Научная статья на тему 'Интеллигентность в контексте концепции ноосферы'

Интеллигентность в контексте концепции ноосферы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллигенция / микрокосмос / ноосфера / інт елігент ніст ь / мікрокосмос / ноосфера

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Г. Г. Пантелеева

Рассмотрено качество интеллигентности как структурная характеристика микрокосмоса человека и ноосферы. Предложены новые определения интеллигентност и в соответствии с концепцией ноосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Інт елігент ніст ь у конт екст і концепції ноосфери

Розглянут о якіст ь інт елігент ност і як ст рукт урна характ ерист ика мікрокосмосу людини і ноосфери. Запропоновано нові визначення інт елігент ност і відповідно до концепції ноосфери.

Текст научной работы на тему «Интеллигентность в контексте концепции ноосферы»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Социология». Том 21 (60). №3, 2008. С. 201-206

УДК 140.8

Г. Г. Пант елеева

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ НООСФЕРЫ

Рассмот рею качест во инт еллигент ноет и как ст рукт урна я характ ерист ика микрокосмоса человека и ноосферы. Предлож ены новые определения инт еллигент ноет и в соот вет ст вии с концепцией ноосферы.

Ключевые слова: инт еллигенция, микрокосмос, ноосфера.

Интеллигентность, а также вопросы роли и положения интеллигенции в обществе остаются в поле общественного внимания от начала широкого употребления данного термина в XIX столетии. В настоящее время существует различные толкования этих понятий [2, с. 57]. В обобщенной формулировке «интеллигенция - социальная группа, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным (интеллектуальным) трудом и способные независимо мыслить, ориентированные на общечеловеческие ценности, обладающие высокими нравственными качествами» [Там же]. «Порядочность, терпимость к инакомыслию, ответственность за результаты профессиональных научных достижений» здесь отмечаются как наиболее важные качества, определяющие высокий социальный статус интеллигенции и столь же высокую меру ответственности за будущее человечества.

Концепция ноосферы содержит принципиально новые идеи, ориентированные на развитие человечества в гармонии с окружающей природой и Космосом. Позитивную историческую динамику В.И.Вернадский увязывал с формированием ноосферы и возрастанием в этом процессе роли «свободной научной мысли», благоприятствующей росту научного знания [4, с. 328]. В условиях современного цивилизационного кризиса, когда особо возрастает напряженность в глобальной системе «человек-биосфера-Космос», представляется важным обратиться к онтологическому статусу понятия «интеллигентность», рассмотрев это качество в контексте концепции ноосферы.

Актуальность подобного подхода возрастает в техногенно-информационном обществе, когда интегративные процессы в науке приобретают все больший размах, а экологический кризис, напротив, обнаруживает тенденцию к усилению и человек ощущает острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с целесообразным развитием общества, в котором каждый человек должен иметь достойное существование.

Целью заявленного исследования ставится определение в контексте концепции ноосферы онтологических характеристик интеллигента и выявление роли интеллигенции в формировании ноосферы.

К настоящему времени сложилось по крайней мере два различных представления, характеризующих качество интеллигентности: во-первых, интеллигентность отождествляют с образованностью; во-вторых, интеллигентных людей выделяют среди

прочих благодаря свободе убеждений и прогрессивным взглядам, а не только по признаку образованности. Добавляется также, что все эти люди должны, кроме того, обладать большой внутренней культурой, где культура, в отличие от цивилизации, -материального обустройства, - понимается как явление духа.

Оказалось, что в последовательности роста сознания понятие «интеллигентность» занимает вполне определенное положение. По мысли Н.К.Рериха, «после невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры» [13, с.74]. Понятие интеллигенции здесь прилежит, с одной стороны, к образованности, и связанному с этим интеллекту, с другой - оно захватывает высшую ступень, а именно входит в состояние культуры, в которой действуют уже сердце, дух.

В своих крайних позициях интеллигент либо вырождается в сухого интеллектуала, либо примыкает к идеалистам, оторванным от жизни в недосягаемых полетах фантазии. Сознание интеллектуальное, рассудочное лежит в области мышления дискурсивного, разорванного, атомизирующего, образ считается чем-то чуждым ему. Интеллигент же, по определению Д.С.Лихачева, это не только интеллектуал - человек с высоким уровнем умственного развития, но и обладающий «умственной порядочностью» [8. с. 39]. Интеллигентному человеку, следовательно, свойственно соизмерять интеллект (от лат. intellectus - рассудок) с основами нравственности, выстраивая ценностные приоритеты и таким образом упорядочивая свое сознание.

Корень слова «порядочность», которое Д.С.Лихачев употребляет характеризуя интеллигента, обращает наше внимание на порядок как определенную структурную организованность микрокосмоса человека. Микрокосмос, человеческое «Я» - это и сознание, и мышление, и дух, и особая мыслящая структура бытия. Интеллектуальное и духовное начала у человека не обособлены, но в единстве формируют внутреннее онтологическое пространство человеческого существа как его специфицирующую характеристику.

К подобному выводу приводит этимологический и семантический анализ понятия «интеллигент» (от лат. intellegens, intellegentis - «сведующий, умный»), производного от составного глагола intellegere [16]. Глагол intellegere образован из inter - «между, среди» (с изменением г > 1 по ассимиляции) и глагола legere -«собирать, выбирать», «видеть, замечать» с тем же корнем leg-, что и в слове «легенда», бликом по смыслу мифу.

Интеллигенту, согласно этимологии этого слова, свойственна «внимательная изысканность». Ему надлежит тонко чувствовать и среди всего возможного избирать истинное знание, мудрость, соизмеряя логику интеллекта с чувствознанием культурного сердца. Отметим также, что корень inter глагола intellegere несет в себе тот же смысл, что и в слове «интервал», означающем пространство в гармоничной линии строя [16]. Интеллигентность как качественная характеристика пространства микрокосмоса, обязывает человека «держать строй» сознания, тонко соблюдая гармонию внутреннего состояния. Способность удерживать внутреннее равновесие, сознательно противостоять хаосу мышления в стремлении соответствовать высшей мудрости характеризует степень развитости сознания и соответственно уровень интеллигентности человека.

В ранней античной классике мудрость обозначает также и «строгую всеобще-космическую структуру» [11, с. 11]. В XX столетии идея упорядоченности мира получила обоснование в концепции ноосферы В.И.Вернадского. Человек во всех его проявлениях составляет, по мысли Вернадского, «определенную закономерную часть строения биосферы... Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени» [6, с. 276].

Ученый пришел к выводу, что земная биосфера, есть структурно организованная оболочка планеты, в которую научная мысль социального человечества закономерно встраивается в ходе времени, образуя ее качественно новое состояние - ноосферу. В своих выводах ученый исходил из того, что темп роста научной мысли социального человечества коррелирует с темпом роста геофизических преобразований, происходящих в земной коре. При этом предполагалось, что научная мысль представляет не только опосредованную физическим действием, но и непосредственную материальную силу в биосфере. Согласно выводам В.И.Вернадского, научная мысль социального человечества является новым фактором, изменяющим биосферу: «Биосфера переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу, - перерабатывается научной мыслью социального человечества» [6, с. 256].

С этих позиций биосфера представлялась целостным живым организмом, взаимодействующим с неорганической оболочкой Земли и Космосом. Г.П.Аксенов отмечает, что Вернадский «ввел жизнь в Космос как необходимый и закономерно существующий в нем двигатель материально-энергетического мира, как причину Космоса» [1, с. 463]. Введение жизни в рамки Космоса и определение там ее места снимало противоречие между научно построенным Космосом и человеческой жизнью, давало возможность осмыслить жизнь как космическое явление, а сам Космос как единый живой организм.

Личность, по нашему мнению, не строит себя из ничего, и человек, по удачному выражению Франка, «не есть своевольный хозяин собственной жизни» [15, с. 35]. В нем всегда есть внутреннее «глубинное Я», включающее и его основные способности, и ценностные приоритеты, задающие общий вектор жизнеустроения. Человек - микрокосм, в стяженном виде вмещающий в себя все природные космические стихии и энергии. Настроенность микрокосмоса на привлечение жизнедательных энергий, связана, прежде всего, с такими экзистенциалами человека как вера и свобода.

Полная вера - это знание сердца, соединенное с верой, основанной на знании интеллекта. Равновесие между сердечным чувствованием и рассудком освобождает человека от сомнения. Уничтожая сомнение, вера-знание побуждает к действиям, создающим единый настрой микрокосмоса как одно из условий глубокого проникновения сознания человека в сущность вещей. Уравновешенность между интеллектом и сердцем будет приближать к наиболее точному отражению истины.

По мысли В.И.Вернадского, «впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости» [4, с. 328]. Где начинается такая свобода, «может судить лишь сердце, от которого не укроется

никакая уловка, никакой подкуп» [7, п. 29]. Сердце обеспечивает онтологическое единство и устойчивость разумного бытия человека в мире, именно поэтому «житие умное есть дело сердца», как заметил И.Сирин.

Свобода у Д.С.Лихачева выступает как нравственная категория. У интеллигентного человека она соотносится с чистотой совести и мысли: «не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли» [9] Призвание же интеллигента, обязывает его направлять усилия на подчинение творчества законам нравственности, по словам Д.С.Лихачева, на «занятость мозга добром» [10].

Человек, согласно концепции ноосферы, во всех его проявлениях составляет «определенную закономерную часть строения биосферы», а человечество - это природное явление, соответствующее системной организованности биосферы, как ее «определенная функция» [6, с. 276]. Структурное подобие и фундаментальное единство микрокосмоса человека и макрокосмоса - биосферы выступают теми принципами, которые делают возможным участие человека в формировании ноосферы. В условиях цивилизационного кризиса подобный подход показывает принципиальную возможность адаптации человечества как целостной глобальной системы к иной природной среде, выходящей за пределы земной биосферы и простирающейся в дальний Космос.

Как тонко подметил О.К.Садовников, «роль интеллигенции в формировании общественного мнения и устоев общества путем мифотворчества была замечена, еще Платоном» [14, с. 81]. Используя мифы и мифологические приемы, он выводит философские идеи: любви - миф об андрогинах, совершенного государства - миф об Атлантиде. В литературе средневековья легенды (букв, то, что следует прочесть) - это произведения, содержавшие описания жизни святых. Легенды, следовательно, изначально служили нравственному воспитанию, ориентированному на высокие духовные и социальные идеалы. Естественным и закономерным представляется при такой интерпретации наличие общего корня leg- в слове «legenda» и слове legere, образующем слово intellegens - «интеллигент».

Ноосфера, согласно концепции В.И.Вернадского, - органическое продолжение биосферы, сфера рефлексии разума в процессах творческого труда человека разумного. Интеллигенту свойственно углублять свое мышление, доходить до первооснов и причин тех или иных следствий. В.И.Вернадский полагал, что мысль есть энергия, иначе «как же может она изменять материальные процессы?» [4, с. 328]. В будущем он не без основания ожидал подтверждения энергетической природы мысли со стороны научного сообщества.

Микрокосмос интеллигентного человека, согласно концепции ноосферы, открыт для взаимодействия с миром, а структурное подобие и фундаментальное единство мироздания выступают теми принципами, благодаря которым становится возможным взаимодействие и развитие космических структур разного уровня организации, в том числе в системе «человек-биосфера-Космос».

Идеи ноосферы не только органично входят в современную научную картину мира, но и формируют облик подлинного интеллигентного человека, которому свойственно планетарное мышление, осознающее, что «жизнь есть явление космическое, а не специально земное» [3, с. 102]. Диалог с природой у

интеллигентного человека сопрягается с идеалом открытости сознания к разнообразию подходов, к тесному взаимодействию (коммуникации) разных индивидуальных сознаний и менталитетов разных культур. По мысли Вернадского, «мы переживаем очень ответственный перелом в научном мировоззрении. Впервые в научное мировоззрение должно войти явление жизни, и, может быть, мы подойдем к ослаблению того противоречия, какое наблюдается между научным представлением о Космосе и философским или религиозным его постижением» [5].

Человечество, взятое в целом, согласно концепции ноосферы, «становится мощной геологической силой». «Перед ним, перед его мыслью и трудом встает вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого» [4, с. 328].

Представляется, что каждая интеллигентная помощь особенно необходима в условиях глобального кризиса. Поэтому важно утверждать в народе уважение к интеллигенции, несущей знания, к каждому учителю как носителю света и успеха в жизни.

В контексте концепции ноосферы такие общепризнанные качества интеллигента как порядочность, терпимость к инакомыслию, ответственность за результаты профессиональных научных достижений дополняются рядом характеристик, повышающих социальный статус интеллигенции и меру ответственности за будущее человечества.

Интеллигентность выступает как качественная характеристика определенного интервала пространства в структуре микрокосмоса человека как его экзистенциальное пространство, что определяет особую роль интеллигенции в формировании ноосферы.

Микрокосмос интеллигентного человека, согласно концепции ноосферы, открыт для взаимодействия с миром, а структурное подобие и фундаментальное единство мироздания выступают теми принципами, благодаря которым становится возможным взаимодействие и развитие космических структур разного уровня организации, в том числе в системе «человек-биосфера-Космос».

Интеллигенция, согласно концепции ноосферы, призвана направлять усилия людей на подчинение творческой деятельности законам нравственности. Созидательное мышление людей, генерирующее образы добра, красоты, формирует соответствующее состояние ноосферы, которое в свою очередь благотворно воздействует на сознание масс, обеспечивая благоприятный эволюционный путь планеты и человечества.

Проведенное исследование позволяет уг верж дат ь, чт о инт еллигент ноет ь ест ь:

- особая форма от ношения человека к миру, в основе кот орого лежит знание основополагающих принципов уст ройст ва Космоса, исходящее из идеи всеобщей упорядоченност и мира;

- способност ь осмыслит ь ж изнь как космическое явление, а сам Космос как единый ж ивой организм;

- бескомпромиссное ст ремление от ст аиват ь свободу мысли (соот нося ее с чист от ой совест и) как необходимое условие т ворческого поиска и самосозидания;

- ст ремление углублят ь свое мышление, доходит ь до первооснов и причин т ех или иных следст вий;

- способност ь удерж иват ь внут реннее равновесие, сознат ельно прот ивост оят ь хаосу мышления в ст ремлении соот вет ст воват ь высшей мудрост и.

Список литературы

1. Аксенов Г.П. Вернадский. М.: Молодая гвардия, 2001 - 484 с.

2. Берестовская Д.С. Интеллигенция: к определению понятия // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 2008. - 110 с.

3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.

4. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. - М., Наука, 1965.-373 с.

5. Вернадский В.И. Pro et Contra. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного университета, 2000. - 615 с.

6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К.Баландина. - М.: Айрис-Пресс, 2004, 576 с.

7. Живая Этика. В 16-и кн. Сердце. - Москва: Международный Центр Рерихов, 1994-1997.

8. Лихачев Д.С. Письмо в редакцию. «Новый мир»,- 1993, № 2.

9. Лихачев Д.С. http://www.foxdesign.ru/aphorism/book/b_rus28.html

Ю.Лихачев Д.С. Выступление 4 окт. 1955 г. на третьей пресс-конференции ученых и деятелей культуры Санкт Петербурга и Москвы

11. Лосев А.Ф. Термин «София» // Мысль и жизнь. Ч. 1. Уфа, 1993.

12. Платон // Диалоги. - М., 2005. - 383 с.

13.Рерих Н.К. Знамя Мира // Рерих Н.К Держава света; Священный дозор. - Рига: Виеда, 1992.-285 с.

14. Садовников O.K. Интеллигенция мифотворящая // Культура народов Причерноморья. -Симферополь, 2008.

15. Франк СЛ. Духовные основы общества - М., 1992.

16.Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка: Более 5000 слов. - 2-е изд. перераб. и доп. - К.: Рад. шк., 1989. - 511 с.

Пант елеева Г.Г. 1нт слгснт шст ь у конт екст i концспцп ноосфери

Розглянут о яист ь iHT слгснт ноет i як ст рукт урна характ ерист ика микрокосмосу людини i ноосфери. Запропоновано нов1 визначення iHT елгент ноет i вадповадно до концспцп ноосфери.

Ключов1 слова: iHT елгент шст ь, микрокосмос, ноосфера.

Panteleeva G. Intelligentsia in context of noosphera's concept

Quality of intelligentsia as the structural characteristic of microcosm of the person and noosphere is considered. New definitions of intelligentsia according to the noosphere concept are offered.

Keywords: micro cosmos.

Поступило в редакцию 26.05.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.