УДК 101+008
Г. И. Малыхина, В. И. Миськевич, В. В. Шепетюк
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЛОСОФИИ В ПРОЦЕССАХ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В статье рассматриваются проблемы диалектики интернационализации и регионализации образования в контексте современных процессов глобализации. Обосновывается роль и значение философского образования как интеллектуального ресурса межкультурной коммуникации. Акцентируются социокультурные и межличностные проблемы общения с иностранными учащимися. Обобщен опыт работы преподавателей кафедры философии БГУИР с иностранными слушателями университета.
Ключевые слова: философия, интернационализация образования, поликультурность, университет, межкультурное взаимодействие, профессиональная подготовка иностранных обучающихся, обучение на английском языке.
G. I. Malykhina, V. I. Miskevich, V. V. Shepetyuk
Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics
THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF PHILOSOPHY IN THE PROCESSES OF INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION AND INTERCULTURAL COMMUNICATION
The problems of dialectic of internationalization and regionalization in education are considered in the article in the context of modern globalization processes. The role and importance of philosophical education is substantiated as an intellectual resource of intercultural communication. Socio-cultural and interpersonal problems of communication with foreign students are emphasized. The experience of teachers regarding the work with foreign students at the Department of Philosophy BSUIR is presented in the article as well.
Key words: philosophy, internationalization of education, multiculturalism, university, intercultural interaction, professional education of foreign students, education in English.
Введение. На волне достижений современной научно-технологической революции идет процесс формирования глобального информационно-коммуникационного общества. Глобализация - это процесс интеграции и конвергенции всех основных сфер жизни мирового сообщества на основе разделения труда и торговли, деятельности ТНК и формирования глобального рынка, активности международных институтов, СМИ и Интернета, массовизации культуры, международного сотрудничества ученых, универсализации норм международного права, экспансии английского языка и т. д. Важнейшее место в данном процессе принадлежит образованию, представляющему собой интеллектуальный потенциал (ресурс) инновационного развития любого современного общества.
Основная часть. Философия и философское образование является неотъемлемым компонентом данного ресурса. Философия представляет собой теоретическую, ценностно-рациональную систему знаний о мире, человеке и их взаимосвязях, является формой самосоз-
нания культуры. Вместе с тем ей принадлежит и важная практическая функция. Будучи системой мировоззренческих знаний и ценностных ориентаций, философия принимает самое непосредственное участие в процессах как трансформации общественного сознания, так и становления духовно-нравственных ориентиров личности. Эту свою функцию философия реализует прежде всего в контексте системы образования. В качестве учебного предмета она занимает центральное место в блоке социально-гуманитарных дисциплин. Философия вносит важный вклад в формирование инновационно-критического мировоззрения личности, мировоззрения, открытого межкультурной коммуникации и диалогу, способствует становлению ее активной гражданской и патриотической позиции. При этом эффективность преподавания философии, философского образования в решающей степени зависит от ее связи с реалиями жизни.
На макроуровне проблемы глобализации, современной межкультурной коммуникации и диалога обсуждаются на всемирных и нацио-
нальных философских конгрессах. На такого рода форумах теоретически осмысливаются и намечаются перспективы исследований наиболее актуальных вопросов современности, ставятся практические задачи перед мировым интеллектуальным сообществом. В частности, фокус-темой XXIII Всемирного философского конгресса в Афинах (август 2013 г.) являлась «Философия как исследование и образ жизни», а девизом последнего XXIV Конгресса в Пекине (август 2018 г.) был посыл: «Учиться быть человеком». В этом же русле идет и развитие отечественной философии. На недавно состоявшемся Первом белорусском философском конгрессе «Национальная философия в глобальном мире» (Минск, октябрь 2017 г.) обсуждался комплекс проблем, связанных с бытием человека в информационно-коммуникационном пространстве.
Формируемые на подобного рода форумах цели и перспективы социокультурной динамики, ключевые проблемы формирования личности, включая извечный вопрос «чему и как учить» молодое поколение в изменяющемся мире, находят свое практическое воплощение в различного рода социальных практиках, в том числе и в современных парадигмах образования.
В современном образовании можно выделить две взаимосвязанные тенденции: интернационализации образования (например, Болон-ский процесс) и его регионализации, т. е. сбережения национальных образовательных традиций (белорусских, литовских, чешских, польских и др.). Первая тенденция отвечает вызовам современного глобализирующегося мира, а вторая - потребностям сохранения национальной идентичности и культуры малых народов и государств.
Проблема диалектики регионализации и интернационализации образования является актуальной и для современного белорусского общества. Стремясь интегрироваться в европейское образовательное пространство, важно не потерять доказавшую свою состоятельность отечественную образовательную стратегию. Одной из важнейших задач этой стратегии, наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов, была и должна оставаться задача формирования человека как личности, гражданина, патриота, т. е. как носителя национального самосознания. Эта идея отражена и в Кодексе об образовании Республики Беларусь. Так, в статье 1, пункте 1.6 сказано следующее: «Образование - это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» [1].
Образование, как это следует из приведенного определения, реализуется через обучение и воспитание. Обучение связано с овладением учащимися кругом знаний, очерченных программой, и выработкой у них необходимых профессиональных компетенций. Задачи воспитания иные. Воспитание - это целенаправленный процесс формирования у индивида социально ценных и личностно значимых качеств в соответствии с существующими в данном обществе представлениями об идеальном типе человека. Эти представления корнями уходят в историю народа, запечатлены в его фольклоре, традициях, памяти о подвигах национальных героев, произведениях деятелей культуры, образах искусства, имидже успешных современников, идеологии государства и т. д. Воспитание, в отличие от обучения, выполняет гражданскую и культурную функции и нацелено на формирование моральных качеств индивида, его эстетического отношения к миру, гражданской позиции, умения жить среди людей, способности осознанно самоопределяться в многообразии политических идеологий и программ, т. е., коротко говоря, на формирование социо-гуманитарной культуры личности. Свой «вклад» в этот процесс так или иначе вносят все изучаемые дисциплины. Однако для наук об обществе, культуре и человеке эта задача является приоритетной. Социально-гуманитарные знания (как, впрочем, и всякий иной род знаний) обладают определенной спецификой, которая реализуется в процессах образования. Во-первых, они связаны с ценностями и интересами. В разных обществах ценностные картины мира различны, и поэтому нужно уметь «вписать» в них научные и профессиональные знания. Во-вторых, эти знания должны сопрягаться с эмоционально-чувственным строем личности и превращаться в убеждения. В-третьих, социально-гуманитарные знания являются важным компонентом общей культуры человека, обнаруживаясь в его эрудиции, речи, способах общения, поведении, культуре мышления. В-четвертых, гуманистический эффект социогуманитарного образования состоит в развитии тех «сущностных сил» человека, которые позволяют ему выходить за пределы своих эгоистических интересов и осознавать, отстаивать «общее благо».
Социально-гуманитарная культура общества является ядром национального менталитета и национального самосознания. Национальное самосознание, как осознание нацией своей национально-культурной идентичности, своих интересов и идеалов, места в истории человечества, формируется в неразрывной связи с национальной культурной традицией, важнейшей
составной частью которой является история философских идей данной нации. Вот почему ее изучение следует рассматривать как неотъемлемый компонент образования осознающей свою идентичность личности.
Как было сказано выше, другой тенденцией развития современного образования является его интернационализация, которая представляет собой один из феноменов сложного комплекса глобализационных процессов. Она проявляется, в частности, в стремлении молодежи разных стран получать образование за границей. По данным ЮНЕСКО, за последние 50 лет академическая мобильность студентов, обучающихся за рубежом, возросла на 300%. Если в 2011 г. этот показатель составлял 2,8 млн. учащихся, то к 2025 г. ожидается его рост до 4,9 млн. обучающихся за рубежом. В процесс интернационализации образования в настоящее время включены более 140 государств мира, в том числе и Республика Беларусь. По официальным данным, за последние 8 лет количество обучающихся в нашей стране иностранных студентов удвоилось и составляет сейчас более 20 тыс. человек [2].
Экспорт образовательных услуг является одним из важных направлений государственной политики Республики Беларусь в сфере образования. В реализации этой политики принимают участие около тридцати вузов страны. Среди них одно из лидирующих мест принадлежит Белорусскому государственному университету информатики и радиоэлектроники. В настоящее время в нем обучается 570 иностранных граждан из почти 50 стран мира по 29 специальностям I ступени и 31 специальности II ступени высшего образования. При этом БГУИР является единственным вузом в нашей стране, в котором доступен полный цикл обучения на английском языке. Важность и значение развития экспорта образовательных услуг и расширения международного сотрудничества отражены в «Плане основных мероприятий БГУИР на 2018/19 учебный год».
Национальная система образования, вовлеченная в процесс интернационализации, сталкивается с проблемами разнообразия различных интеллектуальных и культурных традиций, с одной стороны, и с нарастающей потребностью в диалоге этих культур - с другой. Это предполагает укрепление взаимопонимания между носителями различных национальных ментальностей, культивирование и распространение среди них общечеловеческих гуманистических ценностей. В контексте процессов интернационализации образования особую значимость приобретают вопросы трансформации педагогических технологий и их адаптации к
ситуациям поликультурности и плюрализма мнений, обусловленных многообразием этно-конфессиональных, религиозных, национальных и мировоззренческих позиций учащихся из различных зарубежных стран. Другими словами, функционирование современного университета, вовлеченного в процесс интернационализации и межкультурной коммуникации в форме экспорта образовательных услуг, проходит в условиях изменяющейся на наших глазах социокультурной реальности, в которой сосуществуют, конкурируют и взаимовлияют друг на друга взгляды и ценностные ориентации носителей различных традиций и культур. В этих условиях университет становится центром интеграции и диалога культур, реализуя важную социальную миссию по гармонизации глобальных социальных связей и отношений между представителями различных этнических общностей, укреплению межконфессионального и межнационального согласия. Анализ вышеназванных моментов, влияющих на эффективность профессиональной подготовки иностранных специалистов, актуализирует задачу поиска оптимальных моделей взаимодействия наших преподавателей и иностранных учащихся, разработки новых подходов к управлению образовательным процессом с целью создания продуктивной учебной среды.
Контингент иностранных студентов, обучающихся в БГУИР, представлен молодыми людьми из тех стран и регионов, которые сегодня заявляют о своем стремлении к отстаиванию национальной идентичности и сохранению культурной самобытности своих стран в контексте амбивалентного характера процессов мировой глобализации. Так, заметно проявляется тенденция, в соответствии с которой значительная часть иностранных граждан, приезжающих к нам на обучение, не разделяет свойственную нашему мировоззрению и культуре европоцентристскую образовательную парадигму. Типичной характеристикой последней является абсолютный приоритет исторического опыта и ценностей западной цивилизации в процессах образования, обучения и воспитания.
Вместе с тем иностранные учащиеся из государств Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока нередко в своих суждениях акцентируют внимание на обоснованности предъявления т. н. «исторических счетов» колониальной политике Запада, ставшей одной из причин исторически сложившегося дисбаланса и неравенства возможностей в развитии стран и континентов. Таким образом, налицо осознанное стремление иностранных слушателей университета получать не только профессиональные знания и компетенции, но и знания, удов-
летворяющие их представлениям о социальной справедливости, моделях общественного развития, религиозных и национальных традициях, Другими словами, это означает, что иностранные учащиеся обладают «особой чувствительностью» к данным проблемам, что обязывает преподавателей считаться в учебном процессе и общении с такого рода особенностями их мировоззрения. Так, в частности, новое поколение магистрантов - уроженцев Боливарианской Республики Венесуэлы - отмечают важность их современного понимания концепции национальной истории и культуры, государственного и общественного развития. Этот подход предполагает прежде всего анализ и оценку собственных достижений на пути формирования национальной государственности вне влияния колониальных сил. Данный запрос со стороны слушателей представляет собой попытку установления межкультурного диалога и взаимопонимания в ситуации учебного взаимодействия, результатом чего является повышение их мотивации к усвоению содержания курсов социогу-манитарного профиля. Таким образом, согласование позиций участников учебного процесса относительно вопросов, напрямую не коррелирующих с основными задачами профессиональной подготовки специалистов, оказывает самое существенное влияние на формирование взаимных ожиданий и конкретных результатов учебной деятельности. Важное значение в данном отношении принадлежит также установлению прочных и дружественных связей иностранных учащихся с социальным окружением. Помочь им в этом - еще одна важная задача преподавателей (естественно, наряду с другими заинтересованными коллегами и службами университета). Думается, что такого рода «понимающее» взаимодействие преподавателей философии и социогуманитарных дисциплин со своими иностранными слушателями является одним из факторов, способствующих повышению качества профессиональной подготовки иностранных обучающихся.
Многолетний опыт работы преподавателей кафедры философии БГУИР со всеми категориями иностранных учащихся (студентами, магистрантами и соискателями) дает богатый материал для осмысления специфики работы с данной аудиторией. Речь идет об иных мировоззренческих ориентациях, установках мышления и образе жизни иностранных граждан, прибывших в наш университет для получения образования. Эти мировоззренческие и поведенческие различия (от способов письма до гендерных различий), как показывает практика, серьезно влияют на успешность учебного процесса, в том числе на освоение программ кур-
сов по философии, логике, философии и методологии науки и др.
Таким образом, работа с иностранными студентами имеет свою специфику. Акцентируем те ее моменты, которые касаются изучения ими философии и предметов социогумани-тарного блока. Прежде всего, следует указать на их весьма расплывчатые и фрагментарные представления об истории и культуре западной цивилизации. Это, в принципе, объяснимо и связано с особенностями их национальных образовательных программ, ориентированных на самобытные исторические традиции и ценности. Отечественные образовательные программы и стратегии нацелены на интеграцию системы образования Республики Беларусь в Европейское образовательное пространство (в рамках Болонского процесса) и являются европоцентристскими. В этой связи возникает непростая задача налаживания мостов, диалога и взаимопонимания между иностранной аудиторией (очень «пестрой» и разнообразной по мировоззренческим, ценностным и ментальным ориентациям) и самими преподавателями. Первый барьер на этом пути - психологический. Умение общаться с представителями не просто иных национальностей, но часто совсем незнакомых культур требует особого такта и внимательности. Преподаватели кафедры философии, приступая к работе с иностранцами, стараются, как правило, предварительно познакомиться с группой, узнать ее национальный состав, выяснить наиболее важные вехи истории страны, духовно-ценностные (включая религиозные) особенности культуры ее представителей. Такой подход, как показывает практика, позволяет быстрее находить взаимопонимание со студентами и включиться в учебный процесс.
Следующая проблема - изучение самих курсов «Философия», «Логика» и «Философия и методология науки». Философия и наука - это важнейшие феномены западной культуры, которая фундирована ценностями демократии, уважения прав личности, конкуренции, рационализма, свободомыслия. В этой связи неизбежно возникает вопрос о возможности ментального диалога и взаимопонимания с представителями так называемых недемократических культур. Современные специалисты-востоковеды, в частности, отмечают, что даже в Индии и Китае, изобилующих философскими школами и направлениями, не было такой бескомпромиссной борьбы, разнообразия и динамики идей, которые отличают эволюцию европейского самосознания. Западные стереотипы видения иных культур и их восприятие сквозь призму собственных ценностей и интересов обусловливают одномерное понимание коммуникативных
ресурсов данных культур. В этой связи можно сослаться на непростой опыт общения (в рамках образовательного процесса) с магистрантами из Северной Кореи и совместного обсуждения философии чучхе. Впечатляют трудолюбие и дисциплинированность учащихся из Вьетнама, социально-этическая ориентация мышления китайских студентов, оптимизм и жизнестойкость арабоязычной аудитории, мифологическое мировосприятие студентов из Африки. Другими словами, преподаватели должны понимать те реальные особенности носителей различных культур, когда речь идет о несходящихся ментальностях.
В этой связи представляются важными и нужными, во-первых, обзорные лекции по истории западной цивилизации и культуры, философии и науке, а во-вторых, акцентирование примеров влияния Востока на обогащение и развитие культурных традиций Запада: например, аверроизма - на средневековую европейскую схоластику, буддизма - на философию жизни и психоанализ.
Переход от одномерной интерпретации Западом эволюции мировой культуры к ее многомерному истолкованию повышает интерес субъектов незападных культур к изучению философских дисциплин. Особо хотелось бы выделить успешность овладения философскими курсами слушателями из Ливана. Их отличает достаточно хороший уровень школьного образования, удовлетворительное владение английским языком и высокая мотивация к учебе.
Еще одна задача, стоящая перед преподавателями кафедры философии, работающими с иностранными студентами, заключается в формировании у них позитивного отношения к нашей стране и белорусскому народу. Изучение в рамках вышеназванных курсов истории и культуры Беларуси, отечественной философской и политико-правовой мысли дает возможность не только конкретизировать содержание учебных предметов, но и ближе познакомить иностранных студентов с основами государственного устройства, идеологией, менталитетом и обра-
зом жизни белорусского народа. Такого рода подход позволяет дополнить их стихийно складывающееся представление о белорусской реальности более глубоким философским, т. е. социокультурным и историческим измерениями. Авторы полагают, что эта работа важна и в плане той интернациональной «профориента-ционной» деятельности и рекламы Беларуси, которую выпускники нашего университета уо1еш-по1е^ будут проводить по возвращении на родину.
Одним из значимых аспектов интернационализации образования является дополнение национальных образовательных практик обучением на иностранных языках, прежде всего на английском. Как отмечалось выше, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники активно участвует в данном процессе. Посильный вклад в это общее дело вносят и преподаватели кафедры философии БГУИР, ведущие учебные занятия на английском языке на I и II ступенях высшего образования, а также в рамках работы с иностранными соискателями. В целях обеспечения учебного процесса авторским коллективом подготовлено и издано первое в стране учебное пособие «Философия / РЫН-8орЬу» на английском языке с грифом Министерства образования Республики Беларусь [3]. В данном учебном пособии обобщен многолетний опыт преподавания дисциплин кафедры на английском языке, учитывающий культурное разнообразие иностранных слушателей университета.
Заключение. В качестве выводов отметим, что философское образование стимулирует выработку высоких гуманистических идеалов и ценностей личности, демонстрируя тем самым существенный конструктивный потенциал в вопросах укрепления межкультурной коммуникации, гармонизации межэтнических отношений, и может быть рассмотрено в качестве важного элемента программ воспитания толерантного сознания и поведения людей в современном динамично изменяющемся мире.
Литература
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. Ст. 1, п. 1.6. URL: https://www.pravo.by/ document/?guid=3871 &p0=hk1100243 (дата обращения: 17.01.2019).
2. Более 20 тысяч иностранных студентов учатся в Беларуси. // Периодическое издание «СБ - Беларусь Сегодня». URL: https://www.sb.by/articles/bolee-20-tysyach-inostrannykh-studentov-uchatsya-v-belarusi.html%3famp=1?espv=1 (дата обращения: 15.01.2019).
3. Философия: учеб. пособие / Г. И. Малыхина [и др.]. Минск: БГУИР, 2017. 284 с.
References
1. Kodeks Respubliki Belarus' ob obrazovanii [Code of the Republic of Belarus on education]. Available at: https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 (accessed 17.01.2019).
2. More than 20 thousand foreign students study in Belarus. Periodicheskoye izdaniye «SB - Belarus' Segodnya» [Periodical «SB - Belarus Today»]. Available at: https://www.sb.by/articles/bolee-20-tysyach-inostrannykh-studentov-uchatsya-v-belarusi.Html%3famp=1?espv=1 (accessed 15.01.2019).
3. Malykhina G. I. [et al.] Filosofiya [Philosophy]. Minsk, BSUIR Publ., 2017. 284 p.
Информация об авторах
Малыхина Галина Ивановна - кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (220013, г. Минск, ул. Петруся Бровки, 6, Республика Беларусь). E-mail: malyhina@bsuir.by
Миськевич Владимир Иосифович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (220013, г. Минск, ул. Петруся Бровки, 6, Республика Беларусь). E-mail: voldemar-vim@tut.by
Шепетюк Виталий Васильевич - кандидат философских наук, доцент кафедры философии. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (220013, г. Минск, ул. Петруся Бровки, 6, Республика Беларусь). E-mail: shepetuk@mail.ru
Information about the authors
Malykhina Galina Ivanovna - PhD (Philosophy), Associate Professor, Head of the Department of Philosophy. Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics (6, Petrusya Brovki str., 220013, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: malyhina@bsuir.by
Miskevich Vladimir Iosifovich - PhD (Philosophy), Assistant Professor, the Department of Philosophy. Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics (6, Petrusya Brovki str., 220013, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: voldemar-vim@tut.by
Shepetyuk Vitaliy Vasilievich - PhD (Philosophy), Assistant Professor, the Department of Philosophy. Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics (6, Petrusya Brovki str., 220013, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: shepetuk@mail.ru
Поступила 10.09.2019