Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал как фактор конкурентоспособности организации'

Интеллектуальный потенциал как фактор конкурентоспособности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / INTELLECTUAL CAPITAL / COMPETITIVENESS / INTELLECTUAL POTENTIAL / MEASUREMENT METHODS OF INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шманёв С. В., Грачик М. Е.

В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи структурных элементов интеллектуального капитала, обоснована связь конкурентоспособности с уровнем интеллектуального потенциала. На основании анализа современных экономических условий выделены основные черты инновационных организаций и необходимые критерии для количественной оценки интеллектуального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL POTENTIAL AS THE FACTOR OF THE COMPANY COMPETITIVENESS

The questions of correlation between structural elements of the intellectual capital, the contact of competitiveness of a company and the level of intellectual potential are considered in the article. The main features of innovative organizations and necessary criteria for quantification of intellectual potential are shown based on the analysis of current economic conditions.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал как фактор конкурентоспособности организации»

MwKCHGfWttbie

ітт^тиепьскт

интерфейсы

Система финансового планирования

Сметам календарноресурсного планирования.

Система поддержки принятия решений

Единое информационное пространство

Система управления персоналом

Системі уп |НЙПения Статистические

документами пакеты

Е ftP-система

Рис. 2. Единая система программных продуктов предприятия2

Собственно работы по созданию СУП носят в основном консалтинговый и интеграционный характер.

Однако практика показывает, что, как правило, при создании СУП возникает необходимость в предоставлении заказчику целого комплекса продуктов, включая:

- пакеты прикладных программ;

- обучение персонала заказчика;

- предоставление управленческого персонала со стороны;

-методики в различных областях управления проектами (формирование и организация работы в команде, определение и оценка рисков, системы мотивации) и т. д.

Как самостоятельные (имеющие самостоятельную ценность для будущего владельца) продукты можно рассматривать и целый ряд локальных результатов, достигаемых в процессе создания и внедрения СУП. Приведем в качестве примера, два подобных продуктов

1. Концепция автоматизированной системы управления проектом, в рамках которой определяются:

- основные элементы СУП (субъекты управления, объекты управления, процессы управления);

- формализованная функциональная модель СУП верхнего уровня, описывающая основные стадии и этапы управления;

- конкретные задачи СУП в части реализации функций управления;

- объем автоматизации функций управления, в том числе в составе различных очередей системы, а также средства автоматизации, как в составе общих для предприятия ИТ-решений, так и специализированные пакеты программ;

- основные требования к обеспечивающим компонентам СУП -к техническому, программному, информационному, методологическому и организационному обеспечению.

2. Организационное обеспечение системы управления проектом, включающее описание регламентов взаимодействия участников проекта, процедур управления различными этапами проекта, детальных инструкций по исполнению процедур и шаблонов управленческих документов, а также положений о временных органах проектного управления и соответствующих должностных инструкций.

Схема работ по созданию СУП содержит этапы, традиционные для разработки информационных систем, — обследование, разработку концепции, выбор программных продуктов, работы по интеграции, обучение персонала. Специфика этих работ проявляется главным образом в объекте обследования, используемых моделях и смещении внимания в сторону организационного обеспечения. Работы всех этапов создания СУП могут быть в значительной степени формализованы вплоть до использования стандартизованных бланков анкет, методик формирования моделей и шаблонов документов (это, в частности, является задачей и наполнением упомянутой выше методики проектирования СУП).

2 Савчук С.В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений // Менеджмент в России и за рубежом №5,. - М.: Финпресс, 2002. - 144 с.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Шманёв С.В., д.э.н., профессор кафедры экономики предприятий, Грачик М.Е., аспирант, ГИЭТ, г. Орел

В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи структурных элементов интеллектуального капитала, обоснована связь конкурентоспособности с уровнем интеллектуального потенциала. На основании анализа современных экономических условий выделены основные черты инновационных организаций и необходимые критерии для количественной оценки интеллектуального потенциала.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал; конкурентоспособность; интеллектуальный потенциал; методы измерения интеллектуального капитала.

INTELLECTUAL POTENTIAL AS THE FACTOR OF THE COMPANY COMPETITIVENESS

Shmanev S., professor of the department of economic of works, Grachik M., graduate of Orel State Institute of Economics and Commerce

The questions of correlation between structural elements of the intellectual capital, the contact of competitiveness of a company and the level of intellectual potential are considered in the article. The main features of innovative organizations and necessary criteria for quantification of intellectual potential are shown based on the analysis of current economic conditions.

Keywords: intellectual capital, competitiveness, intellectual potential, measurement methods of intellectual capital

Современная экономика характеризуется особым динамизмом, чрезвычайной сложностью и противоречивостью развертывающихся в ней процессов. В этот период резко возрастает роль и значение социальной сферы.

Вступление человечества в новую стадию развития, которую называют «постиндустриальным развитием общества» предъявляет соответствующие требования к конкурентоспособности организаций, формированию качественно иных структур управления, по-

от зарождения в недрах организации инновационной идеи и завершая созданием отработанных и протестированные© ЙОМЙКА нишах рынка образцов продукции, которая быстро внедряется. Циклы разработки и реализации все новой и новой инновационной продукции являются циклами интеллектуально-инновационной деятельности, в процессе которой создается и преумножается интеллектуальный капитал, а на его основе появляются новые инновации.

В последнее время сами представления об интеллектуальном капитале существенно трансформировались и включают не только человеческие ресурсы, определяющие коллективные знания и способности специалистов организации, но и те нематериальные ценности, которые создаются этими специалистами, так же как имидж и приверженность потребителей ее продукции.

Интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала.

Все составляющие тесно связаны друг с другом и активно взаимодействуют. Причем важной предпосылкой роста интеллектуального капитала выступает инвестирование. Содержание этого процесса - не просто вложение средств и ресурсов, а осознанная и целенаправленная деятельность. Интеллектуальный капитал организации создается посредством рыночного механизма, т.е. в конкурентной борьбе затраты на саморазвитие и самосовершенствование влияют на уровень получаемой прибыли. По К. Макконнеллу и С. Брю: «Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и, тем самым, производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем» [8].

Вложения в интеллектуальный капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект. Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект. Инвестиционный период у интеллектуального капитала значительно длиннее, чем у физического. У последнего он составляет в среднем от одного года до пяти лет, а у такой формы вложения в интеллект, как образование, инвестиционный период может достигать 12-20 лет, продолжаясь в дальнейшем всю трудовую жизнь.

Вместе с тем, очевидно, что одних инвестиций для роста интеллектуального капитала недостаточно, требуется определенный уровень интеллектуального потенциала.

Под интеллектуальным потенциалом организации понимается совокупность интеллектуальных способностей работников (знаний, умений, информации, ценностей, навыков и т.д.) и возможностей их раскрытия, развития и использования.

Интеллектуальный потенциал организации складывается из творческой активности персонала и его уровня квалификации.

иску новых ресурсов их развития.

По мнению Питера Друккера, в XXI в. изменятся принципиальные основы деятельности организаций - произойдет переход от акцента на рациональность построения социально-экономических систем к акценту на знания и информацию [3,4].

Чтобы успешно действовать на рынке, организациям теперь мало обладать материально-финансовыми ресурсами. На первый план выходят внутренние потенции, а интеллектуальные ресурсы, которые, к сожалению, используются сегодня недостаточно или вообще не используются, становится решающим фактором. «Другими словами, очевиден факт: от уровня и степени развитости интеллектуальных ресурсов, используемых организацией, зависят экономические показатели всех остальных видов ресурсов» [4].

В частности, именно интеллектуальный потенциал рассматривается как главный внутренний ресурс организации, способный предоставить ей новые конкурентные преимущества.

Важен факт, что интеллектуальный капитал как экономическая категория может существовать только в условиях рынка, как и другие формы капитала, когда способность к труду является товаром, приносящим не только основную, но и прибавочную стоимость. Рынок платит за то, что обладает ценностью.

Именно в рыночном обществе различия людей в их интеллектуальных способностях определяют востребованность человека на рынке труда.

Дж. Гэлбрейт отмечал: «Доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений» [1, с. 49].

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства.

Способность создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу организации, ее прибыль. Открытость для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность работников продуктивно их перерабатывать - залог высокой жизнеспособности и процветания. Не зря по данным агентства Рейт ОР почти 60% респондентов отметили, что для карьеры в большей степени необходимы практические навыки и умения.

Современная организация должна быть производителем интеллектуальных активов. В этом случае основная часть полученного эффекта - результат применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал становится устойчивым конкурентным преимуществом.

Организации, успешно развивающиеся в конкурентной борьбе, самостоятельно создают инновационную продукцию, начиная

Рис. І. Структура интеллектуального капитала.

Творческая активность в свою очередь включает: 1) способность работников организации к постановке и решению новых творческих задач; производству и внедрению инноваций, отличающихся неповторимостью и уникальностью; 2) а также способность руководителей к созданию условий для проявления творческих способностей.

Уровень квалификации предполагает: 1) наличие профессиональных навыков работников организации, необходимых для выполнения ими своих профессиональных обязанностей; 2) создание руководителями условий для совершенствования и развития имеющихся навыков и умений персонала.

В складывающихся условиях чрезвычайно важное значение приобретает умение правильно оценить состояние интеллектуального капитала организации и обеспечить его эффективное использование, чтобы сохранить и усилить свои позиции в соответствующих нишах рынка.

Однако, несмотря на то, что в передовых организациях интеллектуальный капитал считают главным фактором успехов в новом тысячелетии и сделали его плодотворно работающим, редко кто проводит оценку интеллектуальных ресурсов. Тем более, это осложняется тем, что интеллектуальный капитал имеет несколько составных элементов и на его формирование и величину влияет достаточно многочисленная группа разнородных факторов, а также отсутствуют хорошо разработанные методики количественных оценок уровня развития интеллектуального потенциала организации и получаемой при его реализации прибыли, без чего не могут быть четко определены цели и поставлены соответствующие задачи по созданию, преумножению и реализации различных составляющих интеллектуального капитала организации.

Стоимостная оценка интеллектуального капитала в настоящее время проводится как оценка нематериальных активов. Кроме того Карлом-Эриком Свейби представлен полный обзор методов измерения интеллектуального капитала, которые сгруппированы в 4 категории [11].

Методы прямого измерения интеллектуального капитала - Direct Intellectual Capital methods (DIC). К этой категории относятся все методы, основанные на идентификации и оценке в деньгах отдельных активов или отдельных компонентов интеллектуального капитала. После того, как оценены отдельные компоненты интеллектуального капитала или даже отдельные активы, выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании. При этом совсем не обязательно оценки отдельных компонентов складываются. Могут применяться и более сложные формулы.

Методы рыночной капитализации - Market Capitalization Methods (MCM). Вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов.

Методы отдачи на активы - Return on Assets methods (ROA). Отношение среднего доход компании до вычета налогов за некоторый период к материальным активам компании - ROA компании -сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученная разность умножается на материальные активы компании. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока можно получить стоимость интеллектуального капитала компании.

Методы подсчета очков - Scorecard Methods (SC). Идентифицируются различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы. Применение SC методов не предполагает получение денежной оценки интеллектуального капитала. Эти методы подобны методам диагностической информационной системы.

В оценке интеллектуального потенциала как особой формы капитала остается ряд неразрешенных проблем. Дело в том, что у интеллектуального потенциала процесс износа и обесценивания протекает иначе, чем у материально-вещественных факторов. В первые годы функционирования интеллектуального капитала за счет физического взросления работника, а также за счет накопления им производственного опыта, экономическая ценность запаса его знаний и способностей не уменьшается, как это происходит с физическим капиталом, а, напротив, возрастает. Наблюдается процесс повышения ценности интеллектуального капитала.

Наконец, у вещественных средств производства амортизаци-

онный процесс строится обычно таким образом, чтобы к концу срока службы полностью списать их стоимость. С интеллектуальным капиталом дело обстоит иначе. В большинстве случаев окончание трудовой деятельности работника вовсе не означает, что накопленный им запас знаний и навыков подвергся полному износу и обесцениванию. Дело еще больше осложняется, если учитывать периодически все более ускоряющийся процесс устаревания знаний в течение жизни одного поколения и необходимость их постоянного обновления в ходе непрерывного образования и обучения.

Тем не менее, представляется, что количественная оценка именно интеллектуального потенциала, его составляющих и их соотношения позволят определить конкурентоспособность организации в целом.

При создании методик оценки интеллектуального потенциала целесообразно учитывать как можно большее число факторов, среди которых возраст, уровень образования и квалификации, компетентность, участие персонала в повышении профессиональной подготовки и интенсивность переподготовки, текучесть кадров, стаж, количество инновационных преобразований, частота генерации идей и др.

Дальнейшее исследование и разработка критериев и показателей измерения интеллектуального потенциала позволит получить реальную оценку конкурентоспособности организации, количественно выразить ключевые компетентности, оценить конкурентные преимущества и сконцентрировать ресурсы, необходимые для их усиления.

Литература:

1. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Изд.: АСТ, 2004 г. с.-602.

2. Джамай Е. В., Бендиков М. А. «Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения» // Менеджмент в России и за рубежом № 4, 2001 г. http://dis.ru

3. Питер Ф. Друкер. Задачи менеджмента в XXI веке. Изд.: Вильямс, 2007 г. с.-272 стр.

4. Друкер Ф. П. Практика менеджмента. Изд.: Вильямс, 2007 г. с.-400.

5. Каталъко В. Организационные факторы конкурентных преимуществ фирм // Персонал-микс, 2003. - 1 декабря // -^^^.ре^опа1-mix, т

6. Лукичева Л.И. «Управление интеллектуальным капиталом». Учебное пособие, 2007. 552 с.

7. Майбуров И. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 3.

8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л.. Экономикс, Инфра-М, 2009 г., с.-944

9. Попов Е. В. Рыночный потенциал предприятия - М: Экономика, 2002. - 559 с,

10. Шафиков М. Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания, 2002, №1, с. 236-246.

11. http://www.sveiby.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.