЯ ГСХА ИМЕНИ В. Р ФИЛИППОВА»

O. D. Barlukova

THE INTELLECTUALS AND SOCIETY IN CHINA (THE XX CENTURY) FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «THE BURYAT STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY V. R. FILIPPOV»

В статье рассмотрена китайская интеллигенция, которая стала более активной социальной группой, влияющей на ход, содержание и темпы реформ в Китае. Источники воспроизводства интеллигенции подверглись трансформации. Установлено, что они претерпели существенные изменения по сравнению с периодом до «культурной революции». От повышения уровня образования интеллигенции, вовлечения её в процессы управления страной зависит успех и развитие общества в целом.

Ключевые слова: интеллигенция, общество, модернизация, трансформация, структура, Китай.

Оксана Дмитриевна Барлукова

Oksana Dmitriyevna Barlukova кандидат социологических наук, доцент

E-mail: oxana106@mail.ru

Введение. Китайская интеллигенция является социальной группой, занимающей специфическое место в структуре общества, выступает главным интеллектуальным двигателем преобразований и общественных перемен, которые происходят в Китайской Народной Республике. Ее роль состоит в том, чтобы своими знаниями, опытом добиваться улучшений в социальном, экономическом, политическом и духовном развитии общества. От ее деятельности, способностей во многом зависит содержание, характер и темпы социальных изменений.

Методика исследования. Основной целью статьи является анализ социального статуса, структуры китайской интеллигенции, основных тенденций и особенностей ее развития в условиях трансформации китайского общества.

Данная цель обусловила следующие задачи: анализ генезиса китайской интеллигенции; изучение социального статуса интеллигенции в структуре китайского общества; исследование источников воспроизводства китайской интеллигенции.

Изменения, происходящие в социальной структуре китайской интеллигенции, представляют большой научный и практический интерес. Обстоятельства, которые обуславливают актуальность изучения

Chinese intellectuals which became more active social group influencing the course, contents and rates of reforms in China are considered in article. Sources of intellectuals' reproduction underwent transformation. It is established that they underwent essential changes in comparison with the period before «cultural revolution». The success and development of society in general depends on intellectuals' increasing education level, their involvement in country management processes.

Key words: intellectuals, society, modernization, transformation, structure, China.

роли интеллигенции, тесно связаны с современным состоянием китайского общества. Модернизацион-ные процессы и динамическое развитие КНР выдвигают необходимость исследования данной социальной группы на одно из первых мест. В современных условиях интеллигенция является силой, которая во многом определяет идеологию и стратегию развития китайского общества. Она стала более активной социальной группой, обладающей существенными возможностями в деле реформирования страны.

Изучение китайской интеллигенции позволяет получить представления об основных тенденциях роста численности, изменениях в отраслевой, профессиональной и квалификационной структурах, источниках воспроизводства, основных функциях интеллигенции на современном этапе развития общества, которые остаются наименее изученными в отечественной социологической и синологической литературе. Знание этих процессов способствует формированию целостного представления о современном китайском обществе, динамике изменений, происходящих в нем, развитию добрососедских отношений между нашими странами.

Результаты исследования и их обсуждение. Ге -незис китайской интеллигенции связан с общественным разделением труда. Первыми представителями были жрецы, колдуны, гадатели. Они выполняли мировоззренческие, идеологические и хозяйственные функции. Позднее начинает формироваться сословие ши, в котором можно выделить семь различных групп, но главная объединяющая характеристика - занятие интеллектуальной деятельностью. В период Чжаньго происходит переход от сословия «ши» к социальной группе «шидайфу». Интеллектуальные процессы, происходившие в эпоху Тан и Сун, харак-

Гуманитарные

Вестник Курганской ГСХА № 4, 2014 и общественные науки

теризуются определяющим влиянием ши на политику и культуру. Как синонимы ши употребляются термины «вэньчэнь» («гражданский чиновник»), «вэнь-жэнь», «вэньши» («интеллектуал»), «жу», «жуши» (конфуцианец). Однако сами ши предпочитали при самоопределении использовать термин «вэньцзяо», «вэньсюэ» («литератор», «учитель»). В данном термине отразилась специфика формирования китайской интеллигенции, которая подразумевала гуманитарную направленность. Техническая интеллигенция появляется лишь с конца XIX века с началом проникновения в Китай западной технической мысли. Хотя огромное количество технических изобретений китайцами было сделано в древности, и технические знания широко использовались, но со временем их развитие приостановилось. В данный период интеллигенция определяется через понятие «шэньши». Формируется новая интеллигенция, которая получила образование на Западе. В середине XX в. она приняла современный статус интеллигенции «чжиши-фэньцзы» и кадровых работников «ганьбу».

Место интеллигенции в социальной структуре китайского общества характеризуется нестабильностью. В революционном периоде она занимает важное место, является двигателем модернизационных процессов. Большинство интеллигенции поддержало образование КНР и лидеров страны. В 50-е годы XX века положение интеллигенции было устойчивым. Начала развиваться система образования, открыты научно-исследовательские институты, началось массовое обучение населения. Интеллигенция с энтузиазмом включалась в строительство нового государства. Но уже с момента образования КНР ставится вопрос разделения интеллигенции на «наших» и «враждебных». Особенно остро вопрос политической лояльности к идеологии марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна стоит в конце 60-х - начале 70-х годов двадцатого века. Кампания «ста цветов и школ» явилась началом преследования интеллигенции. Она была причислена к эксплуататорскому классу. В период «культурной революции» был нанесен огромный ущерб интеллигенции. Прекратилось воспроизводство. Считается, что за этот период Китай потерял десять выпусков студентов высших учебных заведений. Практически высшее образование перестало существовать. Были сокращены сроки обучения до трех лет, ввели ускоренную подготовку. Студенты в это время занимались идеологическими вопросами, травлей преподавателей и профессуры, а не обучением [2].

Новый этап в развитии интеллигенции наступил после 3-го пленума ЦК КПК (1978 г.), провозгласившего курс модернизации китайского общества. Ин-

теллигенция причисляется к рабочему классу, начинают создаваться благоприятные условия и факторы для увеличения ее количественной и качественной характеристик. Преобразования, начавшиеся с деревни в 1984 году, переносятся в город. Начинает меняться социальная структура китайского общества, появляются новые слои. Небольшая часть интеллигенции начинает заниматься частным бизнесом, создавать предприятия, принадлежащие к различным формам собственности. Внутри интеллигенции углубляется дифференциация.

Политика «открытых дверей» повлекла за собой активное проникновение западных идей, ценностей. Данный процесс привел к преобразованиям вслед за экономическими реформами политических отношений. Например, к активной поддержке интеллигенцией студенческих выступлений в мае-июне 1989 г. В этих событиях проявился раскол внутри правящей элиты, между «консерваторами» и «реформаторами». По мнению американских исследователей [4,5] события 1989 г. не привели к смене политического режима из-за традиционной срощенности государства и интеллигенции, характерной еще мандаринату.

Продвигаясь от ши к чжишифэньцзы, интеллигенция сохранила свои традиционные функции: культуропроизводства, мировоззренческую, управленческую. Наряду с управляющими предприятий и организаций, в КНР существует система кадровых работников - ганьбу, часть из которых входит в состав интеллигенции и выполняет функции ко -ординации и управления государственными делами. Роль ганьбу в современном обществе все еще значительна, но отлична от роли мандаринов в имперском государстве. Традиционная роль критиков государства, характерная для мандаринов, сегодня стала опасной, влекущей наказание со стороны государства вплоть до изгнания. В КНР существуют современные диссиденты (например, Фан Личжи, которого называют «китайским Андреем Сахаровым») [5].

По мнению Э. П. Пивоваровой основными критериями стратификации китайского общества являются объем властных и управленческих функций, размер имущества и доходов, профессиональный и образовательный уровень. Руководствуясь такими основополагающими политическими, экономическими и социокультурными критериями, в современном Китае различают примерно пять социальных слоев: верхний, выше среднего, средний, ниже среднего, нижний. Интеллигенция занимает самый большой удельный вес (относительно к другим слоям) в слое «выше среднего» и, особенно в «среднем». Существенно повысился в конце 90-х годов

статус высшей интеллигенции, многократно увеличились доходы тех, кто готовит поколение образованных людей [3, с. 51].

Процесс модернизации повысил роль интеллигенции в китайском обществе. Особенно повысился спрос на педагогическую интеллигенцию, так как повышение уровня образования тесно связано с задачами модернизирующегося общества. Педагогическая интеллигенция является самым большим отрядом китайской интеллигенции. Задачи реформирования промышленности, особенно государственного сектора, поставили задачу увеличения количественной и качественной подготовки инженерно-технических работников. Наблюдается тенденция небольшого повышения доли сельской интеллигенции в социальной структуре при общем понижении численности сельского населения. В основном интеллигенция сконцентрирована в городе.

Одной из актуальных проблем современного Китая является неоднородность в развитии регионов страны, что привело и к различиям между хань-ской интеллигенцией и национальной. Первоначальный уровень образования национальных меньшинств был значительно ниже. В процессе модернизации правительством стало больше уделяться внимания национальным меньшинствам: их образованию, экономическому развитию, участию в политической жизни страны. Среди пятнадцати групп национальных меньшинств уровень образования выше, чем общегосударственный.

Источники воспроизводства интеллигенции претерпели изменения с началом модернизации китайского общества. Рыночные экономические условия стали основой формирования новых социальных групп, которые явились новыми источниками воспроизводства интеллигенции. Появились новые возможности увеличения численности интеллигенции через учебные заведения для взрослых, телеуниверситеты, заочное обучение. Особенностью китайской системы образования являются различные высшие и средние специальные учебные заведения для рабочих, служащих и крестьян. Представительство женщин в воспроизводственной системе не увеличилось по сравнению с периодом до «культурной революции» [1, с. 91].

Созданию в Китае условий для функционирования интеллигенции послужили факторы, способствующие развитию: экономические реформы, раз-

витие политических и законодательных институтов гражданского общества, а также противостоящие им психологические: боязнь перемен, недоверие к внешнему миру, страх перед возможной нестабильностью. За годы после «культурной революции» в КНР значительно повысился качественный уровень подготовки интеллигенции. Увеличились социально-профессиональные, отраслевые отряды интеллигенции, улучшилась квалификационная структура. Можно констатировать небольшой, но устойчивый рост национальной интеллигенции. В связи с урбанизацией наблюдается тенденция повышения доли городской интеллигенции.

Выводы. Обобщая вышесказанное можно констатировать: китайская интеллигенция имеет глубо -кие корни, основы формирования заложены в древности и связаны с общественным разделением труда; в начале формирования китайская интеллигенция представляла собой небольшую группу людей, которая трансформировалась в сословие, а затем в социальный слой; место интеллигенции в структуре китайского общества характеризуется как неустойчивое, зависимое от политики государства и его руководителей, но с момента модернизации общества после «культурной революции» место и роль интеллигенции становятся все более значительными; в современном модернизирующемся обществе китайская интеллигенция стала социальной группой, с которой связывают будущее КНР.

Список литературы

1 Барлукова О. Д. Китайская интеллигенция в условиях модернизации общества (последняя четверть XX века). - Улан-Удэ, 2008. - 115 с.

2 Гельбрас В. Г. Социально-политическая структура КНР. 50-60-е годы. - М., 1980. - 264 с.

3 Пивоварова Э. П. Социальная трансформация китайского общества // Китай, Россия, страны АТР и перспективы межцивилизационных отношений в XXI веке. - М., 2000. - С. 51-52.

4 Cheek T. From Priest to Professionals: Intellectuals and State Under the CCP // Popular Protest and Political Culture in Modern China: Learning From 1989.

- Boulder, 1992. - P. 124-145.

5 Goldman M. The Intellectuals in the Deng Xiaoping Era // State and Society in China. - Boulder, 1992.

- P. 193-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.