Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал Российского общества и стратегии модернизации образования (обзор международной конференции)'

Интеллектуальный потенциал Российского общества и стратегии модернизации образования (обзор международной конференции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанов Константин Викторович, Романенко Инна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал Российского общества и стратегии модернизации образования (обзор международной конференции)»

К. В. Султанов, И. Б. Романенко

Интеллектуальный потенциал Российского общества и стратегии модернизации образования (обзор международной конференции)

17-18 апреля 2013 г. прошла Международная конференция «Интеллектуальный потенциал Российского общества и стратегии модернизации образования»*. Конференция была проведена в рамках ХХ Международного форума «Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства», который проходит в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена ежегодно, начиная с 1993 г.

Цель конференции заключалась в осмыслении интеллектуального потенциала общества как специфического человеческого ресурса, направленного на осуществление амбициозных целей современной России: инновационное развитие экономики, разработка и внедрение высоких технологий, достижение социально-политической стабильности и культивирование в обществе идеалов высокой нравственности и духовности. Роль интеллектуалов, способных к нравственной саморефлексии, проектированию, прогнозированию и управлению общественным развитием в этих условиях, трудно переоценить. Однако современное состояние политико-экономической, научной и образовательной элиты, ее социальный состав, мера мировоззренческой зрелости и ценностных ориентиров, ее роль в формировании гражданского правового общества остается не проясненной и нуждается в тщательном исследовании и открытом обсуждении. В выступлениях, а также в ходе состоявшихся дискуссий участниками конференции последовательно проводилась и аргументировалась мысль о том, что сама возможность сохранения и воспроизводства интеллектуального и нравственного потенциала России непосредственно реализуется сферой образования при условии ее структурно-содержательной модернизации.

© Султанов К. В., Романенко И. Б., 2013

* Конференция прошла в рамках поддержанного РГНФ проекта № 12-06-0009 «Интеллектуальный потенциал инновационного развития России: стратегии модернизации образования»

Выступления докладчиков на конференции можно тематизиро-вать по четырем основным направлениям:

• образование в глобальном мире: вызовы и ответы;

• идеалы и ориентиры образования;

• интеллектуальный потенциал России и формирование элит;

• искусство и эстетический опыт в формировании личности.

Конференцию открыли выступления В.П. Соломина и А.П. Балицкой, посвященные проблемам модернизации образования. В.П. Соломин уточнил, что модернизация «сверху» означает изменение идеологии (коммерциализацию) и жесткие процедуры технологического характера, такие как разрушение институциональной структуры, стандартизация, формализация проверки итогов (введение ЕГЭ), компьютеризация и т. п. Однако реформационные процессы в этой сфере гуманитарного производства могут быть эффективными, т. е. действительно отвечать «вызовам времени», при условии радикальных изменений в сознании тех, кто непосредственно работает в этой системе, будь то учитель, чиновник, министр или теоретик образования. Планетарная доступность научной информации избавляет школу от необходимости многопредметной перегрузки, попыток сообщить школьнику и студенту как можно больше сведений по тому или иному учебному предмету. Так называемая «знаниевая парадигма» смещает целевые доминанты к ценностному (аксиологическому) содержанию образовательных процессов и систем, обеспечивающих не столько накопление информации, сколько способность к ее получению и действенной интерпретации.

С приветственным словом к участникам конференции обратились генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Ямамура Есихиро, генеральный консул Польши в Санкт-Петербурге Петр Зыгмунт Марциняк, генеральный консул Королевства Норвегии в Санкт-Петербурге Руне Осхейм.

В докладе А.П. Балицкой «Духовная сущность познания» был сформулирован важный тезис о том, что процесс познания не сводится к процедуре освоения объекта, но в нем «совершается событие присутствия, акт сопричастности». С этой точки зрения ошибкой современной политики реформирования образования является сведение его к субъекту рыночных отношений и сфере услуг. В настоящее время актуально понимать образование как духовный феномен, раскрытие которого подразумевает аксиологический подход.

В докладе К.В. Султанова «Идея поликультурализма в образовательных стратегиях современной России» была высказана идея о том, что культура составляет глубинное основание психики и интеллекта. Понимание других культур возможно лишь у того, кто овладел богатством родной культуры. Образовательный процесс должен строиться на основе этой идеи, а само образование является универсальным средством достижения диалога между разными национальными культурами. Автор обращает внимание на то, что в недрах любой национальной культуры существуют ее особые, субкультурные пласты, которые порождают ее динамику: элитарная и массовая, городская и сельская, официальная и «теневая», молодежная, культура интеллигенции, религиозная, политическая и т. д. Вопросы их взаимодействия в поле образования составляют важный аспект проблемы поликультурности в том ее историческом понимании, которое обнаруживает отечественная традиция философствования об образовании.

В докладе К.С. Пигрова «Духовный смысл космических инновационных технологий в России» была затронута проблема образования в условиях техногенной цивилизации. С точки зрения автора, понятие технологии, проверенное в контексте естествознания, перешло затем и в область гуманитарного знания и опыта. Особое внимание автор уделил моменту инновационности в новоевропейских технологиях. Будущее современной цивилизации создается инновационными технологиями, включающими в себя риск и не гарантирующими всегдашнего достижения успеха. Докладчик уточнил, что технология выражает целерациональный тип поведения. Человек становится цивилизованным в новоевропейском смысле, когда в его поведении начинает господствовать целерациональность. Технология внутри себя содержит некую духовную стихию, «номадический порыв». Поэтому технология, с одной стороны, есть основное средство удовлетворения потребностей человека в их новоевропейской форме, а с другой, - обнаружение и развитие сущностных антропологических сил как способ его инобытия в мире.

А.А. Воскресенский в докладе «Эвристические возможности концепта дарообмена в экономике, основанной на знаниях», утверждал, что индустриальная цивилизация, построенная в рамках модернистской идеологии, является предельно рационализированной формой экономики. Дарообмен является безусловным проявлением рационального выбора субъекта, детерминируя все области жизнедеятельности общества, включая и процесс образования, что является фундаментальной основой успешного функционирования «знание-вой» модели развития. Докладчик сделал акцент на том, что если при

описании европейского пути модернизации использовалось понятие труда как исходного элемента в структуре экономической рациональности и либеральной идеологии, то социально-антропологический подход акцентирует внимание на деятельности символической, т. е. генерации смыслов, производстве социальных связей. Экономика дара, представляя собой определенную модель мышления, характерного для сетевой организации общества, ставит под сомнение тезис о товарно-денежной природе экономического обмена и эгоистическом сознании человека.

В.И. Стрельченко в докладе «Логико-дискурсивные стратегии образовательного гнозиса» исходил из того, что современные реформы отечественной системы образования опираются на выработанные европейской наукой и философией воззрения о разуме как выражении сущности человеческого существования. Ментальность

ХХ в., сформировавшаяся из убеждений о всемогуществе разума, не исключает не только возможности выдвижения и обсуждения, но и воплощения в жизнь замыслов изменения природы самого человека. Докладчик особо обратил внимание на то, что ХХ век наглядно продемонстрировал, что наиболее выдающиеся успехи рациональности, достигнутые в науке и технике, чреваты разрушительными, поистине гибельными последствиями для человека, природы и культуры. Рационально осмысленные, научно обоснованные проекты, призванные способствовать утверждению принципов свободы, справедливости, абсолютной ценности человеческой жизни, единства и целостности человечества, обернулись вакханалией аморализма, психологического подавления и физического уничтожения личности (революции, мировые войны и др.), крайним обострением межэтнических конфликтов, усилением тенденций ксенофобии и ксенократии.

И.Б. Романенко в докладе «Оценка качества образования как стратегия модернизации (аналитика зарубежного опыта)» от-талкнулась от идеи Тоффлеров о том, что в условиях формирования постиндустриального общества (или общества инновационного типа) необходимо полное изменение стиля организации творческих коллективов - чаще создавать временные команды, объединяющие специалистов самых разных специальностей, для выполнения временных задач. В данной связи успешность развития университета зависит во многом от того, насколько организация его структур и подразделений соответствует изменяющимся реалиям общества и масштабности поставленных задач. К наиболее важным условиям (принципам) функционирования университета автор относит следующие: междисциплинарность исследований; мобильность подразделений;

пластичность исследовательских коллективов, проектных групп и т. п.; систематическое профессиональное самообследование и эффективная система оценки качества образования. Автор полагает, что анализ существующей в рамках Болонского процесса системы обеспечения и оценки качества образовательных программ целесообразно провести по следующим основаниям: выделить и охарактеризовать органы аккредитации; проводимые ими мероприятия; систему оценки качества образовательных программ; сотрудничество в рамках международных неправительственных организации по обеспечению качества образования. Предметом отдельного внимания в докладе явился анализ исторического опыта аккредитации и оценка качества образовательных программ в университетах англоязычного мира (Великобритания, США, Ирландия).

В рамках конференции также прошли теоретические семинары: «Интеллектуальный потенциал России и формирование элит» и «Образование и интеллектуальный потенциал России», на которых выступили: В.В. Балахонский, М.В. Бахтин, Н.С. Бирюкова, Д.Н. Гончарко, А.Я. Кожурин, В.А. Кушелев, Ю.В. Пую, А.С. Степанова, Л.Ю. Романенко, Я.Е. Шестовских и др. В ходе состоявшихся дискуссий было прояснено понятие «элита», ее назначение и обсуждены способы ее формирования в условиях современной России; обсуждались проблемы социальной стратиграфии и типологии элитных сообществ; рассматривались вопросы взаимосвязи культуры, образования, общественного сознания и концепций управления, формируемых элитными группами; анализировалась проблема ментальных особенностей отечественной элиты и ее роль в переломных моментах истории России.

Итоги конференции подвел председатель К.В. Султанов, подчеркнув, что грядущее «постиндустриальное, нерепрессивное общество», основанное на всемирной системе равновесия интересов народов и наций, описывается сегодня в терминах надежды как гуманный социум, способный гармонизировать отношения личности и государства, оправдать само пребывание человека в природе и культуре, снять экологический кризис, ликвидировать отставание духовно-нравственного развития человечества от его технического прогресса, преодолеть «распыление жизни». Сама возможность такой надежды связана с модернизацией и реформой образования, поэтому

XXI век, надо надеяться, будет веком образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.