Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал студента высшей технической школы основа надежности и качества подготовки специалиста'

Интеллектуальный потенциал студента высшей технической школы основа надежности и качества подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал студента высшей технической школы основа надежности и качества подготовки специалиста»

Вьюгина С.В.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТА ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ - ОСНОВА НАДЕЖНОСТИ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

В современном мире, практически все государства, обычно считающиеся цивилизованными и передовыми желают, чтобы их среда не губила личность, а развивала его познавательные и мыслительные задатки, не навязывала шаблонные мыслительные схемы, а прививала органическую потребность к самостоятельному осмыслению, прививала потребность понимать все, к чему может прикоснуться разум. Наряду с этим повсеместно признается проблематичность реализации столь благого стремления - воспитывать гармонично развитую и универсально мыслящую личность. Это является предметом многочисленных дискуссий, посвященных интеллектуальному потенциалу наций. Новое видение роли и значения образования обусловило переоценку его места в обществе, определения миссии образования как интеллектуального потенциала общества. Переоценки миссии образования с этой точки зрения определяет новое видение и перспективы его модернизации на качественно новом уровне.

Высшее профессиональное образование следует рассматривать прежде всего как творческую среду, социокультурные функции которой заключаются в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепции, моделей, теорий, методологий, технологии, информации. В научно-образовательном пространстве реализуются не столько отношения «производитель - потребитель услуг», сколько отношения профессионального сотрудничества. Результатом этого сотрудничества являются новый уровень профессиональной надежности участников как партнеров и активных членов социума.

Если вуз не сформирует у своих выпускников способности осваивать достижения фундаментальных науки и творчески использовать в учебной деятельности, то он не обеспечит своим студентам необходимую конкурентоспособность на рынке труда. В Казанском государственном технологическом университете уже с первого курса культивируется стремление студентов к глубокому освоению фундаментальных знаний. Проблема фундаментализации образования является ведущей проблемой в общей проблеме качества содержания образования и в проблеме качества содержания высшего образования в частности. Поэтому важнейшей задачей высшей технической школы является осуществление перехода от массового обучения к высококачественной подготовке специалистов, знающих не только все проблемы своей узкопрофессиональной деятельности, но и глубокие фундаментальные основы.

Инженерная деятельность все больше превращается в социально-инженерную, социальность которой проявляется в социальной оправданности целевых установок инженерной деятельности. На этом этапе доминирующее место в профессиональной подготовке должно принадлежать личностным качествам специалиста. В реальных условиях производственной деятельности инженеру приходится решать задачи с высокой степенью неопределенности и риска, задачи с недостающими и избыточными данными.

Интегративной проблемой высшей технической школы сегодня является проектирование педагогических технологий, обусловливающих развитие интеллектуального потенциала студента на протяжении всего пребывания в вузе. В этих условиях важным педагогическим требованием к образовательному процессу является, кроме непрерывности и преемственности, активное включение студентов в инновационную образовательную среду, детерминированную концепцией обучения на протяжении всей жизнедеятельности личности. К тому же и инновационная деятельность преподавателя высшей технической школы обусловливается потребностями в новизне преподавания, что вызывает необходимость реализации современных подходов к феномену «интеллектуальный потенциал».

Как свидетельствуют результаты нашего исследования, интеллектуальный потенциал - это характеристика возможностей реализации субъектом своих внутренних личностных сил, раскрытия способностей, возможностей реализации способностей и талантов. Интеллектуальный потенциал личности в современном обществе проявляется в форме реального и перспективного. Реальный интеллектуальный потенциал представляет собой совокупность способностей, еще не нашедших выражения в деятельности, но могущих быть в ней задействованными, поскольку условия для этого обществом уже созданы. Перспективный интеллектуальный потенциал - это те способности, которые возможно никогда не найдут своего выражения в деятельности, если обществом не будут созданы для этого соответствующие условия.

И реальные, и перспективные формы интеллектуального потенциала личности обучаемого находятся в непосредственной зависимости от уровня развития образовательного пространства конкретного учебного заведения, выступающего социально-педагогическим механизмом управления этим процессом и развивающегося на основе принятых в обществе социальных стандартов с учетом региональной, отраслевой и профессиональной специфики вуза.

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе высшего технического образования, направленных на развитие интеллектуального потенциала, наиболее актуальна проектная методика обучения, где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность студента, через его потребности и интересы.

В основе современного понимания проектного метода лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для обучаемого с одной стороны, а с другой разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Чтобы добиться такого результата необходимо научить обучаемых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи» [2] . В целом же все это оказывает непосредственное влияние на развитие интеллектуального потенциала личности обучаемого.

Сущность проектной технологии, рассматриваемой в контексте развития интеллектуального потенциала студента высшей технической школы состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения оределяются с позиций самого студента, на основе его интеллекта, знаний, умений, навыков, качеств, интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей и др. Вследствие этого интеллектуальный потенциал, лежащий в основе проектной методики, предполагает изменений основной схемы взаимодействия. Как отмечает И.А.Зимняя «вместо широко распространенной схемы субъективнообъективного взаимодействия —»0, где Б - преподаватель, субъект педагогического взаимодействия и управления, а 0 - студент, объект, должна иметь место схема субъектно-субъективного равнопартнерского образовательного сотрудничества. То есть обучение осуществляется по схеме Б!—» Бп, где -это преподаватель, человек вызывающий подлинный интерес к предмету обучения, к себе как партнеру, информативный для студента, интересный собеседник, содержательная личность, Бп - это студент как единый взаимодействующий, коллективный совокупный субъект партнерского общения» [1].

Превращение системы высшего профессионального образования в сферу освоения способов познавательной и профессиональной деятельности, коммуникативной профессиональной культуры коренным образом меняет представление о вузе, учебно-воспитательном процессе. Важнейшим направлением развития высшего профессионального образования и трансформации его в инновационный процесс является специальная организация работы студентов на протяжении всего срока учебы в вузе в виде комплексных полидисци-

плинарных практико-ориентированных коллективов, органическое включение студентов в активную интеллектуальную и творческую деятельность, обеспечение их массового участия в исследовательской и научной работе, создание целеориентированных форм обучения. Подтверждением целесообразности таких подходов являются результаты деятельности федерально-экспериментальной площадки Казанского государственного технологического университета.

В последние годы во всем цивилизованном мире актуализировалась проблема человеческого потенциала. В связи с этим узкопредметная подготовка современного студента отходит в прошлое. Теперь во главу угла в мировом образовательном пространстве ставится цель формирования будущего специалиста как духовно обогащенной с развитым интеллектуальным потенциалом. Эти общемировые тенденции перед отечественной высшей технической школой поставили со всей очевидностью задачи развития интеллектуального потенциала личности студента как гаранта надежности и качества подготовки специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222с.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. - 2000. -№2. - С.3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.