Научная статья на тему 'Интеллигент в русской культуре: содержание понятия'

Интеллигент в русской культуре: содержание понятия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНТ / КАЧЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / ВРАЧ / ЦЕЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алыпкашева С.А.

В работе автор изучает определения интеллигенции, акцентируя внимание на ее роли в создание, сохранение и распространение достижений духовной жизни общества. Автор приходит к выводу, что интеллигентность является особым сочетанием интегральных качеств человека, обладающих сложной иерархической организацией. Интеллигентность имеет определенную идеологическую достоверность и завершенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллигент в русской культуре: содержание понятия»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 6

Ю: 2017-06-4388^-13560 Краткое сообщение

Алыпкашева С.А.

Интеллигент в русской культуре: содержание понятия

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: доц. Живайкина А.А.

Резюме

В работе автор изучает определения интеллигенции, акцентируя внимание на ее роли в создание, сохранение и распространение достижений духовной жизни общества. Автор приходит к выводу, что интеллигентность является особым сочетанием интегральных качеств человека, обладающих сложной иерархической организацией. Интеллигентность имеет определенную идеологическую достоверность и завершенность.

Ключевые слова: интеллигент, качество, человек, врач, цель

Существует много определений интеллигенции, однако все они утверждают причастность именно интеллигенции как явления в создание, сохранение и распространение достижений духовной жизни общества. Можно говорить о значении интеллигенции в трех метаисторических измерениях: прошлом (сохранение обычаев, знаний, накопленных предыдущими поколениями, ценностей), настоящем (распространение этих ценностей среди современников, своеобразное «воспитание» собственного общества) и будущем (продуцирование новых ценностей, идей, которые будут конституировать уже будущее общества).

Горький В. обращает внимание на три подхода к определению интеллигенции:

1. первый обращается к функциям этого слоя общества («социологическое» определение);

2. второй обращается к историческому значению этого слоя («историческое» определение);

3. третий обращается к индивидуальным чертам людей, которых относим к этому слою («философско-психологическое»

определение).

Попробуем определить интеллигенцию, опираясь на философское восприятие мира как такового. Как отмечает профессор В.С. Горский, человек живет в мире и в процессе жизнедеятельности реализует определенные отношения, определенные установки, по отношению к окружающим его людям, миру и обществу. Такое отношение может реализоваться через противопоставление себя как субъекта к миру, как объекта познания. Указанная установка реализуется в процессе научной деятельности, но человек не только познает мир, он оценивает его с учетом собственных потребностей и пытается изменить так, чтобы способствовать развитию факторов, отвечающих его интересам, и нейтрализовать действие неблагоприятных для него процессов.

В этом смысле интеллигента отличает способность воспринимать собственной душой, пропускать через собственное сердце радости и горе не только «ближнего», но и «дальнего» своего. Вернее сказать, интеллигент - это тот, для кого «дальнего» просто не существует. Интеллигент - это тот, кто способен не только услышать, но и сочувствовать другому.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — окурками или руганью, дурными идеями.

Интеллигентность включает в себя черты, которые, конечно, отличные у разных людей, но необходимы для констатации целостности. При отсутствии какой-либо части в рамках целостности, сама эта целостность не просто меняется, а уничтожается, переходит в другую качественную определенность. Структуру интеллигентности образуют связи между ее качествами, объединенными в соответствующие подсистемы.

Формирование интеллигентного врача предполагает воспитание настоящего интеллектуала. Среди его качеств, прежде всего, чувство нового, а также рефлексия, самокритичность, скромность, оптимизм, настойчивость, упорство в достижении цели и тому подобное. Ведь врач интеллигент должен характеризоваться умением смотреть вперед, видеть уже сегодня то, что наступит завтра. Он должен уметь в полной мере оценивать свои знания, возможности достижения успеха, направления и т.д., и в то же время отвергать пессимизм и видеть то, чего не замечают другие. Этому должны способствовать настойчивость и упорство в достижении цели, которые, в свою очередь, основываются на невероятно напряженном труде.

Свойства интеллигентности, проявляясь в ходе деятельности человека, предусматривают формирование, развитие и проявление других личностных качеств. Так, например, работа над собственным самосовершенствованием невозможна без настойчивости и самодисциплины. Человеколюбие предполагает умение слышать и слушать другого, милосердие, сострадание. Высокая нравственность проявляется, в свою очередь, в скромности, честности, достоинстве, благородстве, искренности, бескорыстии; культура диалога - в вежливости, тактичности, чувстве юмора, душевной порядочности; гражданственность - в подвижничестве, самоотверженной деятельности. Как видим, модель интеллигентности имеет достаточно сложную структуру, одни качества предполагают наличие других, и рассматривать свойства интеллигентности отдельно, невозможно.

Таким образом, интеллигентность является особым сочетанием интегральных качеств человека, обладающих сложной иерархической организацией; внутреннее и внешнее функционирования; саморегуляция на основе обратной связи; способность, изменяя свое состояние, сохранять качественную определенность; историческая динамика, выражающаяся в закономерном процессе ее возникновения и развития. Интеллигентность имеет определенную идеологическую достоверность и завершенность.

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017

www.medconfer.com

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2017. Volume 7. Issue 6

Литература

1. Горский В. Проблема воспитания «новой интеллигенции» в современном обществе / Интеллигенция - гуманная объединяющая сила современного общества. - М.: Стилос, 2014. - С. 22-27.

2. Живайкина А.А. К.Д. Кавелин: опыт философского анализа культуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2009. - Т. 9. - № 4. - С. 8-12.

3. Живайкина А.А. Система философских взглядов К.Д. Кавелина (историко-философский анализ) / диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2010.

4. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве / Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. - Краснодар, 2013. - С. 65-70.

5. Климова М. Интеллигенция как проводник духовной традиции. - Минск, 2016. - С. 9-81.

6. Курас И. Интеллигенция в современном мире / Интеллигенция - гуманная объединительная сила современного общества. - М.: Стилос, 2014. -С. 5-8.

7. Нечипоренко В. Социологическая теория формирования идей в «Идеологии и утопии» Карла Мангейм / Мангейм К. Идеология и утопия; Пер. с нем. - М.: Дух и Литера, 2008. - С. 9-18.

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.