Научная статья на тему 'Интеллигентность как идеология универсальной моральной ответственности'

Интеллигентность как идеология универсальной моральной ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
67
10
Поделиться
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА / МИРОВОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ИДЕОЛОГИЯ / ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Келеман Людмила Анатольевна

В статье обосновывается положение о том, что в формирующемся глобальном человеческом сообществе качество интеллигентности представляет собой своеобразную квинтэссенцию всего, что имеет значение для человека и человечества.

INTELLIGENCE AS AN IDEOLOGY OF UNIVERSAL MORAL RESPONSIBILITY

The article argues that the emerging global human community quality intelligence is a kind of distillation of all that is human and humanity.

Текст научной работы на тему «Интеллигентность как идеология универсальной моральной ответственности»

ОЛОГИ'

INTELLIGENCE AS AN IDEOLOGY OF UNIVERSALMORAL RESPONSIBILITY

Keleman Lyudmila Anatolievna, DSc of Philosophical sciences, Professor, Chair of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Stavropol Institute of Cooperation (branch) of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Stavropol

The article argues that the emerging global human community quality intelligence is a kind of distillation of all that is human and humanity.

Keywords: human quality; the global human community; ideology; intelligence.

УДК 316.32

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ КАКИДЕОЛОГИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

© КелеманЛ.А.,2014

В статье обосновывается положение о том, что в формирующемся глобальном человеческом сообществе качество интеллигентностипредставляет собой своеобразную квинтэссенцию всего, что имеет значение для человека и человечества.

Ключевые слова: качества человека; мировое человеческое сообщество; идеология; интеллигентность.

0^—

I> ■

100

КЕЛЕМАН Людмила Анатольевна, доктор философскихнаук, профессор, кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права, Ставрополь

Как известно, становление нового глобального пространства связано с формированием мирового человеческого сообщества. А поскольку человечество приобретает свое живое воплощение только в конкретном человеке, постольку основные параметры этого нового сообщества напрямую зависят от тех качеств, которыми обладает реальный, живой человек. И в этом смысле именно качества человека являются тем ресурсом, который и предопределяет содержание и вектор развития современного человечества.

Человек изначально вписан в существующий объективный мир, который детерминирует и с которым сопрягается положение каждого конкретного индивида. Отсюда следует, что основные качества человека также выступают продолжением и завершением объективности, из которой они вырастают и представляют собой своеобразный ответ на "бытийное вопрошение", связанное с правилами и нормами культуры, существующей системой ценностей, с определенными способами познания и формами опыта, задающих и регламентирующих качественную определенность человека. Не случайно в исторической ретроспективе качественная характеристика человека изменяется вместе с изменением исторически конкретных форм его жизнедеятельности.

Вместе с тем, на каждой новой ступени своего бытийного восхождения человеку приходится одновременно переосмысливать и свою сущность - пересматривать свои потребности, переосозна-вать свою новую "силу" над материальным миром для его дальнейшего развития и покорения.

Отсюда следует, что человеческие качества выступают своеобразными посредниками взаимоотношения мира и человека, которые не только фиксируют и отражают онтологический статус наличного общественного и персоналистического бытия человека, выступают постоянно актуализируемой стратегией дальнейшего индивидуального развития, но являются основой дальнейшего развития этих самих объективированных форм человеческого существования.

А поскольку качества современного человека крайне разнообразны и противоречивы, постольку они потенциально содержат в себе системы ориентаций, предопределяющие различный вектор и ритм формирующегося глобального сообщества, в предельном выражении содержащие движение человечества к добру или злу [1].

Иными словами, качества человека могут иметь как "плодотворную ориентацию", основанную на личностном стремлении к твор-

честву, реализации своих сущностных сил, возможностей и способствующую его приобщению к общечеловеческому идеалу, расширяющему представление человека о самом себе, как части человечества, так и "неплодотворную ориентацию", направленную на эгоцентристское, потребительское восприятие ценностей, стяжательство, ведущих к дезорганизации социальных взаимодействий, агрессии, росту конфликтов.

Это значит, что становление мировой общности может быть представлено как нелинейная ситуация прямой и обратной связи, возникающей в результате преобладания тех или иных конкретных человеческих качеств, инициирующих тот или иной путь развития.

Задача состоит в том, чтобы выявить те качества человека, которые содержат в себе основание для трансформации существующей системы ценностных приоритетов жизнедеятельности отдельных индивидов в направлении их интернациональной ориентированности.

Нам представляется, что качеством, представляющим собой своеобразную квинтэссенцию всего, что имеет значение для человека и человечества (Печчеи) является качество интеллигентности. Наше утверждение строится на том, что, основу интеллигентности, как свидетельствуют многочисленные авторы, составляет признание человека в качестве высшей ценности. Это значит, что интеллигентность содержит в себе в качестве смыслообразующих ценности, центрирующиеся вокруг идеи самоценности человека и концентрирующие в себе все срезы человеческого бытия, что наделяет интеллигентность универсальным смыслом.

При этом не только реализуется одно из общепризнанных положений о том, что человек становится собственно человеком только тогда, когда другой человек осознается как его подобие, и принимается как его продолжение, но и создается уникальная ситуация помогающая человеку осознать себя носителем единых, фундаментальных ценностей, и наполнить человечество смыслом каждого отдельного человека. Только в результате подобного смыслового наложения и может быть достигнута гармония всех интересов, в которой каждый человек, отказавшись от притязаний на исключительность, займет свое достойное место в едином общечеловеческом сообществе.

Вместе с тем, осознание себя главной причиной не только собственной жизни, но и жизни всего человечества предполагает наличие не просто внешней рассудочной отстраненно-

о

ГЧ

О"

V

сти познания проблем современного человечества, а внутреннюю сострадательную участ-ность: чувство сопричастности и боли, что возлагает на индивида особую ответственность за собственное самоопределение.

Признание ответственности за свои убеждения и за свое поведение порождает, в свою очередь, возможность совмещения безусловной принципиальности в отстаивании своих убеждений и решительной неприязни ко всякой беспринципности со столь же принципиальной толерантностью, терпимостью к взглядам "другого", как бы они ни отличались от собственных.

Из этого корня вырастают не такие проявления интеллигентности, как тактичность, деликатность в полемике со сторонниками иных взглядов, но и возможность менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. В последнем Д.С. Лихачев усматривал проявление интеллектуальной свободы, приобретающей смысл и значение нравственной категории. Свобода не как возможность делать все, что угодно, ни за что, не отвечая, а свобода внутренняя, которая строится на комплексе моральных и нравственных ограничений, и чем свободнее хочет себя чувствовать в нравственном смысле человек, тем строже он к себе относится. "Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли" [2].

Интеллигентность, таким образом, включает в себя индивидуальное начало, но отреф-лексированное через призму общечеловеческого. Непосредственная ценность каждого индивида рассматривается через отношение к другому человеку. Это подчинение индивидуального начала сверхличностному составляет ту сущность интеллигентности, которая противопоставляет ее всякому индивидуализму, отвергающему все, что находится за пределами интересов замкнутого в себе эгоцентрического "Я".

і

101

Вместе с тем мы хотели бы отметить, что, во-первых, реализация качества интеллигентности, как и любого другого качества, на уровне конкретных индивидов представляет собой процесс "переживания" и "проживания" отдельным человеком, и в этом смысле оно всегда опосредовано индивидуальными особенностями психической организации индивида.

Во-вторых, свойства, характеризующие интеллигентность, по-разному воспринимались (и воспринимаются) в контексте историкокультурного развития человечества. Это каса-

I-

_п

> ■

102

ется и сострадательности, и совестливости, которые могут проявляться и как "призыв к заботе", и как реальная забота, как в форме осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний.

Поэтому, подчеркивая специфику их интеллигентского понимания, как правило, указывается на то, что данные свойства рассматриваются не только как способности человеческого духа познавать этические ценности, но и как механизмы "научения" человека нравственности, исходящие из его собственной природы

[3]. Это значит, что интеллигент может обладать индивидуальными чертами, достоинствами и недостатками.

Но значение интеллигентности как раз и состоит в том, что оно объединяет непохожих друг на друга людей на основе принятия ими

единой идеи универсальной моральной ответственности, определяющей смысл их жизни. В этом контексте интеллигентность имеет особый смысл. Это способ противодействия замыканию человека на гонке за собственной выгодой и размыкания для развития духа, концептуально содержащий ориентацию на высшую ценность и значимость другого и стремление максимально приблизиться к нему в реальной жизни, что и позволяет рассматривать интеллигентность как идеологию универсальной моральной ответственности.

Литература:

1. Грузков В.Н. Время выбора: междудобром и злом // Вестник

СГПИ.-2011.- № 15.

2. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию //

Новый мир. - 1993. - № 2.

3. Челеман Л.А. Философия интеллигентности. - Ставрополь:

СГУ.- 2006.

PROBLEMSOF DEVELOPMENT OF REGIONAL CULTURE IN CULTURAL ASPECT

Migunova Marina Grigorievna, Senior Professor, Chair of Theory and Methods Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article covers the problems of development of regional culture as an integral part of the national culture.

Keywords: regional culture; modern society; socio-cultural environment; culture of a society.

УДК 008 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМАСПЕКТЕ

® МигуноваМ.Г., 2014

МИГУНОВА Марина Григорьевна, старший преподаватель, кафедра Теор ии им етодологии музыкального образования, Ставропольский педагогический институт, Ставрополь

В данной статье рассмотрены проблемы развития региональной культуры как неотъемлемой частиобщенациональной культуры.

Ключевые слова:региональная культура; современное общество; социокультурная среда; культура общества.

Значимость культуры каждого конкретного региона понимается исследователями как реальность, охватывающая множество эволюционных трансформационных процессов человеческой истории. Множественность территорий и народов России создает определенные трудности при изучении ее культуры. Поэтому для конвергенции всей совокупности культурных явлений страны как целого необходимы локальные изучения конкретных единиц (республик, краев, округов, областей, районов). Важен детальный региональный анализ формирования культурных процессов, в силу уникальности культуры любого региона.

Своеобразие региональных культурных традиций складывается из многих территориальных особенностей, таких, как географические, экономические, социальные и другие. Именно в региональной культуре отражается социально-исторический опыт живущих на данной территории людей, представителей разных социальных групп, национальностей, вероисповеданий [3].

На протяжении длительного времени на региональном уровне наблюдается процесс взаимовлияния, взаимообогащения разнообразных субкультур. Понимание и осознание особенностей разных региональных культурных процессов невозможно без анализа со-