Вестник Сибирского юридического института ФСКН России -
УДК 378
W **
w
Елена Александровна ПУШКАРЁВА,
профессор кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор философских наук
pushkarev7 3@mail. ш
Юрий Викторович ПУШКАРЁВ,
доцент кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат философских наук
pushkarev7 3@mail. ru
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННО НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА
И ГОСУДАРСТВА
INTELLECTUAL POTENTIAL AS AN ESSENTIAL BASIS FOR THE FORMATION OF A QUALITATIVELY NEW PERSON, SOCIETY
AND STATE
В статье исследуются общие подходы к проблеме современного развития интеллектуальной культуры. Отмечается, что интеллектуальная культура общества представляет собой уровень развития образования, науки и культуры, которые упорядочивают информационные и интеллектуальные процессы, создающие качественно нового человека, общество и государство в целом. Понимаемая в широком смысле интеллектуальная культура общества аккумулирует, воспроизводит и создает особую информацию в виде системы ценностей, что способствует самоорганизации важнейших социальных сил. Подчеркивается, что научно-технический и интеллектуальный потенциал - важнейшая основа безопасности страны.
The article considers general approaches to the problem of the modern development of intellectual culture. It is mentioned that intellectual culture of the society represents the level of development of education, science and culture that organize information and intellectual processes creating a qualitatively new person, society and the state on the whole. The intellectual culture of a society accumulates, reproduces and creates special information in the form of a value system that contributes to the self-organization of major social forces. The author emphasizes that the scientific-technical and intellectual potential is the most important basis for the security of the country.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, интеллектуальная культура, информационные и интеллектуальные процессы, социокультурное развитие, образовательная и научная системы, системы ценностей, патриотизм, вопросы безопасности.
Keywords: intellectual potential, intellectual culture, information and intellectual processes, social and cultural development, educational and scientific systems, value systems, patriotism, security issues.
Сегодня наиболее важным элементом развития современного общества является уровень развития его интеллектуальной культуры - качество образования, науки и культуры, которые упорядочивают информационные и интеллектуальные процессы, создающие качественно нового человека, общество и государство в целом. За последние годы общественное развитие в России переживает серьезные изменения. В сложившейся ситуации уже недостаточно констатировать те или иные проблемы и просчеты, необходимо находить причины и источники, порождающие их.
Научно-технический и интеллектуальный потенциал России - важнейшая основа безопасности страны. В условиях глоба-лизационного влияния изменяются и факторы успешного социального и экономического развития. Н.А. Князев отмечает, что в результате происходит стремительное накопление новейших мировоззренческих, онтологических, гносеологических и аксиологических компонентов в процессе теоретического освоения отношений человека с окружающей природной и социальной действительностью. [5, с. 38]
В частности, на первый план выходят взаимосвязанные друг с другом способность к технологическим и социальным инновациям, умение эффективно действовать в быстро изменяющейся социальной среде, масштабы информатизации общества, уровень интеллектуальной и политической свободы, развитие наукоемких технологий.
В XXI в. общество столкнулось с рядом серьезных кризисных процессов глобально-социального, экологического и иного характера, оказавших существенное влияние на формирование интеллектуальной культуры современного общества. С одной стороны, научно-технический прогресс привел к нарушению равновесия между техногенными и природными процессами, что создало угрозу существованию самого человечества. С другой стороны, технократические тенденции в науке и образовании, стремление получить знания ради господства над природой привели к обед-
нению духовной составляющей общества, искажению его нравственных принципов [19]. В своих исследованиях Е.В. Ушакова подчеркивает, что основное содержание информации - быть необходимым знанием для человека (индивидуальное знание), общества (общественное знание) и человечества (общее знание). А знание в первую очередь необходимо для того, чтобы служить человеку и человечеству основанием для верной практической деятельности в межличностных, социальных и социопри-родных взаимодействиях. Другими словами, знание в современном обществе - это информация, имеющая практическую ценность, служащая для получения конкретных результатов. То, что сегодня называют знанием, постоянно доказывает свою значимость и проверяется на практике. Причем результаты проявляются вне человека - в обществе, экономике, в развитии самого знания. Для получения значимых результатов в любой области требуются знания высокоспециализированные. Знание о знании - это новое направление исследований XXI в., значимость которого будет лишь возрастать пропорционально социально значимой информации, вырабатываемой и используемой человечеством. Эта разнообразная информация в большинстве случаев по отношению к любому отдельному человеку оказывается не только достаточной, но и избыточной, а в определенной своей части - вредной и опасной. Так, по данным наукометрии (раздела науковедения) [19, с. 21], к концу ХХ в. каждые сутки производилось такое количество научной информации, что работающий в данной области специалист мог освоить (прочесть) эту информацию в течение года.
Исследователями все чаще отмечаются такие угрозы развития интеллектуального потенциала, как снижение объемных параметров (численность занятых, затраты) и резкое ухудшение важнейших качественных характеристик ("вымывание" наиболее работоспособных сотрудников, научной молодежи, социально-психологическая деградация работников, старение и потеря материально-технической базы). [8; 11]
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России -
Именно понимаемая в широком смысле слова интеллектуальная культура общества аккумулирует, воспроизводит и создает особую информацию в виде системы ценностей (идеи, идеалы, традиции, формы и нормы общения и поведения и т. п.). Только данный тип культуры дает свободу в разнообразии, что способствует самоорганизации важнейших социальных сил и движений.
Политическая стабильность, целостность страны для России - важнейшие факторы национальной безопасности. В XXI в. национальная безопасность государства в большей степени в стратегическом плане определяется состоянием системы образования, которая действует на всех уровнях безопасности: общества, государства, личности.
Очевидно, что экономическая и военная безопасность государства без квалифицированных кадров невозможна, технологическая безопасность невозможна без научных разработок. [10] В новых рыночных условиях важен прогноз необходимости обществу интеллектуальных кадров, продуманное включение сферы науки и образования в экономическую жизнь и возможность развития на этой основе действенной интеграции фундаментальной науки и высшего образования.
Образование всегда играло ключевую роль в истории человечества. [15] Смысл, который В.А. Садовничий вкладывает в понятие "образование", однозначен - речь, прежде всего, идет о глубоком фундаментальном образовании. "Это такое образование, получив которое, человек способен дальше самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Он знает законы природы, законы развития общества, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Именно таким образованием всегда славилась Россия и в царское время, и в советское, и в наши дни" [12, с. 93-94].
Образование, давая толчок новым технологиям, формируя общественное сознание, было тем инструментом, который по-
зволял сохранять само общество, развивая его интеллектуальную культуру. Образование является фундаментом культуры, его основой, общество не может нормально функционировать и развиваться без системы культурных ценностей. [13] Структурам образования принадлежит одно из первых мест в формировании культуры.
Культура, охватывая самые существенные грани человека, способствует формированию профессионала. Однако не до конца решены проблемы всестороннего развития личности, его физического и нравственного здоровья, формирования гармоничного человека.
Важнейшей составляющей развития интеллектуальной культуры является ориентация на воспитание патриотизма, ответственности за Отечество, готовности и способности укреплять обороноспособность России. Исследователями подчеркивается, что "сформировать гражданскую позицию можно только на основе укоренившихся в сознании личности чувств долга и ответственности" [17, с. 36].
Опыт истории свидетельствует, что национальная безопасность страны определяется духовно-нравственными ценностями образования [1; 16], ориентированными на реализацию духовно-нравственных устремлений молодежи, понимание особенностей духовного потенциала России, ее культуры, нравственности, идеала. [18] Как справедливо подчеркивает Е.В. Василько-ва, "в эпоху глобальных мировых кризисов человек находится в критическом положении: бесконечная погоня за материальными ценностями с одной стороны и постоянный страх за свою хрупкую жизнь с другой стороны практически вытеснили проблемы, которые, казалось бы, должны быть всегда на первом плане: проблемы духовного поиска и существования личности в мире" [18, с. 35].
Без наращивания нововведений в культурной и духовно-нравственной сфере образования невозможно воспитание творческой, духовно-нравственной личности, отвечающей потребностям времени. Преодоление угроз национальной безопаснос-
ти России, таких как социально-экономическая нестабильность, криминализация, наркомания, падение морально-нравственных ценностей, в том числе и патриотизма, могут быть преодолены на основе реализации духовно-нравственной программы, когда идеи культуры, гуманизма пронизывают весь учебный процесс. [3; 14] Одной из задач государственной политики и управления является включение в систему обеспечения национальной безопасности России конкретных положений, направленных на воспитание норм общественной морали, преодоление проявлений бездуховности среди молодежи. [4; 6] Повышенное внимание к этой проблеме закономерно при отсутствии такового внимания к ней в прошлом и необходимости преодоления кризиса духовности в обществе.
В связи с этим важно воспитать и сохранить в человеке духовные и творческие силы, сформировать способность к достойному преодолению трудностей и нравственному самосовершенствованию. Освоение культуры личностью осуществляется через овладение духовно-нравственными ценностями в процессе ее социализации и подразумевает последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу. [20, с. 6]
В настоящее время образование выдвигается на одно из первых мест среди факторов развития человечества. Это связано с переходом цивилизации в постиндустриальную стадию развития, которую во многом определяют как информационное общество. [9] Сегодня стремительно обновляются информационные технологии, возникают совершенно новые подходы и решения. Специфика современной социально-правовой ситуации такова, что экономи-
ческие и технологические решения опережают развитие законодательства.
Стратегическая доктрина цивилизации развитых индустриальных стран заключается в концепции всемерного раскрытия человеческого потенциала через систему образования. Действительно, в сложившейся социокультурной ситуации на образование возлагается большая ответственность. Смыслы и приоритеты образовательной политики России, философские основания новых образовательных концепций реально могут предопределить перспективы развития интеллектуальной культуры современного и будущего поколений.
В.И. Кудашов подчеркивает: "...ценность России все больше видится в оригинальном взгляде на мир, нестандартном мироощущении, интеллекте. Так как интеллект можно воспроизводить только при высоком уровне образования, мир будет заинтересован в стабилизации жизни в России" [7, с. 86]. В современных условиях важно не потерять принципиальные черты, обусловливающие сохранение России как таковой вместе с ее стратегическим конкурентным преимуществом - национальными системами образования и науки.
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что интеллектуальная культура общества представляет собой уровень развития образования, науки и культуры, которые упорядочивают информационные и интеллектуальные процессы, создающие качественно нового человека, общество и государство в целом. Понимаемая в широком смысле интеллектуальная культура общества аккумулирует, воспроизводит и создает особую информацию в виде системы ценностей, что способствует самоорганизации важнейших социальных сил. Необходимо особо отметить, что научно-технический и интеллектуальный потенциалы - важнейшая основа безопасности страны.
Вестник Сибирского юридического
института ФСКН России —
Библиографический список
1. Беляева, М.В. Проблема воспитания национального самосознания учащихся в трудах отечественных учёных конца XVIII начала XX вв. / М.В. Беляева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6. - С. 91-101.
2. Василькова, Е.В. Духовные основания культуры / Е.В. Василькова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4. - С. 3542. - DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1404.03
3. Гребенкин, Е.В., Проблема формирования конфликтной культуры у педагогов и школьников / Е.В. Гребенкин, А.А. Гребенкина, В. Хаббергер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 6. - С. 83-89.
4. Гребенкина, А.А. Инновационные подходы к организации преподавания учебного курса "Конфликтология и медиация в школе" / А.А. Гребенкина, Е.В. Гребенкин // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6. - С. 25-30.
5. Князев, Н.А. Философские уровни анализа сущности процессов глобализации / Н.А. Князев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 38-47.
6. Кривченко, Е.Ю. Духовность светская и религиозная: духовно-нравственное начало в человеке / Е.Ю. Кривченко, А.П. Старовойтова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3. - С. 110-115.
7. Кудашов, В.И. Российское образование в глобальном мире / В.И. Кудашов // Философия образования. - 2006. - № 2 (16). - С. 86-88.
8. Латуха, О.А. Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров / О.А. Латуха, Ю.В. Пушкарёв // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - №5. - С. 50-56.
9. Латуха, О.А. Экономика общества знания: научно-образовательные приоритеты развития (обзор проблемы) / О.А. Латуха, Е.А. Пушкарева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 5. - С. 99-110. - DOI: http:/ /dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1405.11
10. Майер, Б.О. Технологическая платформа "образование": онтологический анализ / Б.О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (6). - С. 36-47.
11. Майер, Б.О. Ценностные иерархии потребительских выборов и гендерные различия / Б.О. Майер, А. В. Ткачев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 4 (4). - C. 23-49.
12. Образование, которое мы можем потерять : сборник / общ. ред. В.А. Садовниче-го. - М. : МГУ, 2002. - 288 с.
13. Олейникова, Ю.В. Аксиологический вектор современного отечественного образования / Ю.В. Олейникова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 4. - C. 16-21.
1 4. Плешкова, И. А. Особенности правового образования в современной школе / И.А. Плешкова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2(6). - С. 5-12
15. Садовничий, В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире / В.А. Садовничий // Философия образования. - 2005. - № 2 (13). - С. 3-9.
16. Силкова, К.А. Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия / К.А. Силкова, И.А. Плешкова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). - C. 84-93.
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Взгляд. Размышления. Точка зрения
17. Силкова, К. А. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной российской молодежи / К.А. Силкова, И.А. Плешкова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2013.- № 2.- С. 36-47.
18. Тихомирова, Е.Е. Этические концепты культуры как основа воспитания / Е.Е. Тихомирова, О.И. Колечкова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. - С. 54-61.
19. Ушакова, Е.В. Знаниеведение и философия: прзоблема соотношения в теории и образовании / Е.В. Ушакова // Философия образования. - 2007. - Спецвыпуск № 1. -С. 20-26.
20. Чернышева, Л.Н. Чтение как компонент духовно-нравственного развития подрастающего поколения / Л.Н. Чернышева// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 5-11.